- Как правильно спорить с людьми
- Психологические принципы правильного спора
- Принцип равной безопасности
- Принцип децентрической направленности
- Принцип адекватности
- Как правильно спорить с людьми: соблюдайте условия
- Никогда не забывайте о предмете спора
- Аргументируйте свои доводы
- Уважайте мнение оппонента
- Задавайте уточняющие вопросы
- Согласитесь с оппонентом, но только отчасти
- Будьте уверены в себе
- Не используйте запрещенные приемы
- Как вести спор с эгоистом
- Суть спора. Как правильно спорить и победить в споре?
- Как правильно спорить
- Что обязательно должны сделать участники спора
- Как сделать спор более продуктивным
- Чего нельзя делать участникам спора
Как правильно спорить с людьми
Добрый день всем читателям моего блога! Каждый из нас хотя бы раз в жизни с кем-то спорил. В детстве маленький человечек спорит часто из вредности или упрямства, еще не умея толком отстаивать свою точку зрения. Взрослый человек, уже имея достаточный запас опыта и знаний, уже должен в той или иной мере владеть искусством спора. Это определенный показатель культуры, личностного развития. Но таков уж человек по своей природе: видит потенциального врага в том, кто не согласен с его точкой зрения. Чтобы спор не перерастал в конфликт, давайте разберемся, как правильно спорить с людьми.
Для начала определимся, что такое спор. Большой толковый словарь русского языка дает такое определение:
В русском языке есть синонимы к слову спор – дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Отличие дискуссии от спора в том, чтобы выяснить и сопоставить различные точки зрения, найти правильное решение обсуждаемого вопроса. Диспут – это публичный спор на научную и общественную тему, публичный диалог, в процессе которого сталкиваются разные точки зрения.
А вот полемика – это спор, при котором имеется конфронтация, противоборство сторон и идей. Этот вид спора отличается от дискуссии и диспута своей целевой направленностью. Если участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются найти общие решения, установить истину, то цель полемики – одержать победу над оппонентом, утвердить собственную позицию.
Мы прекрасно знаем, с чего начинается любой спор. Один человек высказывает свою мысль и утверждает, что она верная, а другой опровергает ее, приводя в качестве доказательств свои доводы. Если спорщики не слушают друг друга и доказывают свое с пеной у рта, спор неизбежно перерастет в конфликт. Поэтому нужно уметь правильно спорить с людьми.
Психологические принципы правильного спора
Принцип равной безопасности
Ни одному из участников спора нельзя причинять психологический или какой-то другой ущерб. Нельзя оскорблять, унижать собеседника, каких бы взглядов он ни придерживался. И уж конечно нельзя использовать рукоприкладство как весомый аргумент. Если этот принцип не соблюдается, спор превращается в противоборство амбиций – кто сильнее, наглее и прочее.
Принцип децентрической направленности
Суть его в том, что нужно уметь анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, смотреть на себя и надругих исходя из интересов дела, а не из личных целей. Это сложно, потому что человек, как бы помягче выразиться, несколько эгоистичен. В споре мы очень часто в первую очередь отстаиваем свои интересы, правда?
В противовес этому принципу как ведет себя спорщик с эгоцентрической направленностью? Он занят своими проблемами, его не интересуют проблемы собеседника, он сыплет своими выводами и соображениями, навязывает свое мнение окружающим, не слушает оппонента и обычно недружелюбен. С таким человеком очень сложно спорить. Такое поведение в споре неверно и неконструктивно, то есть ник чему не приведет.
Принцип адекватности
Нужно воспринимать информацию именно так, как было сказано. Нельзя намеренно или ненамеренно искажать сказанное или услышанное. Чтобы этот принцип соблюдался в споре, необходимо максимально точное восприятие смысла услышанного. Простыми словами, нужно внимательно слушать своего собеседника. Неумение слушать – проявление эгоцентризма, оно создает психологический барьер в общении.
С другой стороны, надо стремиться к простоте и точности высказываний. Только тогда вы будете однозначно поняты тем, с кем говорите. Простую и точную фразу гораздо сложнее исказить, перефразировать, «переврать». Еще важно говорить понятно. Если вы будете сыпать утверждениями, непонятными собеседнику, он вас попросту «не услышит» и останется при своем мнении.
Как правильно спорить с людьми: соблюдайте условия
Давайте перечислим некоторые условия, которые помогут вам отстоять свою точку зрения и сделать спор наиболее продуктивным.
Никогда не забывайте о предмете спора
Часто спорщики сосредотачиваются на придумывании эффектных ответов собеседнику, подборе дополнительных доводов и аргументов. В итоге внимание рассредоточивается, и вот спорящие уже забывают о том, о чем так яро спорили. Или вообще переходят на личности и начинают открыто оскорблять друг друга.
Чтобы не забывать о предмете спора, надо внимательно слушать оппонента. Нужно дать ему возможность высказаться до конца, не прерывая нить его рассуждений. Иногда хочется поспешно опровергнуть собеседника, перебить, прицепиться к несущественному. Из-за этого будет упущена суть его мыслей, мотивов, и сказанное не воспримется адекватно. Это неправильная и тупиковая позиция.
Аргументируйте свои доводы
Стройте свои доказательства на фактах. Причем, аргумент «Я где-то слышал, что…» откровенно слабоват. А вот если вы открываете перед оппонентом книгу или статью с результатами исследований, научными фактами или другой информацией, подтверждающей ваши слова, такой довод достаточно убедителен. Главное, чтобы источник этой информации был авторитетным.
Аргументировать необходимо всегда, когда вы спорите с детьми. Нельзя задавить ребенка своим авторитетом и ответить «Потому что я так сказал(а)» или «Потому что я лучше тебя знаю». Поскольку ребенок в силу возраста и жизненного опыта не знает и не понимает некоторых вещей (и это нормально), ему обязательно нужно пояснять, почему вы занятии такую позицию в споре. Вероятнее всего, разъяснение сведет весь спор на нет.
Уважайте мнение оппонента
Важно понять точку зрения собеседника, чтобы сопоставить ее со своей. Постарайтесь понять, почему он настаивает на своей точке зрения. Все познается в сравнении, особенно в споре. Взгляните на предмет спора его глазами, спросите, почему он думает именно так. Покажите, что вы готовы рассмотреть его позицию как возможную. Ведь спор дает возможность рассмотреть проблему со всех сторон и прийти к консенсусу. Даже если вы не согласны с чужим мнением, это не повод относиться к нему пренебрежительно.
Задавайте уточняющие вопросы
Чтобы правильно спорить с людьми, нужно научиться задавать правильные уточняющие вопросы. Если вы спросите оппонента, почему он занял такую позицию, он охотно вам ответит, продолжая отстаивать свою точку зрения. А вот вопросы «Как ты себе это представляешь?», «Что будет дальше?», «К чему это приведет?», возможно, заставят спорящего задуматься. В итоге он самостоятельно может прийти к выводу, что его точка зрения неправильная.
Согласитесь с оппонентом, но только отчасти
Если вы будете упорно и настойчиво убеждать оппонента в своей правоте, тем упорнее и настойчивее он будет делать то же самое (вам можно, а ему нельзя, что ли?). Поэтому нужно не давить на собеседника, а даже согласиться с ним, располагая к себе. Попробуйте использовать вот такие фразы:
Как будто бы вы соглашаетесь, но при этом продолжаете выдвигать свои аргументы. Если у соперника был воинственный настрой, он ослабеет, и будет проще продолжать диалог.
Будьте уверены в себе
В психологии давно доказан такой факт: важно не только то, что именно вы говорите, а как вы это делаете. Правильно спорить с людьми – говорить с хорошим темпом и оптимальной громкостью голоса, уверенно жестикулировать, держать осанку, смотреть оппоненту в глаза. Отмечен и такой факт, что человек в деловой одежде или просто более опрятный «звучит» более убедительно. Следовательно, шансов выиграть спор у него больше.
Не используйте запрещенные приемы
Спор – сложное психологическое испытание. И если оно кому-то не под силу, он начинает прибегать к запрещенным приемам. Это делается для того, чтобы вывести оппонента из эмоционального равновесия и выиграть в споре любой ценой.
Вот наиболее известные психологические уловки:
— ускоренный темп речи (закидаю его словами, чтобы опомниться не успел);
— использование профессиональных терминов (докажу ему, что он ничего не понимает, а я вот какой умный);
— вызывание у оппонента чувства стыда («Ну, вам-то уж стыдно такого не знать»);
— возмущение или обида («Вы не представляете, как ваша точка зрения обижает меня»);
— шантаж или угрозы («Я повешусь, если вы не передумаете!»);
— переход на личности («Если вы так считаете, то вы полный идиот!»)
Не нужно забывать, что предмет спора – позиция человека, а не он сам. Поэтому нельзя придираться к его тону, характеру, внешности, национальности, социальному положению.
Как вести спор с эгоистом
Возможна ситуация, когда вы столкнетесь в споре с человеком, который займет эгоцентричную позицию. Другими словами, с законченным эгоистом, который будет не слушать вас, а стараться всеми способами гнуть свою линию. Как спорить с таким человеком? Как психологически нейтрализовать эгоиста, чтобы спор закончился наиболее приятно для обоих? Психолог Владимир Леви предлагает четыре правила поведения в такой ситуации:
1. Нужно постараться понять его точку зрения, его обстоятельства, поставить себя ради себя же самого на его место. Узнать о нем заранее, изучать незаметно. Запомнить имена и даты, вкусы и интересы.
2. Постараться создать благоприятную атмосферу. Это значит улыбаться, начинать с «да», с согласия. Если соперник обвиняет вас, обезоружить его фразой: «Да, я не прав». Выражайте сочувствие как можно более искренне. Говорите с ним о том, о чем он хочет, или о нем самом, начинайте только с этого, никогда не начинайте с «я».
3. Не унижайте его, не «царапайте по самолюбию», не задевайте его неосторожно. Не обвиняйте, не угрожайте и не приказывайте; не выказывайте недоверия; не прерывайте собеседника; не хвалитесь; не показывайте, что он вам неинтересен или противен; отказывая, извиняйтесь и благодарите.
4. Возвышайте соперника. Проявляйте к нему повышенный интерес; оказывайте доверие; слушайте, хвалите, дайте ему возможность почувствовать себя значительным… Дайте похвастаться, ощутить свое превосходство, советуйтесь с ним как со старшим. Имея идею, наводите на нее исподволь, чтобы ему показалось, что это его идея.
Даже если вам не нравятся эти советы, они работают с эгоцентриками. Решите для себя, важно ли вам одержать победу в споре с таким человеком. Если да, то вы знаете теперь, как правильно спорить с людьми эгоистичными и напористыми.
В заключение хочется сказать, что в любом споре всегда нужно считаться с самолюбием человека. Не стоит демонстрировать торжество победителя, даже если вы выиграли спор. Потому что в другой раз фортуна может оказаться не на вашей стороне.
Источник
Суть спора. Как правильно спорить и победить в споре?
В дипломатии тема спора разбирается весьма подробно, уверен, только по нескольким техникам и примерам можно написать целый, отдельный учебник. Дорогой читатель, я рад представить несколько эффективных советов как же правильно спорить, если Вам все же пришлось принять участие в словесной битве.
Начнем с главного. Один из самых простых способов не проиграть в споре — взять паузу. Предложите оппоненту продолжить дискуссию и обсуждение после того, как некоторые факты и данные будут перепроверены. Превосходно работает, если спор был зачат на эмоциях. Вернувшись, разговор можно продолжить в более спокойном и конструктивном ключе, вывести в нужном для Вас направлении.
Используйте психологические законы влияющие на поведение человека . Например, сошлитесь в разговоре на мнение большинства (Закон Большинства) или на авторитетное для собеседника лицо (Закон Ассоциации). Используйте убедительный Закон Сравнения: сравните так, чтобы Ваш контраст явно перевесил аргументы собеседника. Подробнее о психологических законах читайте в Энциклопедии Переговоров .
С самого начала спора стремитесь избавиться от негативного фона. Начинайте с дружественного тона, демонстрируйте Ваше искреннее желание разобраться что к чему. Предположите, что Вы ошибаетесь, но Вам так кажется и Вы желаете искренне разобраться.
В принципе любой спор полезно начинать с вероятности Вашей ошибки. Если окажется, что Вы неправы, подобный дипломатичный старт определенно скрасит поражение.
Если Вы желаете выразить несогласие со словами собеседника,- сделайте это вежливо. Вместо «чувак, ты неправ на все сто, ты чё дурак что ли», — лучше вводите Ваше несогласие с помощью таких речевых конструкций как: «к сожалению я вынужден не согласиться», «здесь я вынужден с Вами не согласиться», «сожалею, но в данном вопросе наши мнения расходятся».
У величивайте степень доверия к сказанной Вами информации . Будьте аккуратны и точны в приводимых аргументах, фактах и цифрах. Не округляйте, не приводите примеры «навскидку». Замалчивайте «хрупкие аргументы», в которых Вы не до конца уверены.
Удачи Вам в делах и общении!
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше секретов переговоров, общения, эффективных техник убеждения и противоядий от разных манипуляций.
Источник
Как правильно спорить
Расхожее выражение «в споре рождается истина» оказывается верным только по отношению к «правильным» спорам.
Спор может послужить толчком к возникновению оригинальной идеи, позволит развить ту или иную мысль в необычном ключе, убедит одного или обоих участников пересмотреть свои точки зрения на предмет… или приведет к драке. Стоит ли объяснять, что после драки никакой истины оппонентам уже не светит?
По большому счету, то, что привело в конечном итоге к драке, как таковым спором не являлось. Скорее всего, это были «разборки». Чтобы не путать одно с другим, а также чтобы избежать возникновения в ходе полемики деструктивных факторов, превращающих спор в разборки, нужно понимать основные механизмы функционирования спора.
Что обязательно должны сделать участники спора
1. Высказать свою точку зрения.
2. Аргументировать свою точку зрения.
3. Выслушать точку зрения собеседника.
4. Привести дополнительные аргументы для усиления своей позиции.
5. Привести аргументы, призванные ослабить позицию собеседника.
Эти пять пунктов составляют костяк любой дискуссии. Хорошо, если оба оппонента осведомлены о том, как выглядит структура спора в общем виде. Еще лучше, если оппоненты знают некоторые детали, позволяющие сделать спор более продуктивным.
Как сделать спор более продуктивным
1. Обозначьте тему и суть полемики.
Ничего не выйдет, если вы будете обсуждать один предмет, но разные его аспекты. Будет странно, если споря, скажем, о доме, один будет напирать на то, что дом большой, а другой на то, что дом зеленый.
2. Определитесь с терминологией.
Расскажи собеседнику, что ты подразумеваешь под теми или иными словами, выясни, что подразумевает оппонент под теми словами, которые употребляет он.
3. Удостоверьтесь в том, что правильно понимаете друг друга.
Уже не на уровне отдельных слов, а на уровне высказываний. Полезно использовать технику «активного слушания»: «если я правильно понял, ты имеешь ввиду….» и тому подобное.
Но даже уточнив терминологию и разобравшись с собственной позицией, вы рискуете дойти до мордобоя (или просто свести полемику к пустой болтовне), если не будете помнить о том, что делать ни в коем случае нельзя.
Чего нельзя делать участникам спора
1. Переходить на личности.
Здесь всё и так понятно. «Потому что ты козёл» — это не аргумент и ни в каком контексте им не станет.
2.Отвлекаться на побочные темы, возникающие в ходе дискуссии.
Старайся не слишком увлекаться и не забывать о том, из-за чего вообще весь сыр-бор.
3. Говорить о том, в чем не разбираешься, или о тех вещах и явлениях, в своей позиции относительно которых ты сам не уверен.
Сложно спорить, хороши или плохи яйца всмятку, приготовленные при полной луне на старом заброшенном кладбище, когда ты их не пробовал и вообще в полнолуние на кладбище не был.
Наконец, когда вы оба культурно и приятно отдискутировали своё, спросите себя — из-за чего всё началось? И обязательно подведите итог спора. Если уж не истина, то что-то же должно было в нем родиться.
Источник