Что значит сущность технологии

Что такое технология

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В последние годы постоянно на слуху выражения «инновационные технологии», «уникальная технология» и т.д.

Давайте разберемся, что же конкретно подразумевается? Разберем, что такое технология, какие разновидности существуют.

Технология – это …

Допустим, вы задумали смастерить скворечник или посадить картошку. С чего вы начнете свою деятельность? Правильно, сначала вы составите определенный алгоритм действий (что это?).

Чтобы сделать дом для птиц, вы набросаете схему строения, просчитаете количество нужных стройматериалов, выберете способ крепежа деталей (гвозди, шурупы, клей). А затем в определенном порядке соберете свою поделку.

После того как скворечник готов, вы полезете на дерево и с большим трудом его там прикрепите. И после этого там, может быть, поселятся воробушки.

Если вы собрались садить картошку, то сначала вы подготовите семенной картофель (положите на свет, чтобы появились ростки), вскопаете участок земли, затем закопаете туда картошку. А потом все лето будете то полоть ее, то окучивать, и, главное – не забудете ее по осени выкопать.

Итак, вы смастерили скворечник и посадили картошку, применяя определенный алгоритм последовательных действий и используя нужные исходные материалы и необходимые инструменты. Иначе говоря, вы достигли своих целей, применяя разработанные кем-то когда-то технологии.

Вывод: технология – это совокупность определенных методов, процессов, инструментов и материалов, с помощью которой возможно достижение желаемого результата.

Можно сформулировать определение немного по-другому:

Технология – это процесс переработки исходного продукта (сырья, материала, полуфабриката) посредством применения определенных методов в конечный продукт с заранее известными свойствами и характеристиками.

Стоит добавить, что технология – это не просто совокупность каких-либо методов, а только тех, которые позволяют достичь заранее определенной цели. Следовательно, вырисовывается такая цепочка «от обратного»:

Для справки: технолог – это должность сотрудника организации, который следит за соблюдением технологий, используемых в производственном процессе.

Что такое жизненный цикл технологии

Каждая из технологий имеет конечную продолжительность существования. Это значит, что технологии не могут быть статичными, они меняются под воздействием внешних факторов:

  1. появление новых материалов;
  2. изобретение новых источников энергии;
  3. разработка методов и способов обработки сырья, материалов, полуфабрикатов;
  4. изобретение новых инструментов и оборудования.

Например, многие тысячелетия назад появилась технология выпечки хлеба. Казалось бы, что может быть статичней рецептуры и способов его приготовления.

Но на смену живому огню пришло электричество, на смену натуральной закваске вывели «быстрые» дрожжи, разработали и внедрили специальное оборудование по автоматическому замесу, формовке и выпечке.

То есть технология изготовления хлеба за тысячелетия поменялась в корне. Осталось незыблемым только одно – использование злаковых культур в качестве основы рецептуры.

Можно сделать вывод, что все технологии имеют определенный жизненный цикл.

То есть за время своего существования проходят несколько стадий:

  1. новейшая технология – новая разработка с высоким потенциалом применения;
  2. передовая – применяется в ограниченном масштабе, имеет хорошую эффективность;
  3. современная – оценена и признана многими потребителями (о потребителях – в следующем разделе статьи), приобретает статус стандартной, спрос на нее становится максимальным;
  4. не новая – появление более новых технологических разработок снижает спрос на данную технологию, ее эффективность ниже передовых или современных технологий;
  5. устаревшая – спрос минимальный, постепенно исчезает совсем.

Вывод: технология – объект, конечный по времени.

Следовательно, используя какую-либо технологию в своей предпринимательской деятельности, не стоит держаться за нее, если она уже вошла в стадию «не новой» и, тем более «устаревшей».

Ведь конечная цель всякого бизнеса – это получение прибыли, а применение устаревшей технологии дает возможность вашим конкурентам «обойти» вас, тем самым сократить вашу прибыль.

Кто является потребителем технологий

Потребители технологий – это физические или юридические лица, использующие какую-либо разработку в своих целях.

Потребители классифицируются в зависимости от степени заинтересованности в использовании технологии на каком-либо этапе ее жизненного цикла. Не совсем понятно? Тогда читайте дальше:

  1. инноваторы – потребители, которые первыми используют только что разработанную технологию до того, как она станет известной и актуальной на рынке;
  2. ранние последователи – потребители, заинтересованные в преимуществах новой технологии;
  3. раннее большинство – потребители, для которых наиболее важным является практическое значение новой технологии;
  4. позднее большинство – потребители, начинающие применять новую технологию только после того, как она станет стандартом;
  5. отстающие – потребители, не заинтересованные в преимуществах технологии, начинают применять ее только «по случаю».

Виды технологий

Технологии принято классифицировать либо исходя из их отношения к определенным отраслям производства, либо по используемому сырью (материалов, полуфабрикатов), либо по особенностям обработки.

Технологии, которые основаны на наукоемких разработках и задействуют в производственном процессе вычислительную технику, достижения микроэлектроники, робототехники и т.д., называются высокими технологиями.

Проанализируем существующие виды технологий в сводной таблице:

Вид технологии Пояснение
технология металлов
  1. получение металлов из сырья (в том числе – обогащение сырья, т.е. удаление пустой породы и повышение концентрации полезного элемента);
  2. обработка металлов методом литья, сварки, пайки;
  3. обработка металлов механическими способами (резанье, сверление, ковка, штамповка и т.д.);
  4. обработка металлов электрофизическими и электрохимическими методами (т.е. изменение формы металла посредством эл.тока + механическое или химическое воздействие)
химическая технология органических веществ
  1. переработка органического сырья (горючих ископаемых);
  2. синтез полимеров;
  3. получение лекарственных и пр.веществ
химическая технология неорганических веществ
  1. переработка минерального сырья;
  2. получение кислот, щелочей
машиностроительная конструирование и производство машин и механизмов
строительная возведение, реконструкция (что это такое?) и демонтаж зданий и сооружений
пищевая разработка и применение способов и методов переработки продуктов питания с использованием специального оборудования
электрическая производство, передача и практическое использование электроэнергии
акустическая использование законов акустики в строительстве, музыке, медицине и др.сферах
электронная разработка и создание электронных приборов и устройств
биотехнология разработка и практическое внедрение методов использования биологических объектов в различных сферах производства и медицины, генная инженерия
нанотехнология исследование, синтез (что это такое?) и производство (что это такое?) материальных объектов методом манипулирования атомами и молекулами исходного вещества
транспортная процессы, оборудование, технические системы и транспорт для перемещения людей и грузов в пространстве
космическая я разработка и практическое применение объектов, создаваемых для изучения космоса и работы человека в космосе
военная процессы, снаряжение, вооружение, предназначенные для обучения военных сил и ведения реальных военных действий
педагогическая методы, методики и способы обучения
социальная совокупность знаний (теоретических разработок социологии) и способов воздействия на социальное поведение людей. Решает производственные социальные (например, повышение производительности труда, оптимизация отношений в коллективе) и политические вопросы (например, политическая и предвыборная агитация)
информационная технология (IT – технологии) методы, технические средства, программно-технические способы, ресурсы, предназначенные для сбора, обработки, передачи, распространения и хранения информации (что это?)
телекоммуникационная разработка, внедрение и практическое использование способов связи, основанных на электромагнитных сигналах, для передачи информации

Заключение

В данной статье мы «по верхам» затронули все виды технологий. Более детально узнать о методах, способах и процессах, применяемых в современных технологиях, можно из других статей нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Наши технологии не столь совершенны как это может показаться, ведь мы по прежнему зависим от грязных источников энергии, так и не смогли повысить КПД от источников возобновляемой энергии, а из-за этого страдает экология, увеличивается количество парниковых газов в атмосфере, так что, наши технологии находятся ещё в зачаточном состоянии.

Люди настолько привыкли к наличию технологий, что в непредвиденных ситуациях становятся совершенно беспомощными. Ведь обычно все уже готово, нужно лишь найти методику, и не думать самостоятельно.

Источник

Значение слова «технология»

1. Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-л. производственных процессов. Технология судостроения. Технология холодной обработки 364 металлов. Технология осушения болот.

2. Совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала, изделия. Разработка технологии производственного процесса. Внедрение новой технологии обработки детали.— Вы получали от меня указание не принимать от мастера плавку, если он вел ее, нарушая технологию. В. Попов, Сталь и шлак.

[От греч. τέχνη — искусство, мастерство и λόγος — учение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Технология (англ. technology) является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия, как самого по себе, так и взятого в отношениях с другими, такими же широкими понятиями: культура, общество, политика, религия, природа. К началу XX века термин «технология» охватывал совокупность средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине столетия понятие определялось такими фразами как «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей».

ТЕХНОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. technē — искусство и logos — учение]. Совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие. Т. металлов. Химическая т. Т. дерева. || Совокупность процессов такой переработки. Несложная т.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

техноло́гия

1. совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства ◆ Технология изготовления мыла. Производственные технологии. Информационные технологии.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: недопонимать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Технология и методика: сущность, структура (к вопросу о профессиональной компетентности)

Т ЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ

Тема данной публикации обусловлена си­туацией, сложившейся в образовании, а именно — очередной «модой» на очередное понятие. В данном случае имеется в виду понятие «технология», которое теперь ста­ ло чрезмерно широко использоваться в пе­дагогических работах и учёных, и практи­ков. Технологией, в силу популярности это­го термина, называют всё то, что ранее имело другое обозначение: методика, система работы, комплекс игр, упражнений, метод и др.

О наличии проблемы в адекватности ис­пользования понятий свидетельствуют и те работы практиков, которые они предъявля­ют на конкурс современных педагогических технологий в специальном образовании, и работы, представляемые в качестве твор­ ческих работ при сдаче квалификационного экзамена на высшую категорию.

В связи с этим в данной статье остано­вимся на таких вопросах:

  1. что такое технология и что такое ме­тодика;
  2. как описывать, предъявлять техноло­гию, а как — методику;
  3. какое понятие шире — технология или методика;
  4. о целесообразности использования некоторых видов технологий в специальном образовании и в этой связи — о подмене некоторых понятий.

Основная часть

Рассмотрим, что представляет собой пе­дагогическая (образовательная) технология (Мы разделяем мнение С. С. Кашлева о том, что понятия «образовательная технология» и «Педагогическая технология» можно рассматривать как синонимичные).

Под образовательной технологией по­нимается упорядоченная система дей­ствий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педаго­гических целей [8, с. 142]. Таким образом, технология отражает последовательность педагогической деятельности, её логику и поэтому всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Лишь после достижения поставленной цели одного этапа происходит пере­ход к следующему этапу деятельности.

При этом первый этап любой техноло­гии — диагностический, и в этом отличи­ тельная особенность технологии от тради­ционной методики обучения. Для реализа­ции технологического подхода нужна де­тальная информация об исходном состоя­нии каждого ребёнка. Исходным же объек­том методики обучения является «усреднён­ный» школьник, начальное состояние кото­рого для построения методической системы не имеет значения [1].

Кроме того, именно на основе инфор­ мации о состоянии развития ребёнка (в лю­бой образовательной области или в облас­ти коррекции нарушений развития) осуще­ствляется оценивание результативности педагогического процесса на каждом эта­пе взаимодействия с детьми — произошло ли достижение учащимися определённого уровня развития. В соответствии с этой оценкой происходит переход к следующему этапу деятельности. Важность непрерыв­ной диагностики состояния ученика опреде­ляет ей место одного из основных элемен­тов в педагогической (образовательной) технологии.

Описание технологии содержит следу­ющие три основные части:

  1. концептуальная основа технологии;
  2. процессуальная характеристика (алго­ритм деятельности), отличительные особен­ности разработанной технологии;
  3. ресурсное обеспечение.

Рассмотрим содержательное наполнение каждой из данных частей.

1 . Концептуальная основа техноло­гии. Важнейшим атрибутом педагогической технологии является концептуальное обо­снование её сути. Концепция должна со­держать, как минимум, пять основных со­держательных блоков:

  1. проблемное поле рассматриваемой сферы деятельности;
  2. ценностные основания преобразо­вания педагогической практики;
  3. цель проектируемой деятельности с описанием её конечного продукта;
  4. теоретические положения, состав­ляющие смысловое ядро замысла и опреде­ляющие в связи с этим основное содержа­ние будущей деятельности;
  5. принципы, конкретизирующие всю выстраиваемую деятельность.

Например, при анализе ситуации, свя­занной со сферой социально-бытовой под­ готовки учащихся с интеллектуальной недо­статочностью, нами была сформулирована проблема — разрыв между требованиями современной социокультурной ситуации к выпускнику школы, вступающему в само­стоятельную жизнь, и состоянием социаль­но-бытовой подготовленности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Из этого следовала необходимость преобразо­вания процесса социально-бытовой подго­товки учащихся с интеллектуальной недо­статочностью [3].

Далее необходимо предъявить ценност­ ные основания преобразования педагоги­ческой практики.

В данной части должны быть изложены те положения, идеи, приоритеты и т. п., ко­торые стали основой для построения по- новому педагогического процесса. Они дол­жны быть чётко, лаконично Сформулирова­ны и иметь ссылки на источники (например: 1. Положение Конвенции ООН о правах ре­бёнка, гласящее . 2. Идея о. ). Кроме того, после каждого положения, идеи и т. п. следует сказать о том, что означает их воплощение в педагогический процесс («Из этого следует», «Воплощение данных ценностей в контексте подготовки к . оз­начает . «, «Данное положение предполага­ет. » и др.).

Например, «Ценностными ориентирами процесса формирования социально-бытовых умений у детей с интеллектуальной недо­статочностью явились следующие:

В соответствии с заявленной проблемой и ценностями формулируется цель проек­тируемой деятельности с описанием её ко­нечного продукта.

По определению, данному в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шевцовой, «цель — это предмет стремления, то, что надо, желательно осу­ществить» [10, с. 861]. В многочисленных педагогических публикациях цель трактует­ся как образ желаемого результата, кото­рый хотят получить к определённому мо­менту времени. Ожидаемый результат педа­гогической деятельности, безусловно, свя­зан с детьми, поэтому целью её является ребёнок, владеющий какими-то знаниями, умеющий что-то делать и др. Из этого сле­дует способ формулирования педагогичес­ких целей — в виде ожидаемых действий, умений и др. детей.

Например, «Целью процесса обучения в области бытового труда является ребёнок, владеющий базовыми бытовыми трудовыми умениями на уровне, обеспечивающем ему самостоятельную, независимую жизнедеятельность» [3].

Далее предъявляются теоретические положения, составляющие смысловое ядро замысла и определяющие в связи с этим основное содержание будущей деяельности.

В данном блоке концепции называются и кратко характеризуются в аспекте проек­тируемой деятельности те теории, положе­ ния, подходы и т. п., которые выступили в качестве научно-теоретической основы вы­страиваемого по-новому педагогического процесса.

И завершает концептуальную часть при описании технологии указание принципов конкретизирующих всю выстраиваемую деятельность.

В этом блоке в соответствии со всем вышеназванным предъявляются основные положения (принципы), на основании кото­рых реализуется педагогическая деятель­ность. После формулирования каждого по­ложения указывается, что означает его ре­ализация в педагогической деятельности.

Например, «1. Единство социализации и индивидуализации [5, с. 861]. Реализация этого принципа предполагает: 1) овладение детьми обязательным для всех объёмом знаний и умений в области бытового труда (жизненно значимым минимумом); 2) учёт индивидуальных достижений, возможностей и характера трудностей детей в процессе обучения. Это осуществляется путём инди­видуализации темпа овладения единым для всех программным материалом, вариатив­ности заданий & процессе обучения, оказа­ния разных видов помощи» [3].

Источник

Читайте также:  Что значит запятая между векторами
Оцените статью