Спортивные достижения и тенденция их развития
Спортивное достижение, как правило, выражено победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, массы, расстояния, точности поражения цели, более качественном выполнении сложных двигательных действий и комбинаций с оценкой их композиции и т.д.
Такого рода достижения, приобретая общественное признание, служат своего рода эталонными изменениями индивидуальных и общечеловеческих возможностей. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений, что обусловлено многочисленными факторами (рис. 1).
В общих чертах динамику спортивных достижений в любом виде можно описать в виде графика, состоящего из трёх фаз, каждая их которых имеет свою особенность.
Первая фаза связана с зарождением с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований и характеризуется тенденцией к незначительному повышению спортивных достижений.
Вторая фаза отражает непрерывный и бурный рост спортивных достижений, обусловленный эффективностью системы подготовки спортсменов, инновационные технологии и др.
Третья фаза связана с замедлением роста достижений, при этом отдельные достижения инновационных технологий могут вызвать кратковременную «вспышку» результатов.
Спортивные достижения |
1-я группа факторов (индивидуальные) — природные задатки спортсмена; — степень подготовленности к спортивному результату. |
2-я группа факторов (научно – технический прогресс) — современная методика тренировки; — рациональная система соревнований; — использование адекватной техники и тактики; — материально-техническое обеспечение; — научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение |
3-я группа факторов (социально–экономические) — размах спортивного движения и наличие необходимых кадров в стране; — общие социальные условия жизни населения и экономическое обеспечение спортивного движения |
Рисунок 1 Основные факторы определяющие спортивные достижения
Спортивный результат
Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно – достиженческих возможностей спортсменов или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям.
Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумевается вся совокупность способностей, умений, навыков и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для спортсмена или команды исхода состязаний.
В целом критерии определения спортивного результата в различных видах спорта, с определённой долей условности подразделяются на: «объективные», «субъективные», и «смешанные».
Объективные критерии сопряжены с независимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров (в мерах пространства, времени, веса перемещаемого предмета).
Субъективные критерии спортивного результата называются те способы его оценки, которые отличаются особенно значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, мнений, складывающихся у спортивных арбитров при судействе состязаний (баллы).
В смешанных критериях спортивного результата в относительно равной мере сочетаются объективизированные и субъективные слагаемые его оценки (различные виды многоборья, в которых оценка результатов происходит по правилам отдельных спортивных дисциплин).
Система подготовки спортсменов
Среди факторов спортивных достижений нетрудно выделить условно, с одной стороны, внутренние факторы (возможности и реальное состояние готовности спортсмена к достижению), а с другой – внешние (средства, методы и условия, с помощью которых целесообразно воздействуют на развитие спортсмена и обеспечивают ту или иную степень его готовности к достижениям). Готовность спортсмена к достижению – сложное динамическое состояние, характеризуемое достигнутым уровнем физической и психической работоспособности (физическая и психическая готовность) и степенью совершенства необходимых умений и навыков (техническая и тактическая готовность). Это состояние приобретается лишь в результате соответствующей подготовки. Спортивная деятельность в данном отношении является ничем иным, как деятельностью, направленной на приобретение готовности к достижению и неуклонное повышение её уровня (степени). С этой же целью используются и многие другие факторы, связанные с занятиями спортом (средства восстановления после нагрузок, специализированное питание, организация общего режима и т.д.). Применяемые в совокупности все факторы составляют элементы подготовки спортсмена. Таким образом, подготовка спортсменов представляет собой многосторонний процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов и условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В качестве многокомпонентной системы подготовка спортсмена полностью или частично включает в себя:
1) систему соревнований;
2) систему тренировок;
3) систему «экзо факторов» (табл. 2).
Таблица 2 Структура системы спортивной подготовки
Система спортивной подготовки
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 918 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Вопрос: 60. Спортивное достижение и тенденции их развития
Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т. д.
Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами, научно-техническим прогрессом и социально-экономическими факторами. Рассмотрим эти факторы более подробно.
Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.
При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:
— составом способностей к определенному виду спорта;
— объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;
— какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.
Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.
Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.
Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности. На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров различной конструкции и назначения.
Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки.
Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.
Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой, впервые обоснованной польскими учеными Е. Скоровским и Я. Брогли.
Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов, и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».
Источник
Спортивные достижения и тенденции их развития
Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.
Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием се более и более широкой массы занимающихся.
Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы более подробно.
Индивидуальная одаренность спортсмена. Современнаянаукаразличает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальньпД особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходм мо отметить, что способности не сводятся к знаниям, уменияд и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности) овладения способами и приемами определенной деятельности.
Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отноше-. нию к спорту можно говорить о физических и психических качеД ствах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуще-ствления определенной соревновательной деятельности. ОдаренЦ ность постепенно становится главным критерием при переходя занимающихся в спортивных школах из одной группы в другумд из одной сборной команды в другую, более высокого ранга. :Г
В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте — системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и учение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренно-ью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.
При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:
— составом способностей к определенному виду спорта;
— объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;
— какими путями добиться формированияэтих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.
1 Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.
В этой связи спортивные достижения — это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).
В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые Тренировочные занятия в день.
Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотиви-рованный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.
Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависав от использования им эффективных тренировочных и соревнователе ных систем, а также от сознания важности общественной и личноИ спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.
Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки: рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.
Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.
Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.
На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.
Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.
Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.
Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специй алистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.
Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общей, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.
В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.
Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других — с временным плато (стабилизацией), на третьих — с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).
Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой (рис.29), впервые обоснованной польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.
Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю станощния вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсменов. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплиах различна.
Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному ни вышению.
В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с вм чалом занятий определенным видом спорта, овладения основали техники, тактики, физической подготовленности.
Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный р. достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.
Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.
В индивидуальном плане добавляется фактор биологическозд возраста, долговременной адаптации организма, приобретена человеком спортивного и жизненного опыта.
Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).
Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном рлане замедление роста спортивных результатов и их стабили-вация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в
Глава18. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термитном повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.
Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике итактике и развитие его физических способностей.
Источник