- Свой среди чужих, чужой среди своих
- Смотреть что такое «Свой среди чужих, чужой среди своих» в других словарях:
- ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ, СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО СЛОВА
- Про что фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Разбираемся подробно
- Свой среди чужих, чужой среди своих
- Содержание
- Сюжет
- В ролях
- Съёмочная группа
- Факты о фильме
Свой среди чужих, чужой среди своих
Свой среди чужих, чужой среди своих
Название художественного фильма (1974), снятого режиссером Никитой Сергеевичем Михалковым (р. 1945) по сценарию, написанному в соавторстве с Эдуардом Яковлевичем Володарским (р. 1941).
Иносказательно: о человеке, который находится в кругу чуждых ему людей, не находит себе общества, единомышленников и т. д.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Свой среди чужих, чужой среди своих» в других словарях:
Свой среди чужих, чужой среди своих — Свой среди чужих, чужой среди своих … Википедия
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ — СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ, СССР, Мосфильм, 1974, цв., 97 мин. Психологический боевик, историко приключенческий фильм. По одноименной повести Э. Володарского и Н. Михалкова. Отгремели залпы гражданской войны. России нужен хлеб. Его можно … Энциклопедия кино
свой среди чужих, чужой среди своих — Фильм режиссёра Никиты Михалкова, снятый по повести Э.Я. Володарского и самого Михалкова Красное золото . В дальнейшем фраза превратилась в публицистический штамп, поскольку стала часто использоваться в различных заголовках. Например, название … Словарь оксюморонов русского языка
Свой среди чужих — Свой среди чужих, чужой среди своих Свой среди чужих, чужой среди своих Жанр вестерн … Википедия
Свой среди чужих, чужой среди своих (фильм) — Свой среди чужих, чужой среди своих Жанр боевик Режиссёр Никита Михалков Автор сценария Эдуард Володарский Никита Михалков … Википедия
Технологии людей из цикла Чужой — Содержание 1 M41A 1.1 Дизайн 1.2 Камео 1.3 Источники … Википедия
друг / свой — враг / чужой — • в чуждости родимый • воинствующий пацифист • доброжелательный враг • единодушные разногласия • наступательная оборона • победное поражение • проигравший победитель • свои чужие • … Словарь оксюморонов русского языка
Пастухов, Николай Исаакович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пастухов. Николай Пастухов Имя при рождении: Пастухов Николай Исаакович Дата рождения: 13 мая 1923(1923 05 13) (89 лет) … Википедия
Михалков, Никита — Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия
Михалков Н. — Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия
Источник
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ, СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО СЛОВА
Категория: | Языкознание |
---|
| Опубликовал: beregreki, посмотрело: 15 960, фото: 1
Постигать тайны, которые хранят наши повседневные и привычные слова, не менее увлекательно и полезно, чем, скажем, разгадывать кроссворды.
Для примера возьмём слово «КОЛОНИЯ». Если сделать беглый этимологический разбор слова, то колония – это что-то круглое (от слова «коло» — круг): округ, окрестность.
Как попало слово к нам в лексикон и когда?
По толковому словарю М. Фасмера – со времён Петра I. Фасмер почему-то не дал чёткого определения этому слову, но объединил слово kolonia со словом колонка и приводит такой пример: «колонкой» называли в Саратове немецкое поселение.
В.И. Даль в своём толковом словаре писал, что колонка – это население иноземцев, посёлок выходцев, переселенцев из другой земли. Напрашивается вывод, что оба исследователя слова в этом вопросе – единомышленники. Пользуясь их разъяснениями, мы начинаем понимать, что колония или колонка – это, говоря популярно и образно, «чужие среди своих», живущие обособленно, «кружком». Не случайно, значит, слово «колония» имеет корневую основу «коло» (круг).
Исключительно ради того, чтобы лишний раз утвердиться в своих выводах, можно заглянуть ещё в толковый словарь О.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (для удобства договоримся называть дальше фамилию одного из авторов – Ожегова). Но тут-то и окажется, что лучше нам этого не делать, потому что начнётся нечто странное, от чего в голове всё смешается.
Читаем у Ожегова: «колония – страна, лишённая самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства». Надо понимать, под властью тех самых «чужих», которые до поры до времени жили вполне безобидным «кружком» на территории «своих».
Что же получается? Каким-то таинственным образом смысл слова «колония» претерпел во времени такую метаморфозу! Ведь Ожегов даёт совершенно противоположное объяснение слову.
Это заставляет нас углубиться в изучение производных слов «колонка, «колонна» и др. И тогда мы найдём у Ожегова интересное толкование понятия «пятая колонна», которое означает «вражеская агентура внутри страны». А вот это уже горячее, эта формулировка уже как-то теснее перекликается с мнением коллег Ожегова (В.И. Даля и М. Фасмера), ибо она – ни что иное, как «чужие среди своих». В то время, как слово «колония» по Ожегову (напомню: страна, лишённая самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства) – это, образно говоря, «свои среди чужих».
Каламбур из слов «свои-чужие» был взят исключительно для наглядности изучения слова «колония», но неожиданно стал обретать некоторый глубинный смысл.
Значения слов «свои» и «чужие», как оказалось, могут плавно «перетекать» из одного в другое – в зависимости от того, кто кем в данный момент, в данной ситуации и на данной территории себя осознаёт.
Простым примером такого взаимного «перетекания» смысла двух слов могут быть слова «шпион» и «разведчик». Для нас наша агентура за рубежом – это разведчики; агентура «из-за бугра», работающая у нас против нас – это уже шпионы. Но «там» всё видится наоборот: их агенты у нас – разведчики, наши у них – шпионы.
Примерно также и схема «свои-чужие», условно принятая нами для характеристики слова «колония», переворачивается в зависимости от того, с чем ассоциируется слово «колония» у «чужих» (которые друг другу – свои), и «своих» (которые «чужим» — чужие).
Это – громоздкая формулировка, но она прослеживает систему закономерностей, по которой, видимо, идут исторические процессы, растянутые во времени. Система, по всему видно, кем-то хорошо изучена, испытана, умело используется и, к сожалению, безотказно действует. История хранит немало примеров, когда «чужие среди своих» превращались бархатно и незаметно в «своих среди чужих».
На этом можно было бы закончить наши запутанные изыскания, но мы ведь так и не нашли ответа на главный вопрос: откуда же пришло к нам слово «колония». Ведь М. Фасмер только сообщил нам о том, с какого времени оно вошло в наш лексикон.
Обратимся к трудам сотрудника департамента изучения Америки Вальядолидского университета, известного в Испании профессора Альфонсо Энсенат де Виллалонга, который на протяжении 10 лет последовательно изучал биографию генуэзца Кристофора Колумба, шаг за шагом проследив весь его жизненный путь по архивным документам. Итогом его кропотливой деятельности был вывод о том, что историки неверно «расшифровали» фамилию знаменитого мореплавателя.
Все они традиционно утверждают, что Кристофор был сыном ткача Доменико Коломбо из Генуи, где теперь очень почитается фамилия Коломбо. В честь его назван аэропорт, а туристам с гордостью показывают небольшой, обвитый плющом домик ткача, где произведён на свет будущий знаменитый путешественник и открыватель нового континента.
Однако профессор Энсенат обнаружил, что документы о рождении Колумба и его месте проживания носят разрозненный характер.
Путём сопоставления архивных данных он доказал, что семья, в которой родился Кристофор, была купеческой, отца действительно звали Доменико, но фамилию он носил Колонне. Их сын, Христофоро Колонне, родился в 1446 году, а не в 1451-м, поскольку в этом году они с 5-летним сыном уже уехали из Генуи и поселились в Лиссабоне. То, что Кристофор лишь 5 лет прожил в родном городе, подтверждается и официальной версией.
Изучая итальянские документы в Национальной библиотеке Мадрида, Энсенат обнаружил, что в них в ряде случаев вместо слова «Колон» ошибочно писалось «Колом». А когда известность Колумба достигла Италии, итальянские историки, желая скорее объявить свою страну причастной к его славе, поторопились отыскать след проживания семьи Коломбо в Генуе. И нашли. Это и была семья ткача.
В поддержку выводов Энсената говорит и тот факт, что М. Фасмер в своём словаре слово «kolonne» соединяет с латинским «kolumna». А латинский вариант фамилии, видимо, утвердился потому, что Кристофор после окончания навигационной школы в Сагре продолжал учёбу в латинской школе в Павии (Португалия), что тоже установил профессор, а не в итальянском городе Павии, на котором настаивают итальянские учёные.
Эти открытия профессора Энсената позволяют нам думать, что первые завоеватели Америки, истребляя и вытесняя с американского континента аборигенов и расселяясь на их территории, назвали её в честь открывателя Колонне – Колонией. Позже, из-за тех самых погрешностей в архивных записях, в результате которых приобрела известность фамилия Колумб, новые земли стали называть Колумбией. Это название и сохранило одно из государств материка.
Источник
Про что фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Разбираемся подробно
Там тем на самом деле — очень много. Про боевое братство, конечно же, прежде всего. Потом насчёт смысла жизни – для себя или кого-то? Ещё про дружбу, преданность, предательство, и даже про престиж. Про деньги, взаимовыручку и уваженье к старшим. Короче, кино про жизнь, и нам бы так бы жить не дай-то бог!
Это, по многим источником, был первый фильм Н.С. Михалкова в полный метр. Его первую корометражку (сценарий не просто себе так , а в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым), как и якобы службу на флоте – оставим за кадром.
Сценарий официально Никиты Сергеевича в соавторстве с Володарским. Я вам скажу, что в 27 лет никакой человек (не, ну кроме Лермонтова или Кафки) не может жизнь так понимать, чтобы вот так всё прописать. Володарский, соавтор по сценарию, всего на 4 года был старше Михалкова. И тоже не воевал, и не сидел, и, как обычно на концертах говорил Владимир Семёнович Высоцкий – и в подлодке он тоже не тонул. Как тогда объяснить, что столь молодые авторы смогли вот такое написать? И это даже не про конкретную войну – это просто про всех про нас! Давайте разбираться!
Кто в фильме главные герои
Дурацкий, казалось бы, вопрос, конечно же, это Шилов в исполнении Юрия Богатырёва. Однако, не всё так просто. Шилов не меньше трети фильма проводит в бессознательном состоянии. Всё же он, конечно же — главный герой, и даже более того, по меркам «вестерна», пусть даже и «спагетти», он — супергерой. Нельзя здесь не отметить, что первородство всё же в этом стиле в СССР принадлежит красноармейцу Сухову из «Белое солнце пустыни» 1970 . Там, кстати, было ещё, кроме Сухова, три супер-героя: Абдулла, Верещагин и Саид.
Михалков в своём фильме, безусловно, идёт чуть дальше. Основных героев трое – чекист Шилов (Богатырев), ротмистр Лемке (Кайдановский) и есаул Никита Михалков (фамилия персонажа разве важна? Кто вспомнит? Тем не менее, его фамилия была Брылов).
Всё же, в том-то всё и дело, что Шилов не сам по себе герой, а неотъемлемая часть команды из четырёх человек. Они вместе воевали, они друг другу стали братья, они дополняют в чём-то один другого. И в целом все они, конгломерат из четырёх, казалось бы, могут всё решать и в мирной жизни. По крайней мере, в небольшом городке, а фактически крепости.
Все они воевали, а теперь пытаются к мирной жизни приспособиться. При этом легче всего, конечно Шилову – он в ЧК как бы войну всё продолжает. Хуже всего герою Шакурову, конкретному тактику-кавалеристу, которого зачем-то (да понятно, на самом деле, зачем) друзья определили в бухгалтера. Но и герой актёра Пороховщикова как-то там говорит: «Мне бы в армию или на завод…». Они все не хотели быть начальниками. Но пришлось. Как-то это напоминает Древнюю Грецию, не буду подробно описывать.
Зато как классно снято, когда герою Шакурова дозволяется вспомнить его настоящий талант – воевать. Просто не могу поверить, что 28-летний Никита Михалков мог такое знать, написать в сценарии и снять. Впрочем, есаул в исполнении Михалкова, пусть немного и напоминает героиню Екатерины Васильевой из «Бумбараша» (1971), но в то же время обладает теми же лидерскими качествами – без этих качеств банду никак вокруг себя не собрать.
Абсолютный социопат. Одинокий волк. Мечтающий, что за деньги сможет быть независимым от социума. Опять же, наверняка, он стал таким после Войны Великой. В сценах подготовки и проведения операции видно, что он один спокоен, как будто бы ему такое не впервой. Все остальные акторы, ведь тоже боевые офицеры, но есть большая разница, я вам скажу, в поле воевать или исполнять функции спецназ, захватывая вагоны, автобусы и самолёты.
Просто чудо, какие сделал Михалков роли из эпизодов Константина Райкина и Калягина. Про каждый этот образ можно писать отдельную статью, хоть по психологии, хоть по марксизму (или диалектике).
Женские, детские и прочие эпизоды
Вот я выше отметил героя Шакурова, как природного тактика, а ведь у есаула в банде был свой тактик. Причем он там ходит в гимназической форме, то есть он чистый теоретик, без боевого опыта. Но когда эскадрон Шакурова прижимает банду, то как будто бы и гимназист, и герой Шакурова оценивают перспективы боя одинаково. Вот здесь, конечно же, фантастика 28-летнего Никиты. Тактике надобно учиться, в том числе на практике, а в гимназиях этому не учат. Даже и Фрунзе, замечательный ум, всё прочитавший, мечтавший быть офицером, природный лидер, успешно изоброзавший из себя старшего офицера в Иркутске…всё же офицером не был. Я не говорю, что обязательно надо с кадетского корпуса начинать карьеру, нет, немало гимназистов в Великую войну стали прапорщиками, самые талантливые даже и полковниками, но согласитесь, что даже прапорщиком став, никогда уж не наденешь формы гимназической. А теория без практики боевой не то, чтобы суха, смертельна просто.
Всё же Михалков в этом фильме показал себя удивительным режиссёром. Если честно, лично я очень не люблю его творчество, кроме вот этого кино и ещё «Пять вечеров» — на этом всё. Но даже всего лишь два гениальных фильма, которые я готов пересматривать и сотни раз – наверное, это не так уж плохо хоть для кого?
Источник
Свой среди чужих, чужой среди своих
Свой среди чужих, чужой среди своих | |
Жанр | |
---|---|
«Свой среди чужих, чужой среди своих» — дебютный полнометражный фильм режиссёра Никиты Михалкова, снятый по повести Э. Я. Володарского и Н. С. Михалкова «Красное золото».
Содержание
Сюжет
Маленький губернский городок на юге России, 1920-е годы. Кончилась Гражданская война, но до полной победы большевиков ещё далеко. Пятеро друзей, бывших бойцов Красной Армии, готовят к отправке в Москву ценный груз — реквизированное у буржуазии золото, необходимое для закупки продовольствия для голодающих Поволжья.
Первоначальный план состоял в том, что бронированный вагон с большой охраной и пулемётами отправляется под командой Егора Шилова в центр. Но Шилов исчезает, в его комнате обнаруживают изуродованный до неузнаваемости труп. Председатель губкома Сарычев решает первым же поездом отправить золото тайно и с минимальной охраной. Группа бывших белых офицеров похищает золото, отцепляя вагон при пособничестве железнодорожника Ванюкина. Внезапно появляется Шилов — выясняется, что он не погиб — его похитили и накачали наркотиками, а в ГубЧК есть предатель.
После налёта офицеры догоняют поезд, от которого отцепили вагон. Далее поезд с офицерами подвергается ограблению банды во главе с есаулом Брыловым, погибают все офицеры, кроме ротмистра Лемке. Саквояж с золотом похищает кто-то из бандитов. В надежде вернуть золото Лемке присоединяется к банде. Тем временем чекисты допрашивают Шилова. Он утверждает, что не помнит, что с ним произошло, но ему не верят и помещают под стражу. По пути в тюрьму к Шилову возвращается память, и он решает бежать, чтобы найти врагов. Он наносит визит железнодорожнику Ванюкину, от которого узнаёт про налёт банды Брылова.
Проникнув в банду, Шилов выясняет, что золото в суматохе забрал и спрятал татарин Каюм. Их разговор подслушивает мальчишка — слуга есаула. Ванюкин является с повинной в ЧК, но на следующее утро его находят мёртвым в камере. Председатель губкома Сарычев обращает внимание на кровоподтёк на правой стороне лица Ванюкина; подозрение падает на единственного левшу в ЧК — рабочего Никодимова. При проверке выясняется, что настоящий рабочий Никодимов был убит несколько лет назад, а человек, выдающий себя за него, и есть агент бандитов. Чекисты разоблачают и убивают предателя при попытке оказать им вооружённое сопротивление.
Начфин Забелин (кавалерист, очень тяготившийся своей штатской должностью) собирает кавалерийский эскадрон и уничтожает банду, но накануне боя есаул Брылов сбегает вместе с золотом. Шилов, Каюм и Лемке сплавляются по реке на плоту, чтобы настигнуть Брылова. Это им удаётся. В стычке Брылов убивает Каюма и ранит Лемке, однако сам погибает от руки Шилова, чуть не сорвавшегося с крутого обрыва. Шилов не знает, что вражеского агента в ЧК разоблачили, и тащит на себе раненого Лемке, поскольку Лемке — единственный, кто знает врага. Он выходит к эскадрону Забелина с золотом и Лемке. Фильм заканчивается тем, что друзья замечают его и бегут навстречу.
В ролях
- Юрий Богатырёв — Егор Шилов, чекист
- Александр Кайдановский — Лемке, ротмистр
- Сергей Шакуров — Андрей Забелин, начфин
- Александр Пороховщиков — Николай Кунгуров, председатель ЧК (озвучивание — Игорь Кваша)
- Анатолий Солоницын — Василий Сарычев, секретарь губкома РКП(б)
- Никита Михалков — Александр Брылов, есаул
- Александр Калягин — Ванюкин, начальник железнодорожной станции
- Николай Пастухов — Степан Липягин, чекист
- Николай Засухин — «Семён Никодимов, рабочий»
- Константин Райкин — Каюм, татарин
- Александр Яковлев — штабс-капитан
- Александр Адабашьян — информатор Брылова
- Вадим Вильский — бандит с патронташем
- Борис Галкин — гонец
- Татьяна Михалкова — женщина из воспоминаний Брылова
- Екатерина Шадрина — девушка у кареты
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
- Эдуард Володарский
- Никита Михалков
- Режиссёр-постановщик: Никита Михалков
- Режиссёры:
- Борис Вельшер
- Юрий Иванчук
- Оператор-постановщик: Павел Лебешев
- Оператор: Виктор Пищальников
- Художник-постановщик: Александр Адабашьян
- Художник: Ирина Шретер
- Монтаж: Людмила Елян
- Композитор: Эдуард Артемьев
- Дирижёр: Георгий Гаранян
- Текст песни: Наталья Кончаловская
- Песню исполняет: Александр Градский
- Директор картины: В. Комаровский
Факты о фильме
- Основная часть съёмок прошла в Чечено-Ингушетии под Грозным. Снимать картину в Чечне Никите Михалкову посоветовал танцор Махмуд Эсамбаев, друг семьи Михалковых и один из известнейших уроженцев тех мест. Он утверждал, что такой красивой натуры, как у него на родине, нет больше нигде. Кроме того, отец режиссёра, поэт Сергей Михалков, был народным депутатом от Чечено-Ингушской АССР [1] .
- Сцена расстрела предателя в ЧК взята из кинопроб. Актёр сначала в одной рубашке, через минуту в другой, сначала без бороды, потом с бородой [2] .
- Эпизод, в котором Каюм пытается сбросить Шилова с обрыва в реку, но в итоге сам оказывается в воде, снимался на реке Аргун. Константину Райкину надо было упасть с 12-метровой скалы в бурный водоворот. Перед съёмкой сцены долго не могли измерить глубину реки — шест сносило сильным течением. Тогда вместо шеста опустили стальной рельс. Показалось достаточно глубоко, но как выяснилось, рельс тоже снесло, и на самом деле глубина в том месте была около 2 метров. Температура воды в реке Аргун — 3 градуса. К счастью, съёмка эпизода обошлась без травм, сняли с первого дубля [2] .
- Константин Райкин вспоминает о сцене сплава Шилова с Каюмом на плоту по горной реке:
Во время съёмок мы тонули по-настоящему, прямо во время дубля. На Аргуне страшное течение: 12 метров в секунду, 40 с лишним километров в час! Попадаешь до колена в воду ногой, тебя тут же сбивает, словно дали подсечку, и уносит в водоворот. А вода — ледяная! С Аму-Дарьи был вызван специалист по плотам. Когда он соорудил нечто, все принялись нас тут же хоронить — по Аргуну плоты никогда не ходили. После съёмок в чеченской водичке у меня начался страшный фурункулёз [3] .
- Никита Михалков вспоминает о сцене ограбления поезда:
В обеденный перерыв группа каскадёров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И всё это долго, обстоятельно. А моя «банда» состояла вся из местных. Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шёл в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, вернулся на место. Каскадёров это подкосило абсолютно.
У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Приходят спрашивают: «Оружие вы будете давать, или нам своё принести?»
Построили мы массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые — пассажиры ограбленного поезда, вторые — разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: «Меня грабить? Вы что?» Для них это было оскорбительно [2] .
Источник