- Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи
- Что такое роспись гжель?
- История гжельской росписи
- Гжель особенности росписи
- Чем выполняется роспись гжели
- Роспись гжель основные цвета
- Приемы росписи гжели
- Элементы гжельской росписи
- Гжель техника росписи
- Как сделать трафарет для росписи под гжель?
- Роспись гжель изделия
- Волшебные картинки гжельского фарфора
- Экскурс в историю
- Начало
- Упадок и новый расцвет производства
- Особенности гжельского фарфора
- Технология росписи
- Основные типы рисунка
- Как отличить подделку от подлинной Гжели
- Фаянсовые «дублёры»
- Несовершенный дизайн
- Нарушение традиций
Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи
Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?
Что такое роспись гжель?
Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.
История гжельской росписи
Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.
Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.
Гжель особенности росписи
Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:
- исключительно ручная работа;
- неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
- узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
- цветовые переходы отличаются резкостью;
- выдерживание строгой последовательности оттенков;
- предмет и его декор составляют цельную композицию;
- элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.
Чем выполняется роспись гжели
Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.
Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.
Роспись гжель основные цвета
Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:
- фоновый цвет фарфора – белый;
- разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
- темный кобальтовый;
- белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
- золотой или платиновый декор.
Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:
- направлений наносимых линий;
- положения кисти при рисовании;
- длины ворса применяемого инструмента.
Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:
- Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
- Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:
- Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
Животные в основном представлены пернатыми
Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»
Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.
Гжель техника росписи
Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:
- плотность и ширина наносимого кистью мазка;
- направление движения ворса;
- толщина краски на инструменте художника.
Основные стадии освоения техники:
- Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
- Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
- Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
- Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
- лист бумаги формата А4;
- краска гуашь;
- кисти номерами 1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:
- На палитре шпателем размешать краску.
- Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
- Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
- Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
- Волнообразными движениями формируют хвост.
- №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
- Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
- Эскиз переносят с бумаги на предмет.
Роспись гжель изделия
Разнообразие майолики этого промысла поражает, но традиционным стилем остается бело-голубой рисунок. «Синью России» называют в народе творения мастеров гжели. Продукция представлена несколькими направлениями:
- лубочная (например, роспись матрешки гжель);
- цветная надглазурная (самый старинный вид);
- глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);
- фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Волшебные картинки гжельского фарфора
Кобальтовая подглазурная роспись активно применяется в керамике, начиная с XIII века, когда она была открыта китайскими мастерами. В Европе изготовлением посуды в бело-синих тонах занимались Мейсенская, Делфтская и Веджвудская фабрики, а в России одновременно с ними появился гжельский фарфор, выглядевший ничуть не хуже иностранных образцов. Со временем полукустарный промысел вырос в масштабное производство, ставшее национальным достоянием.
Экскурс в историю
«Гжель» – не просто посуда, это определённый пласт российской культуры, стиль, который теперь применяется в оформлении одежды, жилых и общественных интерьеров, даже автомобилей. Современные мастера стараются хранить традиции уникального предприятия и поддерживать высокие стандарты качества, заданные его основателями. Производство керамики в подмосковном районе вокруг деревни Гжель началось ещё в XIV веке при Иване Калите. Местная почва содержала большое количество глины, поэтому развитие здесь гончарного дела было неизбежным. Расцвета ремесло достигло к середине XVII века, когда сырьё стали добывать в промышленных масштабах.
Первые керамические изделия: посуду и лепные игрушки изготавливали из красножгущихся глин. В первой четверти XVIII века особую популярность приобретает майолика, производимая из грубо обработанной каолиновой массы с последующей росписью многоцветными политыми глазурями. Несмотря на исключительное качество гжельской глины, отмечавшееся ещё М. В. Ломоносовым, фаянсовые, а тем более фарфоровые заводы появились на гжельской земле далеко не сразу.
Начало
В 1800 году крестьяне из деревни Володино – братья Куликовы обнаружили вблизи своего надела залежи каолина, пригодного для высокотемпературного обжига. Было решено основать семейную фарфоровую мануфактуру, тем более, что один из братьев – Павел знал тонкости технологии и основные секреты производства. Он работал на немецком заводе «Отто и компания» в Перово, который выпускал продукцию по мейсенскому образцу. Именно Павла Куликова можно считать основателем традиции гжельского фарфора. Мастер использовал в росписи приёмы Мейсена, нанося на белый обожженный черепок кобальтовые узоры. Но тематика была исконно русской, в характерном народном стиле.
Братья пытались сохранить монополию, однако другим крестьянам удалось узнать конструкцию обжиговой печи и рецепт глиняной массы. В результате было открыто ещё несколько фарфоровых предприятий с аналогичной продукцией.
Упадок и новый расцвет производства
Примерно в 50-х годах XIX века серьёзную конкуренцию Гжели составили заводы династии Кузнецовых. Производство пришло в упадок, но после Второй мировой войны было восстановлено в полном объёме. Большие усилия по сохранению гжельского наследия приложила художница Наталья Ивановна Бессарабова. В 1946 она представила первые эскизы обновлённых изделий, заложив основу современного стиля всех предприятий, работающих под брендом Гжели. Благодаря Бессарабовой, формы посуды стали более изящными и лаконичными, а роспись немного упростилась, чтобы продукцию можно было выпускать крупными партиями.
Художница также создала базовые скульптурки животных, большинство которых используется по сегодняшний день. В настоящий момент под маркой «Гжели» объединилось несколько десятков фабрик, большинство из которых принадлежат частным компаниям.
Они строго придерживаются традиционной технологии производства и не меняют, а лишь совершенствуют стиль продукции, адаптируя её к веяниям времени. На предприятиях нередко работают семейные династии. Поскольку земля края глинистая, а значит, неплодородная, керамика испокон веков является главной «кормилицей» местного населения.
Особенности гжельского фарфора
Продукцию крупнейшего гончарного центра России легко узнают не только ценители, но и люди, далёкие от керамики. Характерная бело-синяя гамма и подчёркнуто «народный» рисунок сразу выделяют Гжель. Предприятия, работающие под этой маркой, не ограничиваются исключительно посудой и мелкой скульптурной пластикой. В их ассортимент входят:
- часы;
- светильники и люстры;
- подсвечники и вазы;
- предметы интерьера;
- канцелярские приборы;
- спортивные кубки;
- сувенирная продукция, в том числе и памятные магнитики;
- церковная атрибутика:
- изразцы.
Красивый, глубокий синий цвет даёт оксид кобальта – единственный краситель, применяемый в классической подглазурной росписи Гжели. Пигмент крайне капризен и при неправильном обжиге легко меняет окрас: темнеет либо выгорает, становясь пепельно-серым. В керамике эпохи модерна нередко использовалось это свойство кобальта для создания особой приглушённой гаммы. Но мастера Гжели стараются избежать потери звонкой синевы, которая придаёт их изделиям сочный, «радостный» колорит.
В сыром виде кобальт чёрный и только после обжига приобретает сложный ультрамариновый оттенок. Яркость цвета усиливает прозрачная глазурь – в неё окунают изделия сразу после росписи.
Используемая для изделий фарфоровая масса уникальна по составу. Добавляемые в неё присадки, которые мастера держат в секрете, упрощают обработку материала, делая его более «отзывчивым», а также исключительно гладким. Но в изделиях гжельских фабрик уже не встретишь знаменитую местную глину, применявшуюся в своё время даже для утончённых царских сервизов. Месторождения давно исчерпались и сегодня производство работает на привозном сырье, большей частью украинском.
Технология росписи
Прежде чем приступить к декорированию изделий, их отправляют на короткий утельный обжиг, а затем окунают в фуксин – красную анилиновую краску, которая проявляет мельчайшие трещины или раковины (пустоты). Бракованные экземпляры утилизируют до начала росписи, чтобы художники не делали работу впустую. При повторном обжиге на 1350-1400°С фуксин выгорает без следа и черепок вновь становится белоснежным. Именно на этапе проверки продукцию, которая прошла отбор, штампуют знаменитым на весь мир клеймом Гжели.
Далее наступает черёд росписи. Её наносят исключительно вручную беличьими кисточками разных номеров. Художественный инструмент отличает особая мягкость и пластичность. Только беличий ворс позволяет делать тончайшие растяжки цвета – до 30 тональных градаций в одном широком мазке.
Гжельские мастера виртуозно владеют кистью, точно зная, сколько кобальта нужно набирать за один раз и с каким нажимом прорисовывать изображение. Большинство из них обучается в местном Художественно-промышленном институте, созданном на базе дореволюционного филиала Строгановского училища. Вуз спасает уникальную технику кобальтовой росписи от вырождения. В постперестроечный период появилось много кооперативов, выпускающих продукцию «а-ля Гжель» и стандарты качества резко снизились.
Известно около 300 типов гжельских мазков. Основные элементы наносятся широкой кистью, а затем тонкой прописываются детали. Большинство изображений начинается с мазка-капельки. Великолепные розы, фантастические жар-птицы, ягоды и многие другие мотивы создаются с его помощью. Если усилить нажим на кисть в верхней части и ослабить в нижней, получится знаменитый «теневой мазок» придающий объём. Приём был известен задолго до гжельских мастеров, но именно они усовершенствовали его, подняв на недосягаемый уровень.
Чтобы с помощью монохромного рисунка передать форму и перспективу предметов, нужно обладать особыми навыками. Профессионалы своего дела начинают обучение в 6-летнем возрасте, тщательно копируя природные элементы: листья, травинки, ягоды, цветы. Затем эти растительные мотивы лягут в основу уникальной росписи.
Основные типы рисунка
Гжельскую роспись называют сказочной из-за выраженного фольклорного колорита. Она отличается от мировых аналогов в бело-синей гамме, в том числе голландских образцов из Делфта, на которые ориентировались создатели первых подмосковных заводов.
Чаще всего на фарфоре изображается:
- Растительный мир. Стилизованные цветы и травы занимают центральное место в работах мастеров. Не только посуда и предметы интерьера, но даже статуэтки нередко украшаются подобными узорами. Несмотря на некоторую условность, изображения легко узнаваемы. Например, без труда можно отличить ягоды смородины от крыжовника, а пышный розовый бутон от полевой ромашки.
- Геометрический орнамент. Существует несколько популярных разновидностей: кобальтовая сетка, «усики», «травинки», «шашечки» и отводка золотом.
- Животный мир. Здесь преобладают рисунки птиц, в том числе и фантастических.
- Сюжетные картинки. В гжельском фарфоре раннего периода нередко можно встретить зарисовки из крестьянского быта, отличавшиеся большой реалистичностью. Сюда же можно отнести пейзажи (преимущественно зимние) и архитектурные виды. В советский период сюжетная роспись почти не встречалась, а сегодня, когда вместо единого завода появилось множество небольших частных мастерских, она переживает второе рождение.
Самый популярный мотив всех периодов Гжели – с XVIII века до наших дней: птицы и розы.
Как отличить подделку от подлинной Гжели
Лидер производства российской керамики переживал немало трудных периодов. Именно тогда находились бесчестные предприниматели, выпускавшие низкосортные подделки, проштампованные клеймом Гжели. Между тем подлинная продукция бренда стоит недёшево и покупать фальсификат по цене оригинала нет никакого смысла.
На что обратить внимание в первую очередь? Как выглядит настоящий гжельский фарфор?
Фаянсовые «дублёры»
Даже опытные эксперты не всегда в состоянии на глаз отличить подделку. Известно, что фарфоровые изделия Гжели имеют большую толщину по сравнению с аналогами от других производителей. Неудивительно, что за них пытаются выдать фаянс, который выглядит грубее и менее стоек в эксплуатации.
Отличить подмену можно, постучав по изделию деревянной палочкой. У фаянса звук глухой и слабый, у фарфора, независимо от толщины – продолжительный и звонкий. Выдаёт менее дорогой материал и цек (сеть микротрещин), проступающий на декоративном покрытии, желтоватый оттенок, а также отсутствие неглазурованного ободка на донышке. Фарфор обладает прозрачностью и пропускает свет, у фаянса нет такой способности.
Несовершенный дизайн
Далее следует обратить внимание на рисунок. Он должен быть характерного тёмно-синего оттенка с градациями тона. При любых отклонениях от стандарта, продукт может оказаться фальшивкой. Фиолетовый окрас говорит о том, что вместо кобальта использовался другой более дешёвый пигмент, а серые или чёрные тона свидетельствуют о неправильном режиме обжига. Оба дефекта недопустимы, представители бренда никогда не пропустят на рынок такую продукцию.
Стиль настоящего русского фарфора неповторим. Изделия гармоничны и пропорциональны, их форма выверена художниками высочайшего уровня. Если посуда или статуэтка выглядят «манерно», слишком декоративно и вычурно, от их покупки лучше отказаться. Вероятность приобрести подделку очень высока.
То же касается и рисунка. Он чётко выстроен, имеет продуманную композицию и расположение. Должна соблюдаться чёткая иерархия: в центре находится самый крупный, акцентный элемент – чаще всего ветка розы или птица, а второстепенные детали окружают его. Чрезмерная реалистичность, как и явная стилизация – приёмы не свойственные художественному фарфору.
Совершенно недопустимо использование деколи. Обнаружить её легко – в рисунке присутствуют совершенно идентичные элементы, что служит признаком механической печати, а не ручного труда.
Нарушение традиций
Современные мастера стараются даже в мелочах придерживаться традиционных канонов, поэтому любые непривычные «вариации» вызывают сомнение в подлинности продукции. Исключение составляют авторские изделия – они вполне могут быть новаторскими. На таких экземплярах, помимо классического клейма, должно стоять имя или логотип художника-изготовителя.
Подделка всегда менее аккуратна, чем оригинал, в ней присутствует множество мелких дефектов. Это объясняется нарушением технологии изготовления с целью удешевить производство. Самые распространённые «огрехи»: сероватый оттенок фарфора на неглазурованных участках, не функциональность посуды или предметов обихода (подтекает носик, неудобно браться за ручку, неплотно притёрта крышка и так далее). Частый дефект – пузырьки в глазури, на фирменных изделиях он никогда не встречается.
Источник