СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
/ Ориг. : лат. medium aevum, досл. «средний век»
Историческая эпоха между Античностью и Новым временем. Термин был впервые употреблён в «Истории от падения Римской империи» (1483), написанной итальянским гуманистом Флавио Бьондо.
Так он обозначил период в истории латинского языка, который наступил после падения Рима: тогда классическая римская латынь подверглась упрощению и варваризации. Позднее античная латынь была возрождена в трудах XIV – XV вв. – времени самого Бьондо, которое получило название эпохи Ренессанса или Возрождения. В периодизацию всемирной истории понятие «средний век» было введено немецким учёным Кристофом Келлером, который установил общепринятое трёхчленное деление истории на древнюю, средневековую и новую. В качестве Средневековья (395–1453) Келлер обозначил период от разделения Римской империи при Феодосии I на Западную и Восточную части (395) до захвата Константинополя османским султаном Мехмедом II Завоевателем (1453).
Выделяются следующие черты, характеризующие политическое и социально-экономическое развитие европейского Средневековья как пространственно-временного единства:
господство феодализма в узком смысле, т.е. вассально-ленных отношений – иерархических отношений внутри элиты, основанных на личной верности вассала своему сеньору и дополненных системой условного землевладения;
господство феодализма в широком смысле, т.е. феодальной общественно-экономической формации, которую отличали следующие особенности:
монополия господствующего класса феодалов на земельную собственность, соединённая с их монополией на политическую власть в государстве (принцип «nulla terra sine domino» / «нет земли без сеньора»);
реализация земельной собственности при помощи труда мелких держателей – крестьян, которые за право держания несли повинности (феодальную ренту) в пользу феодала: барщину или оброк (денежный или натуральный);
система внеэкономического принуждения (прикрепление крестьянина к земле) как средство реализации феодальной ренты.
В исторической науке было предложено несколько вариантов периодизации средневековой истории. В советской марксистской историографии началом Средневековья считалось падение Западной Римской империи в 476 году, когда наёмный военачальник Одоакр из германского племени скиров сверг малолетнего императора Ромула Августула и отослал в Константинополь западно-римские императорские инсигнии – дата крайне условная, но принятая для обозначения крушения рабовладельческого строя, который предшествовал феодальному. В качестве финальной границы Средневековья советская историография сначала рассматривала Великую Французскую революцию 1789 года, затем же по предложению И.В. Сталина приняла Английскую буржуазную революцию 1648 года. Впрочем, историками признавалась условность любых хронологических рамок и их зависимость от неравномерности стадиальной эволюции отдельных стран, в частности – отставание Центральной и Восточной Европы от западно-европейских монархий. Так, Л.В. Черепнин считал концом позднего феодализма в России отмену крепостного права в 1861 году.
В современной российской медиевистике устоялась периодизация, принятая в европейской науке:
Раннее Средневековье V–X вв., также именуемое «Тёмными веками» (англ. Dark Ages) и характеризовавшееся деградацией латиноязычной учёной культуры и иных продуктов римской цивилизации (городской строй, гражданское право, прямое налогообложение и др.).
Высокое Средневековье XI–XIII вв., которое хронологически совпадало с эпохой Крестовых походов в Святую землю (1096–1272) и характеризовалось расцветом рыцарской культуры и христианской теологии.
Позднее Средневековье XIV–XV вв., которое Йохан Хёйзинга метафорически назвал «Осенью Средневековья» – пеиод, в течение которого европейское благородное сословие постепенно утрачивало свою ведущую военную и социально-политическую роль в обществе и превращалось из вассалов правителя в его подданных.
Период XVI – сер. XVII в., который характеризовался многими средневековыми явлениями и обозначался в марксистской историографии как позднефеодальный, теперь более известен в качестве «раннего Нового времени».
Источник
Значение слова «средневековье»
СРЕДНЕВЕКО́ВЬЕ, -я, ср. То же, что средние века (см. средний). Период средневековья. Искусство средневековья. Культура средневековья.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СРЕДНЕВЕКО’ВЬЕ, я, мн. нет, ср. (истор.). Эпоха в западноевропейской истории, охватывающая время с 5 по 15 век. Раннее с. Искусство позднего средневековья.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Средневеко́вье
1. истор. в Европе — эпоха господства феодального строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения Древнего Рима и сменившаяся Возрождением ◆ Средневековье, определяя по-своему удельный вес человека, чувствовало и признавало его за каждым, совершенно независимо от его заслуг. О. Э. Мандельштам., «Утро акмеизма», 1912 г. (цитата из НКРЯ)
средневеко́вье
1. истор. в Европе — эпоха господства феодального строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения Древнего Рима и сменившаяся Возрождением ◆ Т.Н. Грановский. Лекции Т.Н. Грановского по истории позднего средневековья Лекция 1 (10 Сентября) Мы будем заниматься историей последних 3-х столетий, так называемой новой историей. Известно, каким рубежом этот отдел истории отделяется от истории средневековой ― открытием Америки, началом движения реформационного в Германии. Т. Н. Грановский. Лекции по истории позднего средневековья (1849-1850) (цитата из НКРЯ) ◆ Такой уклад во многом сходен с положением, существовавшим в небольших итальянских республиках средневековья, с той единственной разницей, что русские condottieri составляли особую касту и происходили из одного владетельного рода. С. М. Степняк-Кравчинский. Россия под властью царей (1886) (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прохрипеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Средневековье.
Средневековье — обозначение периода, который следует непосредственно за историей Древнего мира и предшествует Новому времени. К этому периоду, как правило, относят период, датируемый концом V (крушение Римской империи) – серединой XVII столетия.
Понятие «Средневековье» впервые введено итальянским ученым Флавио Бьондо. Ранее эту эпоху называли «тёмные века» (ввёл Петрарка).
Основные этапы периодизации Средневековья, можно выделить как:
— раннее Средневековье V – XI века;
— высокое Средневековье, охватывает период примерно с середины XI века до конца XIV века (включая эпоху Возрождения);.
— позднее Средневековье (переход к Новому времени) – XV-XVII века.
Однако каждый из вышеуказанных периодов может быть подразделен еще на несколько внутренних периодов. Количество внутренних периодов зависит от важнейших политических, экономических, географических, культурных и научных событий которыми характеризуется каждый из основных этапов Средневековья. Кроме того, периодизация Средневековья также зависит от региона (Европа, Азия или Россия), так европейское Средневековье, по мнению некоторых европейских ученых, заканчивается уже в конце XV столетия и связано с открытием Америки Христофором Колумбом, в то же время окончание Средневековья и начало нового времени в России связано с эпохой правления Петра I.
Однако не следует полагать, что переход от Древних веков к Средним был моментальным. Это длительный процесс, характеризующийся не только упадком Римской империи, но и формированием новых государств в Европе, изменением мировоззрения человека, развитием экономики и науки.
Одним из событий, характеризующих Средневековье стало Великое переселение народов и образование новых государств (княжеств). Это появление племен викингов, англов, саксов, формирование королевств остготов и вестготов, первые признаки зарождения древнерусского государства.
Великое переселение народов сопровождалось многочисленными конфликтами и войнами, основанием для которых являлись: религиозные, языковые и культурные различия между народами. Впоследствии часть из подобных конфликтов переросла в территориальные войны (условно к таким конфликтам можно отнести крестовые походы, или войну между англами и саксами как представителями различных культур), характеризующиеся стремлением одного государства захватить другое.
Что касается Руси или вернее древнерусского государства, то как и для средневековой Европы этот период характеризовался переселением славян на запад вдоль рек (о чем свидетельствуют Византийские карты), в том числе ассимиляция славянских народов с коренным населением, позднее образовавшим восточно-европейские страны, а также продвижение славян на юг и ассимиляция с народами тюркской группы, о чем свидетельствует множество языковых заимствований из тюркского языка. В этот период начинают формироваться первые объединения славян, впоследствии разросшихся в княжества.
Затронуло великое переселение народов и азиатские государства, однако, если территории Ближнего Востока (территории Кавказа, Ирана и т.д.) были открыты и, исходя из мнений историков и географов, принимали непосредственное участие в ассимиляции народов и культур, то страны дальневосточного региона (Индия, Китай, Япония) оставались длительное время закрытыми для европейцев. Хотя и здесь шла ассимиляция народов, вызванная в основном развитием татаро-монгольского ханства, в последующем значительно повлиявшего на формирование Русского государства (объединения Руси).
Рассматривая развитие евроазиатского континента в Средние века, нельзя не выделить некоторые сходства между Европой, Азией и Русью, занимавшей центральное место между Европой и Азией. Как уже говорилось ранее, великое переселение народов, привело к ассимиляции культур, то есть к процессу проникновения одной культуры в другую, что не могло не повлиять на остальные сферы жизни человека и государства.
Различия между Европой, Русью и Азией состоят в том, что если Европа в Средние века ведет политику, открытую для других стран (сама Европа представляет собой разношерстую массу княжеств земель царств, не объединенных единым правителем. Объединение Европы закончилось лишь в XIX столетии). Русь, наоборот, старается объединиться вокруг единого центра, чтобы быть более защищенной от внешнего врага. Азия в Средние века представляет собой уже сформировавшуюся государственность. Азиатские государства характеризуются централизованной системой власти, развитой системой законодательства, строгой иерархией. Основным отличием азиатских стран, таких как Индия, Китай и Япония служит их полная закрытость от европейского вмешательства.
Кроме того, различия наблюдаются в культуре народов, образе жизни, связанном с географическими особенностями местности проживания народа, климатическими условиями, наличием установленных временем обычаев и традиций.
И, наконец, немного о самобытности Руси. Многие ученые до сих пор спорят о направлениях развития Руси, кто-то считает, что ей ближе консервативный восток (Азия), кто-то наоборот считает что Русь (впоследствии Россия) ближе к прогрессивному западу (Европа). Однако нельзя не согласиться с тем, что впитав в себя оба направления, Русь осталась самобытной страной. Если представлять историю России в виде реки с множеством истоков и притоков, то мы увидим множество изгибов, направленных то вправо, то влево, в зависимости от сближения с Востоком или Западом. При этом некоторые участки реки будут прямыми и ровными по отношению и к западу и к востоку. Это может свидетельствовать лишь о том, что Русь являясь срединным звеном между Западом и Востоком не потеряла своей самобытности и уникальности развития.
Источник
Средние века
Сре́дние века́ (средневеко́вье) — исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени.
Содержание
Историография
Временные рамки
Российская и западная медиевистика считают началом средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века). Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения [1] . Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (середина XV века), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), битву при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу cujus regio, ejus religio в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды. Сторонники так называемого долгого средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием средневековья, повлекшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию. В последние годы российская медиевистика относит окончание периода средневековья к середине или концу XV — началу XVI веков [2] . Наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.
Терминология
Термин «средние века» (лат. medium ævum — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI—VIII века).
В XV-XVI веках этот период истории носил следующие названия: media tempestas (лат. среднее время ; с 1469 г.), media antiquitas (лат. средняя античность ; с 1494 г.), medium tempus (лат. среднее время ; с 1531 г.), saeculum medium (лат. средний век ; с 1596 г.) [3] .
Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью, которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.
В XVII веке термин «средние века» ввёл в оборот профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер), положив начало так называемой гуманистической трихотомии. Он разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время. Келлер считал, что средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 года (падение Константинополя) [4] .
В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья (к примеру — «средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки европейского средневековья (в основном феодализм), но не совпадающий по хронологии со средними веками Европы (например, японское средневековье).
Периодизация
Средневековье условно делится на три основных периода [5] :
- Раннее средневековье (конец V — середина XI веков).
- Высокое, или классическое, средневековье (середина XI — конец XIV веков).
- Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века).
Представители французской школы Анналов выдвинули идею «долгого средневековья». По ней период средневековья завершается в конце XVIII века [6] .
Источник