Что значит стану твоей одержимостью

Признаки одержимости — отличия бесноватых

Узнайте все самое интересное и важное о признаках одержимости, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Одержимость бесами

Многие современные люди, в том числе православные, считают, что одержимости, беснования не существует. А странное, порой наводящее ужас, состояние одержимых людей оправдывают психическими расстройствами сознания. Существует ли беснование на самом деле и каковы признаки одержимости? Или это устаревшее название психических заболеваний?

Одержимость – это подчиненное состояние человека, которым управляют бесы. Бесноватый чаще всего не может подойти ко Причастию, слышать Евангелие, называть имена Бога, целовать святыни (иконы, мощи, крест). В остальное время одержимый бесами человек может ничем не отличаться от других людей. Такое внешнее спокойствие и обычное поведение бесноватых не является обязательным признаком беснования. Такие люди могут вести себя агрессивно постоянно.

В Евангелие упоминается об исцелении бесноватых. Одни были весьма свирепы и обладали небывалой физической силой. Одержимые нечистым духом могли разорвать цепи, которыми их сковывали (Мф.8:28). В другом случае Иисус Христос исцелил бесноватого отрока-лунатика, который только во времена новолуния бесновался, бросался в огонь и воду. Некоторые бесноватые вовсе не проявляют агрессии. В Евангелие от Луки в 13-й главе описан случай исцеления скорченной женщины, имевшей дух немощи. Одержимость в ней проявлялась только в виде телесной немощи.

Читайте также:  Герб что значит каждый цвет

Архиепископ Иннокентий (Борисов) допускает, что бесы могут овладеть телом человека и нервной системой. Но на душу воздействовать они все же не могут. Падшие силы как бы вклиниваются между телом и душой. Они управляют телом и нервной системой человека, “оболочкой души”.

Признаки одержимости

Внешние проявления одержимости могут значительно различаться. Это может быть буйное поведение. Человек кричит, бросается на стены, пол, бьется в припадках, богохульствует, матерится, издает ужасающие звуки нечеловеческим голосом. Или, напротив, малоприметные и к тому же искусно скрываемые.

Святитель Феофан Вышенский о бесах говорил: “не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра:так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего”.

Но тем не менее существуют признаки, по которым можно судить об одержимости (епископ Александр (Милеант) “У порога геенны огненной”):

отвращение от святыни. Это главный признак беснования.Человек не может войти в храм, поцеловать икону. Или при виде священника или святой воды начинает кричать, издавать звуки животных: крякать, кукарекать, биться в конвульсиях. Бесноватый не выносит богослужения, молитв, меняется в лице при произнесении рядом с ним имени Божьего.

Паисий Святогорец описывал бесноватых: “Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест”;

изменение голоса. При психических расстройствах практически никогда не меняется голос. В случае с одержимостью слова звучат пугающе и неестественно;

ясновидение. Этот признак имеет место только тогда, когда бесы могут предугадывать, что случится в будущем. К большинству обманщиков и шарлатанам этот признак не относится;

внезапное излечение. Врачам для излечения больного требуется какой-то промежуток времени. Признаки одержимости могут исчезнуть внезапно.

Разница между беснованием и психическими заболеваниями

Грань между одержимостью и психическими заболеваниями очень тонкая и отличить одно от другого бывает сложно. Эпилептиков в библейские времена считали бесноватыми и только с развитием медицины от этого утверждения отошли.

Врач-психиатр Дмитрий Авдеев выделяет три причины возникновения психических заболеваний:

“Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство…

Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение. Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы. Но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю об этом его родственникам. На отчитку вести его не надо”.

Но точно выделить признаки одержимости и отличить бесноватого от психически больного человека сложно. Иногда эти болезни сочетаются, то есть человек и одержим и болен психически. Видеть суть болезни могли святые, а также духовно опытные священники. Нам же, простым мирянам, “клеймить” людей, ставя им диагнозы, не следует.

Как человек становится одержимым

“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф.12:43-45).

Бесноватые люди становятся таковыми по причине нарушения заповедей, данных Богом. Когда человек не желает жить с Господом, то своими грехами или неверием в Бога дает власть над собой сатане. Такие люди не участвуют в богослужениях, не причащаются, не молятся, не постятся. То есть они “освобождают место” в своей душе для демонических сил.

Паисий Святогорец рассказывал случай, в результате чего люди становятся бесноватыми:

“Как-то мне в каливу привезли одного бесноватого парня, который постоянно твердил Иисусову молитву. Отец несчастного был монахом, однако сбросил рясу, вернулся в мир и женился. И вот его несчастный ребенок родился бесноватым. Бог попустил это, чтобы этот ребенок получил от Него мзду для того, чтобы спасся его отец, а также для того, чтобы мы — иноки — имели перед глазами пример монахов, вернувшихся в мир и сейчас мучающихся. Во время нашей беседы бес стал мучать одержимого, и он очень громко закудахтал как курица. «Что с тобой?» — спросил я его. В это время я говорил следующее: «Во имя Иисуса Христа изыди нечистый душе из создания Божиего». — «Да я и сам хочу уйти, — закричал бес, — потому что этот человек очень мучает меня! Ведь он без остановки талдычит молитвы! Ах, как же я хочу уехать в Пакистан и хоть немножко передохнуть!”.

Как помочь бесноватому

В Евангелии Спаситель исцелил бесноватого отрока, который бросался в огонь и в воду. И Он дал ответ, как избавиться от беснования: “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф.17:21).

Праведный Иоанн Кронштадтский приводил такое толкование слов Иисуса Христа: “Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою”.

Некоторое время назад среди православных христиан особой популярностью стали пользоваться “отчитки”. Отчитка – это особый вид молитв, совершаемых над одержимыми бесами людьми для изгнания нечистых сил. В требнике этот молитвенный чин называется “Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых”. Такие молитвы действительно помогают избавиться от нечистых духов.

Особенности отчитки

На “отчитки” зачастую приходят люди и приводят своих близких, которые не являются бесноватыми. Например, “муж пьет”, “сын стал агрессивным”, “кто его знает, может на мне порча”, “дочь сглазили” – такие рассуждения не повод для особых заклинательных молитв. И это не признаки одержимости. Люди воспринимают “отчитку” как магический ритуал, а не молитвенное обращение к Богу в случаях одержимости. При этом забывают Евангельские слова Христа, что только молитвой и постом можно победить бесов.

“Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном” (иерей Валерий Духанин).

Борьба с бесами — опасное дело

Существуют опасности, связанные с отчиткой. В соответствии с 26 правилом Поместного Лаодикийского собора, ни один священник не может совершать это молитвенное правило без благословения архиерея. К сожалению, некоторые священнослужители и “старцы” считают, что они имеют право без благословения отчитывать бесноватых. К таким служителям Церкви и попадают люди с психическими заболеваниями. Реальные признаки одержимости у них отсутствую, им нужна не отчитка, а помощь врачей.

Изгонять бесов в Православии имеет право только духовно-опытные священники. Те, которые могут отличить беснование от психического расстройства, имеющие благословение правящего архиерея. В Евангелие от Матфея (17 глава) приводится пример, когда ученики Христа не смогли исцелить бесноватого. Спаситель указывает на развращенность общества: “о, род неверный и развращенный!”. Далеко не каждый человек, священник или монах, может совершать заклинательные молитвы.

Попытки изгнания бесов могут быть опасными для тех, кто в духовном плане не готов к этому.

“Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса” (Деяния святых апостолов, гл. 19, ст. 11-17).

Современным примером “злоупотребления” служит экзорцизм в католичестве. В Католической Церкви изгонять бесов могут духовные лица низшего сана, прошедшие специальное теоретическое обучение. Такая официальная практика у католиков “поставлена на поток”.

Источник

Одержимость: что это такое? Понятие, виды и признаки одержимости

Объясняя, что означает слово «одержимость», российские специалисты отмечают, что это подчинение ума человека какой-то мысли, страстному желанию. Исследования 70-х годов 20 века показали, что 74% людей одержимо в той или иной мере. Но что это такое – одержимость, и что делать, по-другому веками описывали религиозные деятели.

В религии

В христианстве считали, что одержимая личность подчиняется духу, демону, дьяволу. И значение слова «одержимость» они связывали с причинением зла из-за вселения в человеческое тело некого сверхъестественного существа, которое управляет им на расстоянии.

В городских легендах

Отголоски подобных верований сохранились и в городских легендах. В них признаки, симптомы одержимости были похожими. Связывались они с верой в переселение душ мертвецов, животных в неодушевленные предметы.

В психиатрии

Научное объяснение того, что это такое – одержимость, дала психиатрия. В ней так называется группа состояний, при которых человек чувствует, что его воля и разум подчинены какой-то внешней силе. У разных пациентов в роли этой силы могут выступать разные явления – альтернативная личность, «духи» и так далее. Это форма психоза или бреда.

Симптомы

Главным симптомом одержимости человека является утрата ощущения своей идентичности. Пациент перестает осознавать окружающую действительность. Поведение его меняется. Признаки одержимости заключаются в ограниченном наборе движений, потере контроля над телом, в припадках, нарушениях температуры тела, изменении тембра голоса и так далее. Диагностика недуга в данном случае сложна: достаточно широкому спектру заболеваний сопутствуют подобные проявления.

Виды одержимости

Незнающие люди за одержимость могут принять шизофрению. Для шизофреников характерны галлюцинации. Когда проявляются признаки одержимости человека, он чувствует, что рядом находится злая сущность, страдает от странных идей и так далее.

В эпилептических припадках люди могут демонстрировать бессвязный словесный поток. А после них человек может чувствовать, что получил некий духовный опыт, вспомнить о своих видениях.

Признаком одержимости нередко считают бесконтрольную речь у больных синдромом Туретта. Такие больные выдают потоки речи, сопровождаемые резкими движениями. Часто встречается случай, когда человек выдает нецензурную брань, не контролируя это. И такое проявление входит в понятие одержимости у многих людей.

Больные биполярным расстройством нередко страдают от резких смен настроения. Они могут становиться агрессивными мизантропами. Если у пациента множественная личность, он может неосознанно менять ее с одной на другую.

Симптомы истерии подпадают под религиозное определение одержимости. Это невроз, при котором наблюдают расстройства аффективного, вегетативного характера. И такой человек стремится привлечь к себе внимание окружающих всеми доступными способами.

Состояние одержимости

Чтобы лучше понять, что это такое – одержимость, стоит представить себе опыт, при котором человек воспринимает свои жесты, голос, как принадлежащие кому-то другому. Как правило, речь идет об их проявлениях с отрицательными характеристиками. Присутствует чувство вторжения извне или внешнего контроля. Эти внешние силы, как правило, недоброжелательные, враждебные и тревожные. Иногда говорят о бесе внутри. Часто врачи встречаются с выраженными голосами в голове пациента.

Механизм возникновения этого необычного и труднообъяснимого явления связан с отделением какой-то части «Я» и ее подавлением в подсознании. Виды одержимости отличаются друг от друга разной степенью. Состояния одержимости являются результатом болезненного травматического жизненного опыта, чаще всего плохого обращения в детстве, и считаются творческой формой урегулирования трудно разрешимых ситуаций.

У людей, испытывающих этот тип кризиса, есть четкое ощущение, что их душа и тело были захвачены и управляются существами или энергиями, отличающимися своими отдельными личными характеристиками. Воспринимают они «захватчиков» как враждебный и подрывной элемент, попавший извне к ним. Кажется им, что в них действует существо без тела, демоническая сущность или злой человек, который их захватил с помощью черной магии.

Разбираясь в определении одержимости, нужно учитывать, что для нее характерны серьезные проявления как антисоциального, так и преступного характера: агрессия, депрессия, сексуальная распущенность, чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков. Только после начала психотерапии одержимость лица начинает сходить на нет.

Во время опыта припадков больной может вдруг начать скакать в судорогах, демонстрировать лицом подобие дьявольского лица, закатывать глаза, чтобы придать лицу дикое выражение. Руки и тело дергаются в странных позах, голос совершенно меняется, звучит он, как будто из другого мира.

Поразительно, это может напоминать опыт «экзорцизма» в христианской церкви или обряды изгнания злых духов в различных туземных культурах. Припадок часто проходит только после резкой рвоты, бурной физической активности или даже временной потери контроля. Эти состояния могут носить и целительный, преобразующий характер, порой приводят к глубокому духовному преобразованию лица. Это характерно для эпилептиков.

Иногда одержимый человек много думает о присутствии чужеродных существ и изо всех сил сопротивляется им. Возникает такая ситуация совершенно спонтанно в повседневной жизни – в описанном виде. Тогда, как правило, это сопровождают сильнейшие страхи, и пациент чувствует отчаяние: родственники, друзья и часто даже врачи имеют склонность его отвергать.

На поведение одержимого человека реагируют со странной смесью страха и морального осуждения. Часто таких людей называли посредниками злых сил, с ними отказывались вступать в любой контакт.

Отвратительный архетип – это сущность трансперсональная, он представляет собой негативное зеркальное отражение божественного. Часто кажется, что речь идет о паранормальном явлении. Помочь больному может человек, которого нельзя запугать необычной природой этого состояния, что сумеет поддержать полное сознание пациента, чтобы рассеять его ощущение отрицательной энергии. Так возникают случаи исцеления.

Одержимость: дьявол или психическое расстройство?

О том, что это – одержимость, уже целый век спорят ученые и сторонники религиозного взгляда на проблему. Показательна история самой известной одержимой в истории – Анны-Лизы. Она родилась в баварской деревне в 1952 году. Вся ее семья была верующей, воспитывалась девушка в католических традициях.

В ее большой семье была традиция, что кто-то из членов семьи обязательно работал в духовной сфере. Молодая девушка была к вере в Бога по-настоящему близка. Молитвы и посещения церкви были у нее на первом месте, и пропуск этих действий должен был иметь серьезные основания. Анна-Лиза была очень успешной девочкой в местной гимназии, и ее преподаватели помнят ее, как скромную и умную девушку. Уже во время учебы в гимназии она хотела стать учительницей. Продолжение обучения на педагогическом факультете для этой девушки стало ключевым. Ей было суждено пролить для мира свет на то, что это – одержимость. А также открыть новую веху в исследовании этого явления.

Начало недуга

Чтобы разобраться, что это – одержимость, имеет смысл рассмотреть, как развивается такой недуг на классическом примере – задокументированной истории Анны-Лизы. Уже во время учебы в гимназии у нее начали появляться первые проблемы. Сначала у девушки появились перепады настроения, агрессия или депрессия. Потребовалось довольно много времени, чтобы этим начали заниматься родители и учителя потому, что она никогда не конфликтовала в коллективе. Она была довольно тихой девушкой, на которую никто особо не обращал внимания. Никогда, однако, не было доказано, что она становилось объектом издевательств или унижений со стороны одноклассников или кого-либо другого, что могло бы влиять на ее психологические проблемы.

Более серьезный интерес к ее состоянию здоровья проявляется только после того как она преодолела свой первый эпилептический приступ. До этого девушка жаловалась на частые головные боли, испытывала отвращение к еде, страдала от бессонницы, но были и более ужасные симптомы. Она слышала странные звуки и голоса, которые никто другой не слышал, жаловалась, что начала видеть незнакомые лица во сне и наяву. Мешали ей галлюцинации, очень часто она жаловалась на отвратительные запахи, которые никто не чувствовал. Анна-Лиза говорила, что ее окружают темные силы, которые его пугают так, что иногда она не может даже перевести дыхание.

Результаты исследований

Неврологические, психологические и психиатрические проявления прошли после преодоления первого эпилептического припадка. Вместе с ним в тот же момент появилось несколько других проблем со здоровьем, поэтому она была подвергнута анализам и лечению. Долговременное лечение не дало никаких результатов. Врачи не смогли объяснить изменения в ее здоровье, но поскольку припадок был эпилептическим, врачи прописали ей средства от этой болезни.

В конце концов, ей удалось успешно пройти обучение на педагогическом факультете. В первый год в университете эпилептический приступ повторился. Приступ был еще сильнее, чем в первый раз. Ее состояние здоровья значительно ухудшилось, началось воспаление плевры и легких. Анне-Лизе поэтому пришлось отложить выполнение учительских обязанностей, причем девушка еще не знала, что в университет больше не вернется.

Анализы не выявляли серьезных проблем. Анне-Лизе был поставлен диагноз «эпилептическое расстройство». Во время приступов больной этим недугом падает и испытывает помутнение сознания, приступ сопровождается сильными спазмами и напряжением нервной системы, его конечности могут дрожать, дергаться неестественным образом. После больной остается дезориентированным.

Именно эти симптомы были в приступах Анны-Лизы, поэтому врачи выбрали этот диагноз. Загадочным было только то, что вне приступов не проявлялось признаков (как физиологических, так и психологических) эпилепсии. Как уже было сказано, ее обследование не показало никаких симптомов болезни, и фактически девушка была здорова. Врачи разводили руками касательно природы ее состояния. Вскоре скитания от врача к врачу стали для ее психики роковыми. Она впала в еще большую депрессию, наблюдалось ее ухудшение отношения к профессионалам, даже к близким. Состояние ее ухудшалось стремительно. Во время видений она начала наблюдать демонов. Они преследовали ее.

Врачи сначала полагали, что эти видения были вызваны галлюцинациями, но после других исследований не было выявлено никаких патологических расстройств личности. Видения стали рассматривать как ее фантазии. Психология рассматривает наше воображение в процессе развития личности, как нечто полезное, но иногда оно может привести к отрыву от реальности, а созданные в воображении картинки пациент может считать реальными настолько, что они заменят ему действительность. Вероятно, это проявилось и у Анны-Лизы. В 1972 году состоялся следующий приступ, но медицинские обследования не показали отклонений.

Путь к исцелению

Путь к исцелению девушка стала искать в вере. Депрессия и агрессия не показывали признаков улучшений. Анна-Лиза жаловалась, что она продолжала чувствовать, как будто на нее кто-то еще смотрел. Она видела вещи и призраки, которые никто не замечал. Она начала молиться, и была все больше убеждена в том, что помощь может быть только через духовную жизнь. Ее семья полагала, что это действительно единственно возможный путь. Во время религиозного паломничества в Италии девушка отказывалась смотреть на образ Христа. Ей начал интересоваться священник Эрнст Альт, выяснявший, что это – одержимость. Он начал молиться с ней. Интересовались ей и экзорцисты, выяснявшие, что это – одержимость.

Вскоре девушка отказалась от пищи и жидкости, ее депрессия обострилась, агрессивность росла. Голоса ей говорили, что она была испорчена, проклята, и в конечном итоге будет гореть в аду. Родители начали ходить во все церковные учреждения, в которых изгоняли демонов, и их история дошла до Ватикана. В 1975 году исполнялся обряд изгнания духов по римскому канону. Анна-Лиза отказывалась от пищи и жидкости, во время выполнения ритуала отказалась от стакана воды, но через некоторое время пила собственную мочу из емкости.

Все больше и больше в ней проступали неконтролируемые приступы ярости, когда она нападала на людей вокруг себя и предметы, которые ей попадались под руку. Наблюдались проявления гиперактивности, когда она начала выбрасываться в воздух и бросаться о землю. Реакция на ритуал изгнания духов была разной степени интенсивности и силы. Несколько раз девушка говорила чужими голосами и на иностранных языках, которые не имела возможности выучить. Экзорцисты насчитали в ней 6 демонов. Они назвали их Каином, Иудой, Нероном, Люцифером, Гитлером, был и неизвестный демон.

За период с 1975 по 1976 гг. было проведено более 60 сессий. Некоторым требовалось вплоть до четырех часов, в течение недели проводилось как минимум два ритуала. Анна-Лиза прекратила по собственному желанию все другие виды лечения, врачи ее не смогли убедить в необходимости терапии медицинскими средствами. Ее родители ее поддержали, и так одержимая отдалась только в руки экзорцистов. Во время сессий она проклинала Христа и всех святых. Ее физическое состояние становилось все хуже, но экзорцисты продолжали. Во время ритуала экзорцист заметил, что больше всего Анна-Лиза реагирует на святую воду, воет и мучается, пытается укусить всех вокруг. Улучшить ее состояние смогли к октябрю 1975 года. Тогда видения изменились на положительные, пока, наконец, не прекратились совсем.

Тем не менее девушка все чаще говорила, что ей не помочь. Говорила, что она должна умереть, чтобы искупить грехи всех молодых. Впредь она отказывалась от врача, еды и любых попыток лечения. Во время визита священника 30 июня 1976 она шептала, прося отпущения грехов, которое ей предоставил святой отец. На следующий день, 1 июля 1976 года, она выдохнула в последний раз.

История ее стала популярной, она считается образцом рассказов об одержимости. Вся она задокументирована. По истории Анны-Лизы был снят не один фильм, по ней рассматривают понятие об одержимости большинство людей.

Источник

Оцените статью