- Размеры динамиков
- Форма излучателя
- Виды излучателей по воспроизводимому спектру
- Оптимальные размеры динамиков
- Фронтальные динамики
- Динамики для среднего баса
- Тыловые динамики
- Овальные динамики для задней полки
- Другие статьи раздела Динамики
- Виды динамиков
- Широкополосные динамики
- Низкочастотные (НЧ) динамики, динамики для сабвуфера
- Популярные статьи
- Как выбрать автомобильную акустику без лишних трат и ошибок
- Места для динамиков в автомобиле
- Принципы выбора акустики
Размеры динамиков
Динамический излучатель – это та часть колонки или наушников, которая, собственно, и занимается созданием звуковых волн. Принцип работы динамика прост, и основывается он на физическом преобразовании электрического сигнала в механическое движение мембраны диффузора излучателя. Осуществляется это за счет движения электромагнитной катушки, работающей в паре с постоянным – ферримагнитным или неодимовым – магнитом.
Таким образом, в основных чертах все динамики аналогичны друг другу. Но есть между ними и различия – в первую очередь, во внешнем виде. Впервые увидев все разнообразие динамических излучателей на полке магазина аудиотехники неопытный пользователь может задаться вопросом – а на что, собственно, влияет размер и форма излучателя? Попробуем в этом разобраться.
Форма излучателя
Сразу отметим – форма динамика не влияет практически ни на что, кроме удобства его монтажа в салон автомобиля или самодельный корпус колонки. Как динамики для больших колонок, так и излучатели головных телефонов могут иметь либо круглую, либо овальную форму. Квадратных или треугольных динамиков не бывает; это – не прихоть инженеров, форма обусловлена физическими принципами, на основании которых излучатели функционируют. Проще говоря, некруглый диффузор просто-напросто не будет вибрировать, из-за чего, как следствие, не будет воспроизводиться звук.
Итак, с формой мы определились – выбирать можно как круглую, так и овальную модель, зависит это только от ваших личных предпочтений. Но остановившись на овальном варианте, вы можете заметить, что большая часть таких излучателей являются либо коаксиальными, либо сабвуферами. Что это значит?
Виды излучателей по воспроизводимому спектру
Остановимся подробнее на том, какой именно звук может воспроизводиться той или иной моделью динамического излучателя. Как вы можете помнить с уроков физики, звук, как и любой другой вид волн, имеет широкий спектр частот. Частота звука измеряется в герцах, и в зависимости от показателя этого параметра звук может быть либо слышимым, либо неслышимым. Слишком низкий звук называется инфразвуком, слишком высокий – ультразвуком. Разные животные способны воспринимать звуковой спектр в разных пределах; что же касается людей, то мы можем слышать звуки с частотой от 20 Гц до 20 кГц.
Весь слышимый спектр можно разделить на три условные зоны:
- низкие и сверхнизкие звуки – в музыкальном смысле звуки из этой части спектра именуются басами (глубокий, средний и высокий бас) – сюда входят частоты от 20 до примерно 100 Гц;
- средние звуки – частоты от 100 Гц до 2 кГц – сюда входит основная масса слышимого звука, в том числе голоса людей, вокал в песнях;
- высокие и сверхвысокие звуки – огромный диапазон от 2 до 20 кГц.
В зависимости от того, какой диапазон спектра воспроизводится динамическим излучателем, динамики делятся на три вида:
- сабвуферы, или низкочастотные динамики;
- среднечастотные динамики;
- твиттеры, или высокочастотные колонки.
А причем же тут размер, спросите вы? А при том, что от диаметра диффузора не в последнюю очередь зависит качество воспроизводимого звука. Особенно это касается сабвуферов и твиттеров – чем шире первые, тем более глубокими и чистыми получаются басы, и чем меньше вторые, тем более высоких частот сможет достичь колонка. Кроме того, в случае с твиттерами отличается и конструкция динамика – ВЧ-излучатель имеет диффузор купольного типа.
Оптимальные размеры динамиков
Выбор размера динамика заботит, как правило, автомобилистов. При сборке обычных колонок, будь то широкополосные или многополосные устройства, разницы нет практически никакой – просто нужно брать излучатели как можно большего размера. В случае с автомобилем же появляется ряд нюансов, начиная от размера гнезд под динамики и заканчивая особенностями конструкции салона, в котором только динамики определенного размера будут звучать так, как надо.
Как правило, для автомобиля выбирается сразу комплект динамиков, в который может входить либо набор широкополосных динамиков одинакового размера, которые остается лишь установить на соответствующих местах – в дверях, под приборной панелью, около заднего стекла и в багажнике. Впрочем, в багажном отделении обычно устанавливаются мощные сабвуферы или многополосные коаксиальные динамики – таким образом, это место является атрибутом качественной автомобильной акустической системы объемного звучания.
Именно в случае с многоканальной системой, способной прокачать целую улицу, на передний план выходит выбор правильного размера тех или иных динамиков. Излучатели какого размера следует выбирать для установки в том или ином месте салона автомобиля?
Фронтальные динамики
Конечно, первое, на что следует ориентироваться при выборе размера излучателя – это диаметр предназначенных для установки динамиков отверстий в салоне автомобиля. Если они стандарты, но оптимальным выбором станут излучатели диаметром 16,5 см (6,5”). Такие динамики не только без лишних движений встают в стандартные двери автомобиля, но и обеспечивают достаточно качественное звучание и полноценное раскрытие среднечастотной картины. Низкие частоты тоже звучат неплохо; кроме того, динамики такого размера не позволят басам из фронтальных колонок и заднего сабвуфера заметно различаться своими характеристиками.
Стоит отметить, что если места для установки рассчитаны на динамики меньшего размера, следует сначала поинтересоваться у специалистов, есть ли возможность расширения гнезд, а потом уже, если это невозможно, смотреть в сторону динамиков меньшего размера.
Следует иметь в виду, что не все 16,5-сантиметровые динамики схожи по своим характеристикам. Даже в пределах одного модельного ряда можно встретить излучатели, заметно отличные по своим свойствам. Так, в состав трехкомпонентных акустических систем часто включаются излучатели такого размера, рассчитанные на воспроизведение среднего басового диапазона. С одной стороны, это позволяет сделать звуковую картину в машине более богатой и без переплаты шагнуть в сторону акустики более высокого класса. С другой – улучшение глубины басов неизбежно ведет к ухудшению звучания среднечастотного диапазона. Это связано с тем, что для воспроизведения басов используется более толстая мембрана диффузора, которая не может вибрировать с достаточно высокой частотой. Соответственно, такие излучатели могут отставать от своих собратьев с обычными характеристиками – впрочем, это больше зависит от личных предпочтений пользователя.
Динамики для среднего баса
Улучшенный вариант басового звена трехкомпонентных акустических систем – 20-сантиметровые динамики. Такие крупные круглые и овальные динамики – не лучший вариант для автомобиля: они слишком широкие для установки в дверях, да и средние частоты у них, опять же, страдают. Но они могут стать отличной заменой сабвуферу, если специализированная низкочастотная колонка отсутствует. В домашних же акустических системах излучатели диаметром 20 см широко распространены и отлично проявляют себя.
Тыловые динамики
Тыловые динамики – необязательная часть акустической системы; обычно они применяются при создании имитации домашнего кинотеатра в мобильных условиях или для поддержки слишком слабых фронтальных излучателей. Если в вашем автомобиле есть потребность в установке задних динамиков, то лучшим выбором станут излучатели диаметром 13,5 см (5,25”).
В некоторых ситуациях (например, в авто малых габаритов) такие мелкие динамики могут ставиться и в качестве фронтальных. Конечно, это приведет к явной нехватке басов, особенно при отсутствии отдельного сабвуфера. Все-таки для басов идеальными являются 20-сантиметровые варианты, даже 16,5 см – это уже компромисс. Если же сабвуфер есть, насчет нехватки глубины баса можно не беспокоиться, но в таком случае проблемой станет заметная не состыковка низких частот сзади и спереди. Таким образом, установка динамиков диаметром 5,25 дюйма в качестве основных должна производиться только в крайнем случае. Основное их назначение – поддержка и использование в качестве малозначимых тыловых элементов акустической системы.
Овальные динамики для задней полки
Большая часть таких излучателей – это коаксиальные устройства диаметром 6×9 дюймов. Площадь их диффузоров превышает оную у стандартных круглых динамиков, за счет чего бас становится более глубоким. Установка овальных динамиков встречается редко, и это связано со следующими факторами:
- недостатки излучателей коаксиального типа;
- не дотягивающее до сабвуфера качество басов;
- отсутствие необходимости в задних колонках;
- худшее качество в целом по сравнению с круглыми аналогами.
Однако если полноценный низкочастотный динамик установить не получается, овальный коаксиальный излучатель может стать приемлемой его заменой. Кроме того, такие устройства могут стать единственным вариантом при невозможности модернизации гнезд для установки динамиков в салоне автомобиля.
Таким образом, динамики могут иметь самый разный размер, и основной принцип, которому нужно следовать при выборе того или иного варианта – чем динамик шире, тем глубже будут басы. В случае со слишком широкими излучателями, конечно, придется смириться с несколько ухудшившимися средними частотами.
Другие статьи раздела Динамики
Виды динамиков
Известный всем динамический излучатель был изобретен в 1920 году. Механизм его работы заключается в. 20751
Широкополосные динамики
Наряду с узкоспециализированными динамиками, воспроизводящими звук из определенных частот, существуют. 20233
Низкочастотные (НЧ) динамики, динамики для сабвуфера
Сабвуфер – это акустическое устройство, которое воспроизводит низкие частоты. Они ощущаются не всегда, но в. 25275
Популярные статьи
Наушники – это весьма простые устройства, и, как. 6896318
Динамический излучатель – это та часть колонки или. 5114668
Даже самые высококачественные колонки не. 3021459
На сегодняшнем рынке акустической техники. 2342603
Всем хочется, чтобы любимая, бережно собранная. 1761151
Среднечастотный динамик, или иначе его еще называют. 1558577
Колонки любого типа, как и любая техника, нуждаются в. 1387674
Как известно, для воспроизведения звуковых волн в. 1311455
Источник
Как выбрать автомобильную акустику без лишних трат и ошибок
Качество звука штатной аудиосистемы в машине устраивает не всех водителей. Первый шаг на пути к улучшению качества звука в автомобиле — покупка динамиков. Ведь замена штатной акустики даёт самое заметное улучшение звучания аудиосистемы. Однако большое разнообразие динамиков может запутать любого покупателя. Эта статья поможет вам правильно подобрать акустику, которая подходит для вашего автомобиля и аудиосистемы в нем.
Сначала нужно выяснить, какого размера динамики поместятся в штатных местах для них в автомобиле. А для этого нужно знать, какого размера бывают динамики. Все модели, которые встречаются в продаже, имеют несколько стандартных размеров, а штатные динамики иногда занимают положение между этими стандартами. Это не означает, что вы теперь не сможете заменить акустику. Сможете. Только для этого надо перейти на существующий стандарт динамиков, заменив штатные пластиковые подиумы на новые деревянные.
Высокочастотные пищалки компактнее, чем низкочастотные динамики |
Рассмотрим существующие размеры автомобильных динамиков и укажем варианты их установки. Круглые динамики делятся на следующие типы:
1. 8 см (3″) и 10 см (4″) динамики устанавливаются под защитные сетки в торпедо;
2. 13 см (5,25″) редко размещаются в торпедо, а чаще в кик-панелях (под торпедой), в дверях или в боковых фиксаторах задней полки;
3. 16,5 см (6,5″) — самый распространенный размер динамиков (которые также обозначают как 16 см, 17 см, 6” или 7”). Такие динамики устанавливаются в дверях, а иногда встречаются и в задних полках;
4. 20 см (8″) — редкий размер для дверей или задней полки.
У овальных динамиков свои стандарты:
1. 10х15 см (4х6″) модели устанавливаются в кик-панели или в боковых фиксаторах задней полки;
2. 13х18 см (5х7″) — редкий размер для дверей, а иногда их встраивают и в заднюю полку;
3. 15х23 см (6×9″) — самый распространенный размер овалов (как их еще называют — «лопухов» или «блинов»). Кроме привычной установки их в заднюю полку, в некоторых авто они монтируются в дверях;
4. 18х25 см (7х10″) редко встречаются в продаже, но врезать их в заднюю полку можно;
5. 20х30 см (8х12″) — овалы, снятые с производства.
Акустика отличается не только по размерам, а и конструктивно. Распространены три вида: широкополосная, коаксиальная и компонентная. У каждого вида есть свои плюсы и минусы.
Широкополосный динамик имеет одну звуковую катушку и предназначен для воспроизведения максимально широкого диапазона частот всего одним излучателям (диффузором). Широкополосные динамики справляются с поставленной им задачей, но всё же не достаточно хорошо. Частотный диапазон уже в сравнении с коаксиальной или компонентной акустикой имеющей более одного излучателя, а его края (высокие и низкие частоты) — прорабатываются хуже. В продаже такие динамики встречаются редко, а вот в стоковой комплектации автомобиля, широкополосники используются часто, потому что они дешевые. Такие динамики хочется заменить, поэтому они и не пользуются спросом.
Коаксиальная акустика получила такое название потому, что несколько полос излучения (две или более) расположены на одной оси и излучают звук в одной оси. Такие продукты с разным количеством полос существуют во всех перечисленных выше типоразмерах. Два диффузора, воспроизводящие разные частоты с помощью разделительных фильтров, называют 2-полосными коаксиалами. Например, так называемые 5-полосные или 4-полосные овалы на самом деле имеют максимум два разделительных фильтра частот, а супертвитеры у многополосной акустики запараллелены. Вся многополосная акустика, кроме двухполосной, изготавливается для неосведомленного покупателя, который считает, что чем больше полос, тем лучше. На самом деле, чем больше полос, тем больше большая шайба с пищалками «затеняет» излучение основного диффузора.
Коаксиальную акустику проще установить в салоне машины |
Коаксиальная акустика предназначена для подзвучки тыловой части салона автомобиля. При установке ее в передние двери, высокие частоты почти не будут слышны. Звук будет казаться глухим, как будто акустику накрыли одеялом. Единственное место в салоне, где коаксиалы с минимальными потерями будут доставлять вам в уши высокие частоты, эта торпеда. Например, звук от направленных вверх 10-сантиметровых Hertz DCX 100.3, будет отражаться от лобового стекла прямо на водителя.
Плюс коаксиального динамика в сравнении с компонентным в том, что его проще установить, и он стоит дешевле.
Компонентные динамики – это акустика, состоящая из нескольких компонентов, где один из них – это мидбас, а второй – это твитер. Данную комплектацию называют 2-компонентной. Бывает ещё 3-компонетная акустика (например, Kicx ALN 6.3) где третий компонент – это среднечастотник. Так же в подобной акустике есть ещё один модуль — кроссовер, который не считается ещё одним компонентом, так как он не излучает звук. Задача кроссовера согласовать компоненты по уровню (громкости) и по частотам.
Акустика такого типа предназначена для установки в передние двери, на неё возлагается самый широкий частотный диапазон и она должна воспроизводить звук с минимальными потерями.
Перед покупкой, прослушивая акустику на стенде в магазине автозвука, многие делают ошибку не понимая, зачем переплачивать за компонентную акустику, например Alpine SPG-17C2 стоит дешевле, а звучит почти так же. Дело в том, что направление и расположение высокочастотной пищалки имеет большое значение. Если в стенде магазина пищалки коаксиальных и компонентных динамиков направлены и играют на вас, то в автомобиле их расположение абсолютно разное, и разница в звучании в машине между компонентной и коаксиальной будет очень заметна. Но преимущество компонентной акустики ощущается только при ее установке в передние двери, а размещать ее в задних дверях или в задней полке не рекомендуется.
Компонентная двухполосная система от JBL — MS-62C |
Компонентные динамики в задней полке для водителя будут играть абсолютно так же, как и коаксиальные — здесь уместен вопрос: зачем платить больше? А при установке компонентной акустики в задние двери всю звуковую картину будет портить задний левый твитер, так как он расположен ближе всех компонентов к водителю. Компоненты динамиков должны располагаться примерно на одинаковом расстоянии от места прослушивания, иначе самый близко расположенный твитер будет «перекрикивать» все остальные динамики. С другой стороны, можно ставить назад компонентную систему, заботясь о пассажирах на заднем сидении. То есть нужно учитывать кто чаще будет слушать музыку в машине: водитель или пассажиры.
Расположение динамиков в салоне оказывает влияние на качество звучания музыки |
Места для динамиков в автомобиле
Есть удачные места для установки акустики в плане оптимального озвучивания салона автомобиля, а есть — не удачные. Создаётся впечатление, что на заводе места для установки динамиков в некоторых машинах выбирают не с точки зрения наилучшего результата, а где останется свободное место. Например, штатные места в кик-панелях или в боковых фиксаторах задней полки лучше не рассматривать для установки динамиков. И не стоит следовать принципу «если есть места под акустику, значит обязательно эти отверстия нужно закрыть хоть чем-нибудь» — это будут выброшенные деньги.
Оптимальная установка динамиков для озвучивания передней части салона — это передние двери с выносными твитерами, расположенными на высоте ушей водителя. То есть пищалки могут находиться в уголках дверных треугольников, на передних стойках или в торпеде. Наилучшим образом озвучивать заднюю часть салона будут овалы, например DLS 962, в задней полке. Так как они имеют большую площадь диффузора и направлены вверх — для отражения звука от заднего стекла.
Если у вас автомобиль с неудачными штатными местами для динамиков, значит надо переделывать их конструкцию. К примеру, возьмем Daewoo Lanos. У него в передних дверях с завода стоят 10 см широкополосники в пластикових подиумах. Если просто поменять динамики даже на дорогие 10 см Focal JMLab Performance PC 100, то мы получим минимальное улучшение средних частот, но звук попрежнему останется тусклым, басов будет мало. Если убрать штатный пластиковый подиум, то можно уже будет установить 13 см динамики, например Helix Xmax 213, которые чуть-чуть громче и отличаются лучшей проработкой низких частот. А если немного подрезать металл, то можно будет установить уже динамики 165 мм, например DLS RM6.2, на деревянные подиумы. Поверьте, машина в последней комплектации «заиграет» совсем по-другому.
Принципы выбора акустики
На рынке есть огромное количество акустики разных брендов. Модельный ряд каждого производителя можно разделить на три уровня. Мы, для большей наглядности, разделим на уровни модельный ряд популярной итальянской компании Hertz:
1. бюджетный класс акустики, рассчитанный для подключения напрямую к магнитоле без внешнего усилителя мощности. Такая акустика рассчитана на привлечение внимания не искушенного слушателя ярким и звонким звучанием. Ее покупают обычно на замену штатным сгоревшим динамикам, а не для того, чтобы улучшить качество звука в машине. Под эту категорию динамиков подойдёт модель из начальной серии Dieci — Hertz DSK 165.3;
2. модели с оптимальным соотношением цены и качества (золотая середина). Акустика более продвинутого класса может работать от усилителя магнитолы, выдающего мощность 18 Вт на 4 канала, но лучше она будет отыгрывать потраченные на неё деньги, через дополнительный усилитель мощности. Данная акустика не имеет явного преукрашеного звучания. Музыкальные инструменты передаются естественно и разборчиво, а компоненты (твитер и мидбас) звучат сбалансировано и слитно. Акустика Hertz ESK 165 из серии energy звучит намного лучше серии Dieci;
3. флагманские модели акустики более чувствительны к качеству каждого компонента аудиосистемы. На качество звука здесь повлиять может многое, начиная от проблемы найти качественно записанные аудиотреки и заканчивая направленностью проводки. Для недешёвых топовых динамиков нужно создать ещё более «дорогие» условия, иначе акустика Hertz MLK 2 не оправдает вложенные в неё средства.
Также динамики разных фирм отличаются между собой характером звука. Некоторые производители акустики специально ориентируют почерк звучания своих динамиков под определённых покупателей и стиль музыки. В целом, можно выделить три характера звучания:
1. акустика с эффектом клубного звучания, акцентирующая низкие и высокие частоты;
2. акустика с яркой серединой и чистыми верхами, но с обязательной поддержкой низких частот сабвуфером;
3. универсальная акустика, с максимально ровным и широким частотным диапазоном.
Сколько нужно мощности для полного счастья? Существует определённый круг любителей громкого звука в автомобиле, они даже меряются, у кого громче машина, на специальных соревнованиях по SPL (Sound Pressure Level, уровень звукового давления). Сначала такие любители добиваются очень громкого звука внутри автомобиля. А затем, открывая двери и багажник, радуются насколько далеко слышно их автомобиль. Причем они сталкиваются с проблемой найти место даже за городом, чтобы их аудиосистема никому не мешала. На самом деле для автомобильных динамиков оптимальной мощностью считаются 50-80 номинальных Вт. Акустики с такой мощностью вполне хватает для комфортного прослушивания музыки в машине.
Материалу изготовления динамиков не стоит уделять большое внимание при выборе акустики, так как здесь производители известных брендов в мире не будут обманывать вас и использовать некачественные диффузоры, подвесы, звуковые катушки, диффузородержатели, центрирующие шайбы и магниты. На характер звука материалы могут влиять, но больше влияет само качество сборки всех компонентов динамика. Поэтому акустику стоит покупать у фирм, специализируещихся на производстве акустических систем: Focal, Auditor, DLS, Morel, Ground Zero, Helix, Gertz, JBL, Infiniti, Dragster, Phoenix Gold, German Maestro.
Источник