- 3. Светская архитектура
- Читайте также
- Деяния и светская история
- 8 Светская власть и аутодафе
- Привилегии и светская жизнь
- Светская наука Византии
- СВЕТСКАЯ БЕСЕДА
- Глава IX Светская власть
- Светская жизнь
- Светская жизнь
- ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ
- 27. Светская львица
- Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э
- Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э
- Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)
- Готическая светская и бытовая архитектура — Gothic secular and domestic architecture
- СОДЕРЖАНИЕ
- Политическая
- Религиозный
- Географический
- Сфера
- Новые города, градостроительство и урбанизация
3. Светская архитектура
3. Светская архитектура
Развитие архитектуры дворцов и гражданских зданий в данный период проходило через те же стадии, что и у церковной архитектуры. В отличие от более строгих правил исполнения церквей, светские постройки отличаются большим разнообразием. Зачастую встречается смешение различных стилей, образующих в результате характерные фламандские произведения, которые все же придерживаются общих рамок барокко.
Обращаясь к бельгийской архитектуре дворцов и жилищ этой эпохи, мы, прежде всего, восхищаемся «Шателенией» (ныне здание суда) в Фурнесе, построенной между 1612–1628 гг. Сильванусом Буленом, — великолепным зданием, производящим впечатление чистого высокого ренессанса своими пилястрами, проходящими через всю постройку, в нижнем этаже дорически-тосканскими, в верхнем коринфскими. В то же время выступил на сцену Рубенс, очевидно желавший указать землякам пути к сооружению монументальных бюргерских домов своим большим сочинением о тогдашних дворцах Генуи, появившимся в 1622 г. Это ему, однако, не удалось. Даже его собственный, им самим построенный, лишь частью сохранившийся дом в Антверпене не напоминает дворцов Генуи. Во всяком случае трехарочные, типа триумфальной арки, ворота, ведущие в его сад, сохранившиеся лишь на гравюрах, показывают, с какой силой, мощью и свободой Рубенс умел переработать итальянские влияния в грандиозный новый стиль барокко, ответственность за который лежит только на нем. Его сохранившийся садовый домик, сводчатая зала которого опирается на тосканские колонны, изобилует подобными вольностями. Фронтон надстройки и средняя балюстрада переходят плавно в волюты наподобие рыб, и вместе с тем средняя ниша, обставленная гермами, имеет «сидячие» угловые пилястры во вкусе Поццо, крайне рискованные сами по себе. Все сооружение производит гармоническое впечатление, благодаря основному чувству живописного единства. Как архитектор, Рубенс всего грандиознее заявил себя, судя по гравюрам Теодора ван Тульдена, в триумфальных воротах, выстроенных им в 1635 г. в Брюсселе для въезда эрцгерцога Фердинанда. Каждая линия этих великолепных построек дышала бурным праздничным весельем.
Подобно Рубенсу, Франкар пытался поощрить самостоятельный фламандский гражданский архитектурный стиль своей книгой об архитектуре, появившейся в 1617 г. в Брюсселе и поразившей в особенности проектами ворот. Архитектура дверей, с верхними частями, произвольно наклоненными внутрь и наружу, допускала еще и верхнее отверстие в виде окна с причудливой рамой, а иногда, при полном искажении и разложении античного языка форм, отличалась смелым и живописным общич видом. В картушах Франкара витые украшения часто достигают уже той бесформенной пышности, которая превращает их в расслабленные хрящи. В Антверпене и Брюсселе сохранилось несколько дверей этого рода, позднее ошибочно называвшихся «spansche Deurkens» («испанскими дверцами»). В Испании вовсе не встречается таких дверей.
Рис. 146. Здание цехов в Брюсселе
В стиле сильного раннего испанского барокко построен портал рыбного рынка в Генте. Вообще же бельгийцы в отношении своих жилищ и даже гильдейских домов, игравших важную роль, остались верными своему старому стилю высоких, узких четырех- или пятиэтажных домов, все стенные площади которых среди архитектонического остова усеяны окнами. Только опоры, рамы и наличники представляют теперь образчики то более или менее строгого, то более или менее произвольного фламандского барокко.
Дом кожевенного цеха 1644 г. на антверпенском рынке, богато украшенный, обнаруживает этот стиль; на Краудстадене в Генте дом зерномеров, с фронтоном и лестницами, впрочем, простой постройки; на брюссельском рынке большинство гильдейских домов, восстановленные после бомбардировки французов (1695), за исключением цехового дома, более широко распланированной постройки. Дом «Ле Сак» (1697) с его балюстрадами, играющими роль делящих поясов между нижним этажом и кариатидами третьего, с необычайно украшенным фронтоном четвертого этажа, один из самых роскошных и характерных между ними. Но и другие, «Ла Бруэт», «Ле Корнет», «Ла Лув» и как бы они там еще ни назывались, обнаруживают этот стиль. В своей совокупности они придают брюссельской рыночной площади чрезвычайно своеобразный, в высшей степени живописный, до некоторой степени барочный, но прежде всего истинно фламандский вид.
Читайте также
Деяния и светская история
Деяния и светская история Книга Деяний приводит христианство в единство с окружающим миром и содержит множество упоминаний географических пунктов, событий и действующих лиц светской истории, хотя все эти упоминания носят мимолетный характер и сделаны лишь постольку,
8 Светская власть и аутодафе
8 Светская власть и аутодафе Если обращение инквизиции с тысячами узников вызывает негодование, то способ вынесения им приговора мог бы вызвать смех.Эти благочестивые церковники, пытавшие заключенных, не могли вынести смертного приговора, потому что христианин не
Привилегии и светская жизнь
Привилегии и светская жизнь Весталок сближали с мужчинами и некоторые привилегии<518>: они могли составлять завещания и вести свои дела без опекуна; могли свидетельствовать и сами себя защищать перед судом понтификов; при «взятии» они, согласно Титу Ливию, получали
Светская наука Византии
Светская наука Византии Купцы и наука Обычно начатки научных исследований появляются там, где сформировалось уже организованное жреческое сословие, имеющее достаточно времени и возможностей для занятий этим делом. Однако первые шаги часто оказываются и последними
СВЕТСКАЯ БЕСЕДА
СВЕТСКАЯ БЕСЕДА Отец Пётр очнулся не сразу. Какое-то, вероятно, долгое время ему казалось, что он на каких-то гигантских качелях качается в междузвёдном пространстве, что каждый размах качелей длится сотни, а, может быть, и миллионы лет, и что, вот-вот, он качнётся к той
Глава IX Светская власть
Глава IX Светская власть IОбщее влияние, оказанное норманнами на христианский мир, соответствует особым последствиям их правления на территории завоеванных ими стран. Однако результаты правления норманнов в светской сфере этих государств оцениваются по-разному. Не так
Светская жизнь
Светская жизнь Дети рано начинали присутствовать на официальных церемониях, происходящих при дворе. Так, будущий Николай I и его сестра Анна уже в возрасте 1,5–2 лет танцевали на придворных балах. И если это еще можно было счесть развлечением, то участие в церемонии
Светская жизнь
Светская жизнь Для нас светская жизнь является синонимом приятной праздности и всевозможных увеселений. Но в XVIII–XIX веках светские обязанности зачастую рассматривали именно как обязанности, как своеобразную службу, далеко не всегда легкую и приятную. В разгар бального
ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ
ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ Для Византии вопрос о взаимоотношениях церкви и светской власти был решен в период иконоборчества, когда, несмотря на формальную капитуляцию императоров в вопросе об иконопочитании, экономические и политические позиции церкви были подорваны.
27. Светская львица
27. Светская львица Имения в окрестностях Москвы начали поступать как пожалования ближним государевым людям еще во времена первых российских царей – Ивана III и Ивана IV. Традиция непременно иметь «свою подмосковную» с той поры стала распространяться повсеместно. Эти
Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э
Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при
Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э
Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы
Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)
Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в
Источник
Готическая светская и бытовая архитектура — Gothic secular and domestic architecture
Готическая архитектура — это стиль архитектуры, который процветал в период высокого и позднего средневековья . Он произошел от романской архитектуры и сменился архитектурой эпохи Возрождения .
Готическая архитектура, зародившаяся во Франции 12-го века и продолжающаяся до 16-го века, наиболее известна как архитектура многих великих соборов , аббатств и церквей Европы. Это также архитектура многих нерелигиозных зданий, таких как замки , дворцы , ратуши , залы гильдий , университеты и, в меньшей степени, частные дома.
Хотя светская и гражданская архитектура в целом уступала по важности церковной архитектуре, значение гражданской архитектуры росло по мере развития Средневековья. Дэвид Уоткин , например, пишет о светской готической архитектуре в современной Бельгии : «Однако именно светская архитектура, залы гильдий и ратуши ее процветающих торговых городов делают Бельгию уникальной. Их великолепие часто превосходит современное. церковные основы, в то время как их декоративный язык оказал влияние на церкви, такие как Антверпенский собор ». Другим исключением была венецианская готическая архитектура , которая наиболее характерна для многих сохранившихся дворцовых фасадов.
СОДЕРЖАНИЕ
Политическая
В конце 12 века Европа была разделена на множество городов-государств и королевств. Территория, охватывающая современную Германию, южную Данию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Австрию, Словению, Чешскую Республику и большую часть северной Италии (за исключением Венеции и Папского государства ), номинально входила в состав Священной Римской империи , но местные правители пользовались значительными полномочиями. автономия. Франция , Дания, Польша , Венгрия , Португалия , Шотландия , Кастилия , Арагон , Наварра , Сицилия и Кипр были независимыми королевствами, как и Анжуйская империя , чьи короли Плантагенеты правили Англией и большими владениями в том, что должно было стать современной Францией. Норвегия попала под влияние Англии, в то время как другие скандинавские страны, страны Балтии и Польша находились под влиянием торговых контактов с Ганзейским союзом. Анжуйские короли принесли готические традиции из Франции в Южную Италию, а короли Лузиньянов представили французскую готическую архитектуру на Кипре.
По всей Европе в то время наблюдался быстрый рост торговли и связанный с этим рост городов. В Германии и Низменности были большие процветающие города, которые росли в относительном мире, в торговле и конкуренции друг с другом или объединялись для взаимного блага, как в Ганзейском союзе . Гражданское строительство имело большое значение для этих городов как знак богатства и гордости. Англия и Франция оставались в основном феодальными и создавали величественную внутреннюю архитектуру для своих королей, герцогов и епископов, а не великие ратуши для своих бюргеров.
Религиозный
Католическая церковь преобладала в Европе в это время, воздействуя не только веру , но и богатство и власть. Епископы назначались церковью и часто правили как виртуальные князья большими владениями. В периоды раннего средневековья наблюдался быстрый рост монашества с преобладанием нескольких различных орденов, широко распространявших свое влияние. Прежде всего, это были бенедиктинцы , количество монастырей которых значительно превосходило число других в Англии. Часть их влияния заключалась в том, что они стремились строить в городах. В Cluniac и цистерцианские Приказы были распространены во Франции, большой монастырь в Клюни , установив формулу хорошо спланированного монашеского сайт , который был затем влиять на все последующее монашеское здание, в том числе внутренних помещений, на протяжении многих веков.
Географический
С 10 по 13 века романская архитектура стала общеевропейским стилем и способом строительства, затронувшим здания в таких далеких странах, как Ирландия, Хорватия, Швеция и Сицилия. На ту же обширную географическую территорию тогда повлияло развитие готической архитектуры, но принятие готического стиля и методов строительства различались от места к месту, как и выражения готического вкуса. Близость некоторых регионов означала, что современные границы страны не определяют разделения стиля. С другой стороны, некоторые регионы, такие как Англия и Испания, обладали определяющими характеристиками, которые редко можно увидеть где-либо еще, за исключением тех мест, где они были перенесены странствующими мастерами или перемещенными епископами. Региональные различия, которые очевидны в романский период, часто становятся еще более очевидными в готике.
Доступность местных материалов повлияла как на конструкцию, так и на стиль. Во Франции был легко доступен известняк нескольких сортов, причем очень тонкий белый известняк Кана использовался для скульптурного декора. В Англии был крупный известняк и красный песчаник, а также темно-зеленый мрамор Пурбек, который часто использовался для архитектурных элементов.
В Северной Германии, Нидерландах, Северной Польше, Дании и странах Балтии местный строительный камень был недоступен, но существовала сильная традиция строительства из кирпича. Возникший в результате стиль, кирпичная готика , в Германии и Скандинавии называется «Backsteingotik» и связан с Ганзейским союзом. В Италии для укреплений использовался камень, но для других построек предпочитали кирпич. Из-за обширных и разнообразных отложений мрамора многие здания были облицованы мрамором или остались без отделки фасада, чтобы это могло быть сделано позже.
Доступность древесины также повлияла на стиль архитектуры, в Скандинавии преобладали деревянные здания. Доступность деревянных конструкций повлияла на методы строительства крыш по всей Европе. Считается, что великолепные крыши из балок-молотков в Англии были созданы как прямой ответ на нехватку длинных прямых выдержанных пиломатериалов в конце средневекового периода, когда леса были вырублены не только для строительства огромных крыш, но и для судостроение.
Сфера
Новые города, градостроительство и урбанизация
Несколько новых городов были основаны в Европе в период высокого и позднего средневековья. Начиная с 12 века, урбанизация снова начала медленно распространяться по Европе, где городское развитие после падения Римской империи в целом было остановлено или имело очень ограниченные масштабы. Со временем, по мере того, как города росли и создавались новые, это стимулировало политическое развитие, которое постепенно начало бросать вызов господствовавшей в то время феодальной системе . Растущая мощь городов отражалась в возведении ратушей, гильдий и других коммерческих и общественных зданий. Как отмечалось выше, региональные различия в структуре политической власти отражаются в архитектуре средневековых городов.
В то время как большинство городов в готическую эпоху росли в течение длительного периода более или менее случайным образом, есть несколько примеров централизованного городского планирования того периода. Несколько новых городов, спроектированных по сетке, были основаны на юге Франции в XIII и XIV веках, где они известны как Бастиды . У этих городов и поселков были свои особенности: «Целенаправленно построенные на незанятой земле, эти бастиды сразу же отличались от старых средневековых деревень с извилистыми улочками, которые волей-неволей росли на протяжении десятилетий. Бастиды приняли правильную квадратную сетку древних римских городов с рыночная площадь с аркадой в центре. В большинстве случаев церковь располагалась сбоку от площади, указывая на приоритет, отдаваемый торговле ». Город Эг-Морт на юге Франции — необычно большой пример сознательно переработанного, если не совсем нового, города.
В Англии был задуман симметричный план, но так и не был реализован полностью для Нью-Винчелси , одного из так называемых портов Чинкве , виноторговых постов в Кенте и Сассексе . Англия также является местом, которое считается самой старой чисто жилой улицей с ее оригинальными зданиями, все сохранившимися в целости и сохранности в Европе, Vicar’s Close в Уэллсе, Сомерсет , запланированной улице, датируемой 1360-ми годами. В Уэльсе Эдуард I построил серию замков и прилегающих новых городов в рамках политики поселения с намерением умиротворить недавно завоеванное княжество Уэльс. Кернарфон и Конуи — два таких запланированных города с регулярной планировкой.
План сетки из Monpazier , Франция. Таких новых городов было много на юге Франции, где они известны как Бастиды.
Источник