Что значит тендерный паровоз

Тендер

Тендер (англ. tender, от tend — сопровождать, обслуживать) — специальная повозка (платформа, вагон), прицепляемая к паровозу, служащая для размещения запасов топлива, воды, смазочных материалов, инструмента. Танк-паровозы не имеют тендера, а на паровозах с механической подачей топлива на тендере, кроме того, находится привод углеподатчика (стокера) или оборудование нефтяного отопления.

В передней части тендера устанавливается контрбудка, образующая одно целое с будкой машиниста паровоза и служащая помещением для паровозной бригады.

У первых паровозов роль тендера выполняли небольшие двухосные повозки (фургоны), на которых размещались бочка с водой, уголь или дрова. Позднее паровозы зарубежного производства имели двухосные тендеры.

Паровозы Александровского завода для Петербург-Московской железной дороги выпускались четырёхосными с колёсными парами, установленными в одной жёсткой раме (рамного типа).

В дальнейшем применялись почти исключительно трёхосные тендеры.

На паровозах большей мощности стали использовать тендеры тележечного типа обычно на двух двухосных тележках с запасом воды 23—28 т и угля 8—15 т (паровозы Л, СО, Е а , Э, С у ) и на двух трёхосных тележках с запасом воды до 44 т и угля до 22 т (паровозы ФД и ИС). Опытный сочленённый паровоз типа 1-4-0+0-4-2 имел восьмиосный тендер, на котором размещалось почти 60 т воды и 35 т угля.

К тендерам особой конструкции относятся тендеры-конденсаторы, оборудованные установкой для конденсации отработавшего пара паровой машины паровоза. Впервые такой тендер был спроектирован на Коломенском заводе в 1935 году и предназначался для паровоза СО к .

Читайте также:  Если всегда мерзну что это значит

Тендерами-конденсаторами были оборудованы несколько паровозов Э м и два паровоза ФД.

Тендер имели также опытные грузовые тепловозы (на базе 2ТЭ10 и 2ТЭ116), работавшие на сжиженном газе; тендеры служили для размещения криогенных резервуаров, в которых при температуре −162 °C (111 K) хранилось 17 т газа. Тендер устанавливался между двумя секциями тепловоза, превращая его таким образом в трёхсекционный локомотив. На некоторых тепловозах, использующих природный газ, запасы его в баллонах размещают также на тендере.

  • «Энциклопедия железнодорожного транспорта», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995 год.

Источник

Тендер (часть паровоза)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Тендер (часть паровоза)» в других словарях:

ТЕНДЕР (прицепная часть паровоза) — ТЕНДЕР (англ. tender, от tend обслуживать), прицепная часть паровоза для хранения запасов воды, топлива и размещения вспомогательных устройств … Энциклопедический словарь

ТЕНДЕР — часть паровоза в виде отдельной повозки, прицепляемой к паровозу и служащей для помещения на ней запасов воды и топлива, а также вспомогательных устройств, необходимых для работы паровоза. Т. состоит из прочной металл. рамы, на к рой помещается… … Технический железнодорожный словарь

тендер — 1. ТЕНДЕР [тэ; дэ], а; м. [от англ. tend обслуживать] 1. Вагон специальной конструкции, сцепленный с паровозом и предназначенный для хранения запасов воды, топлива и размещения вспомогательных устройств. Паровозный т. Перебросить уголь из тендера … Энциклопедический словарь

ТЕНДЕР — (англ. tender от tend обслуживать), прицепная часть паровоза для хранения запасов воды, топлива и размещения вспомогательных устройств … Большой Энциклопедический словарь

ТЕНДЕР — [тэ, дэ ], а, муж. Сцеплённый с паровозом специальный вагон для топлива, воды, инструментов или приспособленная для этого задняя часть паровоза. | прил. тендерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

тендер — ТЕНДЕР1, а, м Транспортное средство для перемещения по земле по рельсовым путям в виде специально оборудованного вагона, сцепленного с паровозом и предназначенного для хранения запасов воды, топлива и размещения вспомогательных устройств и… … Толковый словарь русских существительных

ТЕНДЕР — (англ. tender, от tend обслуживать) 1) прицепная часть паровоза, предназнач. для хранения запаса воды, топлива, а иногда и для размещения вспомогат. устройств. Представляет собой 3 , 4 или 6 осную ж. д. повозку. 2) Одномачтовая яхта с 2 3… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Тендер-конденсатор П11 — П11 Основные размеры тендера … Википедия

Устройство паровоза — Основная статья: Паровоз Элементы конструкции паровоза типа 1 3 1 1 Тендер 2 Будка машиниста 3 … Википедия

ФД (паровоз) — Паровоз ФД Паровоз ФД20 1237 в Брестском железнодорожном музее Основные данные Осевая формула Годы постройки … Википедия

Источник

Тендер (вагон)

Те́ндер — специальный вагон, прицепляемый к паровозу, предназначенный для перевозки запаса топлива для локомотива (дров, угля или нефти) и воды. Для мощных паровозов, которые потребляют большое количество угля, в тендере размещают также механический углеподатчик (стокер).

Существуют особые танк-паровозы, которым отдельный тендер не нужен.

Тендер-конденсатор также может перевозить оборудование для конденсации отработанного пара и накопления конденсата для последующей подачи в котёл.

См. также

Броневагон · Вагон-дефектоскоп · Вагон для внутриобъектовых транспортировок на АЭС · Вагон для перевозки контейнеров на АЭС · Вагон для перевозки отработанного ядерного топлива · Вагон для размещения бригады поездной охраны и бригады ремонтников · Вагон-лаборатория · Вагон-рельсосмазыватель · Вагон-прачечная · Вагон-сейф · Вагон сопровождения · Вагонзак · Весоповерочный вагон · Помывочно-дезинфекционный вагон · Путеизмерительный вагон · Рельсошлифовальный вагон · Тендер

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Тендер (вагон)» в других словарях:

Тендер — (англ. tender от англ. tend обслуживать) многозначный термин. Экономика Тендер (торги) конкурсная форма проведения подрядных торгов. Тендер (извещение) извещение (уведомление) о намерении осуществить физическую поставку… … Википедия

ТЕНДЕР — (англ.). 1) особого устройства вагон, следующий непосредственно за локомотивом, с водою и дровами, необходимыми для потребления во время пути. 2) одномачтовое мореходное судно, провожающее линейный корабль и служащее для передачи приказаний.… … Словарь иностранных слов русского языка

вагон — сколько угодно, габаритка, сила, тьма, вагонетка, уймища, хоть пруд пруди, ужас сколько, хоть отбавляй, страх сколько, полным полно, немало, хоть завались, теплушка, куча, микст, тьма тем, невпроворот, пропасть, кипа, груда, тендер, жуть сколько … Словарь синонимов

Вагон-термос — Вагон ИВ термос БМЗ на сортировочной станции Лоста Вагон термос изотермический вагон, предназначенный для перевозки термически подготовленных скоропортящихся грузов (СПГ), в отличие от … Википедия

Вагон ПВ40 — (иногда ошибочно называемый ПВ51) узкоколейный пассажирский пагон, выпускавшийся Демиховским заводом с 1955 г. Вагон ПВ40 Харьковской ДЖД … Википедия

Вагон-цистерна — на железной дороге Union Pacific Вагон цистерна вид подвижного состава … Википедия

Вагон-дефектоскоп — Вагон дефектоскоп. (США 1943 год) Вагон дефектоскоп вид подвижного состава железных дорог предназначенный для сплошного скоростного контроля головок … Википедия

Вагон-ледник — Вагон ледник. 1870 й год, США … Википедия

Вагон-рельсосмазыватель — Вагон рельсосмазыватель … Википедия

Вагон Pafawag — Вагон «Pafawag» Вагон PAFAWAG (обозначение по тех. документации вагон завода Pafawag серия 1Aw/2Aw/ 3Aw) пассажирский вагон, предназначенный для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах. Поставлялись в СССР для эксплуатации … Википедия

Источник

Как устроен тендер паровоза и почему зимой в морозы вода в нём никогда не замерзает или это не так?

При интенсивной работе мощные паровозы последних серий выпусков расходуют только за один час 20 000-25 000 кг воды и до 5 000 кг угля! Но где же разместить запасы воды и топлива, которых бы хватило на несколько часов непрерывной работы паровоза? Для размещения запасов воды, топлива, а также смазки к паровозу прицепляется отдельная повозка, называемая тендером.

Тендер — неотъемлемая часть любого магистрального паровоза. Тендеры паровозов большой мощности в 2 500-3 000 л.с. такие как серий ФД, ИС, П36 имеют водяные баки, ёмкость которых доходит до 50 куб. м.; это целое водохранилище или бассейн, как хотите, глубиной более 2 метров!

Для удобства наблюдения за уровнем воды водяные баки снабжены указателями поплавкового типа, шкала которых вынесена в контрбудку. Большую часть объёма тендера паровоза, примерно 2/3, как мы видим на рисунке ниже, занимают запасы воды и лишь 1/3 приходится на запасы топлива.

В средней части тендера размещён бункер для топлива. Задняя и боковые стенки угольного бункера наклонные. Это способствует естественному ссыпанию угля на дно бункера в корыто механического углеподатчика (стокера) или к лотку в контрбудке по мере расходования топлива.

Водяному баку придаётся П-образная форма. Такая форма оказывается наиболее удачной для удобного совместного размещения запасов воды и топлива. Сверху на тендере паровоза имеются заправочные люки с фильтрующими сетками для экипировки паровоза водой, расположенные для удобства подвода гидроколонки с каждой стороны и посередине.

Водяной бак разделен перегородками с отверстиями на ряд отсеков. Отверстия в соседних перегородках, как видно на рисунке выше, смещены относительно друг друга. Перегородки смягчают удары от колебания воды при движении паровоза, особенно при внезапных изменениях скорости, например при резком торможении.

И наконец меня часто спрашивают в комментариях к паровозным публикациям читатели:

«Почему вода в тендере паровоза не замерзает зимой?»

Всё просто. Не замерзает вода в нём до дна по той же самой причине, что и зимой вода в пруду. Каковы объёмы воды в тендере паровоза мы уже с вами сегодня выяснили. Это огромные бассейны в несколько десятков кубических метров глубиной до 2 и более метров на мощных паровозах!

Охлаждённые верхние слои воды на поверхности в тендере конечно же может прихватить зимой коркой льда в сильный мороз при длительной стоянке паровоза где-нибудь на станции или в депо, но не более того. В целом же водяные баки тендера представляют собой закрытую конструкцию, предохраняющую воду в нём от полного промерзания. Да и на ходу паровоза происходит сильная качка, в результате которой массы воды в тендере находятся постоянно в движении.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал «Заповедная магистраль» , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Источник

Что значит тендерный паровоз

31. Бестендерные поездные паровозы

Бестендерные паровозы, как поездные локомотивы, нашли применение только в пригородном движении. Имея незначительные по сравнению с тендерными паровозами запасы воды и топлива, такие паровозы не могут быть использованы при длинных тяговых плечах.

В настоящее время почти все поездные бестендерные паровозы уже исключены из инвентаря, а новые их типы не создаются, потому что, во-первых, в пригородном движении находят применение стареющие паровозы, обслуживавшие в прошлом поезда дальнего следования, и, во-вторых, потому, что в связи с электрификацией пригородных участков количество пригородных паровозов вообще идет на убыль.

В пригородных поездах бестендерные паровозы работали на Минераловодской ветви Владикавказской ж. д. и между Петербургом и Павловском по Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д. На первой из названных дорог одно время работали бестендерные паровозы типа 1-3-1 с машиной двойного расширения, часть из которых была построена Ростовскими главными мастерскими в 1896 г., а некоторая часть за границей (фиг. 76).


фиг.76 Бестендерный паровоз 1-3-1

Они были переделаны на перегрев и машину одиночного расширения и проработали до электрификации Минераловодской ветви в 1936 г.

На Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д. работали бестендерные паровозы двух типов: 1-2-1, построенные за границей в 1900-1902 гг., и 2-3-0 Путиловского з-да, построенные в 1903-1904 гг. (фиг. 77). Все эти паровозы имели машину одиночного расширения, работающую насыщенным паром.


фиг. 77 Бестендерный паровоз 2-3-0

В 1910 г. бестендерный паровоз типа 1-4-1 был спроектирован и построен Невским з-дом для Московской окружной ж. д. Паровоз имел машину одиночного расширения без перегрева (фиг. 78).


фиг. 78 Бестендерный паровоз 1-4-1

В 1908 г. Харьковский з-д спроектировал и построил бестендерный паровоз 2-3-1 для пригородных поездов Рязано-Уральской ж. д. в числе 8 шт., из них 6 были с пароперегревателями и два без пароперегревателей (фиг. 79).


фиг.79 Паровоз 2-3-1, полутанк

Паровозы имели четырехцилиндровые машины двойного расширения с коленчатой осью.

По заданию на проект паровозы должны были весить 75,25 т. Однако при взвешивании уже построенного паровоза его вес оказался 108,1 г, то есть был перетяжелен на 32 т против запроектированного. Благодаря ошибке, допущенной заводом при весовом расчете, он потерпел убыток, исчисляемый стоимостью отдельных тендеров, которые заводу пришлось построить за свой счет.

Нефтяные баки были оставлены на паровозе. Тендер имел устройство, при котором он мог прицепляться к паровозу и спереди и сзади. Получился весьма неуклюжий паровоз, названный полутанком. После снятия с него водяных баков вес его понизился до 90,375 т. Разрешение на обращение этих паровозов по пригородным участкам дороги было получено только в 1910 г.

После непродолжительной службы они были исключены из инвентаря.

Построенный в 1932 г. в Англии паровоз Гаррата 2-4-1+1-4-2, по заказу СССР для товарной службы, также представляет бестендерный паровоз, так как он не имеет отдельного тендера. По своей идее он не соответствует нашим условиям и неприемлем для нас как поездной паровоз по своей сложности.

Характеристики поездных бестендерных паровозов приведены в табл. 35.

Тип Диаметр
цилиндров
мм
Ход
поршня
мм
Диаметр
движущих
колес
мм
Давление
пара
ати
Поверхность
нагрева
м 2
Площадь
колосниковой
решетки
м 2
Вес
т
высокого
давления
низкого
давления
испаряющая пароперегревателя сцепной в рабочем
состоянии
1-3-1 490 650 1550 11 133 1,5 52 70
2-3-0
Московско-Виндаво-Рыбинской
ж.д.
450 600 1540 12 136 2,3 45 66
1-4-1
Московской
окр. ж.д.
510 650 1300 12,5 171 2,8 62 86
2-3-1
Рязанско-Уральской
ж.д.
2Х380 2Х590 600 1700 14 134 32 2,6 49 90,1

Тяговые и эксплоатационные характеристики большинства бестендерных паровозов остались невыясненными, так как научно-поставленных опытов с ними не проводилось.

Отдельные испытания, которые проводились самими дорогами не были, за малым исключением, опубликованы в печати, и поэтому мы их не приводим.

Источник

Оцените статью