Что значит сущность профессии

Что значит сущность профессии

Понятие «профессия» имеет в литературе много трактовок.
· профессия — это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию;
· профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения;
· профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием;
Несколько определений приводит в своих работах Е.А. Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия — это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему. Приведем еще одно его определение: «С точки зрения общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: профессия — это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию .
Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
В англоязычной среде различают понятия «профессия» (ргоfession) и «занятие» (оссupation). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.
В отечественной литературе принято отделять понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками,: помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия — врач, специальности — терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия –слесарь, специальности — сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.
Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.
В истории развития цивилизации разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.
По многим профессиям и специальностям подготовка осуществляется на предприятиях и в учреждениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для подготовки по наиболее массовым профессиям, требующим высокой квалификации, существует система начального, среднего и высшего профессионального образования. Для этой системы базовым является понятие «учебная профессия».
Учебная профессия — это уровень квалификации, отражающий объем и качество знаний, умений и способностей, необходимых для дальнейшего освоения и выполнения видов деятельности в конкретном профессиональном поле.
Понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.
Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для профессионального образования важное значение имеет характеристика видов деятельности, состав типовых производственных задач, перечень необходимых знаний, умений, навыков, качеств и свойств специалиста.
Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно отличаются. Нужен научно обоснованный отбор учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квалификации. Результатом должен стать перечень учебных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это может быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах.
На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.
Составление перечня учебных профессий для профессионального образования всегда будет актуальным. И конечно, этот перечень должен иметь научно обоснованную группировку и быть немногочисленным.

Читайте также:  Что значит открыть ордер

Источник

Понятие «Профессия»

Урок 1. Профориентация для классных руководителей 8–11 классы

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Понятие «Профессия»»

Часто можно столкнуться с подборками самых необычных профессий. Среди них можно встретить как просто редкие, например, валяльщик валенок, так и уникальные – слушатель пармезана, ревизор водных горок и даже… смотритель панд и переворачиватель пингвинов. Однако всем этим занимается очень ограниченный круг людей.

Остальное работающее населения мира занято в более привычных сферах. Но эти профессии, в свою очередь, не менее важные и интересные.

Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия, разберёмся в классификации профессий, а также узнаем о характеристике труда.

Работа занимает значительную часть жизни, поэтому найти себя в мире профессий – это возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным.

Чтобы не совершить ошибку и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

В свою очередь, труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий для осуществления работы.

Охарактеризовать любой профессиональный труд возможно при помощи обобщённых психологических признаков. Среди них: предмет труда; цель труда; средства труда; проблемность трудовых ситуаций; коллективность трудового процесса; самостоятельность в труде; особенность деловых контактов; ответственность в профессиональной деятельности; условия труда – всего девять.

При этом каждый из этих признаков делится на ряд частных признаков. Всего их насчитывается более пятидесяти. Теперь давайте рассмотрим эти признаки поближе.

Предметом труда принято называть то, на что направлен труд человека. Предмет труда – это чаще всего и предмет профессиональной деятельности. Так как профессий в мире огромное множество, то и предметы труда весьма разнообразны.

Их можно организовать по пяти группам: природа (предмет труда – это природные явления, процессы, которые совершаются во взаимодействии человека с живой и неживой природой); человек (предмет труда – сами люди, которых лечат, учат, обслуживают); техника (здесь предмет труда – разнообразные технические устройства, материалы, энергия); знаковые системы (предмет труда в данном случае – это знаковые системы и процессы взаимодействия человека с ними); художественный образ (предмет труда – разнообразные художественные образы литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки и прочего).

Под целью труда принято понимать то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности. Целей трудовой деятельности великое множество. Однако и их можно свести к трём большим группам:

Гностические (или познавательные); преобразующие: к ним будут относиться такие действия, как преобразование (например, продукта, здоровья, отношений), организация, упорядочение, оказание влияния, воздействие, обработка, обслуживание, перемещение.

И изыскательские цели. Порой по названиям целей деятельности употребляются и обобщённые названия профессий – гностические, преобразующие и изыскательские.

Специалисты из гностической группы профессий не участвуют в производстве новых продуктов, а в основном оценивают уже имеющиеся (те, которые были произведены другими специалистами) или оценивают отдельные параметры каких-либо изделий.

Примерами гностических профессий могут служить: контролёр-приёмщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач, товаровед, эксперт-криминалист.

Деятельность специалистов преобразующих профессий направлена на вещи, виды энергии, информацию, устройство социальной жизни. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда.

Примеры преобразующих профессий: бухгалтер, диспетчер, адвокат, слесарь, повар, строитель.

Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант решения сложной практической задачи в ходе быстрого поиска. Это люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого.

Изыскательские профессии: селекционер, архитектор, сценарист, инженер-конструктор, программист.

Средства труда – это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Орудия труда можно разделить на две группы: вещественные и невещественные (или функциональные).

К вещественным орудиям труда относят: ручные и механизированные инструменты;

машины (механизмы); автоматы и автоматические средства; приборы и измерительные устройства.

Не секрет, что на протяжении всей своей истории люди боролись не с ручным трудом как таковым, а с тяжёлым, требующим не особых умений и творческого подхода, а силовых затрат. Если мышечные усилия человека заменить техническими средствами, скажем, каким-либо двигателем, то получится механизированный инструмент.

В качестве примеров профессий с ручным трудом можно взять следующие: ювелир, гитарист, хирург, скульптор.

Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации, называются машинами (механизмами).

В основном действия машин зависят от человека. Профессии с преимущественно механизированным трудом – это водитель автомобиля, рабочий-станочник, машинист подъёмного крана.

Надо отметить, что выделить конкретные различия между машиной и механизированным инструментом достаточно трудно, так как часто первое постепенно переходит во второе. Например, электродрель – это инструмент, а сверлильный станок – уже машина.

Автоматические средства труда – это такие средства, которые, будучи запущенными, выполняют работу без вмешательства человека. На ряде этапов трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом.

Профессии с автоматическими средствами труда – это оператор ЭВМ, оператор станков с программным управлением и подобные.

Также надо сказать, что приборы и устройства являются отдельной группой средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека.

Профессии, где приборы и устройства выступают в качестве ведущих – это лаборант, звукорежиссёр.

Функциональные средства получили такое название, так как они связаны с проявлением человеческих функций: речь, жесты, мимика.

Их особенность состоит в том, что эти средства труда, по сути, невидимы и неосязаемы.

Функциональные орудия труда очень разнообразны. Они составляют большую группу психологических признаков профессиональной деятельности.

В неё входят: внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека. Примеры профессий: лётчик, врач-стоматолог, дегустатор.

Простая речь. Профессии: кассир, уборщик, доставщик товаров.

Выразительная, эмоциональная речь. Профессии: диктор, певец, учитель, экскурсовод.

Деловая, письменная речь. Профессии: инженер, прокурор, редактор, переводчик, социолог.

Поведение в простых формах проявления (на уровне мимики, жестов). Профессии: регулировщик, дирижёр, сурдопереводчик, комментатор.

Поведение в сложных формах проявления (здесь задействованы все мышечные системы организма. Здесь примеры профессий: артист балета, каскадёр.

Поведение деловое, беспристрастное, внешне абсолютно незаметное. Профессии: дипломат, министр, судья.

Сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач. Профессии: капитан корабля, программист, профессор кафедры.

Теперь обратимся к такому признаку, как проблемность трудовых ситуаций.

Принято различать три уровня проблемности: низкий – работа чёткая, определённая правилами, инструкциями (чертёжник, санитар, оператор ЭВМ); средний – работа в основном чётко определена, но есть ситуации, требующие нестандартных решений (адвокат, оперуполномоченный, портной); высокий – в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие нестандартного подхода (лётчик-испытатель, врач-реаниматор, авиадиспетчер, дрессировщик хищных зверей).

Что касается коллективности трудового процесса, то в зависимости от специфики организации труда различают две его разновидности: индивидуализированный труд (профессии: таксист, учитель, ювелир) и коллективный (зооинженер, сталевар, следователь).

Самостоятельность в профессиональной деятельности. Принято выделять три уровня самостоятельности.

Низкая. Представляет в основном труд исполнителя (кассир, санитар).

Средняя. Она требует самоорганизации (водитель автомобиля, врач-хирург, кондитер).

Высокая. Она направлена на организацию других людей (администратор, руководитель бригады, менеджер).

Ещё один признак – это особенности деловых контактов. Они отличаются по количеству: немногочисленные (слесарь, живописец, кулинар), многочисленные (логопед, учитель, психолог). По типу партнёра: с посетителями, клиентами; с сотрудниками по работе; с группой людей, аудиторией. По степени постоянства группы партнёров: с одними и теми же лицами, с меняющимся кругом лиц, с растениями, животными, микроорганизмами.

Ответственность в профессиональной деятельности. Как психологический признак труда ответственность может быть: повышенная материальная и моральная (заведующий складом, сторож, адвокат, учитель); за жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных (агроном, пилот, водитель автобуса, лоцман); средняя (или обычная) ответственность, которая не связана с каким-то последствием для окружающих, не требующая принятия каких-либо нестандартных решений (лаборант, артист оркестра).

Теперь обратимся к условиям профессионального труда. Данные условия можно разделить на виды: обычные микроклиматические (в помещении, на открытом воздухе); необычные, вызывающие психофизиологическую напряжённость, в частности: риск для жизни, сложные аварийные ситуации, общение с правонарушителями, нездоровыми психически, чётко заданный ритм и темп, физические нагрузки, длительное пребывание в одном положении, ночные смены, специфические условия (например, температура, влажность, химическая вредность, шум и прочее).

Надо помнить, что почти каждая профессия имеет несколько признаков, поэтому при выборе профессии важно выделить для себя предпочитаемые основные и второстепенные признаки.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на вопросы: Какие примеры (о которых не говорилось в ходе урока) гностических, преобразующих и изыскательских профессий вам известны? Приведите свои примеры профессий с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности. Попробуйте самостоятельно привести примеры профессий на каждый вид условий труда.

Источник

Оцените статью