Что значит термин ограниченная видимость пдд

Содержание
  1. Билет 14 вопрос 1
  2. Пояснение к вопросу:
  3. Правильный ответ: 3
  4. Что означают термины ограниченная и недостаточная видимость?
  5. Определения терминов в ПДД
  6. Что означает ограниченная видимость?
  7. Что такое недостаточная видимость?
  8. Условия ограниченной и недостаточной видимости
  9. Особенности вождения при плохой видимости дороги
  10. Каким должно быть движение? Общие нормы
  11. Правила для недостаточной видимости
  12. Недостаточная и ограниченная видимость: сходства и различия
  13. Недостаточная видимость – это
  14. Что означает термин ограниченная видимость
  15. Ограниченная и недостаточная видимость: основные различия
  16. Способы увеличения видимости
  17. Ограниченная и недостаточная видимость в ПДД
  18. Что такое недостаточная видимость?
  19. Что такое ограниченная видимость?
  20. Правила для недостаточной видимости
  21. Использование фар и фонарей
  22. Обозначение выступающего груза
  23. Световозвращатели для пешеходов
  24. Световозвращатели для велосипедов и мопедов
  25. Фонари для пеших колонн
  26. Ограничения на прогон животных
  27. Правила для ограниченной видимости
  28. Запрет обгона
  29. Световозвращающий жилет для водителя
  30. Дорожные знаки при ограниченной видимости
  31. Правила, если видимость небольшая
  32. Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки
  33. Разворот
  34. Скорость
  35. Остановка и стоянка

Билет 14 вопрос 1

Пояснение к вопросу:

Первый раздел правил дорожного движения насыщен терминами и понятиями, знать которые (пускай, не наизусть, не дословно) так или иначе должен каждый водитель. Обратимся к тексту ПДД:

Стоит также отметить, что есть термин, очень схожий по названию. Предполагаю, что Вы уже слышали его — «Недостаточная видимость» (посмотрите Билет 35 вопрос 1). Разницу этих понятий необходимо понимать, потому что многие правила формулируются с использованием этих терминов.

Правильный ответ: 3

© 2019 Vopros-pdd.info Все права защищены

Внимание! Информация, представленная на ресурсе, касается Правил Дорожного Движения Российской Федерации!
Vopros-pdd.info — информационный проект, цель которого помочь в подготовке к теоретическому экзамену по ПДД в автошколе, напомнить и разъяснить некоторые спорные или непонятные вопросы в билетах, а также своевременно оповестить о том, какие новые изменения в ПДД произошли, и как эти изменения отразились в экзаменационных билетах. Комментарии ко всем вопросам составлены действующими преподавателями автошкол и сформулированы по возможности простым понятным языком

Читайте также:  Что значит не обязуетесь

Увидели ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что означают термины ограниченная и недостаточная видимость?

Есть в правилах дорожного движения два очень похожих, и потому часто путаемых, понятия – ограниченная и недостаточная видимость. Однако их лексическое сходство не делает их синонимами в юридическом плане, и у каждого из этих терминов есть свои законодательно обозначенные смыслы, и вытекающие из них обязанности.

Тому, что такое недостаточная и ограниченная видимости, и Правилам дорожного движения РФ, устанавливающим нормы поведения в подобных ситуациях, будет посвящена данная статья.

Определения терминов в ПДД

Придется пойти по скучно-формальному пути и начать с формулировок, причем их будет сразу три. Первым делом, что такое вообще видимость на дороге.

Видимость на дороге – это доступная для четкого обзора часть пути и прилегающих территорий / строений / ландшафта и пр., расположенных во всех возможных направлениях, в рамках которого лицо, управляющее ТС, в состоянии рассчитывать свой безопасный скоростной режим, и предпринять при необходимости меры для своевременной безаварийной остановки.

Очевидно, что и «ограниченная» и «недостаточная» — это понятия, ухудшающие видимость. Вот только делают они это по-разному, а значит и последствия могут различаться.

Что означает ограниченная видимость?

Ограниченная видимость – это часть дорожного полотна в сторону движения, видимость которого неполноценна из-за рельефа местности, природных или созданных человеком объектов (определено п.1.2 ПДД РФ).

Другими словами, крутой поворот или здание, или разросшиеся деревья, препятствующие обзору части дороги, расположенной за ними – это и есть ограниченная видимость.

Основной показатель – определенная краткосрочность этого явления. То есть достаточно свернуть за поворот, проехать здание или деревья, и данные обстоятельства перестают быть актуальными.

Что такое недостаточная видимость?

Недостаточная видимость – это ограничение видимости дороги за счет природных факторов, таких как туман, дождь, снег и пр. Сюда же отнесены и сумерки. В соответствии с определением п.1.2 ПДД РФ, видимость считается недостаточной, если ее дальность не превышает 300 метров.

В отличие от ограниченной видимости, недостаточная имеет условно большую протяженность по времени и никак не зависит от действий водителя. Еще один момент — ночь (темнота или, в соответствии с ПДД, темное время суток, т.е. временной интервал между сумерками вечера и утра, в т.ч. неосвещенный участок) регулируется своими правилами, и к данному рассмотрению имеет косвенное отношение.

Условия ограниченной и недостаточной видимости

Еще пару слов об отличии этих понятий – это важно, т.к. как ним будут применяться разные правила (о которых далее).

  • Ограниченная видимость характеризуется локальным препятствием для обзора. Достаточно проехать вперед некоторое количество метров, и ситуация изменится – препятствие более не будет мешать. Кроме этого, такая ограниченность в определенном смысле предсказуема, к примеру, знаки укажут сколько метров до глухого поворота, а за ним видимость улучшится (или как минимум изменятся условия).
  • Недостаточная видимость, наоборот, менее локальна. Если, например, начался снегопад, то идти он, как правило, будет на достаточно большой территории, по которой следует ТС. К тому же предугадать начало и окончание этого природного явления водитель точно не может. Не стоит забывать и о точном определении минимального расстояния свободного обзора в 300 метров – если меньше, перед нами случай недостаточной видимости.

Несмотря на долгие и детальные разъяснения, видно, что определение недостаточной видимости в ПДД РФ относительно. Единственная четкая вроде бы цифра – 300-метровое расстояние, но на практике и ее расчет не может быть идеальным у водителя, находящегося в движении, и не обладающего специальными техническими средствами.

Особенности вождения при плохой видимости дороги

Собственно, для чего мы так въедливо определяли разницу между недостаточной и ограниченной видимостями? От них зависят правила, которые должны применяться в данных ситуациях.

Здесь и далее указаны нормы, распространяемые на всех участников движения, а ими могут быть не только автомобили, но и пешеходы, велосипедисты и т.д. Рассмотрим правила для каждого из случаев, но сначала поговорим об общих ПДД, действующих в обоих случаях (и не только).

Каким должно быть движение? Общие нормы

Эти правила плохой обзорности для лица, находящегося за рулем, не зависят от типа помех для видимости, и действуют в любом случае:

Пункт ПДД Пояснение
8.11 Разворот запрещается в условиях видимости, не превышающей 100 метров в каждом направлении
12.4 В условиях видимости, не превышающей 100 метров в каждом направлении, запрещена остановка
7.2 Если остановка вынужденная, то в условиях плохой видимости обязательно должен быть выставлен знак аварийной остановки (при включенном аварийном сигнале, обязательном в любом случае).

Отдельно регулируется скорость движения при всех случаях плохой видимости. В соответствии с п.10.1 ПДД России, скорость должна не только не превышать установленных ограничений, но выбираться и с учетом прочих факторов, в том числе видимости. Скорость должна давать возможность водителю контролировать обстановку, а при необходимости, замедлять безопасно движение, вплоть до остановки.

Правила для недостаточной видимости

В основном нормы, действующие в период недостаточной видимости, связанны с использованием освещения и светоотражающих элементов для прямой и боковой видимости. Основными правилами являются:

  • 19.1 ПДД – во время движения должно быть включено следующее освещение:
    • Автомобили и другие механические ТС – ближний свет или, если это не запрещено другими правилам, например, мешает движению встречного автомобиля — дальний.
    • Велосипеды – фары или фонари.
    • Прицепы, а равно и при буксировке – габариты.
    • Гужевые повозки – фонари, однако только при их наличии.
  • 19.3 и 19.4 – при остановке необходимо включать габариты, а при возможности еще и ближний свет, и противотуманные огни (как передние фары, так и задние).
  • Более того, пункт 19.7 ПДД устанавливает недостаточную видимость, как единственное условие, когда задние противотуманные фонари могут быть включены.
  • Пункт 19.8 требует включения знака «Автопоезд» в условиях недостаточной видимости не только во время движения, но и при остановке / стоянке.

Есть и более специфические требования, например:

  • Выступающие грузы обозначаются специальным фонарем (как спереди, так и сзади) или световозвращающим устройством, причем спереди белым, а сзади красным (п.23.4 ПДД РФ).
  • Пешеходы, переходящие дорогу по пешеходному переходу или двигающиеся по обочине / краю, вне населенных пунктов обязаны иметь светоотражающие элементы на одежде. В населенных пунктах данная мера носит рекомендательный характер (п.4.1 ПДД).
  • Лицам, управляющим мопедами, и велосипедистам рекомендуется иметь при себе светоотражающие предметы. Важно, что мера рекомендована во всех случаях (п.24.10).
  • Движение пеших колонн должно сопровождаться двумя включенными фонарями: белым спереди и красным сзади колонны (п.4.2).

Есть и совсем «экзотические» по сегодняшним меркам нормы, например, пункт 25.6 ПДД запрещает перегон скота через дорогу в условиях недостаточной видимости. Исключения составляют специальные места для таких перегонов.

Источник

Недостаточная и ограниченная видимость: сходства и различия

При знакомстве с Правилами дорожного движения кандидат на получение водительского удостоверения сталкивается с соответствующим понятийным аппаратом. На первый взгляд термины «недостаточная» и «ограниченная видимость» кажутся идентичными. Однако такие условия оказывают различное влияние на действия водителя, поэтому необходимо четко разграничивать эти понятия.

Недостаточная видимость – это

Согласно Правилам под недостаточной видимостью понимается явление, когда максимальная дистанция в направлении движения, на котором водитель способен распознать объекты дороги и другие транспортные средства, – менее 300 метров. Такая ситуация на дороге обусловлена следующими состояниями окружающей среды:

Водитель должен знать, что в таких условиях при отсутствующих или не горящих задних габаритных огнях и фарах движение транспортного средства запрещено.

Расстояние в 300 метров установлено с учетом тормозного пути автомобилей, движущихся во встречных направлениях с максимально разрешенной скоростью 90 км/ч. В расчет принят также коэффициент сцепления шин с увлажненным дорожным покрытием равный интервалу 0,3-0,35.

Что означает термин ограниченная видимость

Ограниченная видимость возникает в случае, когда возможность водителя оценивать дорожную обстановку в направлении движения ограничивается различными препятствиями. Правила определяют следующие:

  • рельеф местности;
  • растительность;
  • геометрические параметры дороги;
  • другие транспортные средства;
  • строения, сооружения;
  • иные объекты.

Термин был введен в ПДД РФ в 2010 году постановлением Правительства РФ № 316 в целях четкого понимания пункта 11.4, который запрещает выполнение обгона на участках с ограниченной видимостью (в конце подъема и на опасных поворотах).

Правила не устанавливают определенное расстояние, которое являлось бы критерием ограниченности. Но в контексте требований разделов 8, 11, 12 Правил понятно, что условное ограничение соответствует расстоянию менее 100 метров.

На таких участках дорог запрещается:

В ПДД РФ перечислены основные примеры объектов и ситуаций, ограничивающих обзор, однако указанный перечень не является полным.

Ограниченная и недостаточная видимость: основные различия

Четко определив и глубже разобравшись в терминах легко выделить их основные различия и не путаться в употреблении данных понятий.

Первое различие содержится непосредственно в тексте Правил:

  1. недостаточная видимость – явление всегда временное и чаще всего обусловлено ухудшением погодных явлений;
  2. ограниченная видимость имеет место при постоянных (рельеф, сооружения) или временных (посторонние объекты на проезжей части, ремонтные работы) препятствиях на проезжей части.

Второе различие является логическим продолжением первого:

  1. вследствие непредсказуемости и временного характера климатических явлений невозможно предупредить водителей посредством дорожных знаков;
  2. об участках, ограничивающих обзор чаще всего предупредить возможно.

Третье различие состоит в действиях водителя, обеспечивающих безопасность дорожного движения:

  1. при ухудшении погодных условий необходимо включить дополнительное освещение;
  2. при приближении к опасным участкам дороги – обратить внимание на предупреждающие знаки.

Способы увеличения видимости

С целью улучшения условий управления автомобилем в сумерках, во время снегопада, дождя, иных природных явлений необходимо:

  • на движущемся транспортном средстве включить дальний и ближний свет, Правилами разрешено также включение противотуманных фар с ближним и дальним светом;
  • при остановке и стоянке транспортного средства включить габаритные огни с фарами ближнего света, противотуманными и задними противотуманными фарами;
  • использовать стеклоомыватели и стеклоочистители ветрового стекла;
  • снизить скорость до уровня, позволяющего при необходимости остановиться без создания аварийной ситуации;
  • увеличить дистанцию транспортного средства, идущего впереди, в целях обеспечения большего места и времени для предотвращения опасности.

При ограничение обзора необходимо:

  • не игнорировать знаки, предупреждающие о приближении к опасному участку проезжей части, предписывающие и информационные знаки;
  • изменить скоростной режим в соответствии с предписаниями дорожных знаков и с учетом ситуации на дороге.

Источник

Ограниченная и недостаточная видимость в ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В правилах дорожного движения есть два схожих понятия: ограниченная видимость и недостаточная видимость. И хотя они относятся к совершенно разным ситуациям, водители довольно часто путают их между собой.

В этой статье рассмотрены оба перечисленных термина а также ситуации, в которых эти термины применяются.

Что такое недостаточная видимость?

Термин недостаточная видимость расшифровывается в пункте 1.2 ПДД:

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Говоря простым языком, недостаточная видимость означает, что дорогу плохо видно из-за погоды или времени суток.

Данный термин распространяется на дорожную ситуацию в целом. То есть если водитель проедет по дороге еще сотню метров, то погода и время суток не изменятся и видимость останется недостаточной.

Что такое ограниченная видимость?

Еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Термин ограниченная видимость также означает, что дорогу плохо видно. Однако в данном случае видимость ограничена чем-то, то есть какими-то объектами на проезжей части или вблизи нее.

Например, на обочине растут кусты, которые своими ветками заслоняют часть дороги.

Данный термин распространяется только на конкретное место, из которого плохо видно дорогу. Если проехать мимо объекта, ограничивающего видимость, то исчезнет и сама ограниченная видимость.

Правила для недостаточной видимости

Поскольку термин недостаточная видимость распространяется на ситуацию в целом, то и связанные с ней правила в основном относятся к использованию световых приборов и световозвращателей, уменьшающих риск наезда на плохо видимый объект.

Использование фар и фонарей

Правила использования фар и фонарей в условиях недостаточной видимости перечислены в пунктах 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8.

При движении должны быть включены следующие световые приборы:

  • Фары ближнего или дальнего света — на механических ТС.
  • Фары или фонари — на велосипедах.
  • Фонари — на гужевых повозках.
  • Габаритные огни — на прицепах и буксируемых ТС.
  • Опознавательный знак «Автопоезд».

В дополнение к фарам при движении в условиях недостаточной видимости могут быть включены противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

При остановке или стоянке должны быть включены:

  • Габаритные огни. В дополнение к ним могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и противотуманные фонари.
  • Опознавательный знак «Автопоезд».

Обозначение выступающего груза

23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

Груз, значительно выступающий за габариты транспортного средства, должен быть дополнительно обозначен фонарями или световозвращателями спереди и сзади.

Световозвращатели для пешеходов

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

В условиях недостаточной видимости пешеходы должны использовать световозвращающие элементы при переходе дороги или движении по ней (по обочине или проезжей части). Вне населенных пунктов световозвращатели являются обязательными, в населенных пунктах их использование рекомендуется.

Световозвращатели для велосипедов и мопедов

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Для велосипедистов и водителей мопедов использование световозвращателей не является обязательным, однако правила все же рекомендуют иметь такие элементы.

Фонари для пеших колонн

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

В условиях недостаточной видимости организованная пешая колонна должна быть обозначена фонарями (спереди — белым, сзади — красным).

Ограничения на прогон животных

25.6. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

  • прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

В условиях недостаточной видимости прогон животных по дорогам запрещен (кроме прогона по специальным тоннелям или мостам для животных).

То есть все правила для условий недостаточной видимости направлены на то, чтобы сделать объекты на дороге более заметными и уменьшить риск столкновения.

Правила для ограниченной видимости

Запрет обгона

  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

На участках дорог с ограниченной видимостью запрещается обгон транспортных средств.

Световозвращающий жилет для водителя

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Пункт 2.3.4 правил говорит о том, что при ограниченной видимости водитель должен надевать одежду со световозвращающими полосами.

При рассмотрении данного пункта можно предположить, что его составители перепутали понятия ограниченная и недостаточная видимость.

Например, водитель находится на проезжей части на участке дороги с ограниченной видимостью (за крутым поворотом). Если водитель наденет световозвращающий жилет, то это никак не повлияет на его безопасность, т.к. его все равно не будет видно за поворотом.

Если же водитель наденет куртку со световозвращающими полосами при недостаточной видимости (в тумане), то водители проезжающих транспортных средств смогут заметить его раньше и принять меры для избежания столкновения.

Также можно вспомнить и о том, что выше в тексте этой статьи было обнаружено, что фары, фонари и световозвращатели следует использовать именно в условиях недостаточной видимости.

Дорожные знаки при ограниченной видимости

На крутых поворотах с ограниченной видимостью могут устанавливаться следующие дорожные знаки:

Примечание. Кроме крутых поворотов существуют и другие места с видимостью менее 300 метров, однако специальными знаками они не обозначаются.

Правила, если видимость небольшая

Существуют также несколько пунктов правил, которые относятся ко всем ситуациям, когда дорогу плохо видно. То есть не имеет значения причина плохой видимости, правила в любом случае должны выполняться.

Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Если водитель совершил вынужденную остановку и автомобиль плохо видно, то он должен включить аварийку и выставить знак аварийной остановки.

Разворот

8.11. Разворот запрещается:

  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

Если видимость составляет менее 100 метров, то разворот запрещается.

Скорость

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При выборе скорости движения водитель должен учитывать видимость в направлении движения. То есть в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью имеет смысл снизить скорость.

Очень часто причиной ДТП становится тот факт, что водитель не снижая скорости въезжает в туман или дым и врезается в неподвижное препятствие.

Остановка и стоянка

12.4. Остановка запрещается:

  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

Также как и разворот, в местах с видимостью менее 100 метров запрещаются остановка и стоянка.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что правила составлены таким образом, чтобы исключить дорожно-транспортные происшествия в условиях, когда дорогу плохо видно.

Если видимость ограничена из-за погоды, то ПДД предлагают использовать световые приборы и световозвращатели. Если причина плохой видимости — особенность конкретного участка дороги, то правила предлагают отказаться от опасного маневрирования.

Ну и в любом случае, если дорогу видно недостаточно хорошо, то будьте внимательны и осторожны.

Источник

Оцените статью