Сырға салу
Сырға салу— обычай, который делается до проводов невесты и торжественной свадьбы.
Раньше, на головной убор невест цепляли перья филина. Если же джигиты видели перья на головном уборе девушки, они понимали, что девушка уже засватана, что ее сердце занято. На сегодняшний день эта традиция сменилось надеванием серёжек.
Когда парень сообщает своей семье весть о том, что он приведёт домой невесту, домашние, родственники начинают планировать проведение сватовства и свадебного торжества.
Родители жениха и невестя знакомятся друг с другом, сближаются. После двусторонних договоров, после того, как родители девушки дают согласие на замужество дочери, сторона жениха устраивает сватовство, надевает на девушку сережки.
Две снохи жениха говоря будущей невестке свои пожелания ей в уши, надевают на неё золотые серьги. Затем целуют её в щеки либо в лоб. По той причине, что казахи всегда равняли своих девушек на золото, невесткам надевают исключительно золотые серьги.
Помимо этого, сторона жениха дарит родителям и родственникам невестки ценные подарки. Снохам жениха, надевшим серьги, дарят что-то особое либо выдают көрімдік.
После обряда сырға салу девушка считается засватанной, членом семьи жениха невесты.
К этому обычаю сторона невесты готовится особенно, накрывает богатый стол для своих сватов и так же дарят подарки стороне жениха.
После сырға салу две стороны основательно становятся сватами и начинают планировать главное торжество – свадьбу.
Источник
Что означает обряд «Сырға салу»
Дословно с казахского языка «сырға салу» (далее сырга салу) переводится – одеть сережки. То есть это, то же сватовство, как и у других народов. Но у казахов, вместо кольца на палец, невесте одевают золотые серьги.
Этот обряд проводится перед «Кыз узату той», беташаром и основной свадьбой соответственно, пишет goodhouse.kz
Немного истории
Сырга салу – традиция, которая сохранила свой смысл со времен наших предков.
Однако, она также немного видоизменилась, как и другие обычаи.
Для начала стоит вспомнить, что наши проотцы сами выбирали жен своим сыновьям.
После того, как родители будущего жениха находили подходящую кандидатуру, они отправляли в дом ее родителей своего представителя из числа близких родственников.
Иногда родители и сами могли прийти просить руки дочери без каких-либо посредников. Также раньше был довольно распространен обычай «атастыру», когда близкие друзья смолоду договаривались о сватовстве.
То есть, сватали еще народившихся или совсем маленьких детей заранее.
Таким образом, родители с детства знали своих будущих сватов и знали в какие руки отдадут дочь или каких нравов будет невестка. Такие сватья называлась – «бесiк құда» (сватья с колыбели).
В древние времена вместо сережек, девушкам надевали «укі» (перья совы) на головной убор. Именно так холостые джигиты распознавали, кто из девушек в ауле еще свободен.
После того, как родители невесты давали согласие на женитьбу молодых, выплачивался калым за невесту и преподносились все положенные подарки.
Одним из главных и в наши дни считается дар матери девушки «Ана сути», в знак благодарности ей за то, что она вскормила и вырастила такую замечательную дочь.
После всего этого, проводился обряд «сырга салу», когда девушке надевали сережки. Именно с этого момента она считалась помолвленной.
Сырга салу в наши дни
Если в древние времена после «сырга салу» до самой свадьбы мог пройти не один год, в наши дни сватовство обычно проводят прямо перед проводами невесты. Конечно, немало случаев и когда основную свадьбу играют намного позже, но после «сырга салу», обычно невесту уже забирают в дом жениха и она считается замужней девушкой.
Итак, в назначенный день в доме девушки накрывают дастархан.
Встречают сватов с песнями, почетом и заранее приготовленным «құйрық бауыр» (курдючий жир). Родственники жениха во главе с главным сватом приходят просить руки у родителей невесты.
Жених во всем этом не принимает участия. А будущая невеста сидит в своей комнате, не показываясь гостям. После того, как родители дают свое согласие на счастливый союз, девушка выходит к гостям в сопровождении двух своих снох.
Мать жениха или снохи с его стороны надевают серьги на уши невесте.
Согласно поверьям, эту инициативу доверяют женщине, у которой крепкая и счастливая семья.
Важно отметить, что для этого обряда выбираются именно золотые серьги, ведь казахи очень ценили дочерей и сравнивали их с золотом.
Источник
Как исполняется казахское обычие сырга салу, и счего оно начинается
Во всех деталях можно прочесть здесь — Казахские свадебные обычаи (информации много, и мне непросто разобраться в казахских словах, перемежающихся русскими) . 🙂
Приезд сватов со стороны жениха и совершение обряда надевания сережек невесте – сырға салу. Этот обряд символизирует окончательный договор между сватами. После соглашения стать сватами отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает вопрос о сроке свадьбы, о количестве калыма, кәде-жора — соблюдение традиций и подарки.
Эта традиция еще называется «бата аяқ» или баталасу». Их было два вида:
1. Кесімди бата — окончательное решение — конкретно назначаются дата проведения свадьбы, объем затрат, количество скота.
2. Кесімсиз бата — точное количество скота, объем затрат не уточняются. Определяются с учетом обстоятельств и времени.
Виды даров и подарком были самые разные в зависимости от состоятельности сторон. Бес жаксы, орта жаксы, аяк жаксы. «Бес жаксы»-верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, ценная вещь или слиток золота, серебра. «Орта жаксы»-лучший верблюд или лошадь. «Аяк жаксы»-лошадь, корова, баран и т. д.
Оказывается, один и тот же обычай в разных местах называют по-разному. 8-(
Изучайте БАТА АЯК. 🙂
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Окончательный договор между сватами. Получив согласие стать сватом, отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает срок свадьбы, количество калыма, каде-жора (подарок) . Эта часть сватовства называется «бата аяк» , а в некоторых местах – «сырга тагар» или «баталасу» . Есть два вида бата. Кесимди бата – окончательное решение – конкретно назначают дату проведения свадьбы, объем затрат, количество скота.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Кесимсиз бата – точное количество скота объем затрат не обсуждается, а определяются позднее, с учетом обстоятельств и времени. Между состоятельными, знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: «бак жаксы» — верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, ценная вещь либо слиток золота или серебра; «орта жаксы» — лучший верблюд или лошадь, «аяк жаксы» — лошадь, корова, баран и т. п.
Источник
Сырға салу
Одно из главных, важных и трогательных событий в жизни каждого человека – это свадьба. В Казахстане мероприятия такого рода проходят особенно – в несколько этапов, каждый из которых несет глубокий смысл культуры казахского народа. Абсолютно все этапы проведения свадьбы сопровождаются свадебными обычаями, к которым необходимо подходить индивидуально.
Начинается весь той со сватовства – «құдалық», когда в назначенный день в дом невесты приезжают родители жениха вместе с близкими родственниками – 7-8 человек для знакомства и решения всех важных вопросов предстоящей свадьбы. Родители невесты накрывают богатый дастархан с традиционными казахскими блюдами, а также готовят подарки. Уже за праздничным столом сторона жениха в лице главного свата – «бас құда» постепенно начинает разговор, а именно с представления всех прибывших по очереди. Затем гости общаются и когда беседа налаживается бас куда, уловив подходящий момент, начинает разговор и просит согласия родителей. Дальнейшая задача стороны – договориться с родственниками невесты о свадьбе. Если родители невесты дают согласие, то начинаются обряды «құдалық».
По правилам этот день проходит без участия молодожен, жених присутствовать на этом мероприятии не должен, также и невеста заранее уходит на время из дома. Но современные казахи внесли такой ритуал, как сырға салу, поэтому присутствие молодожен особенно важно. Также нововведением в проведении сватовства в казахских семьях считается приглашение тамады, который проведет «құдалық» торжественно и профессионально, разбавив мероприятие песнями и танцами. Что касается обряда надевания сережек невесте – сырға салу, он символизирует окончательный договор между сватами. Также в сопровождении тамады и красивой музыки эта традиция проходит следующим образом – к сватам выводят невесту две женге – снохи, держа под руки. Мать жениха снимает девичьи серьги и одевает на будущую невестку другие, привезенные на сватовство, это означает, что теперь у невесты новый статус, и она принадлежит роду жениха. Всем родственникам со стороны невесты, а также двум снохам – женге, которые выводили невесту, дарят подарки. Все подаренные презенты друг другу свидетельствуют об успешном завершении сватовства.
Далее следуют еще несколько этапов свадебного мероприятия, о которых вы будете ознакомлены в следующей нашей статье.
Источник
«Сырға салу» или сватовство по-казахски
Это необычная традиция осталась неотъемлемой частью жизни со времен предков.
В переводе «Сырға салу» означает – одеть сережки. Казахской невесте, одевают золотые серьги на уши во время сватовства. Эту миссию выполняет – будущая свекровь. После этого невеста должна быть покорна и принимать все правила семьи, в которую она входит. А одевание золотых сережек означает некая негласная договоренность между сторонами о дальнейшем бракосочетании молодожен.
Стоит отметить, как и другие традиции «Сырға салу» со временем видоизменилось. Если раньше предки выбирали самостоятельно будущих спутниц сыновьям, то сейчас дела обстоят по-другому, в современном мире, этот выбор ложится на плечи жениха.
Еще у предков, как только они подбирали девушку, которую хотели видеть в роли жены своему сыну, то отсылали в дом будущей невесты своего близкого родственника, так сказать на переговоры. Бывало, что родители самостоятельно приходили в дом к девушке и просили ее руки у родителей.
Представить трудно, но также бывали и сватья с колыбели «бесiк құда», к примеру, когда в одном ауле на свет появлялись девочка и мальчик в разных семьях, вполне нормально было договориться родителям детей, что в будущем они создадут свою семью.
Получается родители заранее уже знали в какие руки попадет их дочь и какую невесту в дом приведет их сын. Также в те времена, вовсе не было сережек, и вместо них невесте на головной убор одевали перья совы. С этого момента считалось, что она не свободна. То есть у холостых джигитов не было шанса завоевать эту девушку.
Между тем, немаловажно, но будущих жен у казахов «продавали», иными словами, родителям девушки выплачивали деньги (калым), да еще родственникам невесты преподносили подарки. В первую очередь получала подарок мама «Ана сути», за то, что родила ее, вырастила и подготовила к замужеству.
А после уже надевали серьги, с этого момента девушка официально была помолвлена.
Если в настоящее время «Сырға салу» проводят незадолго до свадьбы, то раньше этот обряд могли проводить годами ранее и невесту после этого забирали в дом жениха.
Сейчас, во время «Сырға салу» в доме невесты для гостей готовят угощения и накрывают пышный дастархан. Сватов положено встречать громкими песнями и плясками. На сватовство родители жениха приходят во главе с главным сватом (очень веселый родственник со стороны жениха). Кстати, самого жениха на сватовстве не бывает, руку и сердце невесты просят без его участия, а невеста в это время сидит в отдельной комнате и ждет обряда, не показываясь никому из гостей. Если родители девушки дали согласие, то ее выводят из комнаты снохи, а мать жениха одевает серьги.
К слову, для этого обряда подходят исключительно золотые или платиновые серьги с дорогими камнями, ведь у казахов всегда ценили дочерей и сравнивали их с драгоценностями.
Источник