- Что такое «личность»: понятие, 6 главных составляющих
- Что такое личность?
- Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
- Структура личности
- 6 главных элементов личности
- 1. Способности
- 2. Воля
- 3. Характер
- 4. Темперамент
- 5. Эмоции
- 6. Мотивация
- Заключение
- Свойства личности человека: виды, их проявление, отличительные признаки
- Базовые свойства личности
- Направленность — важнейшее свойство личности
- Темперамент
- Характер
- Способности
- Как происходит развитие свойств личности
Что такое «личность»: понятие, 6 главных составляющих
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с понятием «личность»: что оно означает, из каких элементов состоит, чем отличается от схожих понятий «индивид» и «индивидуальность». Начнём.
Что такое личность?
Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.
Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.
Все люди со временем меняются, иногда довольно сильно. И если в ком-то перемены слишком заметны, про него иногда говорят: «Он стал совсем другой личностью!». Все понимают, что это тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его «не узнают».
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.
Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:
- Совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение.
- Уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.
Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).
Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.
- Индивид – это просто уникальный человек, как персонаж в фильме или рассказе. К примеру, познакомившись с новым соседом, вы ещё ничего не знаете о нём как о личности или индивидуальности, но уже вполне можете идентифицировать его как индивида.
- Индивидуальность – это система психологических и поведенческих особенностей индивида, темперамент, стиль общения. Проще говоря, это совокупность качеств, отличающих его от других людей.
- Личность – это внутреннее содержание человека, реализующееся во взаимодействии с окружающим миром. Личностью можно назвать состоявшегося человека, который уникален не просто так, а потому что у него уже сформировался внутренний «стержень». Иногда понятия «индивидуальность» и «личность» отождествляются.
По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.
Структура личности
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:
- Низший. Врожденные свойства психики, а также те, которые обусловлены возрастом, полом и физиологическими особенностями.
- Второй.Особенности восприятия, мышления и поведения, формирующиеся под влиянием факторов первого уровня.
- Третий.Личный опыт, включающий приобретенные знания и навыки. Формирование этого уровня зависит от социального взаимодействия и жизненного опыта.
- Высший. На высшем уровне находятся принципы, идеалы, самооценка, желания, интересы и прочее «личное». Именно этот уровень определяет внутреннее содержание человека.
На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.
6 главных элементов личности
Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.
1. Способности
В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:
- простейшие – базовые способности, обеспечивающие основные функции организма (умение дышать, ходить);
- сложные – приобретенные способности (умение говорить, рисовать, играть на фортепиано);
- общие – способности, которые есть у каждого человека, но у кого-то выражены заметно лучше, чем у других (например, музыкальный слух или хорошая память);
- специальные – редкие способности, требующие таланта или сложного обучения (например, умение писать музыку);
- теоретические – умение производить сложные расчёты в уме и решать сложные творческие задачи;
- практические – умение успешно решать различные задачи в повседневной жизни;
- коммуникативные – умение договариваться и располагать людей к себе;
- предметно-деятельные – умение взаимодействовать с различными предметами, использовать подручные средства для решения задач.
Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.
2. Воля
Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:
- умение преодолевать трудности;
- способность принимать обдуманные решения, избегая импульсивных;
- умение целенаправленно двигаться к долгосрочным целям;
- способность ограничивать свои слабости и желания;
- умение планировать и действовать согласно плану;
- ощущение морального удовлетворения при продвижении к цели.
Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
3. Характер
Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом. Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:
- волевые (целеустремленность, упорство, уступчивость);
- деловые (ответственность, добросовестность, склонность к прокрастинации);
- коммуникативные (открытость, вежливость, грубость);
- мотивационные (качества, мотивирующие и направляющие нас);
- инструментальные (качества, формирующие стиль поведения).
4. Темперамент
Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:
- Меланхолический.Меланхолики очень ранимы и впечатлительны, они сдаются, едва столкнувшись с первой преградой на пути к цели. Также им свойственны частые перемены настроения.
- Холерический.Холерики более жизнерадостны и целеустремленны, чем меланхолики, и всё же они не особо позитивны. Они часто раздражаются, демонстрируют высокий уровень токсичности, не сдерживают свою эмоциональность. Как правило, холерик сам не осознаёт, насколько неприятным бывает в общении, и не замечает, что обидел кого-то.
- Флегматический.Флегматики обычно ведут себя спокойно и уравновешенно. Они не особо активны и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Также они консервативны, зато очень усидчивы, благодаря чему отлично справляются с большими объемами рутинной работы.
- Сангвинический.Самыми положительными среди всех являются сангвиники. Они в меру активны, оптимистичны и жизнерадостны. Они не настолько энергичны, как холерики, но благодаря своему оптимизму и позитивному восприятию окружающей действительности, как правило, добиваются гораздо больших успехов.
Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.
5. Эмоции
Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:
- простейшие – эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей, находящихся на первой ступеньке пирамиды Маслоу;
- настроение – текущее эмоциональное состояние, обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними факторами;
- аффекты – мощные и плохо контролируемые эмоциональные всплески, возникающие в критических ситуациях;
- чувства – переживания, связанные с определенным человеком или объектом (привязанность, любовь, злость, зависть, раздражение, ностальгия).
Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.
6. Мотивация
Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:
- мотивы – психологические причины, заставляющие человека целенаправленно осуществлять определенные действия;
- стимулы – внутренние и внешние факторы, подталкивающие индивида к достижению определенной цели;
- потребности – состояния, при которых человек чувствует, что ему чего-то не хватает;
- побуждения – стремления к определенным целям, которые индивид сам не осознаёт;
- намерения – продуманные действия, которые индивид собирается осуществить для достижения определенной цели.
Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.
Заключение
Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга. Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.
Источник
Свойства личности человека: виды, их проявление, отличительные признаки
Свойства личности — устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны.
Базовые свойства личности
В структуру базовых свойств включают:
- Направленность. Объединяет цели, мотивацию и потребности человека в единую движущую силу.
- Темперамент. Характеризуется совокупностью индивидуальных психических особенностей личности, связанных с динамическими характеристиками ее деятельности.
- Характер. Является набором сформировавшихся психических черт, которые наиболее ярко проявляются в контакте с другими людьми и выражают индивидуальность личности.
- Способности. Отражают склонность человека к определенному виду деятельности в соответствии с психическими особенностями личности.
Направленность — важнейшее свойство личности
Каждому человеку присущи собственные внутренние побуждения, определяющие его жизненные цели и устремления, объясняющие причины его действий и поступков. Совокупность этих побуждений формирует направленность как важнейшее психическое свойство личности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Деятельность человека всегда тем или иным образом связана с удовлетворением определенных потребностей и характеризуется проявлением его отношения к обществу в целом и поведением в конкретной социальной группе в частности. Направленность является выражением личностного смысла человеческой деятельности, объясняет, зачем или почему субъект совершает определенный поступок.
Являясь высшим психическим свойством, направленность имеет внутреннюю структуру состоящую из:
Потребности характеризуются надобностью для человека какого-либо предмета или события, могут быть как материальными, так и духовными. Для удовлетворения своих потребностей личность проявляет активную деятельность. Потребности человека, не являющиеся базовыми, необходимыми для выживания, во многом зависят от уровня развития общества и меняются на протяжении всей жизни.
Особенности, присущие потребностям:
- направлены на конкретный объект или деятельность;
- связаны с определенным эмоциональным состоянием (удовлетворенность или ее отсутствие);
- характеризуются наличием воли, необходимой для поиска путей удовлетворения.
На основе сложившейся потребности формируются цель — идеальный образ желаемого результата действий, совершаемых для ее удовлетворения. Являясь предвосхищаемым результатом деятельности, образ стимулирует человека действовать в нужном направлении и предлагает ему выбор различных путей достижения желаемого.
Мотив служит непосредственной побудительной причиной и движущей силой для продвижения к цели. Он является динамическим процессом, напрямую управляющим поведением индивида. Содержание мотивов определяется социальными условиями, в которых находится субъект. Сначала возникают отдельные побуждения, которые затем складываются вместе и образуют личностную мотивационную систему, управляющую поведением человека с помощью его сознания и воли. Мотивы могут выражаться в простых формах в виде хотений, желаний и влечений, а могут и в более сложных, в виде интересов, идеалов, установок.
Направленность можно характеризовать следующими признаками:
- значимость для общества;
- проявление системы жизненных взглядов, установок, убеждений человека;
- степень социальной зрелости личности.
Отсюда следует важность понимания направленности как свойства личности человека. Обладая знанием о направленности конкретного индивида, можно прогнозировать его поведение в разных ситуациях и при различных условиях.
Темперамент
Темперамент — совокупность душевных и психофизиологических особенностей конкретного человека, которые определяют степень его нервной возбудимости и выражаются во взаимодействии с окружающим миром, проявляясь в его поведении.
Темперамент дает характеристику личности человека в динамике его психической деятельности. Отличительными признаками каждого типа темперамента являются особенности психических состояний и процессов: их темпа, ритма, скорости и интенсивности протекания. Темперамент характеризуется степенью активности, эмоциональности и энергетического потенциала психики индивида.
Активность проявляется либо в энергичности (стремительности, быстроте) индивида, либо в заторможенности (медлительности, инертности) его реакций.
Эмоциональность характеризует особенности проявления эмоциональных реакций, чувств, настроения. Различают два аспекта проявления эмоциональности — в положительном или отрицательном ключе.
В зависимости от этих признаков различают четыре типа темперамента:
- Сангвиник — очень деятельный, живой, активный человек с плавно меняющимся настроением. Он быстро реагирует на все события, происходящие в окружающей действительности, не склонен зацикливаться на неприятностях и неудачах, воспринимает все в позитивном ракурсе, быстро забывает обиды. Сангвиники обладают выразительной мимикой, про них говорят «все на лице написано». Если работа им интересна, делают ее быстро и продуктивно, полностью погрузившись в процесс. При отсутствии интереса выполняют работу поверхностно, так как скука вызывает безразличие к делу.
- Холерик — такой же быстрый, порывистый, страстный человек, но в отличие от сангвиника крайне неуравновешен. Этому типу присуща резкая смена настроения, которая сопровождается эмоциональными вспышками, часто имеющими негативный характер (раздражение, гнев). Холерикам свойственно увлекаться и растрачивать свои силы на эмоции. Поэтому их неустойчивая нервная система быстро истощается.
- Флегматик — медлительный, крайне невозмутимый человек со стабильным настроением и устойчивыми стремлениями. Эмоции и чувства внешне почти никак не проявляются. Такое же спокойствие и уравновешенность характерно для него в любом виде деятельности. В работе проявляет завидную настойчивость и упорство — пусть медленно, но доведет ее до конца. Флегматики компенсируют медлительность основательным подходом к решению проблемы, тщательным и скрупулезным выполнением своих обязанностей.
- Меланхолик — тип личности, склонный к постоянному болезненному переживанию происшедших или предстоящих событий. Является очень впечатлительным и легко ранимым человеком. Может в своем воображении долго проигрывать различные варианты продолжения событий или их будущие сценарии. Зацикливаясь на своих переживаниях, мало реагирует на внешние обстоятельства, замыкаясь во внутреннем мире, что является причиной рассеянности, забывчивости и ненадлежащего выполнения поставленных задач.
Характер
Характер — совокупность стойких психических свойств индивида, которыми определяются особенности его поведения и взаимоотношений с окружающей действительностью, в том числе способ эмоционального реагирования на происходящие события.
При изучении характера отдельной личности наблюдается определенная закономерность в проявлении психологических черт, благодаря чему можно предвидеть поведение индивида в различных ситуациях и его эмоциональную реакцию на события. Характер и темперамент имеют общую физиологическую основу и определяются типом возбудимости нервной системы, поэтому в характере могут проявляться черты темперамента.
Формирование характера происходит на протяжении всей жизни индивида и связано с усвоением опыта в социальной среде. Воспитание, обучение и социализация субъекта являются основными факторами, формирующими характер посредством создания различных ситуаций, в которых он способен проявиться.
Характер проявляется совокупностью отношений:
- К делу — определяется уровнем ответственности и трудолюбия.
- К собственности — показывает, насколько человек бережлив, аккуратен и щедр.
- К другим людям — характеризует его как человека тактичного или грубого, правдивого или лживого, показывает степень доверия к окружающим.
- К себе — складывается из самооценки индивида, дает понятие о его скромности, уровне самокритичности, о наличии или отсутствии гордости.
Характер человека оценивается также по уровню развития следующих важных черт:
- целеустремленность;
- активность;
- инициативность;
- дисциплинированность;
- упорство;
- решительность;
- мужество;
- выдержка.
В отличие от темперамента, обусловленного врожденными психическими свойствами, характер поддается самовоспитанию. Эффективность работы над собой проявляется в установлении правильных взаимоотношений с социальным окружением, в проявлении выдержки и самообладания в критических ситуациях, в несении ответственности за свои действия и поведение в обществе.
Индивидуальные психические черты складываются в повседневных жизненных ситуациях. Они оказывают непосредственное влияние на формирование психологического облика человека, на образ его мыслей и побуждения. Характер является компонентом системы ценностей личности, в комплексе с мировоззрением, убеждениями и морально-нравственными принципами.
Способности
Способности — индивидуальные свойства личности, которые обуславливают предрасположенность к определенному роду деятельности, являются условиями ее успешного осуществления.
Способности формируются на основе наследственных задатков и развиваются в процессе деятельности индивида. Окружающая среда и сложившиеся обстоятельства определяют, какие именно способности формируются из уже имеющихся задатков.
В качестве примера рассмотрим такой задаток как подвижная нервная система. Если человек с таким типом нервной системы изберет вид деятельности, связанный с быстротой реакций или постоянным переключением внимания с одного объекта на другой, то он разовьет свои способности и в том, и в другом виде деятельности.
Способности делятся на несколько категорий:
- Общие и специальные. Общие имеют значение сразу для многих видов деятельности (например, быстрое запоминание, нетривиальность мышления, находчивость, концентрация внимания, хорошая координация движений). Специальные являются предпосылками для определенных видов деятельности (музыкальные, художественные, математические, лингвистические).
- Элементарные и сложные. Элементарные связаны с органами чувств. Сложные связаны с человеческой культурой и являются социально обусловленными.
- Теоретические и практические. Теоретические связаны с абстрактным и логическим типами мышления. Практические связаны с выполнением конкретных действий при решении практических задач в разных жизненных ситуациях.
- Учебные и творческие. Учебные характеризуют склонность к обучаемости. Творческие связаны с созидательной деятельностью в духовной и материальной областях.
- Коммуникативные и предметно-ориентированные. Коммуникативные отвечают за взаимодействие человека с другими людьми (установление контакта, умение расположить к себе, воздействие на людей). Предметно-ориентированные нацелены на взаимодействие с неодушевленными предметами (научные исследования, управление техникой и т.д.)
Большинство способностей можно тренировать и развивать. Они складываются из определенных знаний, умений, быстроты овладения навыками, прочностью усвоения.
Разработано много рекомендаций по развитию определенных способностей — музыкального слуха, способности к изучению иностранных языков, внимательности, быстрочтения, долговременной памяти, логического мышления и многих других.
В зависимости от степени развития способностей можно выделить несколько уровней:
- Неспособность. Выражается в явном несоответствии психических качеств личности определенному набору требований, предъявляемых конкретным видом деятельности. Ее еще называют бездарностью.
- Простая способность. Проявляется в ярко выраженном соответствии психических особенностей индивида психологическим требованиям, выдвинутыми определенным видом деятельности.
- Одаренность. Выражается в сочетании нескольких способностей общего и специального рода. Позволяет добиться более значимых успехов в конкретной области по сравнению с другими индивидами.
- Талант. Является более высокой степенью одаренности, проявляется в конкретных областях деятельности. Характеризуется проявлением индивидуальных особенностей личности. Так, два талантливых музыканта имеют каждый свой собственный стиль игры.
- Гениальность. Проявляется сразу во многих областях и является наивысшей степенью одаренности. Творчество гения, плоды его деятельности имеют огромное общественно-историческое значение, знаменуя целую эпоху в области его деятельности.
Как происходит развитие свойств личности
На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.
В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.
Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.
Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.
Вообще, развитие личности в целом является скачкообразным процессом. Длительные периоды равномерного постепенного развития сменяются кратковременными периодами резких значимых изменений свойств личности. Эти периоды называются критическими моментами (или возрастными кризисами). Каждый возрастной период имеет свое значение, является необходимым и обязательным для становления личности. Это связано с тем, что в определенном возрасте появляются свои благоприятные условия для формирования конкретных свойств личности и психических функций. Сформированные на каждом этапе свойства и качества личности практически невозможно изменить, как и пройти этот опыт заново или компенсировать то, что вовремя не сформировалось. Поэтому образовательный и воспитательный процессы налагают большую ответственность на родителей и педагогов.
Источник