- Сочинение Любовь в творчестве Куприна (в произведениях)
- Также читают:
- Картинка к сочинению Любовь в творчестве Куприна
- Популярные сегодня темы
- Тема любви в творчестве Александра Ивановича Куприна
- Особенности творчества А.И. Куприна. Любовь в произведениях А.И. Куприна. Тема поэтической и трагической любви в повести «Олеся». Трагическая любовь в повести «Суламифь». Безответная любовь в повести «Гранатовый браслет». Чистая любовь в повести «Поединок
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Сочинение Любовь в творчестве Куприна (в произведениях)
В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.
Классик русской литературы А.И. Куприн писал о любви-трагедии, любви-тайне, не подвластной компромиссам и расчетам. Его произведения необычайно увлекательны, но практически в каждом происходит трагедия. Герои или довольствуются неразделенной любовью, или гибнут в столкновении с враждебной средой.
Для произведений этого писателя характерно, что в трагедии виновато, прямо или косвенно, общество. Герои стремятся к счастью, но или не находят его, или погибают. А.И. Куприн описывал неизбежный печальный исход любви, оказавшейся под влиянием условностей. Во многих повестях (напр., «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» и др.) трагедия любви вырастает из трагедии социальной. Так, в повести «Олеся» любовь сталкивается с предрассудками общества. Иван Тимофеевич, интеллигент, городской человек, встречает в глухом Полесье девушку, выросшую вне общества и цивилизации. Между ними возникает сильная любовь. Олеся принимает предложение Ивана Тимофеевича выйти за него замуж и идет в церковь. Здесь и происходит трагедия. Люди, всегда считавшие Олесю ведьмой, которая приносит им только несчастья, накинулись на нее, избили. Иван Тимофеевич оказался, как ему и нагадала Олеся, «хотя и добрым, но только слабым. ». Главный герой не предотвратил трагедию, на которую была обречена его любовь, не пошел против предрассудков.
Любовь в произведениях А.И. Куприна изображена как великое чувство, имеющее естественную власть над человеком. В «Гранатовом браслете» такая любовь становится «громадным счастьем», тем единственным, что наполняет жизнь главного героя. Георгий Желтков – бедный чиновник, который много лет любил одну единственную женщину. При этом он довольствовался только тем, что посылал ей письма и изредка имел возможность увидеть ее. Но именно в этой неразделенной любви, в мечтах о возлюбленной и состоял смысл его жизни, то единственное, ради чего он жил.
Повестям А.И. Куприна свойственно, что описанный в них период жизни героев – самый лучший, самый светлый. Но в то же время и самый краткий. Так, в повести «Суламифь» главные герои наслаждались своим счастьем всего семь дней. Несмотря на то, что Суламифь погибла, Соломон никогда ее не забудет и не будет никого так любить, как ее. В «Олесе» счастье главных героев тоже было недолгим. Иван Тимофеевич может быть и забудет Олесю, но вот она его – никогда. Это также характерно для А.И. Куприна: только для одного из героев прошедшая любовь становится единственной.
По мнению писателя, высокое и чистое чувство любви – единственная ценность в мире, возвышающая человека. Это праздник, но он не долговечен, потому что каждый раз происходит трагедия. И виноваты в ней люди, не достойные великой любви, не умеющие ее оценить и сохранить.
Также читают:
Картинка к сочинению Любовь в творчестве Куприна
Популярные сегодня темы
Один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся» — полесовщик Ярмола Попружук. Он появляется в первых строках произведения как слуга начинающего писателя Ивана Тимофеевича.
Софья Васильевна Ковалевская — первая женщина профессор и математик. С самого детства отличалась гибким умом и особой тягой к уравнениям и различным формулам. Является выдающимся ученым того времени
Держать слово – бесспорно хорошее качество, которое в современном мире, к сожалению, встречается все реже и реже. Большинство людей достаточно просто дают обещания, а после также легко отказываются от данного ими слова
Аверченко предлагает цикл рассказов, которые кратко анализируют революционные перемены. Отношение автора к революции во многом негативное, но, вероятно, не такое примитивное как имеют некоторые его герои.
В своем романе Гончаров вводит существенное количество второстепенных персонажей, многие из которых представляют образы простых людей. В частности Анисья является служанкой Обломова
Источник
Тема любви в творчестве Александра Ивановича Куприна
Особенности творчества А.И. Куприна. Любовь в произведениях А.И. Куприна. Тема поэтической и трагической любви в повести «Олеся». Трагическая любовь в повести «Суламифь». Безответная любовь в повести «Гранатовый браслет». Чистая любовь в повести «Поединок
Рубрика | Литература |
Вид | сочинение |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.02.2014 |
Размер файла | 17,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Творчество Александра Ивановича Куприна — одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей, прежде всего, глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А.И. Куприн — писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов — люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А.И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей — среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники. Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры — в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.
Любовь в произведениях А.И. Куприна — чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни. Его повести о любви «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» — самые трогательные и проникновенные произведения. Любовь окрыляет героев, возвышает над серым безотрадным бытом, дает ощущение высшей полноты жизни.
Любовь в творчестве Куприна нередко представлена как некая сверхъестественная сила, существующая, словно сама по себе, и полностью господствующая над человеком. Она безжалостна, потому что смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим, она — чистое и возвышенное чувство, и человек не только не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар.
Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто заканчивается трагедией. В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести «Олеся». Мир Олеси — мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девчат», свойственные ее образу естественность, простота и какая — то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.
Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.
Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой — значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно. Размещено на Allbest.ru
В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» человеческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся, «дитя природы», не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. «Олеся» — художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».
Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни.
Сильное и прекрасное чувство связывает таких разных и по возрасту, и по положению людей, как мудрый царь Соломон и бедная девушка с виноградников в повести «Суламифь». Эта библейская легенда воспринимается как гимн любви, молодости и красоте. Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой «она прильнула, как к сладкому источнику». Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об «обожженной солнцем Суламифи». Трагический отсвет любви, озарившей жизнь мудреца, заставляет его продиктовать глубоко выстраданные строки: «Крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность: стрелы ее — стрелы огненные».
Безответная любовь дает бедному телеграфисту Желткову из повести «Гранатовый браслет» высшее блаженство и острую сладкую тоску. Весь мир сосредоточился для него в любви к княгине Вере Николаевне Шейной, замужней женщине, занимающей высокое положение в обществе. Его наивные, трогательные письма, дышащие любовью и обожанием, становятся постоянным источником насмешек и острот благородного княжеского семейства. Но подаренный ко дню именин Веры гранатовый браслет, в котором благодаря удачному освещению «вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни», нарушает, по мнению Николая Николаевича, брата княгини, всякие границы благопристойности. Заботясь о добром имени князей Шейных, этот сухой и черствый человек начинает поиски этого ничтожного «Ге Эс Же», чтобы возвратить ему подарок и положить конец его преследованиям княгини Веры. Тягостный и бессмысленный разговор заканчивается обещанием Желткова больше не напоминать о себе, хотя он искренне признается Василию Львовичу в том, что никогда не сможет разлюбить его жену. Эта встреча оставляет у князя Шеина, доброго и порядочного человека, странное чувство, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Княгиня Вера тоже предчувствует, «что этот человек убьет себя».
Герои купринской повести много говорят об этом чувстве, мечтают о бескорыстной, самоотверженной любви, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость», но не замечают, что именно такая любовь пересекла жизненный путь Веры. Связанный обещанием, данным мужу и брату княгини Шейной, Желтков кончает жизнь самоубийством, так как не в состоянии разлюбить Веру.
Как проявление душевной слабости и безволия нередко трактуется критиками этот поступок героя. Нельзя согласиться с таким утверждением. Вероятно, в самоубийстве Желткова с огромной силой выражается глубина и самоотверженность его любви, заставляющей Веру многое понять и перечувствовать. Каждое слово в прощальном письме героя освещено для нее великим трагическим чувством. Герой воспринимает любовь как награду, как высший дар, посланный ему Богом. Он, не задумываясь, жертвует ради благополучия и спокойствия любимой женщины своей жизнью и благодарит ее только за то, что она есть и что в ней воплотилась красота земли. Исповедь человека, для которого любовь к ней стала смыслом жизни и высшим блаженством, слышится Вере в чудесных звуках бетховенской сонаты.
В повести «Поединок» показана жизнь русского офицерства начала XX века. Читая повесть, мы вместе с автором постигаем внутренний мир его молодого современника, поручика Ромашова, главного героя произведения. Он живет в среде обитателей захолустного военного городка, жизнь офицеров в котором скучна, однообразна, лишена духовных интересов. Их дни заполнены подготовкой к военному смотру, жестокой муштрой солдат, а вечера — пьянством, игрой в карты, пошлыми романами с «полковыми дамами» женами офицеров. Ромашова выделяет из этой среды, прежде всего, то, что он способен на настоящее, большое чувство. То, что он испытывает к Шурочке Николаевой, — не просто увлечение, не попытка уйти от скуки и однообразия жизни, а любовь в самом высоком смысле этого слова. Именно в этой любви проявляются светлые стороны личности Ромашова, его чистота и благородство. Любовь не приносит ему счастья. Женщина, которую он боготворит, оказывается жестокой, бессердечной и расчетливой. Ради карьеры мужа она посылает на верную смерть человека, который готов для ее счастья на самопожертвование.
Повесть А.И. Куприна носит название «Поединок». Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести — тоже своеобразный поединок, столкновение двух очень разных характеров и столкновение внутреннее, психологическое — внутри самой личности Ромашова. Для героини этот поединок заканчивается мнимой победой — Ромашов убит, все препятствия на пути к блестящему будущему устранены. Но эта победа оказывается внутренним крахом; нравственным поражением. Для героя же его физическая смерть оборачивается личностной победой над судьбой, преодолением в самом себе суетного и мелкого, высокой жертвой ради любви. Эта смерть неоспоримо доказывает величие любви, в которое верил А.И. Куприн.
Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.
У Куприна любовь — это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой «полесской колдунье» Олесе в отношениях с «добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем» и умной, расчетливой Шурочке — с «чистым и добрым Ромашовым» («Поединок»). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться — эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир. Размещено на Allbest.ru
Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа — специфика художественного таланта А.И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества — в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества — вопросы любви.
Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.
Источник