Что значит терапевтические сказки

Терапевтические сказки для детей: волшебная сила сказкотерапии

В чем отличие терапевтической сказки от обычной

Сказкотерапия — дословно, лечение сказкой. Это целое направление в практической психологии, которое помогает и детям, и взрослым справиться с жизненными трудностями. Терапевтическая сказка — это история, в которой рассказывается о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок.

Обычная сказка не решает проблем конкретного ребенка, а только рассказывает волшебную историю. При этом она учит детей жизни, правильному поведению, нравственным законам, которые передаются от поколения к поколению.

А вот сказка терапевтическая учит малыша творчески подходить к решению жизненных ситуаций. В ее сюжет «зашит» ключ, который на уровне символов и образов дает нам доступ к бессознательному ребенка. Именно поэтому такая история действует эффективнее.

Терапевтическая сказка всегда имеет хороший конец, который обеспечивает ощущение безопасности и веру в лучшее.

Терапевтическая сказка позволяет скорректировать поведение малыша. С ее помощью мама или психолог может показать ребенку, как можно достичь желаемой цели.

Кроме того, это хороший инструмент, чтобы учить детей оценивать свои поступки, контролировать поведение и чувствовать себя более уверенными в определенных ситуациях.

Сложности в эмоциональной сфере ребенка накладывают отпечаток на его познавательную деятельность. Эмоции влияют на мышление, память, воображение, восприятие. Важно научить ребенка регулировать их, и терапевтическая сказка отлично помогает справиться с этими задачами.

Читайте также:  Что значит когда разбился стакан

Какие виды терапевтических сказок бывают

Существует множество видов терапевтических сказок, решающих самые разные задачи. Рассмотрим некоторые из них, чтобы понять, для какого конкретного случая может подойти та или иная терапевтическая история.

Итак, все терапевтические сказки делят на те, что помогают:

  • справиться со страхами и тревожностью (страх темноты, смерти, высоты, собак, негативной оценки со стороны окружающих и т.д.);
  • сложный период (привыкание к новой няне, к садику или школе, визит к стоматологу, переживание смерти домашнего животного и т. д.);
  • формировать ценности, разбираться в том, что такое «добро» и «зло» (семейные ценности, понятия дружбы, честности, уважения к старшим и т. д.).
  • повысить уверенность в себе и самооценку;
  • восстановить связь с ребенком и дать ему понять, что он любим и значим для семьи.

Как использовать сказкотерапию самостоятельно

Терапевтическая сказка — это своего рода большая метафора, которая оживает с помощью игры и фантазии. Поэтому она помогает родителям без труда проложить путь к сути детских переживаний.

Как работать со сказкой

Шаг 1. Выберите ситуацию, в которой ребенок испытывает трудности (например, боится ходить в детский сад).

Шаг 2. Придумайте главного героя, который бы понравился вашему ребенку и соответствовал бы его полу. Дайте ему имя (например, Зайчонок).

Шаг 3. Расскажите историю, в которой описана ситуация, похожая на ту, в которой оказался ребенок.

Измените при этом ключевые моменты: там, где описаны знакомые ребенку затруднения, покажите, как главный герой справился с ними.

Шаг 4. Обсудите сказку с ребенком, опираясь на следующие вопросы.

  1. О чем эта сказка?
  2. Почему Зайчонку было страшно?
  3. Какие слова помогли Зайчонку не бояться?
  4. Что было бы, если бы Зайчонок так и не решился пойти в детский сад?
  5. Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

Какие приемы можно использовать?

  • Читайте и обсуждайте вместе с ребенком уже готовые терапевтические сказки.
  • Рисуйте с малышом по мотивам терапевтических сказок, обсуждайте с ним эти рисунки.
  • Отыгрывайте ситуацию из сказки на игрушках или пластилине.
  • Делайте более позитивными концовки сказок.
  • Сочиняйте сказки вместе с ребенком и обсуждайте их.

Важные моменты сказкотерапии

  • Не давите и не заставляйте ребенка слушать сказку — с его стороны должно быть добровольное намерение к этому.
  • Лучше рассказывать такую сказку заранее, перед тем, как случится ожидаемая трудная ситуация (например, перед тем, как ребенок пойдет в детский сад).
  • Если проблемная ситуация случилась, стоит использовать сказкотерапию спустя какое-то время после этого.

Рассказывая историю, используйте слова «давным давно», «далеко-далеко», «жили-были»: это позволит ребенку погружаться в историю как бы со стороны, глядя на все происходящее как на игру.

Источник

Что значит терапевтические сказки

В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека, значительная доля населения мира имеет различные нарушения психического здоровья (ПЗ), что обусловливает необходимость профилактики и выявление нарушений ПЗ на ранних стадиях [1]. В психологии и психотерапии известны множество интересных подходов к лечению и профилактике психосоматических проявлений. В Северном государственном медицинском университете выступали с лекциями специалисты по позитивной психотерапии [2]. Данный подход имеет свои преимущества, т.к. не оказывает негативного воздействия. Такая трактовка профилактики и лечения в психологии дает возможность рассматривать спектр наиболее мягких и интересных методов лечения.

Нами рассмотрен одни из перспективных, на наш взгляд, методов в психотерапии — сказкотерапия. Цель работы – оценить спектр применения сказкотерапии как метода профилактики и лечения психических нарушений.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапию нельзя квалифицироать просто как метод, т.к. это «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур» [3]. Основной терапевтической силой сказки, как считает Корнеева Т.П., является наличие в ней метафоры. Она указывает: «Механизм действия» сказкотерапии заключается в воздействии на уровни психики человека (неосознаваемый, осознаваемый, поведенческий), что позволяет обозначить переживания человека и в дальнейшем, за счет обеспечения оптимальных условий найти пути решения данных проблем [4,5]. Сказкотерапия – один из наиболее безопасных методов, что значительно расширяет границы ее применения. Метод может использоваться в целях развития детей и профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи [6, 7, 8].

Существует несколько подходов к классификации этого метода работы. Во-первых, по количеству людей, участвующих в сказкотерапии, можно выделить как индивидуальную, так и групповую. Во-вторых, по способу осуществления в методике представлено 4 группы: сочинение новой сказки (разновидность способа – изменение концовки сказки); обсуждение уже существующей сказки; инсценирование сказки; связанная со сказкой творческая терапия. В третьих, возможна классификация по возрасту участников. Данное разделение обусловлено тем, что для каждого возраста характерен собственный перечень проблем, которые необходимо решать различными подходами. [4].

Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии [9].

Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом противопоказаний. Она способствует развитию творческих способностей, социализации, воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры [8]. Одним из примеров применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на уроках чтения и литературы. В результате улучшается поведение детей и развивается их тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности [10]. Сказка есть способ ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат [11]. Стоит отметить, что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком, помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания «нравственного иммунитета» [12]. Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные решения, устранив проблемы [11].

Сказкотерапия также используется для терапии и профилактики различных форм девиантного поведения (агрессия, употребление алкоголя, наркомании и др.), тревоги, фобий, неуверенности в себе и других нарушениях ПЗ [6, 7, 8].

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия может быть использована как метод, направленный на «детское» начало в человеке, при этом может применяться как у детей, так и у взрослых. Использование метода Сказкотерапии наиболее эффективно в детском возрасте, поэтому чаще применяется в данной возрастной группе. Тем не менее, сказкотерапия может быть полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя «подростковые» проблемы, например, неприятие себя, агрессивность, одиночество, сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др. [2], а также при различных формах зависимостей. Кроме того, если обучить родителей методически правильно работать со сказкотерапией, можно добиться хороших результатов не только в воспитании ребенка с психическими отклонениями в развитии, но и избежать эмоционально-психологических и поведенческих проблем [13].

С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок: сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери ребенком близких людей [14].

В исследовании Пустовойтовой О.В. и ее коллег рассматривается применение сказкотерапии у дошкольников с различными уровнями агрессивного поведения (от высокого до низкого) показало свою эффективность. Использовались сказки «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», П. Бажова; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Лекарство от непослушности» К. Драгунской, и другие. В результате были продемонстрированы улучшения в характере детей: уменьшение уровня агрессии, внимательное отношение к себе и окружающим. При этом дети в большей степени обращали внимание на свое эмоциональное состояние, что привело к повышению социальной адаптации [15].

Сказкотерапия может быть использована в целях профилактики употребления психоактивных веществ. Данный метод может применяться как в профилактических целях, так и для реабилитации наркозависимых больных. За счет положительного влияния сказки создается благоприятное воздействие на поведение и моральные ценности ребенка, что [15].

Следует выделить проблему работы коррекционных учреждений закрытого типа для малолетних правонарушителей с девиантным поведением. Коррекционная работа в данном случае направлена на исправление, то есть на подавление личности. При этом существует необходимость в наиболее полном развитии личности и осознании разрушающих факторов, препятствующих этому. Сказкотерапия очень важна в процессе духовно-нравственного воспитания и повышения самосознания, способствует переоценке жизненных ценностей и становлению на правильный путь [17].

В случае поздней и малоэффективной терапии СДВГ происходит усиление проблем поведения и социальной дезадаптации, что требует психиатрического лечения. Сказкотерапия достаточна эффективна при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими СДВГ. Изменение состояний активности и покоя при выполнении упражнений по мотивам сказок приводит к увеличению гибкости и подвижность нервной деятельности, движения ребенка становятся более координированными, а эмоционально-психическое и двигательное напряжение снижаются, тем самым, увеличивается способность к более длительному выполнению различных видов деятельности [18].

Групповая образно-игровая сказкотерапия показала свою эффективность при заикании у детей (возраст 7 — 13 лет). Специалистами были выявлены улучшения речевого статуса и повышение коммуникативных возможностей, нормализацией эмоционально-психологического состояния детей, что привело к их социальной адаптации [19].

Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации. Работа со сказкой (после подготовительных занятий) проходила в форме инсценировки. В результате у части детей произошло улучшение слухоречевой памяти, навыков коммуникации и других показателей, что говорит об эффективности данного коррекционного метода, о чем свидетельствует работа коллектива авторов (Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А.)[20].

Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод сказкотерапии, является весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.

Источник

Сказкотерапия, или лечение сказкой. Как это работает?

О целебной силе слова рассказывает детский писатель, настоящий мастер сказок, создатель проекта «Сказкотерапия на каждый день» и мама двоих очаровательных мальчиков Татьяна Куриленкова.

Сказкотерапия возникла в качестве направления психотерапии и зарекомендовала себя как очень эффективный метод. Скоро терапевты стали применять его в воспитании собственных детей, потому что поняли: таким образом можно решать очень широкий спектр бытовых проблем.

Ребенок не хочет чистить зубы — придумаем сказку, которая поможет ему осознать важность гигиены; не хочет учиться — сочиним историю, которая объяснит, зачем это нужно.

Сегодня сказкотерапия становится все более популярной, а сочинение терапевтических историй доступно всем . Это не очень сложно, вы обязательно поймете, как они устроены, когда почитаете пару примеров.

Что такое терапевтическая сказка?

Терапевтическая сказка дает возможность любой жизненный опыт, который мы хотим передать ребенку, представить в форме увлекательной истории. В такой форме ребенку проще переварить любую информацию, но есть и другие факторы, которые делают метод эффективным.

Когда вы читаете ребенку сказку, вы общаетесь на равных. Здесь нет учителя и ученика, нет советника и того, кто принимает совет. Положа руку на сердце, давайте спросим себя: нравится ли нам, когда нам дают советы, особенно непрошеные? Если мы не просили, а нас начинают поучать?

Опыт, который заложен в сказках, не воспринимается как ваше наставление, ребенок воспринимает его как собственное достижение. Свое озарение он скорее захочет применить в жизни и увидеть, как это работает.

Как работает терапевтическая сказка?

На примере книжки «Сладких снов» расскажу о том, сколько полезного может быть заложено в терапевтической сказке. Эта история создана для деток, которых мучают ночные кошмары, и у меня есть примеры из практики, когда одна она смогла решить эту достаточно сложную проблему. Как устроена эта сказка?

Источник

Оцените статью