От Джотто до Тициана. Титаны Возрождения
Эпоха Возрождения – наиболее прогрессивный и революционный период в истории человечества. Художники Ренессанса – Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Тициан, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший – никогда не были просто художниками. Они были философами, они были заряжены главными и основными проблемами времени. Вернувшись к идеалам Античности, они создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В этом иллюстрированном издании приводятся лекции Паолы Дмитриевны Волковой, автора знаменитого цикла «Мост через бездну», посвященные истинным титанам эпохи Возрождения, – переработанные и дополненные для удобства читателя.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От Джотто до Тициана. Титаны Возрождения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
В настоящем издании в качестве иллюстрированных цитат к текстовому материалу используются фоторепродукции произведений искусства, находящихся в общественном достоянии, а также фотографии, распространяемые по лицензии Creative Commons.
© П.Д. Волкова, наследники, текст, 2018
© ООО «Издательство АСТ», 2018
Предисловие от редакции
Кто такие титаны? В древнегреческой мифологии — это божества второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их было шесть братьев и шесть сестер, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, Лето и других.
То есть титаны были рождены от связи Урана и Геи, но оказались ввергнуты в земные недра своим отцом. Гея воспротивилась этому и решила избавиться от Урана с помощью титанов.
Иными словами, титаны — это гиганты, вступившие в борьбу с богами.
Но это слово имеет и другое значение. Например, Г.А.Товстоногов, рассказывая о Мейерхольде, писал так:
«Мейерхольд, прямо или косвенно, был то верным, то строптивым учеником и соратником титанов начала двадцатого столетия — Станиславского, Блока, Врубеля, Скрябина. Мейерхольд, прямо или косвенно, был учителем и соратником титанов Октябрьской эры — Маяковского и Шостаковича, Прокофьева и Пастернака, Эйзенштейна и Вишневского. Он был великий среди великих. Создатель фильма «Броненосец “Потемкин”» писал, что недостоин развязать ремни на сандалиях его, что нельзя жить, не боготворя, не любя, не увлекаясь и не преклоняясь перед ним. В этой записи, долго никому не известной, была не только правда личного чувства Эйзенштейна, но и масштаб мейерхольдовского гения. Да, он был титаном. Этого могли не понимать пигмеи. Но титаны знали это. Ибо делали общую с ним работу.
Откуда взялось слово «титан», что оно значит?
По греческой мифологии титаны — это сыновья Земли и Неба, они восстали против богов Олимпа. Особенно памятны родные братья: Атлант, осужденный вечно поддерживать плечами небесный свод, и Прометей, что похитил и передал людям божественный огонь, обучил род людской искусствам и ремеслам. Маркс назвал Прометея самым благородным святым и великомучеником в философском календаре. Будь у нас, как у философов, свои святцы, то, конечно же, Прометеем театра значился бы Всеволод Мейерхольд — великий мятежник и великий подвижник культуры. Огонь, принесенный им, не ласкает нас ровным теплом. Это неукротимое пламя, способное и ослепить, и ожечь. Но без такого бушующего огня — разве изливался бы благородный металл души в прекрасные формы искусства?!»
Титаны эпохи Возрождения. Кто это? Безусловно, это Леонардо да Винчи, говоривший: «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства». Он был универсальным человеком: художником, скульптором, архитектором, инженером, естествоиспытателем… Он настолько опередил свое время, что многие его идеи под стать скорее двадцатому, а не пятнадцатому веку. Этим он явно выделялся среди других талантливых личностей, которыми была прославлена эпоха Возрождения. Но были и другие: Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Босх, Брейгель, Эль Греко, Веронезе… Был Альбрехт Дюрер — немецкий художник, чье имя, пожалуй, равно имени Леонардо да Винчи по своей значительности. Имена этих людей — эквиваленты слова «гениальность». Они — воплощение абсолютной человеческой гениальности, и их имена, хотя прошло уже более пяти веков, знают все — даже те, кто очень мало интересуется искусством.
Вообще эпоха Возрождения — это особый период в истории человечества. Персонаж одного из рассказов А.И.Куприна говорил об этом так:
«Искусству уже много тысяч лет, и началось оно чуть ли не с того древнего времени, когда человек с четверенек стал на две ноги. С самого каменного периода. Вековые пирамиды и старинные саркофаги заключают в себе сначала искусно вырезанных скарабеев, мистических жуков. Потом художество идет выше. В сокровенных заклятых усыпальницах фараонов ученые люди, нарушая загробную волю мертвецов, выкапывают из-под праха веков изумительные каменные доски, на которых артисты тех времен вырезали охоты, пиры и войны величайших владык, придавая событиям непонятную нам теперь красоту и условную верность.
Затем — Древняя Греция, воистину золотой век человечества, какой-то божественный радостный расцвет красоты и искусств: зодчества, ваяния, живописи, танца, любви и жизни ‹…›. Но золотой век канул в бесконечность, увлекая с собой много тайн и недоговоренных слов. Владычество над миром перешло к жестокому Риму. Рим жил широко и жадно; жестоко и сурово даже в свои изнеженные времена. Бани, акведуки, термы, триумфальные арки, победные колонны — вот было его завоевательное творчество. Однако в резном по камню искусстве Рим оставил кое-где свои могущественные следы. Какие удивительные портреты, какие выразительные профили, дышащие силой и властью! ‹…›
И вот последний этап: эпоха Возрождения. Искусства снова расцветают, как сад, после мокрой осени и снежной зимы, весною. Из-под земли люди выкапывают забытые в ней еще с дохристианских времен самые дивные, самые прекрасные творения из мрамора, радостно воспевающие не мрачный аскетизм, не подавление всех страстей, не вражду и отвращение к плодоносной и плодотворной земле, ради далекого и холодного неба, но буйную прелесть жизни, но огненную сладость и силу любви, ослепительную красоту нагого человеческого тела и обилие всех блаженств, так щедро рассыпанных по чудесной земле…
И тогда же, точно по могучему призывному сигналу, появляется на свет великое множество гениальных художников, которые с божественной щедростью, с языческой радостью принимаются одаривать мир такими великолепными произведениями искусства, что и до нашего времени, через много столетий, они остаются несравненными и неподражаемыми; и даже секреты их творения не остались в поучение слабонервному потомству».
Эпоха Возрождения (Ренессанса) имеет достаточно четкую периодизацию, принятую не только в отечественном искусствоведении, но и во всем мире.
Но эта периодизация верна только для итальянского Возрождения. Очень долгие годы решался вопрос: можно ли включать северную культуру XV–XVI веков (от Яна ван Эйка до Питера Брейгеля) в объем того термина, который мы определяем как Ренессанс?
Эти споры давно кончились, нидерландская культура и культура Германии очень уютно уместились внутри этого термина. Так что мы и северное искусство также включаем в объем искусства Возрождения.
При этом Северный Ренессанс можно назвать миростроительным, а итальянский — человекосотворительным. Итальянская культура все свое внимание сосредотачивает на понятии человека, она возвращается к идее того, что Господь создал человека по образу своему и подобию. Это очень интересное положение — сотворение человека по образу своему и подобию, и Ренессанс итальянский настолько сосредоточен вокруг проблем человеческой личности, что мы его можем называть именно культурой, связанной с человекосотворительством. А вот Северный Ренессанс связан с миростроительством.
Карта европейского Возрождения имеет очень точно выраженную географию: Италия — Нидерланды — Германия. Италия в те времена была страной политически раздробленной, это была страна, не имевшая политического единства. Более того, она в каком-то отношении повторяла историю античных полисов, которые вели войну между собой, временно объединяясь друг с другом. Потом эти хрупкие союзы распадались, потом вновь объединялись, и это была история ни на минуту не утихающей взаимной политической борьбы и междоусобиц. И между тем именно Италия создала единый национальный язык, единую философию, единую культуру в эпоху Возрождения.
Эпоха Возрождения, пришедшая на смену Средним (темным) векам, сыграла положительную роль в мировой истории. Эта эпоха стала временем высочайшего расцвета во всех областях культуры стран Западной и Центральной Европы. Жажда знаний стала великой страстью эпохи, и энергия людей, раскрепощенных социально и духовно, обратилась на создание нового. Когда мы слышим слова «Возрождение» или «Ренессанс», воображение сразу же рисует светлый образ творца, легко и непринужденно создающего шедевры и гениальные изобретения. Конечно, в реальности все было не совсем так, но творцы той эпохи действительно были весьма разносторонне развитыми людьми, что соответствовало идеалу гармонического и свободного человеческого бытия.
Каждый период в эпоху Возрождения имел своих величайших творцов, своих титанов, и эта книга о них.
Потребовались глубокие культурные изменения, прежде чем западноевропейское искусство вышло окончательно из своего оцепенения и зажило настоящей жизнью. До XIII века художественное творчество было почти исключительно делом монастырей. Сюда обращались с заказами государи, отсюда выписывались в чужие страны особо даровитые артисты-монахи. Некоторые монастыри превращались в художественные мастерские и «академии». При этом получалась особая окраска этой художественной деятельности вследствие постоянного копирования образцов (каждый богатый монастырь имел их тысячи в миниатюрах своей библиотеки) и вследствие признания, на основах церковного догматизма, незыблемости традиций. Искусство того или другого центра достигало часто значительного совершенства, вносило в общее достояние некоторые свои оригинальные черты, но затем жизненная струя иссякала, и творчество превращалось в ремесленное повторение формул ‹…›. Отсюда почти всюду полный индифферентизм к жизни, которая из-за монастырских стен казалась далекой и враждебной. Отсюда часто великолепное техническое мастерство во всем том, что зависит от терпения, и лишь редчайшие вспышки гениальной одаренности ‹…›.
Но к XIII веку лицо Западного мира начинает меняться. В то время как в византийском государстве вся культурная жизнь скорее походит на кружение вокруг одной точки — с колебаниями то в сторону узкой церковности, то в сторону более свободной образованности, на Западе мы видим теперь решительный разрыв с прошлым или, вернее, внезапный рост всего организма, который в два-три века меняет свой облик до неузнаваемости.
Источник
«Титаны Возрождения*.
Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени — ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы
Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма.
Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д’1′ вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская мадонна».
Испанский художник Эль Грека воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свойственны народность и реализм типов.
Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.
Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.
Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.
Источник
Что имеется ввиду, когда отдельных деятелей Эпохи Возрождения называют «титанами»?
В эпоху Возрождения (она же – Ренессанс) появился такой тип личности, который принято называть “Титанами Возрождения”, с лёгкой руки то ли Маркса, то ли Энгельса.
В России примером такого человека может служить Михаил Ломоносов, к примеру.
Эти титаны отличались тем, что умели сразу много: они писали трактаты о химии, минералогии, об искусстве сонета, верховой езды, о ядах.. .
При этом они занимались государственным управлением, анатомировали трупы, писали картины, работали дипломатами, врачами, делали открытия в астрономии, знали много языков и коллекционировали античные обломки, составляя к ним такие каталоги, которыми искусствоведы частично пользуются и до сих пор.
Вот этот тип личности и называется – “ренессансный тип личности”. Всё умею, всё могу. Такие люди встречаются и сейчас. Но очень редко. Это особенный дар, вывих природы, исключение из правила. Как гибкость (растяжка) в гимнастике, как в балете – высокий прыжок.
Гуманисты разработали свой идеал человека, названный универсальным человеком. По определению одного из наиболее известных представителей гуманизма, Леона Баттиста Альберти (1404-72), это «человек, который может сделать всё, если он будет» .
«Универсальный человек» воплотил основные принципы возрожденческого гуманизма, который считал человека центром вселенной, неограниченным в способностях к развитию. «Универсальный человек» стремился охватить всё знание, развивать свои способностей настолько полно, насколько возможно, совершенствоваться в физическом развитии, в социальных достижениях и в искусствах.
Такой идеал блестяще иллюстрировался Альберти — он был признанным архитектором, живописцем, знатоком античности, поэтом, учёным и математиком, а также гордился навыками наездника и спортивными достижениями — и Леонардо да Винчи (1452-1519), чья одарённость проявилась в искусстве, науке, музыке, изобретательстве и литературе. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других гениев часто называют «титанами Возрождения» .
Эпоха титанов; Микеланджело Буанарроти, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.
Главным признаком Возрождения, как казалось современникам, явился расцвет искусств после долгих веков средневекового «упадка» ; расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость.
Труд художника, скульптора и архитектора люди XV–XVI веков понимали как особый язык, с помощью которого можно узнать тайны «божественной Природы» .
Своего расцвета Возрождение в Италии достигает в конце XV – первой половине XVI века. Этот период называют Высокое возрождение. К нему относится творчество величайших деятелей Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонароти, Рафаэля Санти. Это были гении, проявившие себя во многих областях искусства и науки. Поэтому их часто называют титанами Возрождения.
Леонардо да Винчи (1452–1519).
Его необыкновенная одарённость поражала современников. Он был художником, поэтом, архитектором, разбирался в механике и военном деле. Длительные опыты научили изображать объём тончайшими оттенками, игрой света. Математические расчёты помогли ему показать в картинах глубину пространства, перспективу,
Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок, например «Тайное вечере» , украсившее стену богатого миланского монастыря. Но фреска написана не по мокрой штукатурке и ещё при жизни художника стала осыпаться. Выбрав традиционный сюжет, он поставил задачу изобразить различную реакцию на слова Христа: «Один из Вас предаст меня» .
Но, наверное, наиболее известное произведение – портрет Моны Лизы. Неуловимая дымка окутывает лицо и фигуру, смягчает контуры. Этот приём называется сфумато (дымка) – когда краски смешиваются без линий и краёв. Часто художник делал это пальцем.
Источник