Что значит студент аспирант

Аспирант — кто это 12930

Получив диплом специалиста или магистра по окончании высшего учебного заведения (ВУЗа), далее можно идти несколькими путями – занятие наукой, преподавание, бизнес, государственная служба. Тем, кто стремится сделать карьеру научного деятеля или великое открытие, мечтает преподавать в университете, необходимо сначала поступить и закончить аспирантуру, чтобы по ее окончании защитить научную работу под названием диссертация.

Аспирант — кто это такой

Чтобы написать и защитить кандидатскую диссертацию , необходимо закончить аспирантуру или стать соискателем. Аспирантура — специфическая форма высшего образования, которая имеется в некоторых университетах. Формы обучения в аспирантуре:

Очная аспирантура во время обучения дает право на стипендию, отсрочку от службы в армии, аспиранты получают некоторые социальные льготы наравне со студентами. Аспирантура заочной формы обучения, в отличие от очной, ничем из перечисленного не обеспечивает, но дает право работать и учиться одновременно, предоставляется аспирантский отпуск. Различия существенны, и каждый выбирает тот вид, который удобен.

Аспирант — это специалист или магистр, который зачислен в аспирантуру. Конечная цель обучения в аспирантуре — написание и защита диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Курирует и оказывает помощь в создании научного труда опытный ученый — научный руководитель.

Читайте также:  Что значит крем перфектор

Аспирант на английском языке

Самым правильным ответом на вопрос: «Аспирант – кто это?», — будет перевод с английского выражения post-graduate student или graduate student – студент после диплома, аспирант. Некоторые считают, что слово происходит от латинского aspirantis, aspire, что в переводе – стремящийся или претендент на должность. Во французском языке есть созвучное слово aspirant – кандидат (первоначально – на должность). Но точнее всего под этот термин по смыслу подходит все же английский перевод.

Аспирантка или аспирант — как правильно

Часто при оформлении различного рода официальных документов или при написании докладов, выступлений возникает проблема: как правильно – аспирант или аспирантка. В русском языке строгого, точного правила на этот счет нет. Но филологи рекомендуют в официальных документах и докладах применять слова мужского рода – «аспирант», а не «аспирантка», «студент», а не «студентка», «докторант», а не «докторантка».

Докторант: кто это?

Аспирант – будущий кандидат наук, для этого ему нужно закончить аспирантуру и защититься. Докторант – это ступень на пути к защите диссертации на соискание высшей научной степени – доктора наук. Докторантура – образовательное подразделение при ВУЗе, где обучаются, повышают квалификацию докторанты – кандидаты наук, работающие над созданием докторских диссертаций.

Во время обучения в докторантуре докторанты получают стипендию (Письмо Министерства образования и науки России от 04.03.2014г. № АК-453/05 «О стипендиях докторантам»), им предоставляется дополнительный двухмесячный отпуск. Они, как и аспиранты получают право бесплатно пользоваться для проведения исследований и экспериментов лабораторным оборудованием ВУЗов, библиотеками, ездить в командировки, экспедиции, которые имеют большое значение для успешного завершения научной работы.

Чем соискатель отличается от аспиранта

Соискательство отличается тем, что не предполагает обучения в аспирантуре, соискатель закрепляется за кафедрой по профилю будущей научной работы и готовит диссертацию к защите самостоятельно, но под руководством назначенного научного руководителя.

Путь соискателя чаще выбирают для себя сотрудники научно-исследовательских институтов (НИИ) или научные сотрудники университетов. Разница в том, что соискатели пропускают этап учебы в аспирантуре, им не нужна педагогическая практика, они уже заняты научной деятельностью.

Аспиранты же за время учебы должны:

  • сдать кандидатский минимум,
  • активно участвовать в научных конференциях, желательно с докладами,
  • пройти педагогическую практику, параллельно занимаясь научными исследованиями, сбором материалов, подготовкой и оформлением кандидатской диссертации.

Учеба в аспирантуре предполагает выполнение большого объема самостоятельной научной, аналитической работы, исследований и экспериментов, значение которых в диссертации решающее.

Как стать аспирантом

Совет: Если у студента после получения высшего профессионального образования возникает вопрос, как поступить в аспирантуру, за разъяснениями и условиями нужно обратиться в соответствующий отдел, имеющийся в ВУЗе. Помощь в этом вопросе может также оказать научный руководитель, если он уже выбран.

Обычно алгоритм поступления следующий:

  • любой гражданин, закончивший ВУЗ с дипломом специалиста или магистра может подать документы для зачисления в аспирантуру;
  • сдача вступительных экзаменов;
  • дополнительно для поступления в аспирантуру желательно (добавляет шансов туда попасть): участие в конференциях, публикации в научных сборниках, статьи, рефераты, рекомендация кафедры или руководителя.

Для поступления в аспирантуру нужно сдать экзамены:

  • иностранный язык, обычно английский;
  • история и философия науки;
  • профильный предмет, для каждой специальности свой.

Срок обучения по очной форме — 3 года, при заочной – 4. Значит, за это время аспиранту необходимо поэтапно с помощью назначенного ему научного руководителя подготовить к защите кандидатскую диссертацию. Допускается закончить и защитить ее после окончания аспирантуры.

Учеба в аспирантуре, получение степени кандидата наук, для многих означает открывшуюся перспективу достичь своей мечты – стать ученым. Значение этого шага неоценимо. Диссертационная деятельность — нелегкий путь, значит, силы аспиранту нужно распределить правильно. Этим отличается ученый от студента – знаниями, целеустремленностью, умением анализировать, планировать, и разница эта очень существенна.

Также рекомендуем прочитать

Важность иностранного языка для ведения научной работы

О пользе изучения иностранных языков сказано очень много. Проблема рассматривается в разных аспектах, тем не менее есть люди, недооценивающие этот важный навык. Но в некоторых сферах без него не продвинуться. Наука – одна из них.

Общие сведения о публикациях в Scopus и Web of Science

В научной среде все хотя бы раз слышали о публикациях в Scopus и Web of Science. Но, как показывает практика, точно сказать, что это такое, могут только те, в чьих списках трудов они присутствуют. Стараниями остальных эти публикации обрастают всевозможными мифами. Попробуем разобраться, что здесь правда, а что – вымысел.

Новые правила защиты диссертаций и последствия их внедрения

С 1 января 2014 года прием диссертаций диссертационными советами к рассмотрению регулируется положениями «О порядке присуждения ученых степеней» от 24.09.2013 г. и «О Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации» от 23.09.2013 г. А в соответствии с Законом «Об образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, новый статус получила аспирантура.

Источник

Аспирант – кто это: студент или молодой ученый

В Российской Федерации с 2013 года правовая основа системы образования регламентируется базовым законом № 273-ФЗ. В соответствии с ним аспирант – это лицо, которое обучается по программе подготовки научно-педагогических кадров. В этой модели отсутствует обязательная защита диссертации.

Статус аспиранта

В Советском Союзе аспирантура была частью системы послевузовского профессионального образования и первой ступенькой в карьере молодого ученого. Ее основой была научно-исследовательская работа, а критерием эффективности – выпуск с защитой диссертации.

Действующий закон об образовании (ст. 10) определяет аспирантуру как очередной уровень в системе высшего образования (ВО), программы которого направлены на подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации, проще говоря, вузовских преподавателей и будущих ученых. Тем не менее четкого определения, кто такой аспирант, он не содержит. Согласно 33 статье аспирант – это обучающийся. Его задача заключается в освоении образовательной программы для приобретения такого уровня знаний и навыков, который необходим для научных исследований в определенной профессиональной сфере и подготовки диссертации.

По 34 статье аспиранты так же, как и студенты бакалавриата, специалитета или магистратуры, относятся к категории обучающихся и пользуются соответствующими правами и мерами социальной поддержки:

  • могут проживать в общежитии;
  • получают стипендию, если учатся очно на бюджетной основе;
  • им положена отсрочка службы в армии;
  • имеют право взять академический отпуск, уйти на плановые каникулы и т. д.

Все это мешает воспринимать «обучающихся» на третьем уровне высшего образования в качестве молодой научной смены.

Кроме того, для успешного освоения программы аспиранты должны:

  • прослушать курс лекций по учебным дисциплинам;
  • вовремя сдавать зачеты и экзамены;
  • пройти педагогическую практику;
  • подготовить самостоятельно научно-исследовательскую работу;
  • опубликовать не менее двух статей в изданиях, рекомендованных ВАК или входящих в систему РИНЦ.

Порядок обучения

Освоение третьего уровня ВО доступно для лиц:

  • получивших высшее образование в форме специалитета или магистратуры;
  • сдавших экзамены, необходимые для поступления.

Структуры программ аспирантуры и формы их реализации устанавливаются образовательными стандартами на федеральном уровне. Сроки обучения составляют 3 (очно) или 4 (очно-заочно) года.

Прием на бюджетные места ведется на конкурсной основе, причем учитываются не только результаты вступительных экзаменов, но индивидуальные научные достижения:

  • наличие публикаций;
  • участие в конференциях и семинарах;
  • международная стажировка;
  • наличие авторского свидетельства.

На завершающем этапе учебы в аспирантуре проводится государственная итоговая аттестация в форме:

  • кандидатского экзамена по соответствующей специализации;
  • защиты самостоятельной исследовательской работы.

После итоговой аттестации выпускнику аспирантуры выдается диплом с присвоением квалификации преподавателя-исследователя. Те, кто наряду с освоением курса в полном объеме защитил диссертационную работу, получают второй диплом – о присвоении ученой степени кандидата наук.

Завершение обучения не связано с обязательной защитой кандидатской диссертации. Закон лишь указывает на право использовать эту возможность в дальнейшем. Вузы, на базе которых действуют аспирантуры, отчитываются не по количеству работ, подготовленных на соискание ученой степени, а по числу успешных итоговых аттестаций.

Отличие от соискателя

Термин «соискательство» сегодня официально не используется. Он заменен понятием «прикрепление к исследовательской организации», которое применяется в отношении специалиста с высшим образованием, работающего над диссертацией самостоятельно. Его прикрепляют к научному руководителю и определенному вузу или исследовательской организации. Но если аспиранты – это претенденты на ученую степень, обучающиеся при вузе по индивидуальному плану, то соискатель не обязан:

  • сдавать вступительные и текущие экзамены;
  • посещать занятия или преподавать;
  • принимать участие в научно-исследовательской деятельности кафедры;
  • представлять регулярные отчеты о проделанной работе;
  • проходить итоговую аттестацию.

Время, отведенное соискателю на подготовку и последующую защиту диссертации, составляет 3 года. В течение этого периода он имеет возможность заниматься исследовательской работой, не отвлекаясь на посещение лекций по учебным дисциплинам. Соискателями обычно становятся сотрудники научных организаций, самостоятельно пишущие диссертацию.

Подготовка молодых научных кадров – одно из условий успешной реализации нацпроектов в сфере образования и экономики. Однако механизм выполнения этой задачи, заложенный в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, недостаточно эффективен. Возможно, новый законопроект, принятый недавно Думой в первом чтении, позволит более точно определить, аспирант – это студент или нет.

Источник

В чём разница между соискателем и аспирантом?

Содержание

Аспирантура готовит научных кадров для преподавательского состава и получения учёной степени в целях продолжения исследовательских мероприятий. Существует несколько форм получения степени аспиранта – это форма обучения, которая может быть очной и заочной, а также форма соискательства.

К системе подразделений высшего учебного состава относится аспирантура, которая даёт студентам функциональные особенности высшего образования. Выпускники получают звание кандидата наук, доктора или доцента кафедры, могут занимать должность старшего преподавателя, декана или иного, что предусматривается особенностями обучения в высшей школе.

Отличия между формами обучения

Соискатель научной степени – это аспирант, который имеет квалификацию специалиста или магистра, но хочет повысить свои практические знания, получив учёную степень. Для этого в обоих случаях нужно писать диссертацию и заниматься научной работой. Для аспиранта ВУЗа и соискателя степени, который не числится в аспирантуре, индивидуальный план – абсолютно разный.

Чем занимается соискатель?

Соискателем научной степени считается специалист с высшим профессиональным образованием, который хочет получить учёную степень и/ли звание кандидата или доктора наук. Работа над диссертацией не предполагает курирования со стороны преподавателя. И в течение подготовки он прикрепляется к научному руководителю или научно-исследовательскому учреждению. Форма обучения подходит следующим категориям лиц:

  • Форма получения учёного звания удобна для исследовательских учреждений, которые могут подготовить научные кадры без обязательного зачисления в ВУЗ.
  • Сотрудники исследовательских организаций не проводят вступительных экзаменов. Аспирант, которые является соискателем степени, не сдаёт вступительных мероприятий, не проходит конкурсы аттестатов и дипломов.
  • Соискатель научной степени не ходит на пары, не посещает ВУЗ для изучения вопросов касаемо своей темы научной работы.
  • Соискатель может консультироваться с научным педагогическим составом.
  • На кафедре соискатель числится, как внештатный специалист, который пишет диссертацию.
  • Кафедра может включить в штат соискателя на основании положительно характеристики. Она составляется после собеседования с ректором по научной работе. При этом преподавательская деятельность считается необязательной для него.
  • Как только соискатель становится прикреплённым к научному руководителю, будучи зачисленным на кафедру, он готовится к сдаче кандидатского минимума.

Соискатель пишет диссертацию в течение 3 лет, либо уже приходит в НИИ или ВУЗ для защиты своей работы. На этот период он никак не обременяется экзаменами, лекциями в ВУЗах или научной работой с другими кандидатами.

Аспирант – особенности и отличия

Аспирант считается более «тепличным» видом научного кадрового аппарата. Человек «живёт» в ВУЗе, получает льготы и стипендии. В течение 4-5 лет он занимается наукой, пишет статьи и консультируется с педагогами. Аспирант – это претендент на учёную степень кандидата наук, который числится в программе аспирантуры в учебном заведении.

Аспирантура для студента предполагает:

  • сдачу экзаменов при поступлении;
  • очная форма обучения доится 4 года;
  • аспирант посещает лекции и семинары;
  • он получает стипендии и льготы;
  • аспирант работает «на кафедру»;
  • ежегодно он составляет отчёты для кафедры о проделанной работе.

По окончании учёбы аспирант сдаёт последний кандидатский минимум и получает допуск к защите диссертации. Экзамен сдаётся по 3 предметам.

Важно! Аспиранты также являются соискателями учёных степеней. В чём разница, если обе категории кандидатов в доктора наук занимаются диссертацией и исследовательскими работами? Отличия в том, что соискатель в аспирантуре – получает все льготы взамен на работу для кафедры. Соискатель без зачисления в аспирантуру не имеет льгот и стипендий. Он лишь пишет диссертацию, чтобы получить учёную степень. При этом аспирант в ВУЗе может также получить научное звание для продолжения педагогической деятельности.

Кому нужна форма соискательства?

Отличия от аспирантуры заключаются в мобильности и отсутствии обязательств перед ВУЗом. Соискатель учёной (не научной) степени – это, как правило, специалист, который привязан к работе института или иному высшему учебному заведению. Он уже является доцентом или старшим педагогом, который хочет стать доктором наук, но не хочет прерывать учебный и трудовой процесс.

Если соискатель степени хочет посещать лекции, он вправе там появляться вместе с другими аспирантами. При этом работа над диссертацией будет вестись самостоятельно. Дополнительного обучения не требуется. Аспирант обязан заниматься научной работой, как соискатель. Однако последний не обязан вести учебную деятельность, публиковать статьи в журналы и сдавать экзамены.

В чём разница помимо формы подготовки кадров и образовательного процесса:

  1. В положении о подготовке научно-педагогических кадров №814 и №1582 сказано, что аспирантура, как и адъюнктура/докторантура, является основным профессиональным обучением кадров.
  2. В Законе №248 сказано, что аспирантура относится к системе послевузовского образования для повышения квалификации учебных кадров. Соискатели степени могут получить педагогическую квалификацию.
  3. Соискательство – это форма работы над диссертацией, которая не подразумевает прикрепления кандидатов в ВУЗам и подразделениям НИИ.

Аспирантура считается более жёсткой формой обучения. На очной форме обучения кандидаты сдают не только профильные экзамены, но и зачёты по информатике, педагогике и т.д. Соискатель не изучает таких предметов, лишь готовится к кандидатскому минимуму, если прикрепляется всё же к кафедре ВУЗа. Обе формы предполагают аттестацию каждый год.

Аспирант не может прерывать учебный процесс по необоснованным обстоятельствам, а соискатель вправе «отложить» науку на неограниченный срок, как кандидат в доктора. Поэтому многие врачи, которые окончили ВУЗ, ординатуру, остаются кандидатами в доктора наук, и продолжают трудовую деятельность в форме соискателя научной степени.

Источник

Оцените статью