Что значит типовое занятие

Структура типового (традиционного) занятия.

Музыкальное занятие в ДОУ — основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников.

Музыкальное занятие основная форма воспитания и обучения детей в детском саду по развитию музыкальных способностей, нравственного и эстетического воспитания, привитие музыкального вкуса, физического развития, укрепления здоровья детей.

Позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка.

Виды музыкальных занятий

I. По организации (в зависимости от числа участвующих в них детей):

1. Фронтальное занятие проводятся со всей группой.

2. По подгруппам когда есть необходимость в проведении занятий с
меньшим количеством детей (многочисленные группы, или необходимо
подготовить сюрпризные моменты к празднику, или обработать более
тщательно какой-либо вид деятельности). Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей.

3. Индивидуальные проводятся, когда есть необходимость позаниматься с
ребенком индивидуально, подтянуть его или развить его склонности.

Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах.

II. По содержанию:

1. Типовое (традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды деятельности детей.(музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).

Может иметь вариативную структуру- меняется последовательность разделов по необходимости программных задач. Важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

2. Тематическое музыкальное занятиеобъединяется одной темой, т.е. все разделы связаны между собой одной тематической нитью и виды музыкальной деятельности могут варьироваться, т.е. меняться по необходимости программного содержания.

Выделяются три разновидности этих занятий:

· собственно тематические ( «Осень», «Природа и музыка» ит.д.),

· музыкально-тематические( «Интонация в музыке и речи», «Русская народная песня», «Народные музыкальные инструменты»… когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.

· сюжетные («Путешествие») эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией. Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Может проводиться вместо праздничного утренника.

3. Комплексное (интегрированное) музыкальное занятие – ведут два педагога: музыкант и воспитатель, педагог изо, физкультурник, педагог по драматизациям.

Даёт детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Имеет те же разновидности, что и тематические. Тема может быть взята из жизни или из сказки, связана с сюжетом или темой может быть само искусство: «Времена года»,

«Краски Осени в музыке и поэзии», «Краски Осени в музыке и живописи»,

«В здоровом теле – здоровый дух», «Сказочные персонажи».

Основные методы – сравнение и сопоставление худ. образов. Дети учатся понимать специфику каждого вида искусства.

Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.

4. Доминантное занятие — а) доминирует, преобладает один вид музыкальной деятельности (пение, движение, восприятие музыки – остальные виды деятельности вспомогательные) для развития какой-либо муз. способности или ликвидации отставания. Например, доминирует игра на д.м.и.: в слушании – знакомство, тембры; творчество, муз.-дид. игры, музицирование.

б) во всех разделах музыкального занятия преобладает какой-то один жанр (марш, вальс…)

Продолжительность занятий:

Подг. гр. – 30-35 мин.

Структура типового (традиционного) занятия.

I раздел. Упражнения под музыку:

П-С (программное содержание) — дать понятие о характере и ритме марша,

приучать шагать четко, высоко поднимая колени.

М (методы) — объяснительно-иллюстративный + частично поисковый

Пр (приемы) образные словесные указания и наводящие вопросы

П (повтор) — 2 раза. А (атрибуты) — барабан

В младшем возрасте в данном разделе (I р) может быть от одного до четырех упражнений (ясли, младшая и средняя группы), в старшем возрасте — от одного до восьми упражнений

По времени: младший возраст — от 1 до 3 мин. старший возраст — до 10 мин.

II раздел. Слушание музыки

П-С — знакомство с жанром вальса, его характерным 3-х дольным ритмом и

основными танцевальными движениями

М Объяснительно-иллюстративный + частично-поисковый + эвристический

Пр — проблемные, контрастные, наводящие вопросы, показ движений вальса

воспитателем или старшими детьми (без музыки)

П — 2 раза. В данном разделе может быть: для младших возрастов 2 произведения,

для старшего возраста до 5 произведений.

А — шарфы, ленты и т.д.

III раздел. Распевание и пение (в яслях — подпевание):

1. Распевание — может состоять из 1- 3-х попевок в зависимости от возраста и задач:

«Вот иду я вверх» Тиличеевой

П-С — знакомство со звукорядом, работа над чистотой интонации и ее «окраской».

М- объяснительно-иллюстративный + наглядный + частично- поисковая ситуация

ПР — показ карточки на фланелеграфе и выразительное исполнение

П- 2-3- раза. А — съемные нотки на фланелеграф или лесенка, куколка

2. Пение.

«Падают листья» Лившиц

П-С — работа на напевностью и чистотой интонации, осмысленным исполнением

(в опоре на музыкальный образ осени — песни)

М — убеждение + побуждение к сопереживанию (созерцание красоты осенней

природы) + частично поисковая ситуация

ПР — проблемные, контрастные, наводящие вопросы и собственный показ, ИЗО,

стихотворение, показ лучших детей (исполнение фраз песни)

П — 2-3 раза. А-ИЗО

IV раздел. Игры, пляски, хороводы:

В младшем возрасте (ясли) этот раздел длится 2-3 минуты,

2-ая младшая группа — 4 мин.

средняя — 5-6 мин,

старшая — до 10 мин.

Подготовительная 15 мин.

Чем больше дети двигаются на занятии, тем естественнее их физиологическое

V раздел. Игра на Д.М.И. (детское творчество)

П-С — знакомство с различными инструментами и усвоение приемов игры на них

М – различные, по необходимости и возрастным способностям детей (практический)

ПР — показ, объяснение, игровые приемы

П — от 2 до 5 раз . А — по необходимости

При подготовке к занятию муз рук должен учитывать:

Источник

Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Следующее основание для классификации музыкальных занятий — это его содержание. В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым, или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.

Доминантное музыкальное занятие – это занятие, на котором преобладает один вид музыкальной деятельности. Или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке», «Времена года в музыке», «Музыка моего народа») и музыкально-тематические. Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями. Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке», «Зимние истории и небылицы»). Целостность музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.

Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка, она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.

«Нас учили учить детей». Планирование музыкальных занятий на июнь в средней группе Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ «…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский). «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» (В. А. Сухомлинский).

Классификация театрализованных игр Как правило, дошкольники бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Комплекс музыкальных занятий для детей старшей группы «Классическая музыка в детском саду» Цель: Пробудить эмоциональную отзывчивость в детях на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Конспект Доминантного музыкального.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Классификация игр с правилами» Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического.

Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически.

Рекомендации для музыкальных руководителей «Создание условий для развития музыкальных способностей детей» Рекомендации для музыкальных руководителей «Создание условий для развития музыкальных способностей детей» № п/п Элементы предметно-развивающей.

Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)» Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)». Цель – развитие умения.

Источник

Консультация для молодых воспитателей «Организация и планирование тематических занятий»

Марина Фомичева
Консультация для молодых воспитателей «Организация и планирование тематических занятий»

Очень широко внедряются в практику тематические занятия. Занятия проходят в игровой форме и воспринимаются детьми как интересная и разнообразная деятельность. Для воспитателя такое занятие- возможность решить педагогические задачи, проявлять творчество, умение использовать учебный и дидактический материал.

Требования к занятиям:

1. На занятии должен решаться весь комплекс речевых задач, но основной должна быть задача развития связной речи, так как ее решение требует специального обучения

2. В содержание занятия должен войти новый, более трудный учебный материал и уже знакомый детям, используемый для закрепления знаний, умений и навыков

3. Структура занятия состоит из нескольких частей, и все они должны быть взаимосвязаны одной темой, которую определяет учебный материал- книги, игрушки, предметы, картины, а также опыт ребенка, его творческие возможности.

4. Тема должна носить ярко выраженный воспитательный характер («Наш дом- Россия», «Моя любимая игрушка» и так далее)

5. В ходе занятиядетям предлагаются разнообразные виды деятельности: музыкальная, игровая, изобразительная, но при ведущей- речевой.

Кратко схема тематического занятия:

1 часть- вступительная.

Цель: подготовить детей к восприятию нового учебного материала, создать интерес к занятию.Приемы: введение в игровую ситуацию, знакомство с игровыми персонажами, стихами, музыкой и так далее.Время: 3-4 минуты

2 часть- основная

Цель: учить новому, более трудному речевому навыку, например, рассказыванию, используя игрушки, художественную литературу, картины и так далее.Время: 10-20 минут в зависимости от возрастной группы

3 часть- физкультурная минутка

Цель: дать детям возможность отдохнуть, сменить вид деятельности.Время: 1-2 минуты

4 часть- дополнительная

Цель: закрепить имеющиеся знания, умения, навыки на уже известном детям учебном материале.Время: 4-5 минут

5 часть- заключительная

Цель: закрепить впечатления от занятияи плавно перейти к другому виду деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой и так далее.Время: без ограничений

Пример тематического занятия на тему «Лес» (старшая группа)

1. Учить составлять описательные рассказы по фрагментам картины

2.Обогащать и активизировать словарь: лес хвойный, лиственный, смешанный, кустарники и др.

3. продолжать учить использовать в речи простые и сложные предложения

4. Развивать логическое мышление и воображение

5. воспитывать бережное отношение к природе

Материал: корзинка с предметами, плоскостные изображения растений, картина «прогулка в лесу».

1 часть:воображаемая ситуация: дети в лесу. Красная Шапочка- игровой персонаж- предлагает детям дидактическую игру «Лес». У нее корзинка с муляжами грибов, ягод, плоскостные изображения растений. Загадки о растениях леса. Беседа с детьми о лесе (3-5 минут).

2 часть: приглашение Красной Шапочки рассмотреть картину. Воспитатель ведет обучение рассказыванию,следуя такому алгоритму:

1. рассматривание картины, установление связей и отношений, выделение фрагментов на картине

2. рассказ- образец воспитателя- по центральному фрагменту картины

3. повторение этого рассказа детьми, имеющими слабые навыки в рассказывании (2-3 человека)

4. составление плана (2-3 вопроса) рассказа к другим фрагментам, повторение плана детьми

5. рассказы детей по отдельным фрагментам картины с опорой на план

6. рассказ воспитателя по всему содержанию картины

7. оценка рассказов детей (15-20 минут)

3 часть: Красная шапочка приглашает детей погулять в лесу. Под музыку вальса дети имитируют прогулку в лесу- ловят бабочек, собирают цветы, изображают движения животных и так далее (1-2 минуты)

4 часть: Красная Шапочка предлагает детям нарисовать лес. На мольбертах дети красками рисуют картинку леса, как они его себе представляют. В конце занятия дети дарят рисунки Красной Шапочке.

Единство темы во всех частях занятия позволяет создать у детей целостное представление о предметах и явлениях окружающей жизни. Постоянная смена деятельности поддерживает интерес детей на протяжении всего занятия. Все это позволяет педагогу решать поставленные учебные и воспитательные задачи. Выбирая тему занятия, воспитатель должен учитывать сезонные изменения в природе, общественные события и праздники, труд взрослых, характерный для данного месяца. Например, сентябрь- сбор урожая, школа, детский сад, начало осени; май- День Победы, Родина, весна, прощание с детским садом, наступающее лето.

Используя схему занятия по развитию речи, можно составить подробный конспект для воспитателей, имеющий небольшой опыт работы.

1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М., 2003

2. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М. : Просвещение, 1984.

3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. ,Просвещение, 1981

Игра «Составь цветик-семицветик» Закончился учебный год. Дети нашей подготовительной группы хорошо подготовились к школе. В летний период мы будем повторять изученный материал.

Рекомендации по структуре конспекта занятия для аттестации • Титульный лист. 1. Вид, тип, тема занятия. 2. Возраст детей. 3. Способ организации детей (общегрупповое (фронтальное) занятие, занятие.

Источник

Читайте также:  Что значит для ребенка чтением
Оцените статью