Что значит сущность общения

Лекция 3. 1. Понятие и сущность общения.

ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

1. Понятие и сущность общения.

2. Особенности общения.

Вопрос 1. Понятие и сущность общения

Общение — сложный многопла­новый процесс установления и раз­вития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия.

Общение обычно включено в прак­тическое взаимодействие людей (со­вместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирова­ние, осуществление и контролирова­ние их деятельности.

Если отношения определяются че­рез понятия «связи», то общение пони­мают как процесс взаимодействия че­ловека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и нерече­вого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познаватель­ной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В ходе общения его участники обме­ниваются не только своими физически­ми действиями или продуктами, резуль­татами труда, но и мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учит­ся общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктив­ного и цивилизованного общения.

По этой причине необходимо совер­шенствовать знание его закономернос­тей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располага­ет своими средствами воздействия, ко­торые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологи­ческое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобрази­тельном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литера­туре, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы обще­ния обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории че­ловечества они всегда служили сред­ствами воспитания, включения чело­века через общение в духовную атмос­феру жизни.

Проблема человека находится в цен­тре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной сто­роной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке об­щения как информационно-коммуника­тивной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении об­щения на составляющие элементы важ­но не терять в них человека как духов­ную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию — сложнейшая психологическая деятель­ность партнеров.

Вопрос 2. Особенности общения

Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с дру­гими людьми и теми общностями, с ко­торыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информацион­ная сторона представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров.

Конативная (поведенческая) сто­рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противо­речий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции:

Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Формирующая – проявляется в процессе формирования и изменения психики человека.

Функция подтверждения – в процессе общения человек имеет возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Подтверждение – это принятие другими людьми.

Функция организации и поддержания межличностных отношений связана с оцениванием людей и установлением позитивных или негативных эмоциональных отношений.

Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраи­вает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной диффе­ренциации и изоляции личностей в результате общения.

Внутриличностная функция общения – общение человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь по типу диалога).

Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 2385 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Сущность общения

Сайт: MOODLE — Виртуальная среда обучения КНИТУ (КХТИ)
Курс: Деловые коммуникации в управлении персоналом
Книга: Сущность общения
Напечатано:: Гость
Дата: Понедельник, 13 Декабрь 2021, 23:00

Описание

Основные вопросы изучаемой темы

Виды социальных контактов. Результат, цель и итоги общения. Биологические и социальное общение. Частные виды общения. Структура и задачи общения. Функции и формы общения. Коммуникативные барьеры в общении.

Оглавление

1. Виды социальных контактов

В психологии различают и два вида социальных контактов — общение и деятельность. Общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания)

Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

Деятельность и общение это взаимосвязанные стороны социальной активности человека, они могут быть едины или реализовываться независимо друг от друга.

В общении выделяют:

2. Содержание

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

По своему содержанию общение может быть представлено как:

1. Материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

2. Когнитивное — обмен знаниями.

3. Деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками. (учебная деятельность).

4. Кондиционное — обмен психическими и физиологическими состояниями (поднять настроение, успокоить)

5. Мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями (один человек желает добиться, чтобы у другого появилось или исчезло стремление)

3. Цель общения

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и пр. Цель общения состоит в следующем:

— понимание и гармонизация себя;

— самоорганизация в мире людей (самоутверждение);

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

4. Виды общения

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Назовем основные из них.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или проследуют агрессивные грубые реплики. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Духовное, личностное общение сосредоточено в основном, вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека:

1. поиск смысла жизни;

2. определение своего отношения к значимому человеку;

3. определение своего отношения к тому, что происходит вокруг;

4. разрешение какого либо внутреннего конфликта и пр.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника. Объектное восприятие партнера по общению для достижения личных целей, добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Истинная цель общения либо просто скрывается, либо подменяется другими.

Светское общение. Суть его в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на от или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс такого общения:

1. Вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»;

2. Одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»

3. Симпатии – «будь доброжелателен, приветлив»

Деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Кодекс делового общения:

1. Принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2. Принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3. Принцип качества информации – «не ври»;

4. Принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5. Принцип ДУ – «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6. Принцип эмпатии – «умей слушать и понять чужую мысль»;

7. Принцип психологической грамотности – «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

5. Средства общения

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому.

Способы передачи могут быть:

— с помощью прямых телесных контактов (касание руки, тела и пр.);

— с помощью органов чувств: зрение, слух, обоняние;

— с помощью письменности в её разнообразных видах (текст, графики, чертежи и пр.)

6. Функции общения

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Сочетаясь между собой, они придают процессам общения специфику.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и пр.

Экспрессивная функция – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности.

Функция социализации – формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и пр.

7. Формы общения

Общение разнообразно по своим формам.

Под прямым общением понимают естественный контакт лицом к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и пр. Оно является исторически первой формой общения людей друг с другом.

Опосредованное общение (т.е. посредством чего либо) может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и пр.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение, интернет и пр.).

8. Задачи и структура общения

Информационная – передача (изложение) или обмен сообщениями (прогноз погоды)

Регуляторная – воздействие на поведение человека через его мотивы, эмоции и пр. (контакт психотерапевта и пациента).

Аффективная – создание определенной, эмоциональной атмосферы (выступление артистов).

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему знаний, идей, мнений, чувств. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую;

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями, т.е. организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать некоторую общую деятельность;

Перцептивная сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностный отношений и означает, таким образом, процесс восприятия социальных объектов.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Информационно-дефицитный барьер – при механическом обрыве информации, неясность передаваемой информации отчего искажается изложенная и переданная мысль.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (причем передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Это замещающе-искажающий барьер. Искажение информации увеличивается при увеличении ступеней передачи.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональными барьерами. Это происходит когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причем не только сами слова, сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

Фонетический барьер непонимания возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи (невыразительная быстрая речь, речь с большим количеством звуков-паразитов).

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения. Это в первую очередь проблема жаргонов и сленгов. К тому же даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свой мини-язык общения, свой слэнг, свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи.

Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения (дети не воспримут рассказ взрослого из-за сухой, грамматически сложной речи) (Кравченко и рабочие).

Логический барьер непонимания возникает, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательства (женская и мужская логика).

Барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать само восприятие партнера по общению, как лица определенной профессии, пола, возраста, национальности.

Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, или наоборот авторитетности, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Особое место занимают ситуации, характеризующиеся постоянным специфическим сочетанием *пространственно-временных координат, так называемые «хронотипы». Например, хронотип «вагонного попутчика», «больничной палаты».

Источник

Читайте также:  Не удается найти сервер что это значит
Оцените статью