Что говорить в ситуации спонтанного общения?
Что говорить в ситуации спонтанного общения? Как убрать неловкие паузы в разговоре, которые неожиданно появляются из ниоткуда, вроде бы? Говорят, молчание — золото. Другие усиливают: помолчи, за умного сойдешь. Однако, если следовать буквально этим рекомендациям, можно двинуться рассудком. Человеку дана речь, и именно она, я думаю, сделала человека человеком.
Помню, однажды я присутствовал на коллективном собеседовании. И решил что молчание — золото. Кандидаты говорили, что-то обсуждали, я же хотел сойти за самого умного, молчал. Работодатель оказался не любителем «золота». Мы молча распрощались; хотя я молчал так красноречиво. Работу мне не предложили. Хотя вообще-то, говорить я умею. Чуток.
Но меня всегда беспокоили моменты, когда повисает неловкая пауза или надо начать разговор первым. Встречается мне красивая женщина на пути, или начальник идёт по коридору. Что делать? Молчать? Говорить? Мычать? Начать перстом чистить нос? Опыт показывает, что совсем не дурным вариантом становится опыт общения в спонтанной ситуации. Так о чем говорить, с чего начать, когда неловкое молчание хуже даже вялого разговора? Рассмотрим некоторые приемы и темы в этой ситуации.
Когда сказать нечего, а надо, то можно и нужно попытаться завязать разговор о погоде. Миллионы разговоров по всему свету начинается с темы погоды. Не знаю, в Африке в июле актуально ли это, но, полагаю, что и там актуально. Пример. Мужчина и женщина на отдыхе в жаркой стране. Мужчина, прочищая ухо ватной палочкой, спрашивает: «- Хорошо ли вас поджаривает солнце, мадам?» Ответ: «- Очень хорошо! Я вся горю, как олимпийский факел». Мужчина: «Тогда пошли ко мне в номер. У меня кондиционер на полную „рубит“, а в холодильнике прохладное шампанское с клубникой». Женщина: «Пошли. Но хватит уже ухо себе ватной палочкой чистить. Это не романтично.».
Мы живем в век технологий, и следить за новостями считается хорошим трендом. Где-то упал самолет, где-то двухголовая кошка мутант удавила деревенскую семью, где-то вырастили арбуз размером с автобусную остановку. Когда вы в курсе событий, легче выбрать тему беседы и убрать неловкие паузы. У новостей, особенно современных, правда, есть существенный недостаток.
Как правило, они несут сплошной негатив. Кто-то прыгнул из окна, кто-то кого-то пырнул ножом, где-то бомбят и прочее. Однако, можно попробовать фильтровать новости и выискивать редкие крупицы хороших новостей. Тех, если которыми поделиться с миром и собеседниками, то на лицах слушателей появится добрая улыбка. А когда у человека хорошее настроение, даже неловкие паузы в разговоре не будут казаться тягостными.
Этот метод подходит только тогда, когда в новостях — дырка от бублика и никого не убили, не четвертовали, а погоду обсуждать ни к чему, ибо она замечательная стоит и будет стоять еще месяц вперед. Тогда действуем проще. Есть такая штука алфавит, а в ней — буковки. Берем любую свою любимую букву, а с нее слово, с которой начинается с этой буквы. К примеру, у автора любимая буква «У».
Итак, вот как будет выглядеть спонтанный диалог примерно при этом. Мужчина (ватной палочкой чистит уши): «-Очень приятно было узнать от вас мадам, что солнце скоро выпарит все океаны (погода). Так же вызывает оптимизм, что к земле летит огромный астероид, который через несколько месяцев врежется в нашу планету (новость). Но вы знаете, мадам, у меня дома есть уникальной позолоченный унитаз (слово на „У“). Не хотите ли вы на нем посидеть чуточку? Я приглашаю. И у меня дома есть прохладное шампанское с клубникой».
Женщина: «А что, хорошая идея. Пошли смотреть на унитаз. Но перестаньте чистить палочной в ушном проходе. Это не романтично.» Как мы видим, бороться с такой напастью, как неловкая пауза в разговоре можно. Молчание не всегда золото, как показывает практика!
;
Когда повисла неудобная пауза в разговоре, когда и сказать вроде бы что-то надо, а на ум ничего не приходит, то полезно бывает оглядеться. Где вы находитесь? Что сейчас происходит? Как вы это оцениваете? Дело в том, что замечание, сделанное по окружающей обстановке, или вопрос, не будут вызывать беспокойства у ваших собеседников. Если вы находитесь в кафе, скажем, восточной кухни, спросите, как ваш собеседник относится к декору помещения. Как она (он) ощущает себя в этом царстве Востока.
В плацкартном вагоне поезда дальнего следования, когда ваш попутчик падает с верхней полки, вы, во избежание неловкого молчания, можете поинтересоваться, как он (она) себя чувствует после приземления. Верхом мастерства общения будет успеть осведомиться об этом во время полёта.
На самом деле почти все имеют своё собственное мнение на разные вопросы. Даже тот, кто говорит, что никакого мнения у него нет, мнение имеет, просто пока оно еще не сформулировано. Чтобы убрать затык в разговоре или начать его на комфортной ноте, можно и нужно спрашивать мнение. Говорят, что когда мужчина в ЗАГСе подписывает согласие на бракосочетание, то это последний момент в его жизни, когда его спрашивают о его мнении.
Но даже отпетый подкаблучник будет рад поделится своим мнением, пусть и тайно. Люди обожают делиться своим мнением. Достаточно просто спросить: Что вы думаете о. И пауза неловкая канет в лету, и разговор пойдёт по новому пути. Ведь это — открытый вопрос. На него нельзя ответить односложно «да» или «нет». В цивилизованных странах референдумы как раз и призваны по бытовому, но в масштабах государства, спросить мнение народа по тому или иному поводу. Это отличный приём и узнать человека, и разговориться с ним.
Бывает, что начать спонтанный разговор не с чего. Бывают и затыки в разговоре. Однако, есть пути преодоления этих трудностей. Кстати, о неловких паузах. Кто-то ими тяготится, кто-то нормально воспринимает. По этому поводу уместно вспомнить персонажа Вронского из великого романа Льва Толстого «Анна Каренина».
Вронский по сюжету сидит рядом с прекрасной дамой и молчит. Молчит, зараза! При этом дама не знает, куда глаза деть, ей очень неловко, а Вронский просто качает ногой, всем своим видом говоря: «Если кому-то неудобно это молчание, пусть сам его и нарушает. Мне и молчать комфортно». Не говорит ли это о внутренней свободе человека в выборе модели своего поведения?
Источник
40. Управляемая спонтанность
Когда на сцене нужно создать шум, статисты ходят и вразнобой говорят фразу: «О чём говорить, когда говорить не о чем?»
Когда общается профессиональный коммуникатор, ему необходимо делать множество вещей: помнить о том, о чем он хочет сказать, подбирать слова, следить за реакцией, калибровать состояние собеседника, отмечать характерные жесты и т.д. Ни один нормальный человек не сможет сделать это сознательно. Но как тогда они всё это делают? Хороший коммуникатор может распределять сознательное внимание так, что какие-то вещи он делает сознательно, а какие – бессознательно, спонтанно.
Спонтанность дает нам полет, течение, искру, но у нее есть один большой недостаток – обычно этот поток совершенно неуправляем. То есть поток есть – он может нестись, захватывать, растекаться… Но вот куда он вас занесет совершенно непонятно.
Это как кошка, которая гуляет сама по себе по своим собственным делам.
Сознательное управление дает четкость и понимание цели, но при этом невозможно контролировать большое количество информации и трудно пользоваться ассоциативно приходящей информацией (она просто не приходит). Здесь вылезает стандартная проблема сознания – ограниченность восприятия. Ну не резиновое сознание, не резиновое. Поэтому если вы пытаетесь на что-то обратить сознательное внимание, всё остальное из этого сознательного внимания уходит. Калибруешь жесты – пропускаешь мимо ушей предикаты, подстраиваешься под позу – забываешь содержание.
Есть люди, у которых хорошо с управлением, но плохо со спонтанностью, есть те, кто легко спонтанирует, и им бы хорошо научиться управлять этим процессом. А тем, кто хорошо управляет своей спонтанностью, этот текст скорее всего особо и не нужен.
Управляемая спонтанность – это умение контролировать свою спонтанность и направлять ее к цели. Баланс между структурой и спонтанностью.
Заявление красивое, но не попытка ли это «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань» (как вы помните, по утверждению классика это сделать «не можно»). Ответ вполне НЛПерский – не знаю, как это в теории, но на практике это работает.
Я могу сознательно сосредоточиться на калибровке реакции группы, а из меня в это время будет литься содержание. Или наоборот, я могу сосредоточиться на содержании, отпустив свои жесты и голос на свободу. А может я сочту полезным более сосредоточиться на жестах, а всё остальное пусть контролирует бессознательное. Либо я могу вообще как бы отойти в сторону и наблюдать за тем, как «этот человек» говорит, размахивает руками и выделяет определенные слова интонацией.
Самое забавное – что научиться этому не так уж и сложно. Нужно просто немного поработать.
Что для этого нужно?
Первое, что нужно обычному человеку – это научиться быть спонтанным и отпускать себя. А следующее умение – направлять этот поток в нужную сторону.
Научись отпускать себя
Первое, что нужно – это научиться быть спонтанным и отпускать себя. Нас с детства тренируют контролю, управлению, умению сдерживать эмоции. Что крайне полезно в условиях современного общества. Да и вообще полезно – дисциплина штука нужная. Дети то обычно существа вполне спонтанные, что доставляет жуткое неудобство их родителям. И окружающим. А так же нарушает технику безопасности. Полез не туда – свалился, руку в плиту сунул – обжёгся. И вообще, хотелось бы чтобы ноги ходили куда надо, а не куда занесёт.
Но через какое-то время для большинства контроль становится слишком тотальным. В обычной нашей школе проявления спонтанности не слишком поддерживают, в первую очередь потому, что спонтанность эта возникает чаще всего не там, не по тому поводу и в совершенно неподходящей ситуации. Она же спонтанность – захотела пришла, захотела ушла. А тут учебный процесс…
В ещё более старшем возрасте спонтанное желание ущипнуть впереди идущую симпатичную девушку за пятую точку может кончиться не менее спонтанным ударом тяжёлой дамской сумочки (а то и ноги) по какому-нибудь чувствительному месту. Или дружескими тумаками сопровождающего девушку мужчины. А не дай бог спонтанно сказать начальнику все свои мысли относительно его способностей. А уж его ответная спонтанная реакция – это просто нечто!
И с водой выплескивают ребёнка. Уж лучше вообще не спонтанировать – это мол удел творческой интеллигенции.
А те ведь тоже хотят, чтобы это творческое состояние приходило «когда надо», а не когда придется. А то выйдешь на сцену – и пф! Только фонограмма и спасает. А что, спрашивается, делать представителям не разговорно-песенного жанра?
Поэтому первая тренировка – это как раз научиться себя отпускать. Сначала совершенно безумно и неуправляемо. Просто вспомнить это состояние – когда несет. А вот дальше мы поработаем с управлением – благо это вы все умеете хорошо.
Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове. Просто «правополушарное» мышление именно так и работает.
— В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека – 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем и магазинов. И товаров стало больше. Например раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять. И видов молока тоже десяток. Хотя часть – это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. В этом году опят модно мини…
Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую. Получается цепочка. И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую…
Если вы прислушаетесь, то вы обнаружите что большинство разговоров строится приблизительно по этой схеме. Просто между точками перехода предложений побольше.
Скелет рыбы
Скелет – это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю рыбу. В это тексте это было: «Жара 30-35 градусов – температура человека 36.6 – аптека – много – сорта сыра – виды молока – обезжиренное молоко – похудеть – внешний вид – косметика – тушь — Франция – одежда – мини…»
Отслеживать скелет нужно для контроля, то есть это тренировка управления. Когда в дальнейшем надо будет восстановить весь процесс общения — достаточно вспомнить контрольные точки, а «мясо» на этот «скелет» будет само выплывать из бессознательного.
Упражнение
«Остапа несло». И. Ильф. Е. Петров. «Двенадцать стульев».
Тренируем спонтанность. Возьмите любой факт и простраивайте от него ассоциативные связи. Желательно, чтобы на одну мысль (на одну кость скелета) было не более 2-3 предложений. Здесь от вас требуется просто быть спонтанным – чем рыба больше, тем она лучше. Отпустите себя – как несет, так несет.
Но! Большая просьба – то должна быть рыба, когда вы как бы нанизываете бусинки. А не звезда:
— В Москве сейчас жарко. В Лондоне тоже очень жарко. А в Лос-Анжелесе просто невыносимая жара. Даже в Якутии жарко.
Здесь только одна косточка скелета: «жара» и к ней происходит постоянный возврат. Это не то! Здесь должна быть цепочка:
— В Москве сейчас жарко. Даже асфальт плавится. Как масло сливочное, когда на сковороду бросишь. Оно ещё так потрескивает на сковороде. Но жарить лучше всё-таки на растительном. Мне больше нравится. Вкуснее как-то получается. Но это на мой вкус. А вот у меня приятель есть – он вообще ничего не жарит, только варит. Здоровье бережёт. Сейчас многие пытаются вести здоровый образ жизни. При нашей то экологии…
Если по количеству – нормально, когда вы сможете легко и спонтанно простроить рыбу как минимум на 20 – 25 переходов.
«Скелет своей «Рыбы»
А теперь, после того, как вы сделаете «Рыбу» восстановите ее скелет. Лучше напишите, как минимум – четко проговорите (про себя).
Строить скелет можно как сначала (с головы «Рыбы»), так и с конца (с хвоста «Рыбы»). В вышеприведенном примере был вариант построения скелета с головы:
– жара 30-35градусов – температура человека 36.6 – аптека – много – сорта сыра – виды молока – обезжиренное молоко – похудеть – внешний вид – косметика – тушь – Франция – одежда – мини
С хвоста это будет выглядеть задом наперед:
– мини – одежда – Франция жара – тушь – косметика – похудеть…
Желательно уметь восстанавливать скелет с не только с головы или хвоста, но и с любой точки «рыбы». При тренировке вы начинаете с наиболее для вас удобного варианта (например с «головы»), после того, как это у вас это начинает получаться достаточно хорошо – тренируетесь восстанавливать с другой стороны. После того, как и это начнет получаться достаточно хорошо – тренируйтесь строить «скелет» с любой «кости» в середине: сначала в сторону головы, потом в сторону хвоста. И так далее.
Начинайте с 5-7 точек перехода (костей) и достигайте длины «рыбы» как минимум в 15 – 20 переходов. Для каждого типа восстановления скелета:
«Скелет» разговора
Точно так же, как вы можете отслеживать скелет собственной «рыбы», вы можете отмечать точки перехода в любом разговоре или выступлении. Правда там уже не будет столь строгой последовательности, но принцип сохранится – будут точки ассоциативного перехода, которые можно выделить. Это может быть просто треп с приятелями или выступление известного политического лидера по телевизору.
Хорошо отслеживать Жириновского – у него обычно хорошо простроена ассоциативная последовательность речь.
Восстанови «рыбу» по «скелету».
Запишите скелет рыбы, и через какое-то время (через час, на следующий день) по скелету восстановите все содержание.
Можно сделать диктофонную запись и сравнить результаты.
Это так же весьма полезно для того, чтобы вспомнить разговор: вам не надо держать в голове всё что было сказано – достаточно там держать только скелет. А всё остальное просто всплывет из бессознательного.
Как рассказывал один человек, который часто участвует в переговорах – потом можно восстановить весь процесс по шагам.
Как я уже говорил, обычный разговор обычно представляет из себя сильно растянутую рыбу – там на каждый переход просто предложений больше.
Выступление по плану
Управляемую спонтанность удобно использовать для выступлений, презентаций и т.п. – вы определяете темы, а содержание всплывает по мере надобности. А ассоциативные переходы позволяют связать одну тему с другой.
Правда, подготовка к выступлению отличается от общепринятой. Вам нужно не столько структурировать информацию – это неплохо может сделать и бессознательное, — сколько «загрузить» побольше этой самой информации. Раз в десять больше, чем собираетесь говорить.
И ещё большой плюс управляемой спонтанности в выступлениях – вас трудно сбить. В линейном «логическом» представлении есть определённый порядок, и если он нарушен (сбили, забылось о чём говорить, задали каверзный вопрос на другую тему) – оставшаяся часть выступления идёт на смарку. При управляемой спонтанности вы можете выстраивать темы в произвольном порядке (в разумных пределах) и вам достаточно просто помнить об этих темах.
Для начала тренировка. Пишите 5-6 тем, желательно не связанных друг с другом и разного уровня обобщения: от колбасы до свободы. Вам нужно сделать рассказ про эти темы и ассоциативно связать их друг с другом.
Обратите внимание, что темы – это не скелет. Темы – это про что рассказываем, а скелет – точки ассоциативного перехода.
Итак, темы: арбузы, равенство, самолёты, птицы, добыча нефти.
— Я очень люблю арбузы. Это такая вкусная ягода – а вы знали, что арбуз – ягода?. Они таки большие, с крепкой коркой, полосатые. А внутри красные и сладкие. С чёрными семечками. Если спелые. Если не спелый – розовый, с белыми семечками и кислый. У спелого арбуза есть несколько признаков: жёлтое пятно на боку, сухой хвостик, потрескивает, когда его сжимаешь и звук гулкий, когда по нему стукнешь.
— Арбузы любят все – взрослые, дети, мужчины, женщины, богатые, бедные. В каком-то смысле он такой образец равенства.
— А равенство – это такое важное понятие в математике. У него есть даже свой специальный знак «=«. Оно обозначает, что значение двух выражений одно и то же: 2+2=4; a+b=c.
— А математика очень важна в современной технике. Например, в строении самолётов. Сейчас самолёт – очень сложная техника, которая должна работать долго и надёжно. Он должен тратить на перелёт мало горючего, быть удобным и управляемым. Это всё нужно рассчитать, проверить, построить модели.
— Моделью для самолётов были птицы.
— Люди смотрели, как летают птицы и тоже хотели летать. В этом смысле, птицы довольно сильно от нас отличаются: вместо рук или передних лап – крылья, вместо шерсти – перья, вместо пасти – клюв.
_- И произошли птицы от динозавров. А д_инозавры жили давным-давно, много миллионов лет назад. Ходили среди древних лесов, которые сгнивали, заболачивились и превращались в уголь и нефть.
— И нефть сейчас – один из основных источников энергии. И сырьё для химии. Поэтому её сейчас добывают в огромных количествах. А добыча нефти – штука сложная. Нужно пробурить достаточно герметичную скважину, в неё начать закачивать воду, а нефть – как более лёгкая, — будет выталкиваться наружу. Эту нефть нужно откачать и как-то доставить на завод по переработке. Если нефть добывается в море – то строят специальные платформы, глубина этих скважин может быть несколько километров, требуются танкеры, чтобы забирать нефть с этих платформ и специальные терминалы, в которых эта нефть из танкеров откачивается.
Первый результат тренировки – понимание, что любую тему можно связать с любой другой.
Усложняем
Сделаем это упражнение чуть более интересным.
Точно так же, выбираются шесть тем, но про каждую нужно рассказать в своих Вратах Сортировки:
- Сибирь – ценности;
- чайник — люди;
- компас – время;
- олово – процесс;
- прибавленная стоимость – место;
- дежурство – вещи.
- орангутанги – не нравится;
- кирпич – важно;
- скрепка – сомнение;
- строительство – согласие;
- США – активность.
А что потом?
Сначала у некоторых начинает разбирать «словесный понос» – они наконец разрешают себе говорить и из них льётся. То есть спонтанность в жизнь пришла, а вот с управлением туговато. Приходится тренироваться.
Умение хорошо говорить – это умение говорить не только легко, но что надо и когда надо. А не что попало кому угодно.
Если этот рубеж преодолён – человек становится очень хорошим собеседником. Он легко может поддержать разговор, выглядеть естественным и непринужденным и при этом вести его к нужной цели. Так же они способны вспомнить весь разговор (или процесс переговоров, или собственное выступление), восстановив скелет и определив, кто что говорил. Как рассказывала одно девушка, которая регулярно участвует в переговорах: «Я теперь легко восстанавливаю весь процесс и вспомнить, кто что говорил. А так же заметить, когда нас изящно пытаются увести в сторону. В голове просто появляется структура.»
Кстати, этот навык полезен не только в словесной коммуникации, но и в «эпистолярном жанре». Один молодой человек через некоторое время после занятия сказал: «Раньше я жутко не любил писать письма. Ну три предложение и всё. А сейчас пишу на пять – семь страниц и получаю колоссальное удовольствие…»
Мужья так же отмечают облегчение в общении с жёнами: «Если раньше я разговор старался закончить за минуту, что жутко раздражало жену, то сейчас я могу с ней поговорить и полчаса, и час. И это мне даже нравится.»
Источник