Что значит статус рабочий

Что значит статус рабочий

5. Категории персонала

В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.

Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.

При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.

ОКПДТР состоит из двух разделов:

классификатора профессий рабочих;

классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.

33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.

К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:

33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;

33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;

33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;

33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;

33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;

33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;

33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;

33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;

33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.

34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.

К руководителям, в частности, относятся:

директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;

главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;

К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.

35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.

К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов.

Код категории специалистов в ОКПДТР — 2.

36. Другие работники, относящиеся к служащим, — это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности, агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коллекторы, коменданты, контролеры (не относимые к рабочим), копировщики технической документации, секретари — машинистки, смотрители, статистики, стенографистки, табельщики, учетчики, чертежники.

Источник

На какие категории делится персонал

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Персонал – это лица, которые включены в трудовые отношения в рамках конкретного юридического субъекта. Это личный состав предприятия, в который входят наемные сотрудники, собственники и совладельцы.

Основные признаки персонала

Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:

  • Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
  • Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
  • Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.

Управление персоналом отличается такими особенностями, как:

  • Интеграция в общую управленческую структуру.
  • Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
  • Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.
  • Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
  • Централизация управленческих процессов.

Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.

Нарушение трудового законодательства заключается в действиях или бездействии должностных лиц организации, нарушающих нормы Трудового кодекса, других нормативных актов, что повлекло нарушение прав работников. При нарушениях трудового законодательства действуют все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
Посмотреть характеристику видов ответственности

Нормативное обоснование

Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:

  • Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.
  • Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
  • Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов.

В нормативных актах выделены эти группы персонала:

  • Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профессионального образования.
  • Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование.
  • Руководящие должности, для которых нужно начальное профессиональное образование.
  • Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
  • Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».

Необходимость в образовании определяется в зависимости от специфики деятельности. Сложная интеллектуальная работа предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Для исполнения простой работы достаточно начального образования.

Основные категории персонала

Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме. К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:

  • Рабочие. Деятельность их носит в основном физический характер. Эти сотрудники специализируются на выпуске товара или на обслуживании производства. К примеру, это могут быть строители, повара. Рабочие подразделяются еще на две категории. Это основной персонал, занятый на главных производственных цехах. Это также вспомогательный персонал. Его представители работают в заготовительных или обслуживающих цехах.
  • Служащие. Деятельность их носит в основном умственный характер. Итог их работы – это выявление управленческих проблем, формирование новых информационных потоков, принятие различных решений в сфере управления. Примером этой категории могут являться бухгалтеры, юристы, менеджеры. Служащие подразделяются еще на три категории. Это руководители самого предприятия или его подразделений. В эту группу входят также заместители руководителей. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа – это сами служащие (младший технический персонал, учетчики и делопроизводители).

Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.

Категории руководителей

Руководители производства подразделяются на эти категории:

  • Линейные. Эти руководители принимают решения, касающиеся всех функциональных направлений деятельности. Примеры: генеральный директор, руководитель технического обслуживания, начальник цеха.
  • Нелинейные. Это функциональные руководители, исполняющие конкретные управленческие функции. Примеры: финансовый директор, управленец, отвечающий за персонал.

Руководители подразделяются по уровням управления:

  • Низовое звено. К примеру, мастер.
  • Среднее звено. Начальники отдела и цеха.
  • Высшее звено. Директор или его заместитель.

Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.

Классификация персонала предприятия

Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:

  • Имущественные отношения. Есть собственники (учредители) юридического субъекта. Они владеют долей предприятия, извлекают прибыль от его деятельности. Есть также наемные сотрудники.
  • Степень вовлечения в производственную деятельность. Производственный персонал вовлечен в деятельность напрямую, непроизводственный – опосредованно.
  • Место основной службы. Работники могут как состоять в штате предприятия, так и не состоять в нем.

Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.

Дополнительная классификация

Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:

  • Формы производственной деятельности (к примеру, строительство здания или создание скважин).
  • Тарифные разряды (от одного до восьми).
  • Классы квалификации (от одного до трех).
  • Модели оплаты работы (к примеру, классическая, сдельная, премиальная).
  • Уровень механизации деятельности (ручная или автоматизированная работа).
  • Производственные направления (старший, помощник старшего).

Классификации также поддаются должности:

  • Должности: управленец или специалист.
  • Должность: старший и младший.
  • Уровень квалификации (1-3-класс).

К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.

В зависимости от чего должность относится к той или иной категории

Существуют следующие характеристики, влияющие на отношение должности к той или иной категории:

  • Уровень образования.
  • Уровень квалификации.
  • Наличие профессионального опыта.
  • Трудовое оформление (к примеру, лицо может работать по совместительству).
  • Специфика деятельности (физическая или интеллектуальная).
  • Наличие подчиненных.
  • Место работы.

Как правило, персонал поддается четкой квалификации. Структурный состав сотрудников определяется в зависимости от особенностей конкретного мероприятия.

Источник

Служащий и рабочий – что это и отличия

Термины служащий и рабочий встречаются в различных сферах деятельности человека. Эти слова употребляются постоянно, но не все люди смогут быстро объяснить, чем они отличаются друг от друга. Для того чтобы использовать термины в устной и письменной речи правильно, нужно знать, какие отличия между ними имеются.

Определение понятий

Рынок труда представлен различными профессиями. В поисках подходящей вакансии люди встречаются с тем, что в одну организацию требуется рабочий, а в другую служащий. Для того чтобы понять, в чем отличия между используемыми терминами, нужно привести для каждого из них определение.

Служащим принято называть тех работников, которые занимают должности, которые не связаны с физическими видами труда. Такие специалисты выполняют в большинстве случаев обязанности, которые требуют повышенной умственной активности. Сферы их деятельности могут находиться в специальностях, связанных с экономикой или государственным управлением. Именно поэтому многие чиновники именуются государственными служащими. В промышленности, образовании и культуре также трудятся служащие. Примеры профессий: менеджеры, учителя, преподаватели, аспиранты, специалисты в области компьютерных технологий и интернета. Также к этой категории относятся конструкторы, инженеры, проектировщики – каждая из специальностей предполагает, что будут наниматься служащие. Их помощники также будут именоваться служащими, так как выполняют, не связанную с физическим трудом. В этом случае особенностью трудового процесса будет являться практически полное отсутствие нагрузок. В процессе выполнения обязанностей возникает необходимость использовать творческий подход в решении поставленных целей и задач.

Рабочие – представители профессий, которые предполагают применение физического труда. Люди в этом случае будут выполнять трудовые обязанности в производственном секторе экономики, а также выполнять работу, которая напрямую связана с физическим трудом, часто очень тяжелым и длительным. К этой категории принято относить не только рабочих на заводах или шахтеров, но и сотрудники конвейерного производства, водители, а также подсобные рабочие, строители. Люди в этом случае не обладают средствами производства и чаще всего получают зарплату, рассчитанную по определенной технологии — на сдельно-премиальной основе.

Сравнение

Для того чтобы лучше понять выявленные различия, нужно провести сравнения по важным и значимым характеристикам. Особенности труда – основной показатель, по которому представителей различных специальностей принято делить на рабочих и служащих. Для служащих в 90% случаев устанавливается определенный график работы – например, с 8.00 до 20.00. Рабочие могут выбирать установленный график, но часто сталкиваются с тем, что смены длятся по 12-24 часа, присутствует вахтовый метод работы.

Места пребывания специалистов различных сфер деятельности также отличаются. У рабочего это такие устройства, как станок, инструменты, для них может быть организована стройплощадка, цех. Там они выполняют свои профессиональные обязанности – возводят здания, создают детали и продукты. Итоговую деятельность можно оценить визуально или измерить физическими методами и средствами.

В случае со служащими местом их труда будут кабинеты, офисы или письменный стол. В результате выполняемых ими действий выходит продукт умственного труда – закладываются знания, создаются новые научные открытия, технологии и расчеты.

Выводы

На основании приведенных определений для каждого из рассматриваемых терминов и проведенного сравнения, можно сделать выводы. Понятно, что служащий и рабочий – понятия, которые нельзя считать синонимами или тождествами. Квалификация для выполнения того или иного вида деятельности требуется различная. Рабочий может иметь среднее или специальное образование, так как многие элементы работы связаны с физической составляющей, требующей от человека выносливости. Для служащих в большинстве случаев обязательным является высшее образование, так как свои знания, умения и навыки они будут применять для реализации рабочих моментов и решения поставленных задач.

Средства производства также применяются различные. Рабочие используют в процессе труда ручные инструменты, специальное оборудование. Служащим требуются умственные навыки, компьютеры и высокие технологии.

Продукт труда у разных категорий отличается. Рабочий производит реально исчислимые объекты, которые можно пересчитать, взвесить или оценить любым другим физическим способом. Служащие дают продукт, который можно оценить гипотетически. Также к этой категории относятся все виды оказания услуг. Также нужно учитывать, что труд служащего всегда ценился выше, чем профессии из рабочего списка. Нельзя исключать в процессе сравнения и тот факт, что существуют особенности, связанные с длительностью рабочего дня. Служащие чаще всего работают по графику, длительностью по 8, 10 или 12 часов. Рабочие же вынуждены выполнять свои обязанности посменно или даже круглосуточно.

Источник

Читайте также:  Что значит понятие политический режим каковы основные виды политических режимов
Оцените статью