Что значит тезисный план по литературе примеры

Развернутый план и тезисный план: как это писать

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

Вопросный от назывного отличается построением.

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Читайте также:  Что значит инициализировать сетевое подключение

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Какие существуют требования

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

  1. Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
  2. В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
  3. Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.

Источник

Тезис в сочинении рассуждении

Термин тезис на слуху у каждого, кто писал в школьные годы сочинение по литературе. Некоторые помнят его с университетских времен, когда студентам давали задание сделать краткую выжимку из сказанного на лекциях или составить план работы. Что такое тезис в сочинении, какие виды бывают и как правильно его написать, рассмотрим подробнее.

Содержание:

Что такое тезис в сочинении

Понятие «тезис» с греческого языка переводится как «установка, утверждение». Слово широко используется в сфере науки, философии и искусстве. В литературе оно выполняет роль обозначения самых значимых рассуждений, мыслей, понятий. Тезисом называют ту часть текста, в которой соблюдена краткость и ясность мысли.

К примеру, человек написал объемный текст-размышление, которое разделено на логические абзацы. Чтобы не тратить время на длительное чтение, основные мысли он тезисно выделяет. В таком формате сочинение будет оценено за несколько минут. Читающий сможет понять содержание, а самые интересные моменты изучить досконально.

Таким образом, тезисами называют главные мысли, кратко обозначенные по тексту сочинения в одном или нескольких предложениях. Это сокращенный вариант написанной статьи, который помогает разобраться в ее сути и ключевых утверждениях.

Важно не путать в сочинении три составляющие: тезис, аргумент и вывод. Отправной точкой в рассказе является именно тезис. В него могут закладываться прямые цитаты, которые облегчают понимание сути сочинения.

Тезисы для сочинения формируются в зависимости от структуры материала, его параметров. Есть три вида тезисов:

  1. Основные. Выделяется центральное событие и выводы по теме.
  2. Простые. Включают аспекты без пояснений: утверждения и отрицания. Дополняют основные тезисы, расширяют основополагающие мысли.
  3. Сложные. В них входят простые и основные тезисы. Главная задача — аргументировать ранее выдвинутые утверждения. Это делается краткой дополняющей выжимкой по ключевым аспектам.

Формулировка тезиса в сочинении рассуждении

Сочинение в форме рассуждения призвано доказать читателю ту или иную точку зрения. Важно убедить его в излагаемой мысли посредством разбора текста на составляющие. Сложные цитаты, грузные деепричастные выражения необходимо разбить на мелкие и понятные.

Примеры тезисов для сочинения рассуждения должны демонстрировать умение размышлять не только логически, но и подключать духовное чувствование. Соблюдение четкой структуры — главный шаг к лаконичному и цепляющему тезисному плану.

Сначала выдвигается конкретное рассуждение, которое четко обозначает непреклонную позицию автора. Конец предложения включает в себя четкий вывод из всего сказанного. Все части тезиса должны иметь логически выстроенную структуру. Не допускаются повторы в аргументированных абзацах.

Как правильно составлять формулировки тезисов в виде рассуждений? Отправной точкой для решения поставленной задачи является четко обозначенная мысль. Затем приводятся наглядные и убедительные аргументы. Под конец делается логичный и лаконичный вывод, затрагивающий формулировку главного вопроса.

Пример формулировки тезиса по литературе в манере рассуждения на музыкальную тематику:

  • Тезис: музыка — это не бездумное развлечение. Почему?
  • Аргументы, отвечающие на поставленный вопрос:
  1. Музыка духовно развивает и обогащает внутренний мир человека.
  2. Она пробуждает в людях светлые чувства и воспоминания.
  3. Приносит утешение, бодрит в тяжелых жизненных ситуация.
  4. Музыка — лекарь душ. Время и расстояние для нее не помеха.
  • Вывод: слушать музыку нужно душой, духовно обогащаясь и напитываясь ее энергией.

Основные требования

Написание тезисов для сочинения должно производиться с соблюдением требований:

  • Цель. Необходимо ответить на вопрос, в чем нужно убедить читателя. Как это сделать при помощи правильно сформулированных мыслей, чтобы донести истинность или ложность высказываний.
  • Тема сочинения — основа составления тезисов. Тематика окутывает идею текста и концентрирует его для формирования мнения.
  • Сбор дополнительной информации. Для аргументации тезисов нужно подкрепить свое мнение доводами.
  • Ключевые слова. Текст составляется грамотно и понятно для читателя. Для этого за основу берутся слова, составляющую смысловую нагрузку всего тезиса.
  • Аргументация. Тезисы должны содержать знаменитые высказывания авторов, примеры из жизни, определенные факты. Аргументы могут быть логическими и психологическими. Первый вид базируется на здравом смысле, а второй красочно передает чувства и эмоции.
  • Конкретизация. Не следует использовать общие фразы, которые не несут явного смысла. Каждое предложение должно быть исчерпывающим для понимания сути сочинения.
  • Количество предложений-тезисов для небольшого сочинения должно укладываться в 2 — 5 предложений. Можно превышать это количество, если нет возможности сделать краткую выжимку. Например, при разборе сложных явлений природы или медицинских понятий.

Как писать тезисы

Для сочинения бывает достаточно сформулировать один тезис. Но если работа обширная и многогранная, то разрешается объем предложений расширить. В некоторых случаях, даже короткое сочинение приходится раскрывать несколькими тезисами. Например, для раскрытия темы «Преступление и наказание» потребуется отдельно рассмотреть эти слова. Нельзя это сделать в рамках одного предложения.

Тезисы как в эссе, так и в другом литературном жанре делят на категории:

  1. Аргументация сюжетной линии.
  2. Аргументация конкретного эпизода.

В зависимости от тематики подбираются вопросы, утверждения и предложения с ключевыми словами.

Тезисный план

В русском языке под тезисным планом понимают способ структурирования текста. План раскрывает суть и цель работы. Он должен быть конкретным, понятным для обывателя. Это помогает вникнуть в проблематику обсуждаемого текста и раскрыть его многогранность.

Текст тезисного плана сочинения бывает:

С их помощью удается упорядочить разнонаправленную информацию, свести ее к общей проблеме и обозначить суть. Перед составлением тезисов определяется главная мысль, которая составит основу тезисного текста.

После формулирования тезисов их нужно пронумеровать. Оставить нужно те варианты, которые полно и конкретно передают суть сочинения. Все остальные либо убрать, либо аккуратно присоединить к оставшимся. При этом содержание не должно повторяться, дублирующие слова убираются.

Удачными тезисами можно назвать те, которые полно раскрывают содержание работы и при этом вызывают желание прочитать сочинение. Эффектные тезисы легко воспринимаются на слух, не содержат сложноподчиненных предложений и двусмысленных фраз. Безусловно, никакой воды, орфографических и пунктуационных ошибок быть не должно.

Структура

Чтобы грамотно писать тезисы, нужно умение рассуждать и делать логические выводы. Приводимые аргументы должны цеплять и пробуждать интерес читателя. Выполнить эти условия помогает выстроенная структура текста. Если писатель сам не может понять, какой момент наиболее значимый в сочинении, то ему будет сложно выполнить качественную работу.

После выделения главной и цепляющей мысли переходят к ее аргументации. Автор для себя отмечает основные моменты, которые нужно передать посредством слов. Выстраивание четких предложений позволяет перейти от вопроса плавно к ответу.

Доводы могут строиться на общеизвестных фактах, но не затрагивать теоретическую часть. Бездоказательные моменты в тезисах портят общее впечатление о работе, снижают интерес читателя.

Вывод, завершающий авторскую позицию, не менее важен. Он строится на подтверждении ранее сказанных слов в сочинении. Это своеобразное подытоживание, которое должно цеплять своей точностью и неоспоримостью. Вся структура проверяется на читабельность. Произношение отдельных слов и их сочетаний происходит без надрыва. Читатель не должен запинаться об угловатые конструкции и сложно произносимые выражения.

Структура тезисов для литературного сочинения должна укладываться в следующую схему:

  • тезис;
  • первый аргумент;
  • второй аргумент;
  • третий и более аргумент, если это требуется для раскрытия темы;
  • лаконичный вывод.

Примеры написания

При написании темы «Искусство и ремесло» вышло объемное сочинение-рассуждение, которое требуется тезисно передать. Как найти ключевые моменты повествования, чтобы раскрыть его глубину и показать читателю важность обсуждаемой темы? Необходимо составить цепляющую формулировку, которая не оставит равнодушным в силу весомости и интригующего сравнения.

Хорошим примером послужит фраза-тезис: Ремесленников миллионы, творцов — единицы.

Это не бесспорное утверждение. И именно в этом его привлекательность. Большинство читателей согласятся с этой фразой. Но в то же время, у них возникнет вопрос: на основании каких фактов сделан этот вывод. Предвидя реакцию читателя, мы продолжим обосновывать тезис, подкрепляя его аргументами. Сформулируем их так:

  1. Ремеслу нужно учиться. Творцом ты можешь лишь родиться.
  2. Ремесло создано для заработка. Творец не может брать деньги, так как искусство для него — это душевный порыв.
  3. Ремесло превращается в искусство, если ему отдаешься душой, проявляешь многогранность и талант. Искусство без душевного порыва превращается в работу, утрачивает свой свет и становится ремеслом.

Обозначенные аргументы довольно емкие по своему содержанию. Они наполнены психологическим и логическим смыслом, поэтому воспринимаются читателем и искренне заинтересовывают. Если далее к каждому аргументу привести литературный пример, то доказательная часть текста будет исчерпывающей.

Подчеркнут сказанное знаменитые повести А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», Н.В. Гоголя «Портрет», пьеса «Лес» непревзойденного Н.А. Островского, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и пьеса «Чайка» А.П. Чехова.

Приведем пример ситуации из «Мастера и Маргариты», где главный герой оказался противопоставлен официальным писателям того времени. Некий Алоизий Магарыч, состоящий в Доме литераторов, оказался завистливым человеком. Он может работать только своим длинным языком. На бумаге не отражается искусство, так как Магарыч пуст изнутри. Не может он сотворить ценных произведений, так как нет внутреннего света, творческого порыва и всецелой отдачи.

Магарыч противопоставлен в произведении ремесленником. Его единственным «достижением» за все время повествования стало анонимное письмо с доносом. В нем факты изложены сумбурно, нет четкой ясности сказанного. Откуда взяты утверждения — тоже непонятно. Никак нельзя назвать этого персонажа творцом.

Антипод Магарыча — Мастер. Ему удается завлечь читателя своей искренностью, широкой душой и неимоверным талантом. Этот персонаж в своих письмах затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Его произведения обладают великой силой любви. Вот это и называют настоящим искусством.

Краткое и емкое сочинение на тему «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса: Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда.

Вводная мысль подкрепляется следующими аргументами:

  1. Мечта, которая витает в голове, но не подкреплена конкретными действиями обречена на выгорание. Она бесплодна и, в конце концов, конечна.
  2. Пустые мечты всегда приводят к разочарованию.
  3. Мечта — это вдохновение, подкрепленное трудом.

Подчеркнут сказанное литературные персонажи из поэмы И.А Гончарова «Обломов» и Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Обломов Гончарова — наиярчайшая иллюстрация мечтательного человека, который не прикладывает никаких усилий для осуществления задуманного. Его грезы настолько велики, что могут в мыслях перестроить всю Россию. Но на деле Обломов не достиг вообще никаких вершин. Его мечты пусты, таланты не сбывшиеся. Реальность стала такой, какой он сам себе ее и напророчил бездействием и витанием в облаках.

Друг же нашего несчастного героя Штольц не мечтал напрасно. Он воплощал свои задумки в реальность. именно решительные действия привели его к фееричному результату. И именно эти герои передают смысл тезиса «Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда» максимально емко и правдиво.

Таким образом, тезис — чрезвычайно важный элемент для раскрытия сочинения. Он подкрепляется убедительными аргументами и достоверными фактами. В совокупности получается емкое и полное обоснование всего содержания с обоснованными выводами.

Источник

Оцените статью