Что значит структурированный конспект

Конспект: что это такое и как его писать

Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.
Читайте также:  Что значит нет ffmpeg dll

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

План-конспект

За основу берется план, который нередко предлагается лектором в начале занятия или самостоятельно составляется перед прочтением книги. По мере раскрытия вопросов каждый подпункт «обрастает» комментариями, и в итоге они превращаются в структурированный, логический текст. Такой конспект отлично подойдет для подготовки к выступлениям на семинарах, позволит не упустить важные моменты и раскрыть суть поставленного вопроса.

Схематический план

Обычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.

Текстуальный конспект

Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.

Свободный

Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.

Тематический конспект

Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.

Графический

Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.

Как писать

Хороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.

Конспект лекций

Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:

  1. Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
  2. Разработать систему стандартных сокращений.
  3. Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
  4. Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.

Литературы

Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.

Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

  • Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки. Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
  • Использовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
  • Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
    • гос-во (государство);
    • кол-во (количество);
    • ин-т (институт);
    • стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

  • Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Источник

Структурированный конспект как путь, подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, к самообразованию
статья по биологии на тему

Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебной информацией до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

Скачать:

Вложение Размер
aleksandrova_av_-_kopiya.doc 324 КБ

Предварительный просмотр:

Структурированный конспект как путь, подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, к самообразованию

В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны [1]. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию особенно у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Осознание обучающимися целей самостоятельной работы с учебной информацией до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни. В связи с этим перед школой стоит задача компетентностного обучения.

Такие компетенции как — образовательная, исследовательская, социальная, личностная и др. — складываются из четырех «кирпичиков». Это информационная (готовность к работе с информацией), коммуникативная (готовность к общению с другими людьми), кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми), проблемная (готовность к решению проблем). В данной работе имеет смысл остановиться на информационной компетенции.

Информационная компетенция выражается в умении самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Как следует из составляющих характеристики информационной компетенции, одним из ее элементов является умение «структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах» [1]. В процессе предметного изучения биологии данный элемент информационной компетенции можно формировать при организации деятельности обучающихся с учебным текстом по сворачиванию и разворачиванию информации.

Основными формами структурирования и сворачивания изучаемого учебного материала для записи в тетради являются:

Особенности учебного материала, представляемого в виде структурированного конспекта и подходы к организации работы с ним:

  1. В виде структурированного конспекта (СК) хорошо представляется (сворачивается) текстовая информация, включающая большое количество понятий, между которыми существуют отношения: родовое понятие — видовое понятие, видовое — родовое, видовое — видовое, общее — частное, частное — общее и для понимания и запоминания которой необходимо установление логических связей.
  2. Для структурированного конспекта следует выбирать не второстепенный, а основной учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному усвоению.
  3. Объем учебного материала для сворачивания в структурированный конспект должен соответствовать возрастному уровню умственных сил школьников и вместе с тем стимулировать их развитие.
  4. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса с использованием заданий по работе со структурированным конспектом необходимо учитывать состояние психических функций и учебные возможности школьников, предвидеть типичные затруднения обучающихся.
  5. Учебные задания по заполнению структурированного конспекта следует давать для выполнения в последовательности, обеспечивающей достижение все более высоких ступеней в овладении данным умением, большую степень самостоятельности школьников.
  6. Задания по заполнению (составлению) структурированного конспекта могут быть подготовительного, обучающего, тренировочного, контрольного характера.
  7. Необходимо предусмотреть проверку уровня овладения умениями осуществлять данную работу с учебным текстом к началу обучения и текущую проверку в процессе их формирования. Нужно также довести до сведения обучающихся, какие именно умения и навыки формируются при выполнении данной работы и информировать о достигнутых успехах, с тем чтобы вызвать у них нужную мотивацию — стимул к дальнейшему совершенствованию данных умений и навыков.
  8. Система учебных заданий со структурированным конспектом должна обеспечивать выработку умения осуществлять перенос этого приёма в процессы изучения других школьных дисциплин.

Целесообразно работу по обучению обучающихся заполнению и составлению структурированного конспекта начинать в 5,6 классе (на начальном этапе изучения предмета) при изучении природоведения и биологии. Эта работа позволяет при использовании учебника включать обучающихся в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач — работа со СК.

Благодаря работе со структурированным конспектом изменяется не только характер работы обучающегося, но и изменяется характер взаимоотношений «учитель-ученик» в сторону сотрудничества.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых форм работы, которые определяются оптимально подобранным темпом обучения и индивидуальным подходом, поэтому в пределах одного класса алгоритм работы со структурируемым конспектом будет различный (таблица 1), что позволит усваивать учебный материал исходя из индивидуальной способности обучающегося.

Алгоритмы составления структурируемого конспекта

Алгоритм составления структурируемого конспекта с помощью текста (для 1 группы)

Алгоритм составления структурируемого конспекта с помощью текста (для 2 группы)

Алгоритм составления структурируемого конспекта с помощью текста (для 3 группы)

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова.
  • Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.
  • Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы.
  • Ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет главное слово.
  • Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.
  • Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2.
  • Помните, что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.
  • Прочтите конспект.
  • Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
  • Выделите главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.
  • Выделите главные и второстепенные факты и явления, выпишите их.
  • Установите логические связи между явлениями.
  • Прочтите конспект.
  • Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
  • Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.
  • Согласно проблеме выделите главные и второстепенные явления, разбейте их на группы.
  • Составьте схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.
  • Проверьте, отражает ли конспект основную проблему, изложенную в тексте.

При использовании структурированного конспекта можно дифференцировать подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся при освоении учебного содержания, что очень удобно при обучении детей с ОВЗ.

  1. Наличие в шаблоне СК разного количества заполненных элементов (для 1 группы обучающихся — упрощенный СК представлен на рисунке 1)
  2. Структурирование части учебного материала, а другую часть учащимся необходимо структурировать самостоятельно (для 2 группы обучающимся — средний СК)
  3. Заполнение дополнительной части СК с использованием информационных источников справочного и научно-популярного характера (для 3 группы обучающихся — усложненный СК).

Рис. 1. Структурированный конспект по теме « Зрительный анализатор»

Следует отметить положительные стороны использования структурированного конспекта как приема организации работы обучающихся с учебной информацией:

  1. Продуманная краткая форма записи учебного материала, которая при актуализации знаний может быть использована как справочный материал.
  2. Разнообразит формы записи, особенно в старших классах.
  3. Обеспечивает дифференцированный подход.
  4. Удобен для проверки учителем.
  5. Позволяет проконтролировать умения обучающихся анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки.
  6. Удобен для подготовки домашнего задания.
  7. Обеспечивает рациональное распределение учебного времени.

Практика работы показала, что многие обучающиеся в случае свободного выбора предпочтение отдают структурированному конспекту. При изучении различных тем, большая часть обучающихся (более половины) выбирают структурированный конспект, многие старшеклассники используют его элементы в сочетании с другими формами.

  1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007
  2. Петрищева Г.С. Системное использование учебника на уроках биологии — один из путей подготовки учащихся к самообразованию. — http://som.fsio.ru./getblob.asp?id=10002984
  3. Программы профилактики трудностей в учебе / авт. сост. Е.М. Меттус, А.В. Литвина. — Волгоград: Учитель, 2007
  4. Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. «Первое сентября» – 2011. – № 9. – С.14-15

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н.

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета «Профессиональная подготовка»

Материал, представленный в программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо.

Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных» (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри.

ПРОГРАММА «Формирование культуры здорового питания воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Материал содержит титульный лист, паспорт программы.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

Статья «Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации»

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в .

Конспект урока по чтению в 1 классе с использованием системно- деятельностного подхода в обучении в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( индивидуальное обучение)

Конспект урока по теме: «Буква «ш», дифференциация звуков с-ш&quot.

Источник

Оцените статью