- Грузоподъемные механизмы: эксплуатируем в рамках закона
- Учет грузоподъемных механизмов в Ростехнадзоре
- Какие документы нужны для законной эксплуатации ГПМ
- Надзор за грузоподъемными механизмами
- Стационарно установленные грузоподъемные механизмы
- Стационарно установленные грузоподъемные механизмы: особенности
Грузоподъемные механизмы: эксплуатируем в рамках закона
—>Грузоподъемные механизмы (ГПМ) – универсальные технические устройства, которые применяются в различных сферах и отраслях – на производстве, при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, в складских и гаражных комплексах, при транспортировке различной продукции и т.д.
На территории России ГПМ являются опасным оборудованием и подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), относятся к категории ОПО (п. 3 Приложения 1 к ФЗ №116) и подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно Приложению 1 к приказу Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 (раздел 15 в таблице), к типовым видам ОПО со стационарно установленными ГПМ относятся:
- Площадка (название типа) крана (например, площадка мостового крана);
- Участок механизации;
- Участок транспортный, гараж (когда организация использует ГПМ для нужд собственного производства);
- Площадка, цех, участок (например, участок производства фасадных работ) и т.д.
Идентификация ОПО проводится по признаку наличия стационарно установленных грузоподъемных механизмов. При этом в составе объекта учитываются все единицы ГПМ, которые принадлежат организации на праве собственности или ином законном основании и эксплуатируются на конкретной площадке. Все данные вносятся в документ «Сведения, характеризующие ОПО».
Согласно п. 146 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533), во ФСЭТАН регистрируются только те ОПО, грузоподъемные механизмы на которых подлежат учету в органах Ростехнадзора.
Учет грузоподъемных механизмов в Ростехнадзоре
Чтобы поставить ГПМ на учет, владелец техники подает в Ростехнадзор пакет документов, включающий: заявление, паспорт ГПМ, сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (п. 15 части 1 Приложения 3 к ТР ТС 010/2011) или заключение экспертизы промышленной безопасности.
Результатом постановки ГПМ на учет является:
- уведомление от Ростехнадзора о присвоении ГПМ учетного номера;
- отметка в паспорте технического устройства.
Обратите внимание на то, что ГПМ подлежат перерегистрации в органах Ростехнадзора после:
- реконструкции;
- ремонта, если на ГПМ был составлен новый паспорт;
- передачи ГПМ другому владельцу;
- перестановки крана мостового типа на новое место.
ГПМ подлежат снятию с учета в Ростехнадзоре:
- при утилизации;
- при передаче другому владельцу;
- при переводе в разряд не подлежащих учету.
Какие документы нужны для законной эксплуатации ГПМ
Каждая организация, эксплуатирующая ОПО с ГПМ, должна обязательно разработать, оформить и получить от производителя следующие нормативные и технические документы:
1. Техническая документация на ГПМ – паспорт, техническое описание и руководство (инструкция) по эксплуатации. Документы поставляются заводом-изготовителем вместе с грузоподъемным механизмом.
2. Документ об оценке соответствия ГПМ обязательным требованиям, который оформляется до пуска оборудования в работу – сертификат соответствия ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» или заключение экспертизы промышленной безопасности (для ГПМ, изготовленных для собственных нужд).
3. Свидетельство о регистрации ОПО – документ, подтверждающий внесение сведений об ОПО с ГПМ в государственный реестр. К нему прилагаются согласованные Ростехнадзором Сведения, характеризующие ОПО. Необходимость регистрировать ОПО в Ростехнадзоре регламентирована Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г.
4. Положение о производственном контроле (ППК) – нормативный документ, который устанавливает общие требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО с ГПМ. ППК необходимо для всех опасных производственных объектов. Об этом говорит ст. 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности…».
5. Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на ОПО (ПРИ) – обязательный нормативный документ, цель которого – закрепить порядок выяснения причин аварий, определить формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов (статья 9.1 ФЗ №116). Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого отражаются в документе, закреплен Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г. Согласно п. 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» ПРИ утверждается эксплуатирующей организацией.
6. Инструкции, определяющие действия работников ОПО с ГМП в аварийных ситуациях (п. 256 ФНП). В документах указываются требования, определяемые спецификой ОПО, а также следующие сведения для работников эксплуатирующей организации:
- оперативные действия по предотвращению и локализации аварий;
- способы и методы ликвидации аварий;
- схемы эвакуации в случае возникновения взрыва, пожара, выброса токсичных веществ в помещении или на площадке, обслуживаемой ГПМ, если аварийная ситуация не может быть локализована или ликвидирована;
- порядок использования системы пожаротушения в случае локальных возгораний оборудования ОПО;
- порядок приведения ГПМ в безопасное положение в нерабочем состоянии, схема и порядок эвакуации крановщика (оператора), покидающего кабину управления ГПМ;
- места, отведенные в ОПО, для нахождения ГПМ в нерабочем состоянии;
- места отключения вводов электропитания ГПМ;
- места расположения медицинских аптечек первой помощи;
- методы оказания первой помощи работникам, попавшим под электрическое напряжение, получившим ожоги, отравившимся продуктами горения;
- порядок оповещения работников ОПО о возникновении аварий и инцидентов.
Ответственность за наличие инструкций лежит на руководстве ОПО. Каждый работник, задействованный в эксплуатации ОПО, знакомится с указанным документом под роспись.
7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Договор страхования для ОПО с ГПМ заключается в обязательном порядке согласно Федеральному закону № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» и Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…» (статья 15).
8.Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности, заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора. Для предприятий, эксплуатирующих ОПО с ГПМ, аттестация проводится в отношении руководителя (зам. руководителя), а также 3-х специалистов:
- специалиста, ответственного за производственный контроль при эксплуатации ГПМ;
- специалиста, ответственного за содержание ГПМ в работоспособном состоянии;
- специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ГПМ.
Согласно п. 23 ФНП (п.п. «ж»), если в организациях производство работ с применением ГПМ осуществляется на одном участке, то один специалист может совмещать обязанности ответственного за содержание ГПМ в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ.
Аттестация проводится по направлениям А1 «Основы промышленной безопасности» и Б9 «Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям» (Б.9.31, Б9.32, Б.9.33 в зависимости от специфики объекта).
9. Заключения экспертизы промышленной безопасности на ГПМ в том случае, если (п. 260 ФНП):
- истек срок службы или превышено количество циклов нагрузки ГПМ, установленных заводом-изготовителем;
- в технической документации отсутствуют данные о сроке службы ГПМ, а фактический срок его службы превысил 20 лет;
- проводились работы, связанные с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов ГПМ, либо восстановительный ремонт после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых был поврежден ГПМ.
Обращаем ваше внимание на то, что экспертиза промышленной безопасности проводится только для тех грузоподъемных механизмов, которые подлежат учету в Ростехнадзоре.
10. Проекты производства работ (ППР) в случае выполнения строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на ОПО с применением ГПМ (п. 101 ФНП). ППР разрабатываются эксплуатирующей или специализированной организацией согласно требованиям п. 159-167 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения». Эксплуатация ГПМ с отступлениями от требований ППР не допускается.
11. Технологические карты (ТК) в случае выполнения погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов с применением ГПМ на базах, складах, открытых площадках (п. 102 ФНП). ТК разрабатываются эксплуатирующей или специализированной организацией согласно требованиям п. 159-167 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения». Эксплуатация ГПМ с отступлениями от требований ТК не допускается.
12. Техническое освидетельствование. Наряду с правильным оформлением и бережным хранением указанных выше документов, владелец ОПО с ГПМ должен инициировать проведение периодического технического освидетельствования грузоподъемного механизма (п. 169 ФНП):
- частичного – не реже 1 раза в год;
- полного – не реже 1 раза в 3 года (для редко используемых ГПМ – 1 раз в 5 лет).
Кроме того, п. 170 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» обязывает проводить внеочередное полное техническое освидетельствование ГПМ после:
- монтажа, вызванного установкой ГПМ на новом месте;
- реконструкции ГПМ;
- ремонта расчетных элементов металлоконструкций ГПМ с заменой элементов или с применением сварки;
- установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
- капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;
- замены грузозахватного органа;
- замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.
Техническое освидетельствование ГПМ может проводиться специалистом, ответственным за производственный контроль, а также экспертной либо специализированной организацией, которая занимается ремонтом, реконструкцией ГПМ. Результаты тех. освидетельствования заносятся в паспорт ГПМ с указанием срока следующего осмотра.
Надзор за грузоподъемными механизмами
Согласно п.п. 2 пункта 6 Приложения 2 к ФЗ №116 опасные производственные объекты со стационарно установленными грузоподъемными механизмами принадлежат к IV классу опасности. Это значит, что плановые проверки в отношении данных ОПО не проводятся (п. 5.2. статьи 16 ФЗ №116). Однако инспекторы Ростехнадзора могут прийти на объект с внеплановой проверкой, основанием для которой являются:
- Обращения и заявления о фактах нарушения обязательных требований промышленной безопасности, об угрозе жизни, здоровью граждан, вреда животным и т.д.
- Возникновение аварии на ОПО с ГПМ.
- Требования прокуратуры и других органов исполнительной власти.
Кроме того, Ростехнадзор может проверить ОПО с использованием ГПМ на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Ведомство имеет на это полное право согласно п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза».
В ходе надзорных мероприятий сотрудники ФСЭТАН проверят наличие у эксплуатирующей организации указанных выше документов, иную техническую документацию на ГПМ, проведут визуальный осмотр оборудования на предмет его исправности и эксплуатационной безопасности. Будет проанализировано соблюдение требований нормативных актов в сфере промышленной безопасности, требований ТР ТС 010/2011 и Правил безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533).
Источник
Стационарно установленные грузоподъемные механизмы
Данная статья взята с публичного источника, носит информационный характер и может содержать неточности! Пожалуйста, перейдите в соответствующий раздел нашего сайта, чтобы ознакомиться с предлагаемой нами продукцией.
Стационарно установленные грузоподъемные механизмы обеспечивают вертикальное и горизонтальное перемещение и подъем груза в зоне, которая охватывается крановой стрелой. Обслуживаемая площадь представляет собой сектор или круг с радиусом равным вылету стрелы крана. Грузоподъемность кранов этого типа может находиться в диапазоне от 0,25 г до 40 тонн.
В строительстве широко распространены мачтовые подъемные краны стационарного типа, оснащенные поворотными стрелами, которые монтируются в верхней, нижней или средней части мачты, и стрелами. Устройства с нижней стрелой называются мачтово-стреловым кранами или деррик-кранами, а если стрела установлена в средней или верхней части крановой мачты, то это кран-мачты.
Стационарно установленные грузоподъемные механизмы: особенности
Стационарно установленные грузоподъемные механизмы мачтового типа отличаются простой конструкцией, которая представляет собой вертикальную мачту с соединенной с ней стрелой с помощью шарнирного крепления. Именно благодаря нему можно изменять вылет стрелы. Поворот стрелы обеспечивается поворотом крана, то есть, стрела поворачивается вместе с мачтой, которая своей пятой опирается на специальную опорную балку оснащенной шаровой опорой. В зависимости от вида крепления мачты краны разделяются на байтовые и жестконогие (подкосные). Вертикальное положение обеспечивается гибкими оттяжками, которые называются вантами, и жесткими подкосами.
На производствах и в складских помещениях широко применяются мостовые краны, которые также относятся к стационарному оборудованию. Характерной их конструктивной особенностью является наличие моста и концевых балок, которые перемещают по рельсам, установленным на специальных эстакадах. Большинство стационарных грузоподъемных устройств этого оборудуются электрическими приводами, и как правило, управляются с кабины. Но при желании краны могут оснащаться системой радиоуправления и прочими дополнительными устройствами, расширяющими их функциональные возможности.
Еще одним видом популярного стационарного оборудования являются краны консольные, они могут монтироваться как на отдельно стоящей колонне, так и на стене. Такие модели преимущественно используются для облуживания одного или нескольких конкретных рабочих мест, они очень удобны для использования на ограниченном пространстве и часто применяются в качестве дополнительного оборудования в помощь большим мостовым кранам.
Источник