Что значит субъективные трудности

Значение слова «субъективный»

1. Относящийся к субъекту, человеку, личности. Субъективный фактор в истории. Субъективная сторона преступления.Надо помнить, что львиная доля вины за прорывы в работе транспорта — в субъективных причинах, в расхлябанности. Киров, Статьи и речи 1934.

2. Относящийся только к данному субъекту, отражающий только его мысли, переживания и т. п.; личный, индивидуальный. Субъективное ощущение.Когда я смотрю на произведение искусства — тут полный простор моим субъективным воспоминаниям. Чернышевский, Эстетические отношения искусства к действительности. Действительный быт крепостной деревни ничем не отразился в его насквозь субъективной поэзии. Воровский, А. В. Кольцов. [Мемуары] субъективны. В них больше мнений и впечатлений, чем фактов. Погодин, Театр и жизнь. || Пристрастный, предвзятый, лишенный объективности. Субъективное мнение.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СУБЪЕКТИ’ВНЫЙ, ая, ое; -вен, вна, вно (книжн.). Свойственный, присущий только данному лицу, субъекту. Субъективные переживания. Ощущения холода очень субъективны. || Лишенный объективности, пристрастный, предвзятый. Субъективная оценка. С. взгляд. Субъективное отношение.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Читайте также:  Что значит временно проживающий иностранный гражданин это

субъекти́вный

1. относящийся к субъекту, человеку, личности, определяемый субъектом ◆ Непрерывность и незаметная постепенность происходящих в мире изменений есть объективная, а способность человека ко всему привыкать — субъективная причина нашего невежества и нашей поверхностности. Л. Шестов, «На весах Иова», 1929 г. (цитата из НКРЯ)

2. отражающий мысли, переживания, чувства только одного субъекта ◆ Да и само субъективное восприятие сложной политической обстановки людьми, не искушенными в этих вопросах, приводило иногда к разительным противоречиям. А. И. Деникин, «Очерки русской смуты. Том II. Борьба генерала Корнилова», 1922 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: блеяние — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что значит субъективные трудности

В связи с этим большое значение в психологии спорта приобретает проблема классификации и систематизации трудностей, в процессе преодоления которых воспитываются волевые качества смелости и стойкости. Большой материал для анализа этого вопроса дает психологическое изучение различных видов спортивной деятельности.

В психологии спорта установилось традиционное деление трудностей на два вида:

а) трудности внешние (особенности среды и предметов, с которыми спортсмену приходится иметь дело во время тренировок и спортивных соревнований);

б) трудности внутренние, представляющие собой различные эмоциональные состояния, возникающие у спортсмена в процессе спортивной деятельности.

Ближайший анализ показывает, что такое деление не может быть признано удачным: во внешней среде нет трудностей; там мы имеем дело с теми или другими внешними препятствиями, которые приходится преодолевать спортсмену; с другой стороны, физиологические изменения внутри организма (например, при нарушении процессов обмена во время усиленной мышечной работы) лишь с большой натяжкой можно отнести к внешним трудностям.

Деление трудностей на внешние и внутренние приводит не которых исследователей к утверждению, что главное — это трудности внутренние, для которых характерно наличие тех или иных отрицательных, астенических эмоциональных переживаний, и что на борьбу именно с этими трудностями должны быть, направлены все усилия тренера. В свою очередь, такое утверждение нередко приводит к забвению материальной основы «внутренних» психических переживаний, к их отрыву от порождающих их объективных причин, а следовательно, и к ошибкам в построении методики воспитания волевых качеств личности, связанных с преодолением трудностей.

Опыт психологического изучения различных видов спортивной деятельности показывает, что спецификой волевых качеств спортсмена является то, что они всегда связаны с деятельностью, направленной на преодоление тех или иных трудностей. Соответственно преодоление трудностей должно составлять и специфику методов воспитания волевых качеств спортсмена Эти методы могут быть эффективными, если они будут основаны на детальном изучении трудностей, специфичных для отдельных видов спорта. Эти трудности могут быть правильно поняты, если будет установлена их обусловленность (детерминированность) конкретными «объективными» особенностями, специфичными для данного вида спорта. В связи с этим для дальнейшей углубленной работы по психологическому анализу волевых качеств и процесса их формирования полезно выделить следующие две основные группы трудностей, встречаемых спортсменами в их спортивной деятельности: трудности «объективные» и трудности «субъективные». Основания для такого разделения следующие.

Объективными мы называем трудности, детерминируемые специфическими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть данным видом спорта. Примерами таких трудностей могут быть: затрата большой мышечной силы при подъеме штанги: быстрота, требующаяся при нанесении удара в боксе; необходимость продолжать усиленную мышечную работу в состоянии утомления: например, в беге на длинные дистанции, при финишировании, когда наступает кислородное голодание; высокая координированность движений, необходимая при выполнении гимнастических упражнений па снарядах, и т. д. Все эти трудности называются нами «объективными», поскольку они обусловлены самим видом спорта, а не особенностями личности спортсмена. Особенностью этих трудностей является то, что они одинаковы для всех людей, стремящихся попробовать свои силы в данном виде спорта и совершенствоваться в нем; они варьируют лишь по нормативам, устанавливаемым для спортсменов различного возраста и категории, не меняясь по своему психологическому содержанию «качеству». Через эти трудности обязательно должен пройти каждый спортсмен, занимающийся данным видом спорта.

Субъективными мы называем трудности, основу которых составляет личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнований и т. д. Эти трудности, как правило, носят индивидуальный характер, они могут быть различны у представителей одного и того же вида спорта. Примерами им могут быть страх, вызываемый необходимостью выполнить упражнение на данном снаряде, связанный с воспоминанием о травме, полученной на предыдущей тренировке; вызываемое реакциями зрителей, присутствующих на соревновании, смущение и своим астеническим характером тормозящее активность спортсмена, разрушающее выработанные в процессе тренировки динамические стереотипы двигательных навыков, и т. д.; боязнь противника, преувеличенная оценка его сил и способностей; заинтересованность в данном виде соревнований. и т. д.

Методика преодоления этих трудностей (а следовательно, методика нравственного воспитания требуемых волевых качеств спортсмена) имеет, естественно, иной характер по сравнению с методикой воспитания волевых качеств при преодолении объективных трудностей. Большое значение в этой методике приобретают методы разъяснения, убеждения, воздействия примером, проведение тренировок и соревнований в различных условиях в целях выработки адаптации к условиям соревнования, накопление опыта соревновательной борьбы, «самоприказы» (сущность которых составляет усилие воли, направленное на подавление астенических эмоций) и другие средства, позволяющие привести нервную систему данного спортсмена и оптимальное для решения стоящей перед ним задачи состояние, воспитать у него спокойствие и сдержанность в отношении сопутствующих соревнованию внешних факторов и т. д. Воспитание волевых качеств спортсмена может быть эффективно осуществлено только при дифференцированном учете совокупного влияния на его деятельность указанных выше двух видов трудностей.

Фрагменты статьи: Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. — М.: ФиС, 1962. — С. 9-20.

Источник

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДНОСТЕЙ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО­СТИ

Различают две основные группы трудностей, встречаю­щихся в спортивной деятельности: трудности объективные (препятствия) и труд­ности субъективные.

Объективными трудностями называются трудности, обусловленные специфи­ческими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть этим видом спорта.

Приме­рами таких трудностей могут быть: большая мышечная сила, кото­рую нужно проявить при поднимании штанги; быстрота, требую­щаяся при нанесении удара в боксе; необходимость продолжать усиленную мышечную работу в состоянии утомления (например, в беге на длинные дистанции, при финишировании, когда наступает кислородное голодание); высокая координированность движений, необходимая при выполнении гимнастических упражнений на снаря­дах, и т.д. Все эти трудности называются объективными, так как они обусловлены самим видом спорта, а не особенностями личности спортсмена.

Отличительной чертой объективных трудностей является то, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей, стремящих­ся совершенствоваться в данном виде спорта; они варьируются лишь по количественным нормативам, устанавливаемым для спортсменов различного возраста и квалификации, не меняясь по свому психоло­гическому качеству. Поэтому преодоление объективных трудностей обязательно для каждого спортсмена, занимающегося данным ви­дом спорта. Без детального изучения объективных трудностей, со­ставляющих специфику определенного вида спорта, не может быть правильно разработана и методика воспитания соответствующих волевых качеств спортсмена. Методика эта будет в своей сущности одинакова для всех людей, занимающихся данным видом спорта, поскольку трудности объективные. Преодоление объективных трудностей возможно лишь на базе соответствующей данному виду спорта физической, технической и тактической подготовки спортсме­на; эти виды подготовки обязательно включают в себя элементы волевой подготовки и без них не могут быть правильно осущест­влены.

Вместе с тем физические упражнения, ставшие вполне доступ­ными спортсмену при преодолении объективных трудностей данной интенсивности, утрачивают свое значение для воспитания у него соответствующих волевых качеств. Такие физические упражнения одновременно перестают быть средствами эффективной физической и технической подготовки спортсмена: физическое развитие и уро­вень технических навыков спортсмена в этом случае как бы стабили­зируются; для их дальнейшего повышения и роста необходимо, что­бы объективные трудности, связанные с данными физическими упражнениями, были увеличены и тем самым вновь стали бы по­буждать спортсмена к затрате волевых усилий.

Субъективными трудностями называются трудности, основу которых состав­ляет личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнова­ний и т. д.

Эти трудности, как правило, носят индивидуальный ха­рактер, они могут быть различны у представителей одного и того же вида спорта. Примерами их могут быть: страх, связанный с воспоминанием о травме, полученной на предыдущей тренировке; смуще­ние, вызываемое реакцией зрителей; боязнь противника, преувели­ченная оценка его сил и способностей; незаинтересованность в данных соревнованиях (например, масштаб их представляется спортсмену незначительным, в связи с чем не вызывает стимула к затрате больших волевых усилий) и т. п.

Методика преодоления субъективных трудностей, а следователь­но, и методика воспитания соответствующих волевых качеств имеют иной характер, нежели методика воспитания волевых качеств при преодолении объективных трудностей; большое значение приобре­тают методы убеждения, воздействия примером, проведение трени­ровок и соревнований в различных условиях в целях выработки приспособляемости к условиям соревнования, накопление опыта соревновательной борьбы, самоприказы (сущность которых состав­ляет усилие воли, направленное на подавление астенических эмо­ций) .

Все это и многие другие средства позволяют привести нервную систему спортсмена в оптимальное для решения стоящей перед ним задачи состояние, воспитать у него спокойствие и сдержанность в отношении сопутствующих соревнованию неблагоприятных внеш­них факторов и т. д.

Источник

Трудная жизненная ситуация — что это такое

В жизни каждого человека, как личности или гражданина, могут возникнуть определённые проблемы, которые можно назвать трудной жизненной ситуацией (ТЖС). Как понять, что ситуация действительно трудная, и что делать для её преодоления? Прежде всего, стоит разобраться, что представляет собой ТЖС.

Трудная жизненная ситуация

Что означает «трудная жизненная ситуация»

ТЖС может характеризоваться как нуждаемость в сфере социального существования. Если гражданин имеет нужду в материальном, жилищном или социально-психологическом плане и выбраться из неё без поддержки государства не может, то считается, что он попал в трудное жизненное положение (ситуацию).

Понятие в законе

Государство в Федеральном законе № 195 РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», опираясь на п.4 статьи 3, даёт определение, что трудная жизненная ситуация – это такие обстоятельства, при которых жизнедеятельность человека, как гражданина, нарушена вследствие объективных причин. При этом одним из критериев законодательство считает неспособность самостоятельно разрешить сложившуюся критическую ситуацию.

Поводом для этого могут считаться следующие факторы:

  • болезнь или инвалидность;
  • старческая недееспособность или одиночество;
  • жестокое обращение с детьми со стороны родителей, а также их отсутствие (одного или обоих);
  • неимение собственного жилья или определённого места для жительства.

Сюда правомерно причисляется безработица или малообеспеченность семьи (отдельного гражданина).

Важно! Безработица, как одно из условий сложившейся ТЖС, является на сегодня причиной, которая вызывает неспособность выплачивать ипотеку. В результате просрочки банковских платежей кредитор изымает в счёт уплаты долга квартиру, тем самым осложняя трудную ситуацию отсутствием жилья и денег для жизни.

Ещё один вариант обозначения сложной ситуации в жизни граждан можно прочитать в ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 23.11.2018г.). Там ТЖС определяют, как одно или несколько обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, и последствия, с которыми они не могут справиться самостоятельно.

Факторы и структура в социальной работе

Тжс это в социальной работе положение, которое определяется органами соцзащиты населения непосредственно при оценке степени нарушения связей гражданина с его окружающим социумом и условий для жизни. В результате анализа ситуации социальными службами определяются масштаб и направление помощи со стороны государства.

Доказано! Проблемная ситуация может возникнуть как из-за собственных действий гражданина, так и из-за воздействия внешних факторов. В любом случае человек не может жить и действовать нормально, и ему нужна помощь.

Судить о возникновении ТЖС можно по следующим признакам:

  • несоответствие социального поведения индивида общепринятым нормам;
  • частичное или полное нарушение социальных функций индивида;
  • появление новых требований, предъявляемых окружением к нуждающемуся человеку;
  • неопределённость или отсутствие перспектив в изменении положения.

Сюда же можно отнести появление стрессового состояния у субъекта, возникающее в процессе усугубления ТЖС.

Структура ТЖС вмещает в себя:

  • участников, причастных к рассматриваемым событиям;
  • действия, которые происходят в ТЖС;
  • пространственные и временные координаты, в рамках которых рассматривается ситуация;
  • индивидуальные переживания и то, как индивид видит и понимает проблемную ситуацию.

Работая с клиентом, специалист оценивает его субъективную и объективную невозможность справиться с ситуацией и вырабатывает ряд наиболее оптимальных путей для её преодоления.

Объективные и субъективные трудности семьи

Виды проблемных (трудных) ситуаций

Как причин возникновения, так и видов ТЖС достаточно много. Доктор психологии, специалист в вопросах конфликтологии, А.Я. Анцупов, предлагает разделение проблемных жизненных моментов по следующим направлениям:

  • связанные с деятельностью человека: профессиональной или бытовой, аварийной или экстремальной ситуациями;
  • базирующиеся на межличностных отношениях: проблемах взаимоотношений, предконфликтных моментах, конфликтных инцидентах;
  • возникшие в результате внутриличностных проблем: конфликтов, затруднений, кризисов;
  • вызванные обиходными (бытовыми) ситуациями: опасности, неизвестности, потери.

Специалисты акцентируют внимание на том, что ТЖС можно охарактеризовать присутствием сложной обстановки, дисбалансом между возможностями и требованиями к деятельности, а также активностью личностных мотивов.

Существует менее сложное деление ТЖС на два типа: первый и второй.

Первый тип – социальные ТСЖ

Сюда относят неприятности, возникающие в процессе жизни, связанные с обыденными моментами. К первому типу относятся затруднения временного характера и имеющие перспективу восстановления привычного уклада жизни.

Кстати! На возникновение подобных моментов в жизни влияет только сам индивид. Лично он их создаёт своими действиями, сам их переживает и получает негативный опыт.

Второй тип – экстремальные

Результатом таких жизненных моментов принято считать состояние «душевного слома» или «физического выживания». К этому типу относится тяжелейшая утрата в процессе жизни.

К сведению! Ко второму типу относят экстремальные природные, антпропогенные и техногенные ситуации, а также их сложные последствия, проявляющиеся со временем.

Чрезвычайная обстановка, вызванная природными катаклизмами, сопровождает человечество на всех этапах существования. Это силы, неподвластные управлению, однако люди, пытаясь ими овладеть, наоборот, могут не исключить, а спровоцировать возникновение новых эксцессов.

Техногенные (технические) и антропогенные (экологические) кризисы являются результатом действия или бездействия человечества в процессе продвижения технического прогресса и жизнедеятельности на планете.

Примером этого может служить загрязнение окружающей среды и природных угодий отходами производства: механическими или химическими (выбросы в атмосферу, сброс в реки и моря и иные действия).

Попадая в трудные ситуации, человек начинает испытывать психическую напряженность, которая мешает адекватно оценить положение и самостоятельно найти выход.

Виды психической напряжённости в ТЖС

Фазы проживания трудной ситуации

Преодолевая тяжёлые жизненные моменты, человек проходит через несколько этапов. Они зависят от степени социальной адаптации личности и жизненной компетентности (знаний). Их можно выделить в несколько следующих фаз:

  • бессознательные знания – имеющийся у гражданина опыт, который им применяется в непроблемных жизненных ситуациях;
  • бессознательные незнания – применение привычной компетентности в уже изменившейся ситуации, что не может дать ожидаемого результата, но человек этого ещё не понимает;
  • сознательные незнания – поиск альтернативы, накапливание информации, попытка произвести внутреннюю перестройку и понять свои возможности;
  • сознательные знания – момент, когда определено направление действий, но осуществление их ещё не доведено до автоматизма и происходит с помощью совокупности проб, ошибок и анализа результатов.

При применении сознательных знаний (компетентности) человек получает опыт, который дает ему возможность в будущем пребывать в фазе бессознательных знаний. Это позволяет любую трудную жизненную ситуация ставить на ступень обыденной и решать её.

Модель адаптации к ТЖС

Помощь в трудной жизненной ситуации

Из трудных жизненных ситуаций самое пристальное внимание органы соцзащиты населения уделяют неблагополучным семьям, где ребёнок страдает от недостатка понимания со стороны родителей. В зоне особого внимания малообеспеченные и неполные семьи, в которых подросток пропускает школу из-за низкого материального состояния.

В этом случае со стороны государства, в соответствии с утверждёнными законодательством положениями, могут быть приняты следующие меры:

  • денежная помощь в виде выплаты субсидий, различных компенсаций и пенсий (по потере кормильца, инвалидности и т.д.);
  • улучшение жилищных условий;
  • бесплатная психологическая поддержка;
  • реабилитационная медицинская помощь в специальных учреждениях: санаториях, профилакториях и реабилитационных и других оздоровительных центрах;
  • помощь в получении дальнейшего образования на бюджетной основе.

В особо тяжёлых ситуациях, где участниками являются несовершеннолетние дети, к решению проблемы подключаются органы опеки и попечительства. В России это особый государственный исполнительный орган, контролирующий обращение с детьми.

Внимание! Основная цель помощи в трудной ситуации – это помочь нуждающемуся адаптироваться к новым сложившимся условиям жизни и стабилизировать положение.

Адаптация может быть как благоприятной (индивид занимает активную позицию) или неблагоприятной (человек просто приспосабливается).

Человек, оказавшись в трудной жизненной ситуации, может рассчитывать на постороннюю помощь. Чтобы справиться с проблемами и стабилизировать свою жизнь, гражданин должен вносить и свой вклад в виде работы над собой для приобретения активной жизненной позиции.

Видео

Источник

Оцените статью