- I. Структурно и семантически неполные предложения.
- 2.6. Неполные предложения
- Упражнение к теме «2.6. Неполные предложения»
- Неполное предложение: определение, примеры
- Содержание:
- Отличие неполных предложений от односоставных
- Примеры незамещённых членов в неполных предложениях
- Пунктуационные особенности
- Пример разбора неполного предложения
I. Структурно и семантически неполные предложения.
Тема 13. Неполные предложения
Общая характеристика неполных предложений
Существование в русском языке неполных предложений сомнения не вызывает. Однако сущность данного грамматического явления и то, какие именно предложения следует считать неполными, – вопросы, решаемые в истории отечественного языкознания неоднозначно.
Очень важным для разработки вопроса о полных / неполных предложениях явилось учение А.А. Шахматова об односоставных предложениях. Признание факта существования в русском языке таких предложений как самостоятельного типа позволило существенно сузить круг предложений, считавшихся неполными.
Долгое время полнота / неполнота предложения связывалась с полнотой / неполнотой входящих в него словосочетаний: для каждой зависимой словоформы должно быть главное слово; если же такого слова нет, предложение неполное. На этом основании к неполным относились различные в структурном отношении предложения с каким-либо пропущенным членом, который может быть введен по принципу «подразумевания». Вопрос о том, нуждается ли предложение во вставке, домысливании «недостающего» члена, не поднимался.
Велик вклад в учение о полноте / неполноте предложения В.В. Виноградова. Он поставил под сомнение существовавший к тому времени критерий отнесения предложения к неполным, заключавшийся в том, что за норму принималось идеальное предложение, а все отклонения от нормы объяснялись «сокращениями» и «опущениями». Он указал, что значительная часть предложений, относимых к неполным, в речи адекватно выполняет коммуникативную функцию.
Противоречия традиционного учения становятся всё более заметными: если следовать ему, то числу неполных приходится относить предложения, в которых нельзя «восстановить» якобы опущенные члены (Медведь – в лес; У меня жар и т.п.).
Современный синтаксис всё больше опирается не на отвлеченные схемы, а на живой речевой материал. Это приводит к необходимости уточнить критерии отнесения предложений к числу неполных. Мы принимаем точку зрения П.А. Леканта, согласно которой наличие в предложении зависимой формы, непосредственно не подчиненной какому-либо слову, не является непременным показателем пропуска члена предложения и, следовательно, признаком грамматической неполноты предложения.
П.А. Лекант пишет: «О пропуске того или иного члена можно говорить лишь в том случае, если он словесно выражен в контексте или ясен из ситуации речи. В предложении с пропущенным членом не только отсутствует непрерывность синтаксических связей, но и нарушена система синтаксических отношений (синтаксические отношения не полностью реализуются в пределах данного предложения)»[1]. См.: От оазиса к оазису перебегают дикие кони. Останавливаются при встрече (Пришвин). Неполнота второго их этих предложений подтверждается не только отсутствием в нем подлежащего, с которым должна быть скоординирована форма глагола-сказуемого, но и нарушением предикативных отношений между действием и деятелем, который не назван в этом предложении, но указан в предыдущем и потому однозначно восстанавливается из контекста.
Таким образом, неполными являются предложения, в которых отсутствует структурно необходимый член предложения; причем отсутствующий член может быть восстановлен из контекста или ситуации речи. Здесь принципиально важны два момента: 1) необходимость отсутствующего члена и 2) возможность его однозначного восстановления из контекста или ситуации, а не домысливания.
Специальных моделей, по которым бы строились неполные предложения, в русском языке нет. Неполными могут быть и двусоставные, и односоставные предложения. В них может отсутствовать любой обязательный член, но только такой, который входит в тему (см. тему 16).
Подчеркнем: наличие в односоставных предложениях только одного главного члена признаком их неполноты не является! Так, предложения До зари потом всю ночь проплачу (Фет); Привезли новых раненых, вносили их в особняк (А.Н. Толстой) и т.п. – полные.
В то же время неполными могут быть предложения, где представлены два главных члена. См., например, вторую часть предложения Все получали письма, а я не получал (Паустовский), в которой отсутствует прямое дополнение, обязательное при сказуемом, выраженным переходным глаголом.
Типы неполных предложений
Неполные предложения классифицируются с разных точек зрения. Рассмотрим две их классификации.
I. Структурно и семантически неполные предложения.
В.В. Бабайцева предлагает различать структурную и семантическую неполноту предложений. Исходя из этого, она делит все неполные предложения на 3 группы:
1) структурно полные, но семантически неполные;
2) структурно и семантически неполные;
3) структурно неполные, но семантически полные.
1. К первой группе относятся предложения, один из членов которых выражен синсемантичным местоимением или местоименным наречием (т.е. местоимением или наречием, не имеющим вне контекста или ситуации конкретного значения). Чаще это указательные местоимения и наречия этот, такой, там, тогда, лично-указательное он и др.: [Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем…] И вот от него эти искры. Я расскажу тебепро это… (Горький); Почему так страшны были эти совершенно для меня новые слова? Значит, я их уже знал когда-то? (Бунин); Не бывало еще так никогда (Белов). Эту группу неполных предложений выделяют не все авторы.
Обратите внимание: наличие в предложении автосемантичных местоименных слов, значение которых ясно вне контекста: каждый, никто, что-то, всюду, где-нибудь и т.п., – не свидетельствует о его неполноте. Предложения У меня праздник каждый день, от утра до вечера (Чехов); Все с удовольствием ждали соблазнительного скандала (Куприн); На вокзале, метелью подернутом, Где-то плачет далекая женщина (Симонов) и т.п. – полные!
2. Предложения второй группы составляют ядро неполных предложений и находятся в центре внимания при изучении данной темы. Основная их особенность – структурная неполнота, следствием которой является неполнота семантическая.
Неполнота предложений этой группы создается:
а) за счет неполной реализации структурной схемы предложения. В этом случае отсутствует главный член (один или оба):
Итак, профессор зажег шар и огляделся. Зажег рефлектор на длинном экспериментальном столе, надел белый халат, позвенел какими-то инструментами на столе… (Булгаков) – во втором предложении отсутствует структурно необходимое подлежащее профессор, восстанавливаемое из первого предложения;
За кого он меня мог считать? Уж, конечно, за барина, имеющего отношение к лесному, межевому или полицейскому делу (Пришвин) – во втором предложении отсутствуют оба главных члена, восстанавливаемые из предыдущего предложения;
б) за счет отсутствия обязательного детерминанта. См.: Приходится вставать с постели и зажигать лампу (Чехов); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою… (Бунин) – в первом предложении недостает детерминанта с субъектным значением, во втором – с пространственным;
в) за счет неполной реализации схемы словосочетания. Здесь возможно два варианта.
Во-первых, отсутствие одного из компонентов свободного словосочетания, а следовательно, члена предложения: Красавец тяпнутый – он был уже без халата, в приличном черном костюме – передернул широкими плечами, вежливо ухмыльнулся и налил прозрачной (Булгаков) – нет главного слова для прилагательного прозрачной; Я ужасно хотела бы побывать в Миргороде. Непременно надо как-нибудь поехать. Правда? (Бунин) – во втором предложении недостает обстоятельства места, обязательного при сказуемом – глаголе движения.
Во-вторых, возможно отсутствие одного из компонентов синтаксически неделимого словосочетания. В этом случае все обязательные члены в предложении есть, но один из них неполный:
Было и шумно и весело, дедушке – веселее всех (Бунин) – в главном члене второй предикативной части недостает глагола-связки;
И молиться не учи меня. Не надо! (Есенин) – в главном члене второй части недостает обязательного инфинитива;
Низ окна был черен; верх просветлел (Грин) – в подлежащем второй предикативной части отсутствует необходимая форма родительного падежа.
Примечание. В двусоставных предложениях, обозначающих состояние конкретного лица, конкретного обладателя чем-либо, субъект состояния или обладания должен быть назван обязательно. Он может обозначаться либо детерминантом (У меня сердце бьется сильнее, В его душе поселилась тревога, У Ольги глаза зеленые), либо определением (Мое сердце бьется сильнее, Глаза Ольги / Ольгины глаза зеленые). Предложения типа Голова болит, С утра настроение было скверным, где субъект не обозначен, неполные. Если же предложение имеет значение обобщенного лица, то в нем член предложения с субъектным значением обязательным не является. При этом условии предложения Жить здесь невесело, На берегу моря хорошо дышится и т.п. – полные.
3. Своеобразие третьей группы неполных предложений составляет то, что они понятны вне контекста и вне ситуации, хотя в них отсутствует сказуемое: Последний воз к дому! (А.Н. Толстой); Бойцы, из кузова на землю! (Симонов). Такие предложения называют эллиптическими.
Источник
2.6. Неполные предложения
Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !», остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Например: – Ваша рота завтра назначена в лес ? – спросил князь Полторацкого. – Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).
Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно , я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).
В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).
В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
За спиной – лес . Справа и слева – болота (Песков).
Это так называемые «эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.
1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.
Весенний лес ; Вход в зал ;
2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.
Ср.: Все деревья в серебре . – Все деревья серебряные .
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:
За спиной – лес . Справа и слева – болота (Песков); Мне всё послушно , я же – ничему (Пушкин).
Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном – туман (Блок);
в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
Здесь – овраги , дальше – степи , ещё дальше – пустыня (Федин);
в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:
Ночи стали чернее , дни – пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали).
План разбора неполного предложения
- Указать тип предложения (полное – неполное).
- Назвать пропущенный член предложения.
Мужики – за топоры (А.Н. Толстой).
Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .
Упражнение к теме «2.6. Неполные предложения»
► Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»
Источник
Неполное предложение: определение, примеры
Содержание:
Неполное предложение — синтаксическая конструкция, в которой недостаёт одного члена или группы членов. При этом пропущенное слово восстанавливается с помощью контекста или объясняется речевой ситуацией. Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один. В выделенном неполном предложении сказуемое «говорит» восстанавливается из контекста. По источнику информации о пропущенном члене предложения различают:
- Контекстуально-неполные — понятные из окружающего контекста, недостающие слова названы в текстовом окружении предложения. Готовь сани летом, а телегу — зимой.
- Ситуативно-неполные — объясняемые речевой ситуацией и понятные только участвующим в общении. Существуют преимущественно в устной форме диалога. Рыбак спрашивает у другого, показывая на ведро с уловом: «Сколько?» — «Да штук восемь» Предложения в полной форме имеют вид «Сколько рыбок поймал?» — «Да штук восемь рыбок наловил»
Неполные предложения — полноценные коммуникационные единицы, постоянно использующиеся в речи. От полных они отличаются тем, что в рассматриваемых конструкциях те или иные элементы структуры опущены, а в полных словесно представлены все составляющие звенья.
Неполные предложения могут быть односоставными, с одним главным членом, и двусоставными, с полной грамматической основой. Чтобы различить их, необходимо достроить фразу — восстановить недостающие члены, и по получившейся структуре определить, каким было исходное предложение — двусоставным или односоставным.
- Как ты пришел к этому выводу? — В результате наблюдений над растениями — двусоставное неполное (Я пришел к такому выводу в результате наблюдений над растениями — это двусоставное предложение)
- Чего тебе хотелось бы попросить у Деда Мороза? — Поездку к морю — односоставное неполное (Мне хотелось бы попросить поездку к морю — односоставное безличное предложение)
Отличие неполных предложений от односоставных
Односоставные
Неполные
Смысл выражен ясно, контекста не требуется
Смысл не ясен без контекста или учета речевой ситуации
Исключается только подлежащее или сказуемое
Исключается любой член предложения
В односоставном назывном предложении допустим второстепенный член — определение. Восхитительная зима.
В неполном односоставном предложении с главным членом — подлежащим второстепенный член — обстоятельство, связанное с пропущенным сказуемым. Зима на стоянке в лесу.
Примеры незамещённых членов в неполных предложениях
- Подлежащее
— Ты кто? — удивился незнакомец.
— Серёжа, — испуганно ответил мальчик. - Сказуемое
— И ты его испугался?
— Нет, он — меня. - Подлежащее и сказуемое
— Катерина Сергеевна здесь живёт?
— Здесь!– ответили соседи. - Сказуемое и дополнение:
Кто встретил его в родном городе? Пустая неуютная комната - Подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени
Ваши ребята сегодня будут выступать на сцене? – спросил режиссёр. – Мои.
Отметим: вариации сочетания пропущенных членов в неполных предложениях могут быть самыми разнообразными.
Эллиптические предложения — структуры особого типа, с отсутствием глагольного сказуемого, при этом не являющегося необходимым для понимания смысла высказывания. При этом в предложении есть второстепенные члены группы сказуемого. Для понимания смысла в данном случае нет необходимости ни в контексте, ни в речевой ситуации. Цель эллиптической конструкции:
- Сообщить о месте, времени, способе действия: Мы пошли к дому, Тимофей — вслед за нами по дороге.
- Указать на объект или направление действия: За домом — роща, посаженная в прошлом веке.
- Эллиптические предложения могут выражать побуждение: Все на палубу!
В эллиптических предложениях подразумеваются глаголы со значением:
- бытия, наличия, обнаружения, восприятия: Над степью — поднятая копытами лошадей пыль
- речи: Марья — ему вслед, негромко: — Хлеб весь, чай, съел?
- движения: Я за ним следом
- энергичного разового действия (схватить, толкнуть, ударить, и т.д.): —В костёр их!— пронеслось в толпе.
Пунктуационные особенности
Пропуск слова в устной речи отмечается паузой, на письме знаком тире. В большей части эллиптических предложений тире не является обязательным, однако есть исключения:
- При параллелизме — однотипности синтаксических конструкций внутри предложения Слева – березовая роща, справа – овраг, впереди – проселочная дорога.
- В схеме предложения участвуют существительные в дательном и винительном падежах, при этом четко оформляется пауза Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы; Журналисты — в горячих точках. Литературные премии — ветеранам.
- В неполном предложении, входящем в сложное, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части: Ночи стали длиннее, дни – короче (восстанавливается связка стали).
Пример разбора неполного предложения
Над степью — поднятая копытами лошадей пыль.
- Предложение по цели высказывания повествовательное
- По интонации невосклицательное.
- Неполное/эллиптическое двусоставное распространённое.
- Пропущено сказуемое.
Источник