Что значит свой христов брат

Брат во Христе

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «Брат во Христе» в других словарях:

БРАТ — БРАТ, а, мн. братья, ьев, муж. 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. Родной б. Двоюродный б. (сын дяди или тётки). Троюродный б. (сын двоюродного дяди или двоюродной тётки). Сводный б. (сын отчима или мачехи от … Толковый словарь Ожегова

брат — а; мн. братья, тьев; м. 1. Каждый из сыновей по отношению к другим детям этих же родителей (или одного из них) (ср. сестра). Младший, старший б. Родные братья. Единоутробный б. (рождённый той же матерью, но от другого отца). Единокровный б.… … Энциклопедический словарь

брат — а, мн. бра/тья, бра/тьев, м. 1) Каждый из сыновей в отношении к другим детям этих же родителей. Брат друга. Младший брат. Я присутствовал при последних минутах жизни моего старшего брата (. его смерть послужила темой для знаменитой повести… … Популярный словарь русского языка

брат — а; мн. бра/тья, тьев; м. см. тж. братан, брательник, братец, братик, братишка, браток, братушка … Словарь многих выражений

Братья во Христе — БРАТ, а, мн. братья, ьев, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Папство — Содержание: внешняя история папства. Папские выборы. Список пап. Развитие теории папской власти. Внешняя история. Титул Папа (греч. πάππας = отец) до конца V в. употреблялся как почетное наименование всех епископов; с конца V в. он относился,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читайте также:  Чипируют что это значит

Легенды русского рока — пример обложки Сборник коллекция советских и российских рок исполнителей Дата выпу … Википедия

Анастасий, преподобный Печерский — преподобный, иеродиакон печерский. По свидетельству некоторых памятников, современник и брат во Христе св. Тита, печерского пресвитера, чудотворца; следовательно, он жил и скончался в конце ХII в. Мощи его почивают в Антониевых пещерах. Память… … Большая биографическая энциклопедия

Евлогий Кордовский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Евлогий. Евлогий Кордовский Eulogio de Córdoba … Википедия

Источник

Братья Господни

Бра́тья Госпо́дни – так в Еван­ге­лии ( Мф.12:46-48 ); ( Ин.7:3-5 ) и других источ­ни­ках име­но­ва­ние, отно­си­мое пре­да­нием к детям св. пра­вед­ного Иосифа Обруч­ника (наре­чен­ного мужа Девы Марии), от его пер­вого брака, либо к род­ствен­ни­кам Иисуса Христа (по чело­ве­че­скому есте­ству).

В Новом Завете упо­ми­на­ется не менее 6‑ти лиц, кото­рые названы «бра­тьями» и «сест­рами» Иису­со­выми. Нет сомне­ния в том, что они были или счи­та­лись род­ствен­ни­ками Христа Спа­си­теля по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же име­ну­ются Иако­вом, Иосией, Иудой и Симо­ном ( Мф.13:55-56 ); ( Мк.6:3 ). B ( Мф.27:56 ) мате­рью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в ( Мк.15:40 ) об этой Марии гово­рится как о «матери Иакова мень­шого и Иосии». Еван­ге­лист Иоанн сви­де­тель­ствует, что во дни земной жизни Христа «братья» Его «не веро­вали в Него» ( Ин.7:5 ), однако сразу же после Воз­не­се­ния мы нахо­дим их среди уче­ни­ков ( Деян.1:13-14 ). Апо­стол Павел гово­рит о бра­тьях Гос­под­них и в част­но­сти об Иакове, кото­рый с 40‑х гг. стал руко­во­ди­те­лем Иеру­са­лим­ской хри­сти­ан­ской общины.

Ни в цер­ков­ных пре­да­ниях, ни в биб­лей­ских иссле­до­ва­ниях нет одно­знач­ного ответа на вопрос о сте­пени род­ства бра­тьев Гос­под­них к Иисусу Христу и между собой. Един­ствен­ное, что Пре­да­ние Церкви реши­тельно отвер­гает, это взгляд неко­то­рых про­те­стан­тов, согласно кото­рому братья Гос­подни были род­ными бра­тьями Иисуса. В Еван­ге­лиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отож­деств­ля­ется с Девой Марией. Даже раци­о­на­лист Ренан вынуж­ден при­знать, что наза­ряне назы­вали Христа «Сыном Марии», потому что Он был изве­стен «как един­ствен­ный сын вдовы».

Начи­ная с первых веков хри­сти­ан­ства, выска­зы­ва­лось несколько пред­по­ло­же­ний о бра­тьях Гос­под­них, ни одно из кото­рых не стало гос­под­ству­ю­щим.

а) Братья Гос­подни были детьми Иосифа Обруч­ника от пер­вого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова, Ориген, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, свт. Епи­фа­ний Кипр­ский. Эта гипо­теза вполне прав­до­по­добна, но она не может быть рас­про­стра­нена на Иакова мень­шого и Иосию, поскольку они были сыно­вьями Марии, одной из женщин, сопро­вож­дав­ших Христа.

б) Братья Гос­подни были детьми Марии, род­ствен­ницы Пре­свя­той Девы или же Иосифа и т.о. при­хо­ди­лись Христу Спа­си­телю дво­ю­род­ными или тро­ю­род­ными бра­тьями. В ( Ин.19:25 ) названа некая Мария Клео­пова (т.е. жена Клеопы), кото­рая, по-види­мому, тож­де­ственна с мате­рью Иакова мень­шого и Иосии. Из текста Ин. явствует, что она была сест­рой Девы Марии, хотя неко­то­рые экзе­геты счи­тают, что в словах «сестра Матери Его, Мария Клео­пова» речь идет о двух жен­щи­нах. Древ­ние цер­ков­ные пре­да­ния, сохра­нен­ные в Ев. Иакова, не допус­кают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клео­пова могла быть дво­ю­род­ной сест­рой Бого­ма­тери. Такого мнения при­дер­жи­ва­лись блж. Иеро­ним и блж. Авгу­стин. Про­тив­ники его ссы­ла­лись на то, что греч. слово братья озна­чает только родных бра­тьев. Однако сле­дует пом­нить о семи­ти­че­ской основе Еван­ге­лий. В евр. языке слово ахим может озна­чать разные сте­пени род­ства (ср. ( Быт.13:8 ); ( Быт.19:15 ); ( 3Цар.12:24 ) и др.).

в) Согласно гипо­тезе Ренана и рус­ского пра­во­слав­ного исто­рика Лебе­дева А.П., Клеопа был братом Иосифа Обруч­ника и поэтому их жены име­но­ва­лись сест­рами. Иаков Пра­вед­ный и его брат Иуда были детьми Иосифа от пер­вого брака, а Иаков Мень­шой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и «сестры» Иису­совы – детьми Клеопы, Марии».

из «Биб­лио­ло­ги­че­ского сло­варя» свя­щен­ника Алек­сандра Меня

Заме­тим, что выра­же­ние «братья по плоти» можно осмыс­ли­вать по-раз­ному. С одной сто­роны, если дер­жаться версии о том, что «братья» Христа были род­ствен­ни­ками Его Матери (род­ствен­ни­ками по крови), то, конечно, можно ска­зать, что они же были и род­ствен­ни­ками Её Сына (по чело­ве­че­скому есте­ству). С другой сто­роны, если счи­тать, что бра­тьями Иисуса Христа названы дети Иосифа от преды­ду­щего брака, то здесь воз­ни­кает вопрос: коли Иосиф не был отцом Иисуса Христа по плоти, но был лишь «назва­ным» отцом (отцом по усы­нов­ле­нию), то пра­вильно ли назы­вать его сыно­вей бра­тьями Спа­си­теля? Есть мнение, что в этом случае выра­же­ние «братья по плоти» не вполне уместно. Однако братья Иисуса назы­ва­ются бра­тьями в Еван­ге­лии, а значит, это опре­де­ле­ние нужно при­нять (нельзя не при­нять). При добавку же «по плоти» можно ска­зать сле­ду­ю­щее. Выра­же­ние «по плоти» в данном случае ука­зы­вает на них как на род­ствен­ни­ков Христа по плоти, а не по Боже­ству. Кроме того наиме­но­ва­ние «братья по плоти» отли­ча­ется от выра­же­ния «братья по духу», что вообще может ука­зы­вать на людей, и не объ­еди­нён­ных род­ствен­ными свя­зями (в обы­ден­ном пони­ма­нии этого слова).

«Братья» и «сестры» Иисуса Христа^

Эпизод, спо­соб­ный вызвать недо­уме­ние. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по при­чине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слу­ша­ю­щие слово Божие и испол­ня­ю­щие его» ( Лк.8:19-21 ; см. также Мф.12:46-50 ; Мк.3:32-35 ).

Конечно, в ответе Иисуса при­сут­ствует мета­фора, то есть под бра­тьями пони­ма­ются просто еди­но­мыш­лен­ники, духовно близ­кие люди, но пришли к нему и ждали его, несо­мненно, род­ствен­ники по плоти.

Более того, одного из бра­тьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сооб­щает апо­стол Павел, когда гово­рит о своем путе­ше­ствии в Иеру­са­лим, где он пови­дался с апо­сто­лом Петром и с апо­сто­лом Иако­вом: «Дру­гого же из Апо­сто­лов я не видел никого, кроме Иакова, брата Гос­подня» ( Гал.1:19 ). Апо­стол Иаков был первым хри­сти­ан­ским епи­ско­пом Иеру­са­лима: он был изве­стен своей пра­вед­ной жизнью, что, однако, не поме­шало толпе рас­тер­зать его в 62 г н.э. (или в 66‑м). Сохра­ни­лось заме­ча­тель­ное Собор­ное посла­ние апо­стола Иакова, явля­ю­ще­еся одним из самых ранних про­из­ве­де­ний хри­сти­ан­ской лите­ра­туры. Между прочим, в пра­во­слав­ном меся­це­слове в день памяти автора этого посла­ния (23 октября по ста­рому стилю) так и ска­зано: «Апо­стола Иакова, брата Гос­подня по плоти».

Встре­ча­ется в Еван­ге­лии упо­ми­на­ние и о сест­рах Иисуса.

Есть такое кры­ла­тое выра­же­ние: «Несть про­рока в оте­че­стве своем». Оно озна­чает: выда­ю­ще­гося чело­века обычно не ценят там, где он родился и хорошо изве­стен. Подобно многим другим кры­ла­тым изре­че­ниям, и это вос­хо­дит к одному еван­гель­скому эпи­зоду.

Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Виф­ле­еме, городе на юге Пале­стины, в обла­сти, назы­ва­е­мой Иудеей, свое дет­ство он провел в городе Наза­рете, рас­по­ло­жен­ном в обла­сти Гали­лея на севере Пале­стины. Так вот, одна­жды в Гали­лее, «в оте­че­стве своем», Иисус про­по­ве­до­вал в одной из сина­гог. «… и многие слы­шав­шие с изум­ле­нием гово­рили: откуда у Него это? что за пре­муд­рость дана Ему, и как такие чудеса совер­ша­ются руками Его? Не плот­ник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблаз­ня­лись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в оте­че­стве своем и у срод­ни­ков и в доме своем» ( Мк.6:2-4 ; см. также Мф.13:54-57 ; Лк.4:22-24 ; Ин.4:44 ).

Обра­тите вни­ма­ние: здесь не только по именам пере­чис­ля­ются братья Иисуса, но и гово­рится о его сест­рах.

В повест­во­ва­нии о рож­де­нии Иисуса есть место, кото­рое как бы под­ска­зы­вает, что у Иисуса были родные братья и сестры. У Матфея гово­рится, что Дева Мария «родила Сына Своего пер­венца» ( Мф.1:25 ), и Лука ему вторит: «И родила Сына Своего пер­венца, и спе­ле­нала Его, и поло­жила Его в ясли…» ( Мф.2:7 ). По-русски можно ска­зать, что, пред­по­ло­жим, Ваня пер­ве­нец, если известно, что за ним были другие дети. Если же других детей не было, то обычно гово­рят, что Ваня — един­ствен­ный ребе­нок, и в таком случае слово пер­ве­нец неуместно.

Между тем оно раз­ре­ша­ется, если при­нять во вни­ма­ние, что смыс­ло­вое про­стран­ство иврит­ского слова ’ахей, равно как и слова ’ахут, зна­чи­тельно шире соот­вет­ствий в рус­ском языке — брат и сестра. Бра­тьями и сест­рами назы­ва­лись не только люди, про­ис­хо­дя­щие от одного и того же отца и от одной и той же матери, но вообще все род­ствен­ники чело­века, более или менее равные ему по воз­расту. Не только свод­ные или дво­ю­род­ные братья и сестры, но вообще все род­ствен­ники, даже такие, кото­рых в нашей куль­туре мы назвали бы даль­ними. Так, бра­тьями Иисуса по плоти счи­та­лись не только дети Иосифа, обруч­ника Девы Марии, от преды­ду­щего брака, но и, напри­мер, тот же Иаков, мать кото­рого, по имени Мария (она упо­ми­на­ется в Мф.27:56 ), при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цей Деве Марии. Таким обра­зом, житель Пале­стины имел многих бра­тьев и сестер, и совсем не обя­за­тельно, чтобы у его матери были еще дети. Поэтому когда в Еван­ге­лии гово­рится о бра­тьях и сест­рах Иисуса, этим совсем не утвер­жда­ется, что он не был един­ствен­ным — «еди­но­род­ным» — ребен­ком.

А что каса­ется слова пер­ве­нец, то оно соот­вет­ствует гре­че­скому слов уprotōtokos, бук­вально «пер­во­рож­ден­ный», но в конеч­ном итоге должно пере­да­вать смысл иврит­ского слова-поня­тия б е хор. Слово б е хор не содер­жит ника­кого упо­ми­на­ния о чис­ли­тель­ных: б е хор это сын, кото­рый «раз­вер­зает ложе­сна» жен­щины, и совсем не пред­по­ла­га­ется, что после него были еще братья. Братья могут быть или не быть, но родив­шийся сын непре­менно назы­ва­ется б е хор, потому что по обычаю за «бехо­ром» были закреп­лены многие пре­иму­ще­ства. Только «бехора» посвя­щали Богу, при­сва­и­вали ему осо­бен­ное досто­ин­ство, при раз­деле ему при­над­ле­жала двой­ная доля иму­ще­ства отца, а во время отсут­ствия отца в доме «бехор» счи­тался его пред­ста­ви­те­лем (и даже его соб­ствен­ная мать была у него в под­чи­не­нии). По этой при­чине «бехор­ство» — по-русски это поня­тие не совсем точно пере­да­ется как «пер­во­род­ство» — было вожде­лен­ным досто­я­нием: не слу­чайно в Ветхом Завете пра­о­тец Иаков выку­пил его у под­лин­ного «бехора» Исава (за пре­сло­ву­тую чече­вич­ную похлебку). Пер­во­род­ство дру­гого вет­хо­за­вет­ного пер­со­нажа, Рувима, пере­шло к его брату Иосифу вслед­ствие совер­шен­ного Руви­мом пре­ступ­ле­ния. Сле­до­ва­тельно, пер­во­род­ство —б е хора(х) — это поня­тие не гене­а­ло­ги­че­ское, а юри­ди­че­ское, оно не пред­по­ла­гает, что у «бехора» есть еще непре­менно млад­шие братья.

Кстати, в Еван­ге­лии не слу­чайно под­черк­нуто, что Иисус был «бехо­ром». Лишь пер­во­род­ного мла­денца муж­ского пола при­но­сили в Иеру­са­лим­ский храм, где совер­ша­лась очи­сти­тель­ная жертва матери, а сам ребе­нок пред­став­лялся «пред лице» Гос­пода. По этому закону и Иисус был при­не­сен в Иеру­са­лим­ский храм: «…как пред­пи­сано в законе Гос­под­нем, чтобы всякий мла­де­нец муже­ского пола, раз­вер­за­ю­щий ложе­сна, был посвя­щен Гос­поду…» ( Лк.2:23 ). Об этом собы­тии мы вспо­ми­наем в празд­ник Сре­те­ния.

После ска­зан­ного, думаю, понятно, что ни име­но­ва­ние Иисуса пер­вен­цем, ни упо­ми­на­ния о нали­чии у него бра­тьев и сестер на фоне еврей­ского языка и куль­туры отнюдь не про­ти­во­ре­чат тому, что он был един­ствен­ным сыном Девы Марии. Гре­че­ский язык, на кото­ром были напи­саны еван­ге­лия, был сред­ством отра­же­ния другой куль­туры, поэтому, когда ему при­шлось стать зер­ка­лом для куль­туры Пале­стины, он при­внес от себя неко­то­рые смыслы, реально спо­соб­ные ввести в заблуж­де­ние. Соот­вет­ственно эти смыслы затем пере­шли и в хри­сти­ан­ский сла­вяно-рус­ский язык, сфор­ми­ро­вав­шийся на базе гре­че­ского.

Глава из книги Е. Вере­ща­гина «Совре­мен­ная биб­ле­и­стика в обще­до­ступ­ном изло­же­нии». М. Лада, 2013.

Источник

БРАТ ВО ХРИСТЕ

Я размышлял вслух, и внук-первоклассник потянулся к карандашу: «Сейчас я тебе все покажу, деда, и ты поймешь». Такая уж у него привычка: когда не хватает слов, он берет карандаш и рисует. Лет с трех-четырех стал он вдруг рисовать храмы, только купола на его храмах не луковицей, а конусом. Вот и сейчас, гляжу, он конус рисует. «Это храм?» — спрашиваю. «Нет. Это наш уличный фонарь». Молча проводит жирную линию — землю. И края конуса-фонаря до самой земли продолжил. А сверху нарисовал месяц и две звезды. Затем, при помощи карандаша, в купол света от фонаря налетели всякие комарики, мошки-букашки, бабочки, стрекозы, ночные жуки. Даже один воробышек заскочил…

И тут меня осенило: вот так по-детски внучок изобразил «братьев во Христе». Фонарь и купол света, падающий от него до земли, — это Христос, Свет, дух чистейший. А то, что внутри его — Ангелы, святые, души умерших людей и живущие на земле христиане — все это братья во Христе. Их объединяет только Свет, и они вольны уйти за край светового купола, во тьму кромешную… Но там у них будет совершенно другая жизнь. Я разглядываю всех этих мошек-букашек, снующих в конусе света и замечаю: чем ближе они к источнику света (к Богу), тем ближе друг ко другу. А уж как велика тьма кромешная! И слева, и справа, и сверху. И как легко улететь туда любому из нас. Преграды-то никакой. Просто здесь — Свет, а там — тьма. Хотя… есть, есть преграда. Это — необъяснимая тяга к Свету.

И я в самом низу светового столба нарисовал кота. Он поднял кверху голову, прищурил глазищи, изготовился к прыжку. На воробья нацелился. Конечно, это был он, дьявол, «аки лев рыкающий, ища кого бы пожрать…»

Вот так мы с внуком сообща изобразили мистическое Тело Христово — Церковь. Многое, очень многое Господь утаивает от мудрых и старых и открывает младенцам, просвещающих нас своей мудрой наивностью.

Источник

Оцените статью