ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ (разговорн. «программка») – своеобразный печатный путеводитель зрелищного мероприятия (спектакля, концерта, эстрадного или циркового представления).
Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит следующие сведения: название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя и сведения об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.
Программа может включать и дополнительные сведения: дату премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля. В программу могут быть включены краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).
Программы балетных и оперных спектаклей, как правило, включают в себя либретто – краткий пересказ содержания спектакля.
Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).
Основное содержание театральной программы может быть вынесено и на афишу спектакля (сведения об авторе пьесы, руководстве театра и постановочной группе; реже – об актерах-исполнителях).
Программы спектаклей могут быть размещены в буклетах, посвященных конкретному театру или фестивалю, а также в средствах массовой информации (журналах, газетах, ИНТЕРНЕТ-сайтах, радио- и телевизионных передачах), посвященных досугу и зрелищным искусствам.
В кинематографическом и телевизионном искусстве роль программы исполняют титры фильма или передачи.
Издание программы преследует несколько целей: информацию зрителей; рекламу конкретного зрелищного действа; соблюдение авторских прав его создателей.
Отсутствие в программе фамилии того или иного автора спектакля является нарушением закона об авторских правах. В спорных случаях автор имеет право снять свое имя из программы или афиши. Так, например, при выпуске на телеэкран т.н. «продюссерской» версии фильма Азазель режиссер А.Адабашьян снял свое имя из ее титров. Трехсерийная версия демонстрировалась вообще без упоминания имени режиссера в титрах фильма.
Театральные программы могут издаваться в виде отдельных периодических изданий, или приложений к ним.
Источник
Е.О. Захарьянц Театральная программа как вид документа
Документ сопровождает человека с самых первых минут жизни. Это уникальное изобретение человека, которое дает возможность зафиксировать все знания, накопленные человечеством (мысли), на материальном носителе. Документ охватывает все сферы бытия, обязателен для них и выполняет важнейшие функции – социальную, правовую, финансовую, культурологическую и др. Общая теория документа, рассматривающая ключевые вопросы – признаки, свойства, составляющие, функции любого документа представляет документологию.
Театральная программа рассматривается как вид документа в соответствии с теоретическими положениями, подробно изложенными в работе Юрия Николаевича Столярова «Документология: учебное пособие»[1].
Составляющие театральной программы
Любая наука оперирует громадным количеством изучаемых объектов, поэтому нуждается в упорядочении этих объектов, т.е. в классификации. Документология не является исключением, тем более что, исходя из определения понятия «документ», имеет дело с бесконечным массивом данных, требующих классификации по конкретным признакам – составляющим.
Каждый документ в документологии рассматривается в совокупности следующих составляющих:
Одной из важнейших составляющих документа является номинативная – от латинского nomina – имя, название. Термин «программа» состоит из греческих слов: про — прежде и графо – пишу. Прежде пишу о том, что должно быть исполнено в концерте, спектакле, балете, другими словами объявление. Театральная программа содержит запись действия, которое произойдет в театре. Это своеобразный путеводитель для зрителя, пришедшего в театр.
Номинативная составляющая тесно взаимосвязана с семантивной, которая выражает информационную сущность документа. Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. Для чего создана театральная программа и какую информацию она содержит – ответ на эти вопросы связан именно с семантивной составляющей. С момента своего появления театральная программа содержала сведения о представлении: когда и где будет иметь место указанное в программе событие. Программа являлась посредником между актерами и зрителем, ее содержание составляли сведения об авторе, режиссере, сценографе, художнике, актерах, создающих спектакль.
Применительно к театральной программе можно сказать, что ее смысловое значение состоит в объявлении и обозначении по именам составляющих театрального действия. С этой точки зрения семантивная составляющая театральной программы перекликается с номинативной составляющей, также означающей объявление.
Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя сведения и об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.
В программу могут быть включены и дополнительные сведения: дата премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля, краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).
Программы балетных и оперных спектаклей включают в себя либретто – краткое содержание спектакля. Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).
Рассматривая театральную программу в основных аспектах семантивной составляющей, следует отметить, что с точки зрения содержания театральная программа представляет собой область театрального искусства, а более узко –тему спектакля (например: история, война, любовь); с точки зрения целевого назначения – эстетическое сопереживание; с точки зрения зрительского назначения она предназначена для зрителей, пришедших в театр.
Театральная программа представляет собой записанный текст, следовательно, по сигнативной (знаковой) составляющей она относится к символьному иконографическому документу, так как содержит символы – буквы. Текст программы может быть записан на разных языках, т.е. применяются параллельно разные знаковые системы. Так, в современных театральных программах текст может быть на русском и английском языках. В XYIII веке программы представлений с участием гастрольных трупп содержали текст на русском и итальянском или немецком языках в зависимости от труппы.
В середине XIX века в программе появляются новые символьные знаки -профессиональные театры размещают на программах свои эмблемы, являющиеся символами театра. Сегодня театральные программы всех театров и концертных залов содержат свои эмблемы и оформляются каждый в своей цветовой гамме. Так, программы Большого театра имеют цвет слоновой кости, Мариинский театр печатает программы салатового цвета, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко – бело-синий и т.д. Программы одних театров имеют неизменное оформление обложки для всех своих спектаклей (Большой театр, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, МХТ им.Чехова). Другие для каждого спектакля печатают свою обложку, тематически связанную с содержанием спектакля. В первом случае программку можно рассматривать как символ театра, во втором – как символ спектакля.
Любой документ создается с целью передачи информации, представленной в нем, в пространстве и во времени. Театральная программа адресована зрителю и, с точки зрения восприятия зрителем – перцептивной составляющей, – относится к антроподокументу. Знаковая система, с помощью которой записана информация в программе, создана человеком и распознается человеком. Для распознавания знаков человек использует зрение, что позволяет отнести театральную программу к видеодокументу. Однако с развитием компьютерных технологий появляется театральная программа электронная – электронный документ или технодокумент, в отличие от нонэлектронной программы. Такого рода театральные программы размещаются на сайтах театров, они представляют собой сильно упрощённую электронную версию нонэлектронной программы. Электронная программа абсолютно лишена эстетической, художественной функции, содержит только информацию о действующих лицах и исполнителях.
Синтактивная ( от греческого слова «синтаксис» — составление, построение, порядок) составляющая документа определяет его построение, взаиморасположение составных частей.
Театральная программа к началу XX века приобрела устоявшуюся форму построения текста, которая используется во всех театрах и концертных залах. Эта форма тесно связана с семантивной составляющей и непосредственно выражает содержание документа. Название программы, как правило выделяется необычным шрифтом и располагается на первой странице. Это можно назвать титульным листом театральной программы. По аналогии с титулом книги внизу программы указывается место представления и год — выходные сведения. В надзаголовочных данных указывается название театра или концертной организации, размещается эмблема. На развороте программы (вторая и третья страницы) указываются действующие лица и исполнители в два столбца. Эта часть программы неизменна для всех разновидностей зрелищных представлений – драматический театр, балет, опера, цирковое представление, концерт классической или эстрадной музыки и т.д. Если программа дополняется сведениями о режиссере, актерах, истории создания спектакля, то эта информация располагается после перечня действующих лиц. Последняя страница программы содержит выпускные данные – тираж, типографию, в последнее десятилетие XX века появились указания спонсоров театра или постановки.
В зависимости от содержания театрального представления театральная программа различается по форме представления информации: цветность, иллюстративность программы, использование различных шрифтов. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде (рис.1) отличается строгостью исполнения – четкий черно-белый шрифт на белом листе программы считывается как символ стойкости и мужества ленинградцев во время войны. Иллюстрации здесь излишни, на титульном листе только посвящение Д.Шостаковича родному городу – Ленинграду. Синтактивная составляющая программы концерта передает содержание исполняемой музыки, выражая таким образом тесную связь с семантивной составляющей.
Рис.1. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде
Совершенно иной характер имеет программа спектакля Российского Академического Молодёжного театра «Инь и Янь». Она полноцветная, выполнена в традиции восточной графики (рис.2). Стиль шрифта напоминает иероглифы, вводя зрителя еще до начала действия в атмосферу спектакля, в котором интрига строится вокруг китайской реликвии.
Рис. 2. Программа спектакля РАМТ «Инь и Янь»
Театральные программы к каждому спектаклю Российского Академического Молодежного Театра — РАМТа (рис.3) неповторимы по оформлению (синтактивная составляющая) и отражают содержание (семантивная составляющая) спектакля. Так, в спектакле «Ничья длится мгновение» шахматная партия в латвийском гетто между заключенным и надзирателем ставит героя перед выбором – выиграть и остаться в живых, но все дети будут уничтожены, либо проиграть и погибнуть, спасая детей. Программа выполнена в виде шахматной доски, по которой прошла трещина, сместив черные квадраты – так жизнь людей оказывается на разломе. На программе к спектаклю «Портрет» по произведению Николая Васильевича Гоголя перед нами роскошные рамы картин и весь спектакль построен с использованием рамы, в которую герой себя заключает на протяжении всего действия различным способом. Программа к спектаклю Николая Эрдмана «Самоубийца» выполнена в другой цветовой гамме, символизирующей борьбу маленького человека с самим собой и попытку вырваться из порочного круга, в который он сам себя загнал – чёрные указующие персты на программке заключают согбенную фигурку в круг.
Источник
Театральный словарик
Хотите лучше понимать профессиональных артистов? Читайте словарь основных театральных терминов и значений от театральной школы Артист в Москве:
- АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
- АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
- АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
- АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.
- АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
- АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
- АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
- АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.
- АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
- АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
- АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного
- театра.АНТРЕПРИЗА — частный театр.
- АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
- АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
- АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
- БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
- БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
- БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
- БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
- БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
- БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.
- БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.
- БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
- БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
- БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
- БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
- ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII-XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.
- ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.
- ГАСТИОН — актер в Древнем Риме.
- ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.
- ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.
- ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.
- ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
- ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы.
- ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
- ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.
- ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров.
- ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.
- ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.
- ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
- ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
- ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
- ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.
- ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
- ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.
- ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
- ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
- КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
- КАРТИНА — часть акта в драме.
- КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
- КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
- КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
- КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
- КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.
- КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.
- КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
- ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.
- ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.
- ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
- МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
- МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.
- МИМ — актер пантомимы.
- МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
- МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому
- себе.МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
- НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
- НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.
- ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.
- ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
- ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
- ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
- ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.
- ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
- ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».
- ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
- ПРЕМЬЕР, премьерша — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
- ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
- ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.
- ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
- РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
- РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
- РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
- РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные
- суждения.РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.
- РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального
- представления.РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.
- РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
- СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.
- СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.
- СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
- СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
- СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.
- СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.
- СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
- ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
- ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
- ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
- ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
- ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.
- ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
- ТРАГИК
амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
Источник