Жизненные стратегии
Жизненная стратегия — способ реализации жизненной позиции. Описывая основные жизненные стратегии, легче всего воспользоваться языком метафор: этот язык и глубок, и достаточно точен. Итак, мы все куда-то движемся по жизни, но у каждого свой путь и своя стратегия. Жизненных стратегий множество, и стратегия Выживания и Защиты, к примеру, отличается от стратегии Достижения и Процветания. Однако важнейшие жизненные стратегии определяются главным выбором: выбором жить и двигаться на собственной энергии – или на энергии чьей-то, какой-то внешней для себя энергии. Двигать себя по жизни самостоятельно, жить собственной энергией – либо пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти и двигать вас по жизни.
Люди, которые выбирают двигаться по жизни самостоятельно, на собственной энергии, по своей стратегии чаще всего либо Снаряды, либо Ракеты. Снаряду не хватает энергии на постоянное движение вперед, но он может когда-то напрячься, принять решение и зарядить себя на выстрел – на активную деятельность, после чего летит в выбранном направлении, не сворачивая: отключив голову, чтобы следующим решением случайно не отменить предыдущее. Стратегия Ракеты – стратегия гибкая, здесь человек движется к цели с открытыми глазами, может свободно менять маршрут и делать остановки, не теряя при этом общее направление и видение конечной цели. Главная трудность – иметь достаточно энергии, чтобы день за днем двигаться по жизни на собственной энергии. Впрочем, самые энергичные люди-Ракеты живут, как Факелы, горя в движении сами и зажигая своей энергией окружающих, превращая их также в Звезды.
Стратегия пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти его по жизни, это обычно стратегия Пассажира. Обычный Пассажир достаточно ленивое существо и едет по проложенным за него путям, только изредка пересаживаясь со станции на станции: детсад – школа – вуз – работа – семья и дети — пенсия. Если Пассажир засыпает настолько, что перестает обслуживать себя и о нем уже нужно заботиться другим, он из Пассажира превращается в Груз. Груз лежит и сам не перемещается даже до ближайшего буфета.
Три активные формы стратегии Пассажира – это Парусник, Цветок и Несчастная Жертва. Несчастная Жертва ловит в свои сети тех, в ком он(она) сумеет вызвать жалость и возьмет его (ее) на содержание. Если дети — цветы жизни, то человек со стратегией Цветок — воплощение такого ребенка. Человек-Цветок живет в уверенности, что он радость, мечта и приз для любого, кто оказался с ним рядом. Единственная задача человека-Цветка — быть красивым, но эту задачу, как Цветок уверен, должны решать те, кто его окружает. Цветок требователен к окружающим и награждает их только своей красотой. Цветок — паразит великолепный, но многие из его свиты действительно счастливы положить головы у его ног. Человек-Цветок обычно убежден, что он (она) радость, мечта и приз для любого, кто оказался с ним (с нею) рядом, умеет вызывать к себе восхищение и награждает окружающих только своей красотой. Человек-Парусник не любит себя напрягать и, не включая собственный мотор, прокладывает свой путь мягкими галсами, перекидываясь с ветра на ветер и ища тот поток, который понесет его, как на крыльях, к острову его мечты (если он результатник) или просто по просторам жизни, если он процессник.
Однако стратегии «пристроиться» этим не исчерпываются.
Если Человек-Парусник ценит свое право выбирать направление и любит держать руки на штурвале, управляя галсами своей судьбы, то стратегия, которую Джек Траут назвал «Чувство Лошади», ценит не возможность управления, а возможность удачно прокатиться по жизни. Эта стратегия учит не ставить дальние цели по жизни, но все время держать широко открытые глаза — не появилась ли рядом Лошадка, в которую можно вложиться, и тогда, возможно, она тебя вывезет куда ты захочешь? Лошадкой может быть перспективная компания, за счет которой ты обогатишься, или человек, за которого можно так удачно выйти замуж…
Человек, живущий как Живой Родник – удивительная жизненная стратегия. Этот человек живет той энергией, которая идет из него или сквозь него, и его жизнь полностью подчинена потоку этой идущей через него энергии. Человек-Живой Родник может ставить цели и жить, как самый энергичный результатник, однако на самом деле Человек-Живой Родник — только и исключительно процессник. Это не он ставит цели своей волей, это его внутренняя энергия кидает его от одной цели к другой, он только проводник толкающей его изнутри внутренней энергии. В отличие от Ракеты, у которого главное цель, а собственная энергия только средство, Живой Родник живет ни для чего внешнего, а лишь для того, чтобы актуализировать внутреннее течение его собственной энергии, которая в нем рождается и куда-то толкает его. Не его энергия служит ему, а он служит своей энергии. Он выбрал пристроиться к своей энергии и подчинить себя ей. Его жизнь – процесс самоактуализации.
А вот стратегия Спутника объединяет в себе и готовность жить на собственной энергии, и двигаться с чьей-то помощью. Это человек, который выбрал быть рядом с кем-то, чтобы двигаться с ним по жизни, помогая ему в его движении. Женщина, которая стала спутницей энергичного мужчины, во многом живет его энергией и его достижениями, но при этом дает ему то, что так необходимо ему: тепло, поддержку, вдохновение, радость жизни.
Как эти стратегии достижения цели могут по-разному себя проявить в процессе, например, написания курсовой работы в институте? См.→
Постоянство жизненной стратегии
Одна жизненная стратегия может быть основной на протяжении всей жизни. Успешный бизнесмен стартовал как Ракета и летит так до пенсии. Либо от цели к цели летит снарядом. Либо красивая девушка, которую воспитали Цветком, так им до конца жизни может остаться.
Но чаще бывает, что стратегия меняется. И большинство людей за жизнь бывают когда-то Родником, а когда-то и Грузом. Студент из провинции когда-то посмотрел вокруг себя и решил, что не хочет жить, как его знакомые. Он хочет большего. И студент покупает билет в Москву и становится Снарядом.
Мужчина более стабилен в жизненной стратегии, чем женщина. Женщина — скорее лабильная, гибкая. Её стратегия часто подстраивается под окружающую среду и под мужчину, который рядом. Если женщина-ракета встречает сильного мужчину, она может стать Спутницей, может – Цветком, может – Грузом, может – Живым Родником. Если достойный мужчина не встретился, то женщина в Авторской позиции останется Ракетой, либо превратится в Жертву.
Таким образом, люди выбирают жизненные стратегии. Синтонные люди выбирают сильные стратегии – Ракета, Снаряд, Парусник. Как правило, это стратегии, направленные на результат. Если человек понимает, что его стратегия – не самая удачная, он меняет убеждения и меняет постепенно всю свою жизнь.
Жизненные стратегии женщины
Большинство авторов разделяют мужское Активное и женское Пассивное начало. На женских тренингах учат получать блага за счет мужчин. Использовать все возможности, чтобы ничего не делать самой, получать подарки взамен на улыбки и флирт. Это приводит к тому, что большинство женщин считают правильной женской стратегией, по сути, либо стратегию Цветка, либо стратегию Груза. Тем не менее, женщина может делать выбор. Вести паразитический образ жизни, либо жить как Творец. Быть счастливым и праздным Пассажиром, либо двигаться по жизни самой. Да, сегодня женщин-Ракет, как и женщин-Родников – мало. Но их жизнь имеет больше смысла, имеет миссию, в отличие от тех, кто живет за счет других.
В Синтон-подходе лучшей женской стратегией считается стратегия Спутника. Спутник объединяет в себе и готовность жить на собственной энергии, и двигаться с чьей-то помощью. Это человек, который выбрал быть рядом с кем-то, чтобы двигаться с ним по жизни, помогая ему в его движении. Женщина, которая стала спутницей энергичного мужчины, во многом живет его энергией и его достижениями, но при этом дает ему то, что так необходимо ему: тепло, поддержку, вдохновение, радость жизни. Единственная сложность стратегии Спутника — чтобы вращаться вокруг кого-то, нужно, чтобы этот кто-то был сильнее, его цели — масштабнее, его Максимум жизни — достойнее. Иначе Спутник не будет держаться на орбите.
«Хорошие» и «плохие» стратегии
Психоаналитики и гуманисты, скорее всего, сказали бы, что нет хороших и плохих стратегий. Но у нас другие традиции. Синтон-подход приветствует позиции результативные – Ракета, Снаряд, Умный Парусник, Спутник. Идти по жизни на своей энергии считается в нашем подходе достойным и правильным.
Существуют интересные направления, которые пересекаются с темой жизненных стратегий. Например, Достигаторство проповедует идею о том, что напрягаться самому на пути к достижению цели – глупо, когда всё можно получить за счет других людей и удобного случая. Настоящие Достигаторы по жизненной стратегии – Парусники. Они плывут, используя попутные ветры. Куда ветер дует – туда и поворачивают. Где больше «фишек» – там и цель. Их главная цель – благополучие, успех. Не что-то конкретное, а в целом. И чтобы при этом процесс приносил удовольствие. К
Заключение
Похоже, что бывают люди-Звезды, люди-Планеты и люди-Черные дыры. Звезды светят, дарят тепло, дарят жизнь. Звезды имеют имена, которые все знают. Черные дыры – потребляют энергию Звезд. В них можно бесконечно много вкладывать, но отдачи не будет. Считается, что Черные дыры имеют колоссальную энергию, но пользы от неё – никакой. К счастью, в обществе, как и в космосе, Черных дыр очень мало.
Кроме того, в этой космической метафоре во Вселенной есть еще Планеты. Их – огромное множество. Они получают тепло и свет от Звезд. На некоторых из них есть жизнь. Но в большинстве своём они – космический мусор, скопления вещества, которые только вращаются по своим небольшим орбитам. Кажется, моя метафора пересекается с темой Жизненные стратегии.
Выбор прекрасной женщины: по жизни светить, как Звезда, лететь, как Ракета. И стать верной Спутницей.
Источник
Как сформировать жизненную стратегию?
Что такое стратегия компании мы знаем, догадываемся или интуитивно представляем. В кругу бизнесменов стратегическое мышление в тренде. Мало-мальски уважающая себя фирма имеет документ стратегического развития.
Со стратегией жизни дело обстоит сложнее: либо мы вообще не заморачиваемся на этот счет и плывем по течению, либо путаем личностный рост с безудержными поисками себя, бросаясь из крайности в крайность.
В общем, собственная стратегия жизни – зверь загадочный, который либо маскируется хорошо, либо постоянно в спячке находится.
Предлагаю разобраться с понятиями.
В широком смысле слова стратегия представляет собой перспективу или определяющее направление в любой деятельности, на реализацию которой направлены все усилия.
Поэтому жизненная стратегия будет отличаться от корпоративной стратегии лишь тем, что мы ставим во главу угла. В то время как корпоративная стратегия – это все о компании и для компании, жизненная стратегия ориентирована исключительно на личность.
Честно говоря, стратегический менеджмент и стратегическое планирование – очень сложные дисциплины, которые усердно изучают управленцы и экономисты. Поэтому для упрощения предлагаю сравнить понятия жизненной и корпоративной стратегии с помощью схемки.
Во главе угла в жизненной стратегии стоит сам человек и, соответственно, его жизнь.
Корпоративная стратегия, как можно догадаться, сконцентрирована на компании.
При этом в глобальном смысле жизненная стратегия – это стратегия личностного роста , а корпоративная стратегия – стратегия корпоративного развития . Человеку или компании для осуществления своей глобальной стратегии необходимо разработать и реализовать функциональные стратегии . И вот именно в этой точке эти понятия пересекаются.
Функциональные стратегии компании работают в тесной связке и направлены на реализацию корпоративной стратегии развития. Они делятся на продуктовую, операционную, управленческую, ресурсную .
В компании при разработке продуктовой стратегии стараются ответить на вопросы: что производим, куда и кому реализуем, как превосходим конкурентов ?
Формирование операционной стратегии зависит от реализации повседневной деятельности в области продаж, производства, снабжения, транспортировки, складирования и т.д .
Управленческая стратегия предполагает разработку механизмов принятия решений относительно маркетинга, финансов, управления персоналом и т.д .
Ресурсная стратегия направлена на решение вопросов выбора и распределения ресурсов .
Перейдем к функциональным стратегиям жизни.
В жизненной стратегии из функциональных стратегий выпадает продуктовая стратегия. Почему? Правильно! В жизненной стратегии «продукт» – это и есть сам человек.
Среди функциональных стратегий жизни особняком стоит ценностная стратегия личности, которая ориентирована, прежде всего, на определенные ценности: семейные, религиозные, нравственные .
Ресурсная стратегия – это грамотное распределение личных ресурсов. К ним относятся: ум, интеллект, образование, внешность, здоровье, время, воспитание, финансовая среда , в некоторых случаях – родители, супруги ( ну вы понимаете на что я намекаю).
Операционная стратегия основывается на самореализации личности в повседневной деятельности . К повседневной деятельности можно отнести учебу, карьеру, спорт, творчество, бизнес, супружество, материнство/отцовство и прочее.
Управленческая стратегия предполагает эффективное использование имеющихся личных ресурсов в процессе самореализации в повседневной жизни. К управленческим стратегиям личности можно отнести: стратегию персонального маркетинга , стратегию управления собственными финансами , стратегию Self-PR .
Жизненная стратегия, как и любая другая стратегия, имеет две фундаментальные составляющие:
во-первых, стратегические цели ;
во-вторых, стратегическое планирование .
Функциональные стратегии жизни (ресурсная, операционная, управленческая) – это ближе к стратегическому планированию. А вот вопрос стратегического целеполагания мы только сейчас начнем рассматривать. С какой-то точки зрения, я пошла от обратного. «Правильный» процесс планирования начинается с формирования целей, а вернее, с изложения миссии.
Корпоративная миссия является основой для стратегического уровня целей, который, в свою очередь, формирует тактический и оперативный уровни. Миссия – это обоснование деятельности организации, описание ее ценностей. Четко определенная миссия становится основой для стратегических целей.
Стратегические цели компании — это ориентиры долгосрочного развития, на основании которых формируется политика по направлениям деятельности.
А теперь попробуем разобраться с личным стратегическим целеполаганием.
Да, у личности тоже есть миссия по отношению к этому миру и к самой себе. Стратегические цели человека будут связаны в первую очередь с его ценностями и ресурсами. Тактические цели будут реализуются с помощью ресурсных и операционных стратегических решений. Оперативные задачи – это уже о принятии решений, о разработке плана действий в определенной области.
Попробую проиллюстрировать данную мысль на примере фрагмента собственной жизненной стратегии.
Моя миссия – быть счастливой. Для того, чтобы реализовать данный посыл мне необходимо:
иметь гармоничную семью («семья» в данном случае и ценность и ресурс (т.к. она у меня есть),
быть здоровой и красивой («здоровье» и «красота» могут быть как ценностями, так и ресурсами; я их расцениваю как ресурс),
быть профессионалом (профессионализм и знания – ресурсы),
быть финансово-независимой (а для вас деньги – ценность или ресурс?),
реализовать свой творческий потенциал (потенциал – всегда ресурс).
Заметили, мои стратегические цели основаны на ценностях и ресурсах?
Когда я спускаюсь на уровень тактических целей, я использую ресурсы и опираюсь на сферы своей жизнедеятельности. Так, например, чтобы достигнуть стратегической цели по достижению финансовой независимости, мне надо иметь и наращивать постоянный ежемесячный доход и дополнительный ежемесячный доход. Постоянный доход приходит от куда? Правильно от дяди, на которого я работаю. Работа, профессиональная среда – это сфера жизнедеятельности. При этом занимая должность – ресурс. Дополнительный ежемесячный доход я планирую получать от фотографии (мои навыки и умения в области фотосъемок – ресурс), а также от написания студенческих работ (подобного рода авторство результат полученного образования, а образование, когда оно уже получено, это ресурс; а вот процесс получения образования является сферой жизнедеятельности, но это уже совсем другая история).
После определения тактических целей мы переходим на уровень оперативных задач. То есть разрабатываем план мероприятий по каждой тактической задаче. В моем фрагменте оперативные задачи не представлены (держу их в секрете).
Процесс конструирования жизненной стратегии схож с процессом самоопределения . Однако если самоопределение свойственно формирующейся личности, то разработка жизненной стратегии удел зрелой личности .
Резюмируя, смогу озвучить следующие р екомендации по формированию жизненной стратегии :
1. Приступая к формированию собственной стратегии, хорошо подумайте о своей миссии в этом мире. Сформулируйте ее емко из двух-трех слов;
2. Подумайте о том, что действительно для вас важно. Составьте список своих ценностей. Отведите на это несколько дней. Пополняйте этот список, анализируйте, вычеркивайте лишнее, корректируйте формулировки.
3. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Оцените себя максимально объективно, будто со стороны взгляните на себя. Определите ресурсы, которыми вы располагаете.
4. Переходя к разработке планов мероприятий, выберите сначала одно направление, максимально погрузитесь в него, учитывайте причинно-следственные связи, расставляйте задачи в хронологическом порядке, проанализируйте уровень сложности каждой задачи, делите сложные задачи на несколько простых.
5. Разрабатывайте планы мероприятий по каждому направлению поступательно.
6. Не торопитесь. Возвращайтесь к своим стратегическим изысканиям, корректируйте.
7. Не бойтесь удалять «дубляжи» в разных уровнях стратегии. Скорее всего, где-то нарушена причинно-следственная связь.
8. После формирования жизненной стратегии отложите ее на несколько дней. Посмотрите потом на нее свежим глазом. Корректируйте, удаляйте, добавляйте.
Источник