Что значит топографический знак

Условные обозначения на топографических картах

Условные знаки топографических карт дают полную информацию о местности. Они являются общепринятыми и используются для топографических карт и планов. Топографические карты представляют собой важный материал не только для туристов, но и для геодезических организаций, для органов власти, которые занимаются планированием местности и перенесением границ участков.

Знания об условных знаках помогают не только правильно прочесть карту, но и составить детальные планы местности с учётом появившихся новых объектов.

Топографические карты и планы

Топографические карты — разновидность географических. Они несут подробную информацию о плане местности, указывая расположение различных технических и природных объектов друг относительно друга.

Топографические карты различаются по масштабам выполнения. Все они несут менее или более детальную информацию о местности.

Масштаб карты обозначается сбоку или снизу карты. Он показывает соотношение размеров: обозначенного на карте к натуральному. Таким образом, чем знаменатель больше, тем материал менее подробный. Допустим, карта 1:10 000 будет иметь в 1 сантиметре 100 метров. Чтобы узнать расстояние в метрах между объектами, с помощью линейки измеряется отрезок между двумя пунктами и умножается на второй показатель.

  1. Самым детальным является топографический план местности, его масштаб 1:5 000 включительно. Он не считается картой и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что земля круглая. Это несколько искажает его информативность, тем не менее план является незаменимым при изображении культурно-бытовых и хозяйственных объектов. Кроме того, план может показывать и микрообъекты, которые сложно найти на карте (допустим, растительность и грунты, контуры которых слишком малы для изображения в других материалах).
  2. Топографические карты масштабом 1:10 000 и 1:25 000 считаются среди карт максимально подробными. Их используют для хозяйственных нужд. Они изображают населённые пункты, промышленные объекты и объекты сельского хозяйства, дороги, гидрографическую сеть, болота, ограждения, границы и т. д. Такие карты наиболее часто используются для получения информации об объектах на местности, которая не имеет значительного лесистого покрова. Наиболее достоверно в них изображены объекты хозяйствования.
  3. Карты с масштабом 1: 50 000 и 1:100 000 менее подробны. Они схематично изображают контуры лесов и иных крупных объектов, изображение которых не требует большой детализации. Такие карты удобно использовать для аэронавигации, составляя маршруты дорог и так далее.
  4. Менее подробные карты используются в военных целях для выполнения поставленных задач по планированию различных операций.
  5. Карты с масштабом до 1:1 000 000 позволяют правильно оценить общую картину местности.
Читайте также:  Оклад с учетом налогов что значит

Определившись с поставленной задачей, выбор материала представляется абсолютно не сложной задачей. В зависимости от того, насколько нужна детальная информация о местности, выбирается и нужный масштаб карты.

Условные знаки и их виды

  • площадные (масштабные) — для крупных объектов (лес, луг, озеро), их размеры легко измерить на карте, соотнести с масштабом и получить необходимую информацию о глубине, протяжённости, площади;
  • линейные — для протяжённых географических объектов, ширина которых обозначена быть не может, наносятся в виде линии, соответствующей масштабу, чтобы правильно отобразить длину объекта (дорога, полоса электропередач);
  • внемасштабные — ими пользуются для обозначения стратегически важных объектов, без которых карта будет неполной, но в довольно условном размере (мост, колодец, отдельное дерево);
  • пояснительные — характеризующие объект, допустим, глубина реки, высота склона, дерево, которое обозначает вид леса;
  • изображающие компоненты ландшафта: рельеф, скалы и камни, гидрографические объекты, растительность, искусственные строения;
  • специальные — наносятся на карты для отдельных отраслей хозяйства (метеорологические, военные знаки).

Обозначения топографических карт в определённых случаях, особенно это касается отдельных групп объектов, допускают некоторые условности:

  • основная информация, которую несёт изображение населённого пункта – плотность застройки и размещение границ объекта, для этого необязательно отмечать каждое здание, можно ограничиться главными улицами, перекрёстками и важными строениями;
  • условные обозначения группы однородных объектов допускают изображение только крайних из них;
  • при начертании линии дорог необходимо обозначить их середину, которая должна соответствовать ситуации на местности, а сама ширина объекта сообщения отображаться не должна;
  • стратегически важные объекты, такие как фабрики и заводы обозначаются на месте, где располагается главное здание или фабричная труба.

Правила нанесения на карту условных знаков

Карта должна быть объективной и это требование включает следующие положения:

  • правильно выбранные стандартные условные знаки, если это специальная карта, то обозначения должны быть также общеизвестны в определённой области;
  • правильное изображение штриховых элементов;
  • одна карта должны быть составлена в одном стиле изображения;
  • микрообъекты также должны быть обозначены в точности, если на местности присутствует определённое количество таких объектов одинакового размера, они на карте должны быть обозначены все одинаковым знаком;
  • цветовые показатели элементов форм рельефа должны быть выдержаны правильно — высоты и низины часто изображены красками, рядом с картой должна быть шкала, которая показывает, какой высоте на местности отвечает тот или иной цвет.

Условные знаки топографических карт и планов наносятся в соответствии с едиными правилами.

Отдельные требования выдвигаются и к цветовой гамме.

Так, фоновая окраска должна обеспечивать хорошую читаемость, а условные знаки обозначаются следующими красками:

  • зелёной – обозначения ледников, вечных снегов, болот, солончаков, пересечений координатных линий и гидрографии;
  • коричневой – формы рельефа;
  • голубой – водные объекты;
  • розовой – межлинейные просветы шоссе;
  • красной или коричневой – некоторые знаки растительности;
  • чёрной – штриховка и все знаки.
  1. Объекты, обозначенные внемасштабными условными знаками на топографических картах и планах, должны соответствовать положению на местности. Для этого их нужно размещать по определённым правилам.

Положению на местности соответствуют:

  • центр знака объектов правильной формы (круглых, квадратных, треугольных) на плане;
  • середина основания условного обозначения – для перспективных отображений объектов (маяков, скал);
  • вершины угла обозначения – для значков с элементом прямых углов (дерево, столб);
  • середина нижней линии знака – для обозначений в виде сочетания фигур (вышки, часовни, башни).

Нанесение ключевых знаков на топографическую карту

Обозначение условными знаками групп объектов должно происходить согласно нижеприведённым правилам.

  1. Геодезические пункты. Эти объекты должны быть обозначены максимально подробно. Отметка центров пунктов наносится в точности до сантиметра. Если пункт находится на возвышенной местности, необходимо отметить высоту бугра или кургана. При нанесении границ межеваний, которые на местности обозначены столбами и пронумерованы, нумерация должна быть отображена и на карте.
  2. Постройки и их части. Контуры зданий нужно наносить на карту в соответствии с планировкой строения и размерами. Наиболее подробно изображаются многоэтажные и исторически важные постройки. Этажность обозначается начиная с двух этажей. Если здание имеет ориентировочную башню, её также обязательно отобразить на карте.

Мелкие постройки, такие как павильоны, погреба, элементы зданий, отображаются по желанию заказчика и только на подробных картах. Нумерация зданий воспроизводится только на крупных картах. Дополнительно буквами могут обозначаться материалы, из которых построено здание, его назначение, огнестойкость.

Условными знаками принято выделять строящиеся или полуразрушенные здания, культурные и религиозные постройки. Объекты на карте должны размещаться в точности, как в реальности.

В целом детализация и подробность описания характеристик зависит от цели составления карты и оговаривается заказчиком и исполнителем.

  1. Промышленные объекты. Этажность в зданиях роли не играет. Более важные объекты – это административные строения и трубы. Для труб более 50 метров необходимо подписывать их фактическую высоту.

На предприятиях, имеющих шахты и ведущих добычу ископаемых, принято обозначать объекты, размещённые на поверхности. Отображение подземных путей проводится по согласованию с заказчиком с указанием на рабочие и нерабочие ответвления. Для карьеров обязательно числовое обозначение их глубины.

  1. Железные дороги показывают с обозначением их ширины колеи. На картах необходимо обозначать и недействующие дороги. Для электрифицированных дорог и трамвайных путей должны рядом быть отображена линия электропередач.

На карте наносится обозначение уклонов дорог, насыпи и их высота, откосы, туннели и их характеристики. Обязательно наносятся тупики, поворотные круги и окончания дорог.

Автодороги обозначают определённым знаком, который зависит от покрытия. Проезжая часть должна быть выделена линией.

  1. Гидрографические объекты принято делить на три группы:
  • постоянные;
  • неопределённые – существующие всё время, но очертания которых часто меняются;
  • непостоянные – меняющиеся в зависимости от сезона, но с выраженным истоком и направлением русла.

Постоянные водоёмы изображаются сплошными линиями, остальные – штрих-пунктиром.

  1. Рельеф. При изображении рельефа местности используют горизонтали или контурные линии с указанием высот отдельных уступов. Причём низменности и возвышения изображаются похоже, пользуясь штрихами: если они идут наружу, то изображено возвышение, если внутрь — это впадина, балка или низменность. Кроме того, если контурные линии находятся близко друг к другу, склон считается крутым, если далеко — пологим.

В зависимости от целей, для которых предназначена топографическая карта, допускаются некоторые упрощения или несущественные искажения второстепенных объектов, но общие требования должны быть соблюдены.

Источник

Топографические знаки

Все местные предметы на топографических картах изображаются специальными условными топографическими знаками. Эти знаки похожи на сами местные предметы. Так, лес на топографических картах изображается зеленым цветом; дома и другие строения – прямоугольниками; реки, ручьи, озера – голубым цветом.

Топографические знаки, размеры которых соответствуют масштабу карты, называют масштабными Но не всегда каждый местный предмет на карте можно изобразить точно по форме, цвету и размеру. Например, шоссейная дорога шириной 20 м на карте масштаба 1:200 000 должна быть обозначена линией толщиной 0,1 мм. Еще более мелкие — узенькие ручейки, тропинки или родничок вообще было бы невозможно разглядеть на карте. Поэтому такие мелкие или узкие предметы на карте, но имеющие стратегическую важность, обозначают особыми топографическими знаками, которые называют внемасштабными. То есть реальный размер этих предметов не соответствует масштабу карты.

В зависимости от типа и формы объекта все топографические знаки делят на четыре вида:

1) линейные изображают те местные предметы, которые имеют форму линии (дороги, линии электропередачи, ручьи, реки и т.п.);
2) площадные изображают предметы, имеющие площадь, такой знак состоит из двух элементов: контура и знака, заполняющего контур (лес, болото, луг, населенные пункты в зависимости от масштабов карты);
3) фигурные изображают отдельно стоящие объекты, имеющие важное значение (мост, колодец, паром, отдельные строения и т.п.);
4) пояснительные дают характеристику конкретного объекта, располагаются с другими топографическими знаками. Например, надпись «сосн.» рядом с топографическим знаком хвойного леса означает, что данный хвойный лес сосновый; возле топографического знака моста могут быть написаны пояснительные знаки, несущие информацию о его ширине, длине, грузоподъемности.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов.

Для того чтобы было легче запоминать топографические знаки и ориентироваться в них, их объединяют в группы по типу местных предметов:

  • дороги и дорожные сооружения;
  • населенные пункты, отдельные строения;
  • гидрография (те. вода на земле);
  • растительность;
  • рельеф;
  • пояснительные и специальные туристские знаки.

Группа топографических знаков «Дороги и дорожные сооружения»

Дороги, тропинки, трассы — крайне важный объект топографической карты, который служит не только для движения туристов, они являются важным ориентиром. На топографических картах все дороги разделены на: железные дороги, шоссейные и грунтовые автомобильные.

Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие – асфальтовое, бетонное или каменное (булыжник, брусчатка). Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета, параллельные друг другу линии, промежуток между которыми равен 8 или 1 мм и заполняется красной (оранжевой) краской. Как уже говорилось, знак «шоссе» является внемасштабным по ширине, но иногда тем, кто пользуется шоссейными дорогами, очень важно знать его ширину. Поэтому у знака шоссейной дороги на карте дается пояснительный, в виде буквенно-цифровой характеристики: цифра, еще одной цифра в скобках и буква. Например, пояснительный знак «8(12)А» на шоссейной дороге означает; что ширина этого шоссе с покрытием составляет 8 м, ширина без покрытия 12 м, а буква означает материал, из которого сделано покрытие. В данном случае это асфальт.

Топографические знаки группы “Дороги и дорожные сооружения”

Таким образом, первая цифра – это ширина покрытия шоссе в метрах, цифра в скобках – ширина всего полотна шоссе в метрах вместе с обочинами.

Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе:

  • если это асфальт, то ставится буква А;
  • если бетон – буква Б;
  • булыжником или брусчаткой (т.е. камнем), то буква К.

Грунтовые дороги – это дороги земляные, не имеющие искусственного покрытия, они могут быть частично или целиком усыпаны гравием, щебнем, шлаком, но это не является твердым покрытием. Все грунтовые дороги подразделяются на простые (полевые или лесные), проселочные, улучшенные грунтовые дороги (УГД).

Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина пробела между штрихами — около 1 мм.

Проселочная дорога имеет более важное значение, чем простая. Она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочные дороги соединяют друг с другом мелкие населенные пункты (село с селом, железнодорожной станцией) или мелкие населенные пункты с крупными (село – город). Отличие от простой грунтовой дороги, идущей через лес к вырубке или через поле к стогу сена, в том, что простая грунтовая дорога может внезапно оборваться где-нибудь в лесу или в поле, в то время проселочная обязательно выведет к какому-либо населенному пункту или к крупной дороге. Поэтому проселочная дорога на топографических картах обозначается более «уверенной» сплошной тонкой черной линией.

Улучшенная грунтовая дорога — это дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия, но посыпана гравием или щебнем, утрамбована катком и выровнена по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий (ширина между ними 0,6 – 0,8 мм), пространство между ними заполнено не оранжевым (как при обозначении шоссе), а желтым цветом.

Чаще всего туристы передвигаются в походах пешеходными тропами. Пешеходные тропы имеют важные особенности:

— тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении;
– тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать.

В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении. Конечно, не все тропинки обозначены на карте; встречаются временные тропинки-одногодки, которые на картах не показывают, это необходимо учитывать. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие тропы (их называют иногда вековыми) наносятся на карты крупных масштабов.

Условный знак тропы почти такой же, как и знак простой грунтовой дороги – тонкая черная прерывистая штриховая линия, но каждый штрих имеет меньшую длину. Длина штриха равна 2 мм, а пробел между штрихами – чуть меньше 1 мм.

Топографический знак железной дороги за последнее время тоже претерпел изменения. Как известно, железная дорога может быть одноколейной или может иметь несколько колей. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейными и широкой колеи, по которой ходят пассажирские и товарные поезда. Узкоколейная железная дорога предназначена для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы – лес, торф, грунты (песок, гравий, щебень) и др.

Железная дорога на карте может быть представлена в виде сплошной толстой черной линии (ее толщина достигает 0,6 мм) с белыми полосками – электрифицированная дорога или сплошной черной линией с поперечными штрихами – неэлектрифицированная. Количество поперечных штрихов указывает на число колей, два коротких штриха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная.

На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки – бетонными.

Топографические знаки мостов – это знаки фигурные и немасштабные. Там, где на карте размешается знак моста, знаки дороги и реки разрываются. Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста. Буква обозначает материал, из которого построен мост (Д – дерево, К – бетон). Коэффициент – высота моста над поверхностью воды. В числителе дроби первая цифра (20) – длина моста в метрах. Вторая цифра (4) – его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, т.е. на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

Группа топографических знаков «Населенные пункты»

Населенные пункты сами по себе являются сложными образованиями, состоящими из различных строений и сооружений. Поэтому простого топографического знака населенного пункта нет. Он складывается из топографических знаков различных местных предметов, составляющих то, что называется населенным пунктом. Так, отдельные жилые и нежилые строения изображаются черным прямоугольником или фигурой черного цвета, соответствующего форме и размерам самому строению (рис. 11, б). В первом случае топографический знак является внемасштабным, во втором – масштабным.

Жилые и нежилые строения в населенном пункте располагаются в определенном порядке и имеют улицы, переулки, кварталы, дороги и т.д. Рядом со знаками некоторых отдельных строений дается их характеристика. Например: шк. – школа, больн. – больница, эл-ст. – электростанция, сан. – санаторий.

В походах и путешествиях часто можно встретить отдельный дом, где живет и трудится лесник. Такая избушка лесника имеет свой топографический знак обычный немасштабный знак отдельного строения с надписью «лесн.». Важными ориентирами могут служить хорошо видимые издалека различные постройки башенного типа — водонапорные башни, пожарные вышки и т.д. Башня обозначается фигурным внемасштабным знаком, рядом с которым часто дается пояснение.

Топографические знаки группы «Населенные пункты»

И последние из этой группы, очень важные местные предметы, топографические знаки которых необходимо знать, – линии связи и линии электропередачи (ЛЭП). Линии связи – это натянутые на столбах провода, по которым осуществляются телеграфная и телефонная связь, а также радиотрансляционные передачи. Обозначаются они на всех картах, независимо от характера связи, тонкой черной линией с черными точками на ней, которые ставятся через каждые 4 мм. Знак линии связи рисуется на карте так, как идет на местности сама линия связи.

Линии электропередачи (ЛЭП) бывают на деревянных столбах или на металлических и бетонных опорах. Это зависит от их мощности – напряжения тока на линиях. Высоковольтные линии электропередачи всегда делаются на высоких металлических или бетонных опорах. Если ЛЭП проложена на деревянных столбах, то ставятся точки, если на металлических или бетонных опорах — короткие утолщенные черточки.

Группа топографических знаков «Гидрография»

В туристических походах водные объекты всегда представляют интерес для туристов; на берегах рек и озер разбивают биваки, родники и ключи — источник чистой питьевой воды и т.д. В группе «Гидрографии» много топографических знаков, которые изображаются голубым цветом.

Один из основных топографических знаков этой группы – знак реки. Он может быть и масштабным, и внемасштабным в зависимости от размера реки и масштаба карты. Большую, широкую реку изображают точно в соответствии с масштабом карты на каждом участке русла реки. Этот топографический знак состоит из двух элементов – контура береговой линии реки (а также береговой линии островов, если они есть), которая рисуется тонкой синей линией, и заполняющего знака — голубого фона, изображающего поверхность реки, т.е. пространство, занятое водой.

Топографические знаки группы «Гидрография»

Реки или ручьи на топографической карте изображены тонкой синей линией, которая постепенно утолщается от истока к устью. В том месте, где маленькая речка уже становится настолько широкой, что ее можно изобразить масштабным знаком, знак изменяется на двойной синий контур с голубым фоном внутри. Бывают речки и ручьи, которые текут только весной и в начале лета, а потом пересыхают, их изображают тонкой синей прерывистой линией. Для того чтобы знать направление и скорость течения реки, рядом с топографическим знаком реки имеются пояснительные знаки. Черная стрелка показывает направление течения реки, а цифры, стоящие в середине стрелки, обозначена скорость ее течения (единицы измерения – м/с).

Море, озеро, пруд также изображаются топографическим знаком, состоящим из двух элементов: тонкой синей линии, показывающей контур берега, и голубого фона – площадь зеркала водоема.

Важный гидрографический топографический знак – знак, обозначающий водные источники — колодец, родник. Эти объекты обозначаются только на крупномасштабных картах. Знак колодца — синий кружок диаметром чуть больше 1 мм с синей точкой в центре. Родники и ключи обозначаются синим кружочком с «хвостиком».

Болота бывают двух типов: проходимые и труднопроходимые, через которые двигаться опасно, их надо обходить стороной. Соответственно, есть и два знака болот: короткие горизонтальные штришки, сгруппированные в форме ромбов неправильной формы – это проходимые болота, а сплошные горизонтальные синие штрихи – непроходимые болота. На рисунке приведен условный топографический знак – проходимые болота.

Группа топографических знаков «Растительность»

Эта группа объединяет все топографические знаки, которыми на карте обозначаются все имеющиеся растительные объекты. Как правило, эти объекты имеют площадь, поэтому топографические знаки являются площадными, а, следовательно, масштабными. У площадных знаков всегда имеются границы угодий площадей, занятых той или иной естественной или искусственной растительностью. Эта граница выделяется мелкой пунктирной линией черного цвета. Топографические знаки растительности изображаются на зеленом фоне. Более старую растительность, например лес, обозначают темно-зеленым фоном, молодой лес выделяют светло-зеленым цветом.

Основной топографический знак в группе «Растительность» – это знак леса. Помимо того, что он выделяется зеленым фоном и имеет границы, важно знать, какие породы деревьев произрастают в нем, какое расстояние между деревьями и т.д. Знак «елочки на зеленом фоне» свидетельствует о том, что в данном лесу преобладают хвойные породы деревьев – сосна, пихта, ель и т.д. (а). Если преобладают лиственные деревья (береза, осина и др.), то на зеленом фоне рисуется березка, у которой правая сторона кроны делается зачерненной ( б). Для обозначения смешанного леса елочка и березка рисуются рядом (в). Для того чтобы обозначить конкретную породу деревьев, преобладающую в лесу, слева от знака леса ставят пояснительный знак – сокращенная подпись породы деревьев. Цифры дают характеристику древостоя в лесу. Так, цифры, приведенные на рис. 14, означают, что высота деревьев в лесу составляет около 25 м, диаметр деревьев 0,3 м, а расстояние между деревьями 6 м.

Дробь справа от этих значков означает следующее: в числителе дана средняя высота деревьев в этом лесу в метрах, в знаменателе – средняя толщина стволов на уровне головы человека в метрах, а коэффициент, стоящий за дробью, — среднее расстояние между деревьями (т.е. густота леса).

В лесах часто встречаются просеки – длинные лесные коридоры шириной 2-12 м, обозначающие границы лесных кварталов. Чаще всего просеки строго ориентированы на стороны света и идут с севера на юг. другие пересекают их с запада на восток. Просеки делят лес на кварталы, каждый из которых имеет свой номер. На пересечении просек находятся квартальные столбы, на гранях которых обозначены номера лесных кварталов. Зачастую по просеке проходит дорога, однако она есть не всегда. Но топографический знак просеки точно соответствует знаку простой грунтовой дороги – тонкая черная штриховая линия. Отличие заключается в том, что проселочная дорога извилистая, а просека прямая. На просеке ставится цифра, которая показывает се ширину в метрах.

Топографические знаки группы «Растительность»

Для обозначения молодой поросли леса это могут быть лесопосадки, кроме светло-зеленого фона, применяется дополнительный заполняющий знак: маленькие черные кружочки, ряды которых располагаются под углом 45° к рамкам карты. Таким же топографическим знаком изображаются фруктовые сады, отличие заключается в том, что их ряды идут под углом 90° по отношению к рамкам карты. Топографический знак «лесная вырубка» показывается на белом фоне, сам знак представляет собой черный вертикальный штрих с коротким горизонтальным штришком снизу (напоминает топографический знак «лес», но без кроны).

Редкий лес на карте тоже, как правило, изображается на белом фоне, представляет собой черные кружочки с хвостиком внизу, направленным на восток. Отдельные группы кустарников на топографических картах показываются в виде черного кружка с тремя черными точками по внешнему краю — внемасштабный топографический знак. В случае, когда кустарники занимают значительные площади на местности, тогда их показывают светло-зеленым фоном, границы которого обозначены пунктирной линией, а внутри располагается знак кустарника. На крупномасштабных картах есть необходимость обозначить отдельно стоящие деревья, для их изображения используется топографический знак леса на белом фоне.

Группа топографических знаков «Рельеф»

Поверхность нашей планеты всегда имеет неровности – возвышенности, холмы, впадины, овраги, обрывы и т.д. Все это представляет собой рельеф данной местности. Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности. Все неровности в целом делят на два типа – положительные и отрицательные формы рельефа. К положительным формам рельефа относят – горы, возвышенности, хребты, курганы и т.д. К отрицательным низменности, котловины, ущелья, долины, овраги, ямы и др. Положительные и отрицательные формы рельефа всегда чередуются в пространстве. У каждой формы рельефа есть три элемента. У положительных – вершина (плато), подошва (основание – начало возвышенности) и склоны; у отрицательных — дно (самая низкая часть), край, склоны или стенки.

Положительные и отрицательные элементы рельефа

Помимо этого, рельеф местности может быть простым – это равнинная местность, и сложным – горная местность. Равнинную местность по характеру рельефа делят на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Пересеченность зависит в первую очередь от частоты чередования положительных и отрицательных форм рельефа, а также от их высоты и крутизны склонов. Равнинная местность с малым количеством горок и холмов-слабопересеченная, а там, где рельеф сильно изрезан, много холмов, оврагов, промоин, местность считается сильнопересеченной.

Склоны, общий элемент и отрицательных, и положительных форм рельефа бывают крутыми, обрывистыми (резкими) и пологими (плавными). В связи с этим на топографических картах плавные, мягкие формы изображают тонкими линиями коричневого цвета – горизонтали, а резкие, обрывистые формы – особой коричневой линией с зубчиками. Вершины зубцов направлены в ту сторону, где имеется отвесный склон или обрыв.

Соответственно, если группе туристов необходимо пройти из пункта А в пункт Б, то им предстоит подумать, как подняться вверх по крутому обрывистому склону, возможно, предусмотреть верхнюю страховку. Если маршрут идет, наоборот, из пункта Б в пункт А, то нужно приготовиться осторожно спускаться вниз по обрыву. Это всегда необходимо учитывать туристам при планировании маршрутов путешествий! Такие обрывистые склоны могут встретиться по берегам рек водоемов, у оврагов, на склонах гор. Помимо этого, в природе встречаются обрывы искусственного происхождения, которые возникли в результате хозяйственной деятельности человека. Это такие объекты, как карьер, котлован, могут быть искусственные насыпи или дамбы. Для того чтобы на карте такие искусственные объекты легко можно было отличить от естественных, их обозначают точно такой же зубчатой линией, только цвет у нее черный.

Топографические знаки группы «Рельеф»

Карьер место для добычи строительного материала, часто встречаемый искусственный объект в районе промышленных центров. На картах карьер изображают в виде подковообразного углубления с обрывистыми склонами. Карьеры используют для добычи песка, камня, глины, а также полезных ископаемых – руды, поэтому рядом со знаком карьера есть надпись, уточняющая, что именно добывают в этом карьере. Цифра рядом со знаком также показывает глубину карьера.

Ямы и курганы – похожие топографические знаки, также могут быть искусственного и естественного происхождения. На топографической карте они могут изображаться с сохранением масштаба, если это позволяет сделать масштаб карта, или могут быть внемасштабными. Цифра, стоящая рядом со знаком кургана и ямы, обозначает их высоту и глубину в метрах.

Иногда при строительстве железных дорог или шоссе, в местах пересечения долин рек, глубоких оврагов строят искусственную земляную насыпь, которая может иметь довольно крутые склоны. Такие насыпи и выемки на картах изображаются зубчатой линией черного цвета, поскольку являются искусственными сооружениями. Если зубчики на линии острыми концами направлены от полотна железной дороги или шоссе, то это знак насыпи, где они направлены наоборот к полотну дорог – выемки. Цифры, находящиеся рядом с топографическим знаком, обозначают наибольшую высоту склона насыпи и выемки.

Встречаются и более сложные жесткие формы рельефа – овраги. Овраг – форма рельефа, которая образуется в рыхлых осадочных породах в виде относительно глубоких незадернованных ложбин, образованных временными водотоками при таянии снега или дождевой воды. Овраги — явление «живое», они появляются, растут и постепенно исчезают. Молодые овраги называют промоинами. У промоин очень крутые склоны, но постепенно они осыпаются, выполаживаются, зарастают травой, кустами. Когда овраг перестает расти, он превращается в балку или ложбину, лощину. Балки, ложбины уже относят к мягким формам рельефа, поэтому на карте обозначают линией без зубцов.

Овраг имеет вершину — это место, где он начинается, дно и устье. Растет овраг, как и деревья, вершиной. Овраг может разветвляться в разные стороны, образуя несколько маленьких овражков, каждый из которых имеет свою вершину. Такие ответвления называют «отвертки» — боковые ответвления, впадающие в главный овраг.

Два типичных представителя мягких форм рельефа — антиподы: холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не покажешь на карте, так как склоны у них пологие, плавные.

Каким же способом можно изобразить их на бумаге? Топографы придумали такой способ: если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» — горизонталями. Если затем начертить эти линии на бумаге, то получится фигура, дающая представление о рельефе.

Горизонтальные сечения рельефа

Только нужно короткими штрихами на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно такая лее фигура получится, если рассекать горизонтальными плоскостями и котловину. Если не показывать эти штрихи, то мы можем только гадать, является ли на карте точка D вершиной холма или дном впадины. Такие штрихи, показывающие направление вниз от горизонтали, называются бергштрихами (от нем. «берг» – гора). Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и называется способ горизонталей.

Горизонтали и бергштрихи на карте

Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричневым цветом ставятся цифры, которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в топографии называть эту величину, отметку горизонтали.

Пояснительные и специальные туристские знаки

Многие пояснительные знаки и характеристики местных предметов мы уже разобрали, когда изучали топографические знаки по группам. Осталось сказать несколько слов о различных названиях, которые пишутся на картах, и изучить пять специальных туристских условных знаков. На топографической карте вы видите множество названий населенных пунктов, железнодорожных станций, производственных объектов, вершин холмов и гор, названия рек и озер, и даже леса в некоторых случаях имеют свои собственные имена.

Подписи названий населенных пунктов делаются всегда горизонтальными (направление запад-восток), разными шрифтами – у одних пунктов буквы подписи пожирнее и повыше ростом, у других – потоньше и имеют небольшой наклон.

В такой разнице шрифтов заложена определенная информация: примерное количество жителей в населенном пункте. Где больше жителей, там и подпись крупнее.

На своих самодельных картах и схемах туристы часто вводят особые условные знаки, показывающие пройденный туристской группой маршрут и его направление, места ночевок и дневок, достопримечательности на маршруте и даже места дневных привалов на обед. Все эти знаки, как правило, делаются красным цветом. Один из возможных вариантов этих знаков представлен на рисунке.

Штриховой линией обозначается маршрут активной части похода. Каждый третий или пятый штришок имеет стрелку, показывающую, в каком направлении шли туристы по маршруту. Пунктир – маршруты переездов на различных видах транспорта (поезд, автобус, катер и т.д.).

Палатка (иногда ее заменяют простым красным треугольником) обозначает место, где ночевала группа, а цифра рядом с ней – день и месяц, когда туристы прибыли в это место. Два перекрещенных полена и три струйки дыма – место обеденного привала. Звездочкой обозначаются достопримечательные места на маршруте. Чтобы кратко объяснить на карте содержание этого объекта, у звездочки ставится цифра, а на полях карты под этой цифрой дается текст – краткая характеристика достопримечательного объекта на маршруте (легенда).

Источник

Оцените статью