- Что такое «счастливая тоска»? Интерпретация стихотворения Маршака «Ландыш»
- Весеннее настроение
- Оксюморон
- От слова к образу
- Тема и идея произведения
- Томится лес весною раннею, и всю счастливую тоску, и все свое благоухание он отдал горькому цветку?
- Как разобрать по составу предложение Хорошо в лесу ранней весной?
- Составьте схемы предложений Утро?
- СОСТАВЬТЕ ПОЖ?
- Подчеркните члены предложения?
- Составьте 2 предложения про раннюю весну с 3 деепричастными оборотами?
- Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят?
- Составьте предложения по схемам, номер 197?
- Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят?
- Определи род и падеж имен прилагательных?
- Помогите найти причастные и деепричастные обороты в текстеЧернеет лес, теплом разбуженный,Весенней сыростью объят?
- Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Маршак «Ландыш»
Что такое «счастливая тоска»? Интерпретация стихотворения Маршака «Ландыш»
Самуил Яковлевич Маршак широко известен как автор замечательных детских стихотворных историй и поэтических переводов. Малыши, а порой и взрослые с удовольствием хохочут над человеком рассеянным с улицы Бассейной. Или, видя груженых сверх меры прохожих, тут же цитируют: «Дама сдавала в багаж…» А с каким волнением читали мы романтическую балладу Стивенсона, переведённую Маршаком, о вересковом меде и мужественном шотландском народе! Подвиг её героев западал в память надолго, и отголоски его не забывались с течением времени. Однако есть у поэта и оригинальные, потрясающе красивые лирические стихотворения.
Весеннее настроение
Одно из них называется коротко – «Ландыш». Это удивительно нежная пейзажная зарисовка на тему весеннего пробуждения природы. Написано стихотворение в 1949 году, а впервые опубликовано было в цикле «Из лирической тетради», который входил в сборник «Стихи. 1948 – 1951».
Второе название произведения даётся по его первой строке: «Чернеет лес…» Простое, незамысловатое, оно получилось у Маршака глубоко искренним и взволнованным. Особое впечатление производит последняя строфа: «Томится лес весною раннею/И всю счастливую тоску/И все свое благоухание/Он отдал горькому цветку». Что такое «счастливая тоска», почему ландыш «горький»? Попробуем в этом разобраться.
Оксюморон
Среди художественных тропов (изобразительно-выразительных средств языка), помимо широко применяемых метафор, эпитетов, любим поэтами оксюморон. Это соединение в образном пространстве произведения понятий и явлений, которые в реальной жизни достаточно далеки друг от друга. По сути, что такое «счастливая тоска»? То же, что и пушкинское «Мне грустно и легко/Печаль моя светла…»
В толковых словарях тоска определяется как чувство отрицательно окрашенное, тяжёлое душевное состояние, исполненное унынья, тревоги, подавленности, общего плохого самочувствия. Счастье – эмоция кардинально противоположная. Это блаженство, высшая форма довольства жизнью. Но тогда что такое «счастливая тоска», как расшифровать выражение? Это и есть наглядный пример оксюморона. Благодаря его использованию Маршаку удаётся особенно выразительно показать и передать радостное предвкушение природой весеннего пробуждения, цветения, наполнения живительными соками. Поэт рисует картину прощания леса с холодным нарядом зимы. Он весь нагой, чёрный, неприглядно-мрачный. Но это только первое, беглое впечатление. На самом деле каждой веточкой, каждым сучком лес полон предвкушения ласковых солнечных деньков, тёплых ливней, птичьего гомона и того, как он украсится свежей, клейкой, ароматной молодой листвой. Но всё ещё впереди! Лес с нетерпением ожидает момента и своего торжества – вот что такое «счастливая тоска» в нашем стихотворение. А сейчас он любуется распустившимся ландышем, и готов подарить ему те жизненные силы, пробуждение которых чувствует в себе, чтобы цветок стал ещё красивее, ещё быстрее тянулся к свету, цвёл ещё пышнее.
От слова к образу
Как видим, значение слова «тоска» не всегда может трактоваться прямолинейно. В зависимости от семантического поля, от лексической сочетаемости, словоформа может приобретать дополнительный смысл. Именно с таким явлением мы и встретились в лирической зарисовке Маршака «Ландыш». Лес тоскует, но его «печаль светла». Он знает, предчувствует, что час и его торжества приближается, что этот миг уже не за горами. По сути, счастливая тоска леса – это отражения душевного состояния всей природы ранней весной, каждого живого существа. А природа у Маршака – живая, наделённая собственной духовностью и формой бытия
Тема и идея произведения
«Ландыш» — стихотворение философское. Лесной пейзаж – своего рода повод для поэта поразмышлять об истоках красоты, рождения высокого произведения искусства. Творцом его является Жизнь, верная своим законам, изменчивая в постоянном, материализующая движение Времени в хрупком прекрасном ландыше. Цветок вобрал в себя то очарование и букет ароматов, которые совсем скоро наполнят весь лес, станут его частью. А пока он – один за всех – громко и торжественно поёт гимн Весне и Жизни!
Источник
Томится лес весною раннею, и всю счастливую тоску, и все свое благоухание он отдал горькому цветку?
Русский язык | 10 — 11 классы
Томится лес весною раннею, и всю счастливую тоску, и все свое благоухание он отдал горькому цветку.
Составьте схему этого предложения поконкретнее.
Вроде бы так))) Почерк у меня понятный.
Как разобрать по составу предложение Хорошо в лесу ранней весной?
Как разобрать по составу предложение Хорошо в лесу ранней весной?
Составьте схемы предложений Утро?
Составьте схемы предложений Утро.
СОСТАВЬТЕ ПОЖ?
СХЕМУ К ПРЕДЛОЖЕНИЮ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ : Мы тоже знали лес, пусть по — своему, по — деревенски, но знали то, чего учитель не знал.
Подчеркните члены предложения?
Подчеркните члены предложения.
Весела ранняя весна в лесу!
Составьте 2 предложения про раннюю весну с 3 деепричастными оборотами?
Составьте 2 предложения про раннюю весну с 3 деепричастными оборотами.
Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят?
Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку.
1 Какие выразительные средства языка есть в этом тексте?
Составьте предложения по схемам, номер 197?
Составьте предложения по схемам, номер 197.
Счастливого НГ тем, кто ответит!
Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят?
Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, По солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый, Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску И все свое благоухание Он отдал горькому цветку.
Определи род и падеж имен прилагательных.
Определи род и падеж имен прилагательных?
Определи род и падеж имен прилагательных.
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
Помогите найти причастные и деепричастные обороты в текстеЧернеет лес, теплом разбуженный,Весенней сыростью объят?
Помогите найти причастные и деепричастные обороты в тексте
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Томится лес весною раннею, и всю счастливую тоску, и все свое благоухание он отдал горькому цветку?, относящийся к уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.
Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое. Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с др..
Источник
Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Маршак «Ландыш»
Автор: Родина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов МОУ «Ермишинская средняя школа»
Материал может быть интересен и полезен учителям начальных классов, русского языка и литературы. В основе занятия — анализ лирического произведения, определение художественных образов, созданных поэтом, и чувств ими вызванных. Учащиеся выражают свои чувства от прочитанного не только словесно, но и с помощью цветовых решений.Все слова учеников в этом конспекте — реальные ответы моих третьеклассников. Они — лишь приблизительный ориентир. Ваши ученики могут ответить совершенно иначе, подобрать другие образы.
Тема: Картины весны в стихотворении С. Я. Маршака «Ландыш».
Цели:
1) организовать эмоциональное читательское восприятие стихотворения С. Я. Маршака «Ландыш»;
2) содействовать осознанию детьми того, что в природе все прекрасно, нужно только смотреть внимательно и любить ее;
3) создать условия для формирования УУД:
личностных: умение видеть красоту в окружающем мире, эмоциональная отзывчивость на лирические произведения;
регулятивных: опыт определения и формулирования целей урока с помощью учителя; рефлексивная оценка своей деятельности на уроке;
познавательных: умение выделять существенную информацию из текста, использовать разные виды чтения, осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
коммуникативных: умение достаточно полно и точно оформлять свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения, договариваться о распределении ролей в сотрудничестве.
Задачи:
1. Создать посредством литературного и зрительного рядов и системы направляющих вопросов условий для проявления эстетической реакции и эмоционального отклика учащихся на художественное слово.
2. Создать мотивацию к работе со стихотворением С. Я. Маршака «Ландыш» посредством обращения к личным впечатлениям детей, их собственному образному видению мира.
3. Организовать первичное восприятие стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш».
4. В ходе совместной работы над анализом лирического произведения проследить за развитием и раскрытием автором поэтических образов, оценить богатство и красоту поэтического языка Маршака.
5. Путем сравнения, сопоставления палитр чувств и цветовых решений стихотворений разных авторов подвести к формулированию основной мысли изучаемого произведения, пониманию многогранности испытываемых человеком чувств.
Оборудование: тексты стихов С.Я. Маршака, А. Фета, Баратынского, Майкова; ручки, цветные карандаши; презентация с фотографиями С.Я.Маршака, цветущих ландышей и высказываниями о творчестве С. Маршака; мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран.
Ход урока
I. Мотивация к читательской деятельности.
Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вновь погрузиться в пленительный и удивительный мир поэзии. (слайд 1)
Ученики 1 группы. Тема стихотворения А. Фета – весна. Это произведение вызвало у нас чувство радости, восхищение, мы ощутили счастье автора. Мы считаем, что здесь просто все наполнено солнечными цветами: красным, жёлтым, розовым.
Учитель. Что заметили?
Ученики. Совпала тема весны, похожи палитры чувств, цвета выбрали яркие, совпали красный и желтый.
Учитель. Предположите, почему результаты вашей работы столь похожи.
Ученики. Все любят весну, она всем дарит радость.
III. Введение в тему. Целеполагание.
Учитель. Весна совсем скоро начнется. Каждый год мы с нетерпением ее ждем. Что обычно говорят при встрече?
Ученики. Здравствуй!
Учитель. Произнося это приветствие, мы желаем друг другу здоровья. А что нужно делать человеку, чтобы оставаться здоровым?
Ученики. Заниматься спортом. Делать зарядку. Одеваться по погоде. Мыть руки. Есть разнообразную и полезную пищу.
Учитель. А что значит, полезную?
Ученики. В которой много витаминов.
Учитель. Вы все сказали верно. Наверное, вы удивлены, почему на уроке литературного чтения вдруг зашел разговор о здоровье, витаминах. Я думаю, вы все поймете, прочитав высказывание одного известного детского врача – Г.Н. Сперанского: «Стихи Маршака можно прописывать детям как целебное средство, как витамин роста». (слайд 6).
Ученики. Я понял, мы сегодня будем знакомиться с каким-то стихотворением Самуила Маршака.
Раз его стихи сравнили с витаминами, значит, они будут нам полезны.
Они помогут нам лучше расти!
Не понимаю, как можно вырасти, читая стихотворение?
Учитель. Вот на этот вопрос мы попробуем найти ответ в ходе нашего урока. А еще познакомимся с прекрасным произведением Самуила Яковлевича. Какие цели мы обычно ставим при изучении нового произведения?
Ученики. Выяснить и понять главную мысль текста. Познакомиться с особенностями литературного языка автора. Отметить выразительные средства языка. Высказать свое мнение, чувства по произведению.
Учитель. Молодцы! Начнем работу.
IV. Работа со стихотворением С. Я. Маршака «Ландыш».
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
Ученики. Это ландыши, я такие в роще видел.
Учитель. «Ландыш». Так называется стихотворение Маршака. Образ этого цветка так восхитил автора, что он не смог не написать о нем. Интересно, а каким увидели ландыш вы? Попробуйте в группе, используя эпитеты, сравнения, олицетворения, описать этот прекрасный цветок.
Ученики в группе выполняют задание: по-очереди высказываются, выбирают лучшие варианты, кратко записывают, договариваются, кто будет отвечать; на работу отводится около 3-4 минут.
Учитель. Что же у вас получилось?
Ученики 1 группы. Этот цветок душистый, ярко-белоснежный. Он похож на связку крохотных колокольчиков. Широкие салатовые листочки мягкие, они, словно, вырезаны из бархата.
Ученики 2 группы. Листья у ландыша большие, а цветы крохотные, похожи на белые колокольчики. А еще они похожи на маленькие шапочки для лесных гномиков. На полянке ландышей так много, будто они образовали мини-городок, очень ароматный и красивый.
Ученики 3 группы. Ландыш цветет весной, когда сошел снег. Похоже, будто последние крохотные зимние снежные комочки не успели растаять и превратились в хрупкие нежные цветочки. Листья у ландыша напоминают острые ушки лисы, они как бы прислушиваются к лесным шорохам и звукам.
Учитель. Как красиво у вас получилось! Ребята, почему ваши рассказы о ландыше такие разные, ведь все смотрели на одну фотографию?
Ученики. Все люди разные и смотрят они по-разному. И чувства у всех свои. И слова каждый подбирает свои.
Учитель. Действительно, каждый из нас смотрит на мир по своему и рассказывает об увиденном своим, особенным языком. А как выдумаете, подойдут ли к стихотворению «Ландыш» те цвета и чувства, которые вы подобрали к стихам о весне в начале урока?
Ученики высказывают разные точки зрения.
Учитель. Проверим ваши предположения чуть позже.
2. Первичное восприятие текста.
Учитель. А сейчас, послушайте, как рассказал о ландыше С. Я. Маршак. (Учитель выразительно читает стихотворение)
С. Я. Маршак
Ландыш
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
Учитель. Поделитесь первым впечатлением.
Ученики. Красиво!
Хочется попасть в этот лес, понюхать ландыш.
На меня будто свежестью и прохладой пахнуло.
А мы угадали про колокольчики, автор тоже с ними сравнил цветы ландыша.
Учитель. Чтобы написать столь чудесное стихотворение, Самуил Яковлевич, наверняка, хорошо рассмотрел цветы ландыша, тщательно подбирал слова и образы. Давайте же и мы внимательно вчитаемся в эти замечательные строки, вместе с автором еще раз насладимся красотой весеннего цветка.
3. Литературный анализ текста.
Учитель. Прочитайте еще раз стихотворение С. Я. Маршака «Ландыш».
Ученики перечитывают стихотворение вполголоса.
Учитель. Я предлагаю поразмышлять над прочитанным. Прочитайте первое четверостишие. (слайд 8)
(Учитель спрашивает одного из желающих прочитать учеников)
Учитель. Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого стихотворного произведения?
Ученики. Ландыш – хоть и не яркий, но все равно очень красивый цветок.
В природе все прекрасно, нужно только смотреть внимательно и любить ее.
Весна – время пробуждения, новой жизни, красоты.
V. Рефлексия.
Учитель. Помните, мы говорили в начале урока о витамине роста, спрятанном в стихах Маршака? Появились ли у вас догадки, что это за витамин и как он расти помогает?
Ученики. Это, наверное, красивые образы и слова.
Это хорошие чувства, которые эти стихи вызывают.
Радость, счастье, забота – это все добрые чувства. Мы их испытали и стали добрее, лучше.
Я поняла! Это душа наша растет, лучше становится.
Учитель. Действительно, стихи Маршака учат нас только хорошему, делятся с нами красотой и неповторимостью окружающего мира, делают нас человечнее, чутче. И это замечательно. За этот урок, я думаю, вы получили очень много витамина роста. Вы очень выросли в моих глазах. Наверное, от этого волшебного витамина у вас так светятся добротой глаза, румянятся от волнения щеки. Мне было очень приятно с вами работать. А как работалось на уроке вам со мной, одноклассниками, С. Я. Маршаком?
Ученики. Мне было интересно.
Все ребята нашей группы работали дружно, как настоящие друзья.
А мне очень понравилось Ромино сравнение листиков с лисьими ушками и сравнение Маршака ландыша с малышом, я, когда пойду весной в лес, обязательно ландыши хорошо рассмотрю и это стихотворение им прочитаю, ведь сегодня мы поняли, что и лес, и ландыш живые.
Мне работалось очень легко, радостно, интересно. Я рада, что познакомилась с таким замечательным стихотворением.
Учитель. Завершить наш урок я хочу еще одним очень интересным высказыванием о С. Я. Маршаке. «Маршак – это целый обширный, многоголосый и многокрасочный мир поэзии», — А. Твардовский. (слайд 12).
Учитель. Как вы их понимаете?
Ученики. У Маршака две строчки прочитаешь, а представишь и почувствуешь целый мир.
Учитель. Пожалуй, лучше и не скажешь. Спасибо вам за урок. Домашнее задание – выучить стихотворение «Ландыш» наизусть, передать при чтении те чувства и мысли, о которых вы на этом уроке столь замечательно высказывались.
Фотографии, фон, картинки взяты отсюда:
Источник