- Значение слова «техника»
- те́хника I
- Технология. 5 класс
- Профессии типа «человек-техника»: список, характеристика, профессиональные качества
- Профессии системы «Человек-Техника»: определение
- Какие профессии относятся к типу «человек-техника»: примеры
- Особенность профессий «человек-техника»
- Профессиональные качества
- Психологические и личностные качества
- Список профессий типа «человек-техника»
Значение слова «техника»
1. Совокупность орудий и средств труда, применяемых в общественном производстве, а также область человеческой деятельности, связанная с их изготовлением, применением и усовершенствованием. История техники. Развитие техники. Достижения науки и техники. Передовая техника. □ Молодежь в Советском Союзе идет дорогой внутренних влечений: в науку, в технику, в искусство. А. Н. Толстой, Что такое счастье? || Отрасль применения средств и орудий труда того или иного рода. Строительная техника. Военная техника. Техника сельского хозяйства. Реактивная техника. Атомная техника.
2. собир. Машины, механические орудия, устройства. Беречь технику. □ — Никогда еще мы не строили такими темпами и такой техникой. Укладка пути идет путевыми комбайнами. Шолохов-Синявский, Волгины. К весне в распоряжении Доронина оказалось много рыболовецкой техники. — Поступали рыбонасосы и моторы. Чаковский, У нас уже утро.
3. Совокупность профессиональных приемов, используемых в каком-л. деле, мастерстве, искусстве. Техника шахматной игры. Музыкальная техника. □ Самая техника, ремесленная сторона скульптуры [в Италии] стоит на огромной высоте. Крамской, Письмо В. В. Стасову, 23 марта 1874. Григорий долго не мог усвоить сложной техники удара. — Сильный ты, а рубить дурак. Вот как надо, — учил Чубатый, и шашка его в косом полете разила цель с чудовищной силой. Шолохов, Тихий Дон. || Владение такими приемами, мастерство в каком-л. деле. [Пушкин] мастер стиха, превосходящий в технике своих предшественников. М. Горький, А. С. Пушкин. [Раненая радистка] начала работать левой рукой. — Не то, совсем не то. Техники нет. Вершигора, Люди с чистой совестью.
[От греч. τεχνική — искусная]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη — искусство, мастерство, умение) — обобщающее наименование технических средств («средства труда»). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности — машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д. — а также системы взаимосвязанных технических устройств (в частности, агрегаты, установки и строительные сооружения). Техника может иметь производственное (промышленное, агропромышленное) или непроизводственное назначение. Последнее включает использование техники в науке, быту, образовании, культуре, медицине, военном деле, освоении космоса и в других областях. С точки зрения управления процессами, техника является средством реализации задач и достижения целей процесса; техника используется в огромном разнообразии процессов, включая технологические процессы и процессы промышленного и сельскохозяйственного производства, измерения, контроля и управления, перевозки, ведения боевых действий, обучения, спорта, отдыха, развлечений и многих других процессов.
Техника разрабатывается и совершенствуется в результате инженерной деятельности. Особенности конструирования и изготовления технических устройств зависят от вида технического устройства, требований заказчика к его техническим характеристикам (производительности, надёжности, экономичности, долговечности и т. д.), качеству, стоимости, технологии изготовления, а также от финансовых и технических возможностей производителя. Так, техническое изделие или агрегат могут быть изготовлены промышленным или кустарным способом, в то время как установки, как правило, собирают из компонентов по месту эксплуатации установки. При этом отдельные компоненты установки — индивидуальные изделия, агрегаты и узлы — могут иметь высокую заводскую готовность и модульность, что позволяет значительно снизить затраты труда и времени на их интеграцию в установку и замену в случае неисправности. Огромную роль в технике играет взаимозаменяемость, которая снижает затраты и облегчает конструирование, изготовление, эксплуатацию, обслуживание и ремонт технических устройств.
Современная техника является продуктом научно-технической революции, а уровень развития техники является показателем научно-технического развития общества. В условиях глобализации мировой экономики передовая техника быстро распространяется по миру. Вместе с тем, её использование в отдельно взятой стране или её части зависит от множества факторов, влияющих на доступность техники и эффективность её практического применения — например, уровень экономического развития, рынка, кредитно-финансовой системы, наличие и дееспособность инфраструктуры, покупательская способность, квалификация пользователей техники.
В более широком смысле под техникой понимают совокупность технических средств и технологий, знаний и деятельности, в которых задействованы технические средства.
ТЕ’ХНИКА, и, мн. нет, ж. [греч. technikē, букв. искусная]. 1. Совокупность приемов и приспособлений, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда. Техника в период реконструкции решает все. Сталин. . Нам удалось построить десятки и сотни новых больших заводов и комбинатов, имеющих новую сложную технику. Сталин. Новости техники. Передовая т. Отсталая т. 2. Совокупность приемов, применяемых в каком-н. деле, мастерстве. Изучить технику фабричного производства. Т. безопасности (приемы и средства для обеспечения безопасности лиц, занятых в производстве). Музыкальная т. Т. шахматной игры. Спортивная т. Исследовательская т. Т. стихосложения. Т. делопроизводства. || Владение этими приемами, мастерство в каком-н. деле. Высокая, слабая т. Этому скрипачу недостает техники.
Выиграть такую партию — всего лишь дело техники. Овладеть техникой.
3. Процесс самого производства, выполнения, вопрос — как сделать, в отличие от — что сделать (разг.). Это уже т. Это лишь вопрос техники. Всё теперь ясно, остается только т. 4. Механизированное хозяйство, совокупность машин, механических устройств, орудий. . Обилие техники в колхозах освобождает часть работников в деревне, а эти работники, переведенные в промышленность, могли бы принести громадную пользу всему нашему народному хозяйству. Сталин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
те́хника I
1. совокупность научных и прикладных дисциплин, связанных с созданием средств производства, орудий труда ◆ В первом контексте вещи соответствуют эстетическим воззрениям эпохи (если мы имеем дело с произведениями искусства), представлениям о комфорте (в случае, например, мебели), являются «последним достижением техники» (в случае технических приспособлений). Лариса Шпаковская, «Старые вещи. Ценность: между государством и обществом», 2004 г. // «Неприкосновенный запас» (цитата из НКРЯ)
2. собир. совокупность разнородных средств, служащих для создания материальных ценностей ◆ Вместе с тем технология доступа к данным, инициирование того или иного режима работы системы должны быть основаны на элементарных процедурах, что обеспечит использование её результатов многими специалистами профильных подразделений, руководителями этих подразделений и т. д. вне зависимости от имеющихся у них навыков работы с компьютерной техникой. О. В. Логиновский, Ю. А. Даренских, «Создание автоматизированной информационной системы губернатора и правительства Челябинской области», 2004 г. // «Вопросы статистики» (цитата из НКРЯ) ◆ Для меня, повара по специальности, человека, имеющего дело только с бытовой техникой, компьютер всегда казался чем-то немного волшебным, странным, я боялась к нему подходить и даже пыль стирала аккуратно: не дай Бог, коснуться чего-нибудь не того. Елена Павлова, «Вместе мы эту пропасть одолеем!», 2004 г. // «Даша» (цитата из НКРЯ)
3. собир. моторизованные машины и механизмы ◆ Так случилось, что вскоре после окончания войны судьба свела Лаврова с Сергеем Королевым, который пригласил молодого военного инженера принять участие в изучении немецкой трофейной ракетной техники. Наталья Дубова, «Орбита Лаврова», 2004 г. // «Computerworld» (цитата из НКРЯ) ◆ До подъездов дорожная техника с новейшими реагентами и щетками добраться не могла ― все силы коммунальных служб были брошены на расчистку основных магистралей города. Дарья Быстрова, «Бездорожье от разгильдяйства. Московские автолюбители вынуждены скупать снегоходы», 2003 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ)
4. мастерство, совокупность приёмов, используемых в какой-либо специальной деятельности ◆ Он хорошо владеет бросковой техникой рукопашного боя. ◆ Техника программирования, позволяющая создавать подобные прозрачные классы-оболочки, хорошо изложена в [8] на примере объекта «умный указатель» (smart pointer). А. Ю. Савинков, «Синхронизация и верификация в имитационном моделировании», 2004 г. // «Информационные технологии» (цитата из НКРЯ) ◆ Самая известная скульптура в технике дифовки ― «Рабочий и колхозница», выполненная в 1937 г. из листов нержавеющей стали по эскизам скульптора В. И. Мухиной. Константин Скворцов, «От кубка до рыцарского шлема», 2004 г. // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ) ◆ Эта уникальная техника позволяет обнаружить в среде единичные молекулы генного материала и может быть основой для самой чувствительной и точной диагностики инфекционных генов и структур, их содержащих. А. С. Спирин, «Фундаментальная наука и проблемы экологической безопасности», 2004 г. // «Вестник РАН» (цитата из НКРЯ)
Источник
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 7. Техника и её использование в жизни людей
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Понятие техники.
- Классификация техники.
Техника – это совокупность приёмов работы, которые используются в какой-либо области деятельности человека.
Техника – созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово «техника» в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение. Оно имеет несколько значений. Техникой называют совокупность приёмов работы, которые используются в какой-либо области деятельности человека. Например, говорят о технике работы художника, игры музыканта и других мастеров.
Техникой также называют созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства. Техника – это также здания и сооружения, дороги и каналы. Техника – это средства транспорта и связи. К технике относят коммунальное бытовое оборудование, холодильники, кухонные и стиральные машины, пылесосы и другие. Также к технике относится и оборудование для личного пользования, например, шариковая ручка, парта и многое другое.
Техника может быть производственной и непроизводственной. Производственная техника – это техника промышленного и сельского хозяйства, например, комбайны, станки, машины на производстве. Производственная техника предназначена для создания материальных благ.
Непроизводственная техника – это техника, применяемая в науке, быту, образовании, культуре, спорте, медицине, военном деле, освоении космоса. Например, принтер, телефон, микроскоп и другие.
Чем сложнее техника, тем больше расходов требуется на её создание и совершенствование. Например, можно сравнить расходы на создание лопаты и экскаватора. Однако эти затраты полностью окупают себя, так как чем сложнее и совершеннее техника тем меньше затраты человеческого труда на производство продукции.
Современная техника освобождает человека от выполнения работ, требующих больших физических усилий, или монотонного труда, а также работ, протекающих во вредных и небезопасных для человека условиях.
Постоянное совершенствование техники и научно-технический прогресс способствуют повышению производительности труда и росту материального благосостояния людей.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите цветом все правильные ответы. Для чего создаётся техника?
Облегчить труд людей
Повысить эффективность производства
Увеличить расходы на производство
Повысить качество производства
Ответ: облегчить труд людей, повысить эффективность производства, повысить качество производства.
Задание 2. Установите соответствие между видом техники и её примерами.
Источник
Профессии типа «человек-техника»: список, характеристика, профессиональные качества
- 12 января 2021 г.
- 9 минут
- 20 214
Существует много классификаций профессий. Мы продолжаем цикл статей по определению профессии на основе типа взаимодействия человека, разработанное по методике Климова и Голланда.
Ознакомиться с другими статьями этого цикла (например, про профессии типа «человек-человек») можете на нашем телеграм-канале. А сегодня наша задача – понять, какие профессии типа «человек-техника» бывают, узнать их особенности, изучить список профессий и понять, какими характеристиками должны обладать те, кто выбирает эти профессии в качестве ведущей деятельности.
Профессии системы «Человек-Техника»: определение
К профессиям типа «человек-техника» относятся специальности, в которых работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Речь идет о работе, ориентированной на создание, использование и обслуживание технических механизмов и конструкций разного типа.
В специальности «человек-техника» включают все профессии, в которых работник использует разного рода технику, чтобы ускорить или облегчить собственную трудовую деятельность.
Какие профессии относятся к типу «человек-техника»: примеры
Цель работы – добыча ресурсов. Ресурс – все, что окружает работника. Речь может идти о природных и энергетических ресурсах.
Ресурсы могут быть двух типов:
- Природные – металлы (цветные, черные, полу- и драгоценные), нефть, растительный и животный мир и т.д.
- Энергетические – уже переработанные природные ресурсы, которые позволяют человеку получить энергию. Например, ее получают с помощью ветра, солнца, воды.
Для добычи и переработки этих ресурсов трудится огромное количество людей совершенно разных специальностей. Сюда относят в первую очередь такие профессии группы «человек-техника», как геологи, инженеры-конструкторы, энергетики, шахтеры, лесорубы и т.д. более подробный список представим ниже.
Чтобы начать какое-то производство, нужно создать для этого все условия. А тут не обойтись без строительства, и речь идет о возведении не только жилых комплексов, но и транспортных магистралей, промышленных помещений, прокладке линий электропередач. А здесь не обойтись без монтажников, арматурщиков, каменщиков, бетонщиков, газосварщиков и пр.
Делать все это собственными руками невозможно, человеку нужны вспомогательные ресурсы – техника, оборудование и инструменты. Отсюда и название типа профессий «человек-техника».
Однако целью человека может быть не только создание какой-то глобальной цели (автомагистрали, например), но и производство инструмента как такового: разработка станков, производственных линий, механизмов.
Особенность профессий «человек-техника»
Профессии этого типа отличаются тем, что они направлены на работу с техническими (неживыми) объектами.
Для работы с техникой нужно обладать определенными навыками. Для максимально качественной обработки, преобразования, перемещения или оценки человеку требуется определенность действий и высокая точность. Только так получится создать удобную, безопасную и комфортную технику, которая будет помогать человеку.
Профессиональные качества
Специалист, который работает в сфере «человек-техника» должен обладать определенными качествами:
- конструкторское мышление (умение мысленно соединять и разъединять технические объекты и части объектов);
- изобретательность (придумывать как сами продукты, так и способы работы, типы инструментов, приспособлений, технологии обработки изделий и т.д.);
- высокая исполнительность и дисциплинированность;
- точность и определенность действий.
Неправильно считать, что среди технических профессий нет творческих. Разделение на творческих и нетворческих касается только людей, а не профессий. Например, если человеку дать задание колоть орехи, оно вполне может придумать новый творческий способ сделать это.
Психологические и личностные качества
- точное слуховое, зрительное, кинестетическое и вибрационное восприятие;
- хорошая координация движений;
- развитое воображение;
- способность переключать мышление;
- наблюдательность;
- развитое логическое мышление;
- техническое направление мысли;
- аккуратность;
- выносливость;
- ответственность;
- развитая моторика рук;
- хорошая память;
- высокая концентрация внимания.
Список профессий типа «человек-техника»
Это самая большая группа профессий и специальностей. Больше всего их в сфере транспорта: любые профессии, связанные с перевозкой грузов и людей, военной техникой и т.д. (водители, машинисты, летчики, специалисты по ремонту транспортных средств).
Дальше идут профессии, связанные с производством продуктов питания, пошивом одежды и обуви, изготовлением видео- и аудиоматериалов, бытовой техники, компьютеров и всего, что нужно современному человеку (архитекторы, дизайнеры, программисты и т.д.).
А теперь перечислим узкоспециализированные профессии типа «человек-техника»:
- Специалисты по обработке, добыче грунтов, горных пород: машинист, проходчик, геофизик, инженер по испытанию скважин.
- Специалисты по обработке и использованию неметаллических пром. материалов и изделий: сборщик верха обуви, плотник, столяр, ткач, оптик, прессовщик пластмассовых изделий и т.д.
- Специалисты по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин/приборов/оборудования: токарь, горновой, шлифовщик, фрезеровщик, оператор станков, сборщик и т.д.
- Специалисты по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, тех. машин, установок, транспортных средств: механик, слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов и т.д.
- Специалисты по монтажу, ремонту зданий/сооружений/конструкций: электросварщик, каменщик, архитектор, строитель, арматурщик, слесарь-судоремонтник и т.д.
- Специалисты по монтажу, сборке электрооборудования аппаратов и приборов: сборщик электронных часов, электромонтажник, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик и т.д.
- Специалисты по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов: инженер радиосвязи, радиомеханик, часовщик, техник-электрик и т.д.
- Специалисты по работе с подъемными и транспортными средствами, управлению ими: пилот, водитель, техник водолазного дела, машинист поезда, багермейстер, судоводитель, инженер по транспорту и т.д.
- Специалисты по переработке продуктов сельского хозяйства: повар, маслодел, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам и т.д.
Осмотр, ремонт, управление, замена, диагностика, сервисное обслуживание, настройка, регулировка технических средств – все это относится к профессиям типа «человек-техника».
При работе с техническими средствами повышается риск получения травм и переломов конечностей, потери зрения, порезов и ушибов, травм из-за поднятия тяжестей. Негативно сказываются на общем здоровье постоянные шум и вибрация на производстве, выхлопные газы. Это стоит учитывать при выборе профессии.
Зато работать с техникой увлекательно и перспективно. А сервис студенческой помощи просто будет рядом на случай, если вам вдруг понадобится крепкое дружеское плечо и помощь в учебе.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Источник