Что значит структура института

Как устроен вуз: ликбез для абитуриента

Разбираемся, кто такой ректор, к чему относится кафедра и можно ли “учиться на факультете”.

У старшеклассников во время обучения, и тем более после выпуска из школы, не всегда есть время, чтобы изучить, как устроен конкретный вуз. Мы решили собрать в одном материале главную информацию о структуре вуза и его работниках. Это поможет разобраться, почему нельзя «поступить на факультет» и «закончить кафедру».

Начнем разбираться с самого верха «пирамиды высшего образовании». Университет, вуз, академия, институт и множество других слов можно услышать от поступающих, которые собираются получать высшее образование. Формально все это — образовательные организации высшего образования. Так написано в законе «Об образовании в РФ». Но для удобства будет говорить вуз.

Вуз может быть государственным и частным. Отличия этих типов мы разбирали в статье «Чем государственный вуз отличается от негосударственного» . Если кратко: государственный создается Российской Федерацией или ее субъектом, а частный — физическим, юридическим лицом или объединением лиц.

Чаще всего вузом управляет ректор, но должность может называться и по-другому, например, директор. Ректору подчиняются проректоры, они отвечают за конкретные направления: учебное, научное, информационное и другие.

Факультет — учебно-научное и административное подразделение вуза, где осуществляется подготовка студентов по одной или нескольким родственным специальностям. В зависимости от того, что написано в уставе вуза, он может подразделяться на факультеты, институты, департаменты и другие структуры. К ним также относятся и колледжи, если они входят в состав вуза. Вне зависимости от названия все это — подразделения вуза, которыми управляют деканы.

Читайте также:  Что значит крутая тачка

На факультет нельзя поступить, потому что поступать вы будете на конкретную программу подготовки или специальность, которые реализуются на факультете. Так, на факультете философии могут учиться студенты специальностей «Философия», «Конфликтология» и «Социология».

Еще один пример: в СПбГУ наравне с биологическим факультетом существуют Институт наук о Земле и медицинский колледж.

Как и сам факультет, он может быть поделен на разные структуры, чаще всего — это кафедры. Обычно у кафедр узкая направленность учебной и исследовательской деятельности. Например, на кафедре славянских языков факультета филологии изучают украинский, белорусский, польский, чешский и другие языки.

Обычно во время обучения студенты сотрудничают с конкретной кафедрой, которая им наиболее интересна: пишут курсовые, исследовательские и выпускные работы. Нередко компании-партнеры открывают свои подразделения на факультетах, которые называю базовые кафедры . Такие подразделения есть, например, у «Яндекса» в МФТИ и у Microsoft в «Высшей школе экономики».

После краткого введения в структуру вуза стоит напомнить, что корректнее говорить, что вы хотите поступить или учитесь на определенной образовательной программе. Это помогает избежать путанницы. А понять, в какой вуз и на какую программу поступить, поможет консультация по выбору вуза .

Источник

Структура вузов: что такое факультет, деканат, кафедра

Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

Структура вуза

Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

Факультет

Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:

• Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;

• Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;

• Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.

Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:

• Научная – изучение различных дисциплин;

• Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;

• Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;

• Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

Кафедра

Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.

• Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;

• Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;

• Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.

Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, факультет философии, экономики, информационных систем

Деканат

Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

Основные задачи деканата:

• Совместная работа с приемной комиссией;

• Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;

• Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;

• Контроль за успеваемостью студентов;

• Ведение всех необходимых документов и другие.

Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.

Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.

Источник

Информационно-аналитический журнал

Образовательная организация высшего образования (вуз) – образовательная организация, учрежденная и действующая на основании законодательства РФ об образовании, имеющая статус юридического лица и реализующая образовательные программы в соответствии с лицензией.

Образовательная организация высшего образования (далее – вуз) – образовательная организация, учрежденная и действующая на основании законодательства РФ об образовании, имеющая статус юридического лица и реализующая образовательные программы в соответствии с лицензией. Это единый комплекс, в состав которого входят учебные, научно-исследовательские, производственные, социально-культурные, административно-хозяйственные и другие структурные подразделения с различной степенью хозяйственной самостоятельности.

Структура вуза складывается исходя из специфики конкретной образовательной организации, перечня оказываемых образовательных услуг, количества обучающихся, степени участия вуза в международных образовательных проектах и объема собственной научно-исследовательской деятельности и т.д. Однако, любому вузу присущи общие структурные черты, что обусловливается родом их деятельности с одной стороны и регламентируется соответствующими правовыми актами с другой.

Все вузы действуют на основе собственного устава, утвержденного в установленном порядке. Официальным документом определяются структура учебных, научных и других подразделений данного вуза, их права и обязанности, а также схема управления и руководства вузом.

Ректор – возглавляет вуз и руководит его деятельностью. Президент вуза – должность, учреждаемая по решению ученого совета, закрепляется в уставе. Президент участвует в разработке концепции развития вуза, представляет его в отношениях с государственными органами и общественными организациями, участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. Совмещение должностей ректора и президента вуза не допускается.

Совещательным органом при ректоре является ректорат, состав которого формируется из числа проректоров (по учебной, научной, воспитательной и другим видам работы), деканов, заведующих кафедрами, руководителей прочих структурных подразделений. Ректорат периодически собирается на заседания для оперативного решения вопросов.

Общее научно-методическое управление вузом осуществляет ученый совет – постоянно действующий выборный представительный орган, состав которого ежегодно утверждается ректором. Срок полномочий совета не превышает пяти лет.

Проректоры действуют в соответствии с распределенными ректором между ними обязанностями. Ректор может делегировать им часть своих полномочий по управлению структурными подразделениями вуза.

Одной из основных структурных и административных единиц вуза является факультет (институт, школа), где организуется подготовка по одной или нескольким родственным специальностям, переподготовка и повышение квалификации кадров для соответствующей отрасли производства или культуры. Факультет (институт, школа) состоит из кафедр, лабораторий и других структурных подразделений, которые по содержанию своей работы соответствуют его профилю.

Кафедра – учебно-научное подразделение, отвечающее за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, различного вида практик, повышение квалификации работников. В профессорско-преподавательский состав кафедры входят: заведующий кафедрой, профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, преподаватели и преподаватели-стажеры. За кафедрами закрепляются аспиранты, докторанты и учебно-вспомогательный персонал. При наличии на кафедре соответствующих научно-педагогических кадров (докторов наук) решением ректора могут быть созданы аспирантура и докторантура.

На каждом факультете (в институте, школе) может быть несколько различных кафедр. Факультет (институт, школа) обобщает и координирует их работу с помощью научного совета факультета (института, школы), главой которого является декан. Как правило, он обладает ученой степенью доктора наук, званием профессора, административным научным опытом.

Состав деканата – декан, его заместители и методисты, отвечающие за различные направления работы. На каждом факультете (в институте, школе) имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав, решает ректор вуза.

Для каждой группы студентов на факультете (в институте, школе) назначается куратор-преподаватель, который помогает обучающимся адаптироваться, знакомит их с правилами образовательной организации, оказывает помощь в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям вуза.

Канцелярия (отдел документационного обеспечения) является самостоятельным структурным подразделением вуза. Сотрудники канцелярии обеспечивают своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, осуществляют работу по регистрации, учету, хранению и передаче в соответствующие подразделения документов, в том числе приказов и распоряжений руководства.

Вузы могут иметь разнообразные структурные подразделения, в том числе филиалы как отечественные, так и зарубежные. Кроме ООП высшего образования, структурные подразделения вузов могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у вуза соответствующей лицензии.

Филиалы вузов – обособленные структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица. Расположены отдельно от головного вуза и процедуру лицензирования проходят самостоятельно. За организацию учебного процесса в филиале отвечает директор, но ректор вуза ответственен за качество обучения студентов в филиале, так как головной вуз и филиал проходят государственную аккредитацию совместно. Диплом, полученный в филиале вуза, не отличается от диплома головного вуза. Если образовательные программы, реализуемые в филиале успешно прошли процедуру госаккредитации, то выпускники получают дипломы государственного образца, называемые сейчас также «дипломы установленного Минобрнауки РФ образца» (не путать с дипломами собственного образца, ранее – «дипломы установленного образца» – прим. ред.)

В вузах, которым Высшей аттестационной комиссией предоставлено право принимать к защите кандидатские и/или докторские диссертации, действуют советы по присуждению учёных степеней.

При вузе может существовать большое количество организаций, учреждений, предприятий, работа которых связана с профилем вуза и способствует более качественному выполнению основных задач и функций. В структуру вуза также входят библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и другое подобное. Многие вузы имеют собственные типографии, выпускают различные периодические издания.

В настоящее время в рамках формирования системы ведущих вузов появились университеты с различными статусами. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) определение «ведущие вузы» не дано. В отдельные категории выделяются федеральные и национальные исследовательские университеты (ФУ и НИУ), но указание на то, что они ведущие, в законе отсутствует. Сам термин «ведущий» в законе употребляется только в отношении двух университетов с особым статусом – Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.

Федеральные университеты:

  1. Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
  2. Дальневосточный федеральный университет
  3. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  4. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
  5. Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
  6. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
  7. Северо-Кавказский федеральный университет
  8. Сибирский федеральный университет
  9. Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина
  10. Южный федеральный университет

К пулу ведущих университетов страны относятся также участники проекта «5-100», целью которого является вхождение не менее пяти ведущих российских вузов в топ-100 мировых рейтингов. Сегодня в проекте участвует 21 вуз, четыре из них не являются ни федеральными, ни национальными исследовательскими университетами.

Вузы-участники проекта «5-100»:

  1. Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
  2. Дальневосточный федеральный университет
  3. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  4. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
  5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  6. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  7. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  8. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  9. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  10. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  11. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  12. Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ
  13. Российский университет дружбы народов
  14. Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
  15. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
  16. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
  17. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  18. Сибирский федеральный университет
  19. Тюменский государственный университет
  20. Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина
  21. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

К национальным исследовательским университетам относятся вузы, одинаково эффективно осуществляющие образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику, проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации.

Национальные исследовательские университеты:

  1. Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  2. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  3. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ
  4. Казанский национальный исследовательский технологический университет
  5. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
  6. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
  7. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
  8. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
  9. Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
  10. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
  11. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  12. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  13. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  14. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  15. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  16. Национальный исследовательский университет «МЭИ»
  17. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  18. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  19. Пермский государственный национальный исследовательский университет
  20. Пермский национальный исследовательский политехнический университет
  21. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина
  22. Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
  23. Санкт-Петербургский горный университет
  24. Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук
  25. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
  26. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  27. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
  28. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
  29. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

В 2010 году для консолидации усилий ведущих российских образовательных и научно-исследовательских организаций по развитию и повышению конкурентоспособности системы высшего образования и науки и координации их образовательной и научной деятельности была основана Ассоциация федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета (Ассоциация ведущих университетов, АВУ). Сегодня в состав Ассоциации ведущих университетов входит 46 ведущих вузов страны: 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов, 2 старейших университета РФ с особым статусом – СПбГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова, а также крупнейшие университеты, принятые в состав Ассоциации единогласным решением: МГИМО, РАНХиГС, РУДН, ЛЭТИ, Финансовый университет при Правительстве РФ.

В 2015 году начался процесс создания в регионах опорных университетов (ОУ) из числа вузов федерального подчинения. Опорный вуз – это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Такие университеты обеспечивают подготовку высококлассных специалистов и предотвращают отток перспективных студентов в ведущие вузы крупных городов, способствуют развитию всего региона в целом.

  1. Алтайский государственный университет
  2. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова
  3. Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  4. Волгоградский государственный технический университет
  5. Воронежский государственный технический университет
  6. Вятский государственный университет
  7. Донской государственный технический университет
  8. Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
  9. Кемеровский государственный университет
  10. Костромской государственный университет
  11. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  12. Марийский государственный университет
  13. Мурманский арктический государственный университет
  14. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
  15. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
  16. Новосибирский государственный технический университет
  17. Омский государственный технический университет
  18. Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
  19. Петрозаводский государственный университет
  20. Псковский государственный университет
  21. Самарский государственный технический университет
  22. Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.
  23. Сибирский государственный медицинский университет Минздрава РФ
  24. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева
  25. Сочинский государственный университет
  26. Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина
  27. Тольяттинский государственный университет
  28. Тульский государственный университет
  29. Тюменский индустриальный университет
  30. Ульяновский государственный университет
  31. Уфимский государственный нефтяной технический университет
  32. Череповецкий государственный университет
  33. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

В 2016 году принят приоритетный проект «Вузы – центры инноваций». Он объединил идею программы «5-100» с задачей по созданию во всех российских регионах университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Статус «центра инноваций» уже получил 51 вуз (в планах Минобрнауки РФ создать 100 таких центров), при этом часть из них на момент участия в конкурсе имела одновременно статус федерального университета и поддержку в рамках проекта «5-100», а часть вообще не имела никаких особых статусов.

Вузы, получившие статус инновационного и технологического центра региона:

  1. Алтайский государственный университет
  2. Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
  3. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова
  4. Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  5. Волгоградский государственный технический университет
  6. Волгоградский государственный университет
  7. Воронежский государственный технический университет
  8. Воронежский государственный университет
  9. Вятский государственный университет
  10. Дальневосточный федеральный университет
  11. Донской государственный технический университет
  12. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  13. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  14. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ
  15. Кемеровский государственный университет
  16. Костромской государственный университет
  17. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
  18. Кубанский государственный университет
  19. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  20. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  21. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  22. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
  23. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
  24. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  25. Новосибирский государственный технический университет
  26. Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
  27. Петрозаводский государственный университет
  28. Поволжский государственный технологический университет
  29. Самарский государственный медицинский университет Минздрава РФ
  30. Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
  31. Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.
  32. Севастопольский государственный университет
  33. Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
  34. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  35. Северо-Кавказский федеральный университет
  36. Северо-Осетинский государственный университет им. Коста Левановича Хетагурова
  37. Сибирский государственный медицинский университет Минздрава РФ
  38. Сибирский федеральный университет
  39. Ставропольский государственный аграрный университет
  40. Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина
  41. Тихоокеанский государственный университет
  42. Тольяттинский государственный университет
  43. Тюменский государственный университет
  44. Тюменский индустриальный университет
  45. Ульяновский государственный университет
  46. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
  47. Уфимский государственный нефтяной технический университет
  48. Череповецкий государственный университет
  49. Южно-Российский государственный политехнический университет им. М.И. Платова
  50. Южный федеральный университет
  51. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Источник

Оцените статью