Что значит списание затрат

Списание затрат со счета 20. Какой способ выбрать бухгалтеру?

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Счет 20 в учете один из основных. На нем удобно отражать производственные затраты. В дальнейшем затраты списываются по кредиту счета, он закрывается. Есть несколько вариантов, как это сделать.

Важный счет 20

Счет, о котором мы говорим, в бухгалтерском учете используется разнообразно. На нем фиксируют затраты по выпущенной продукции, строительным работам, услугам. Это активный счет, по дебету собирающий затраты, а по кредиту отражающий списание себестоимости полученной продукции. Счет 20 может иметь сальдо дебетовое при наличии незавершенного производства.

По кредиту может отражаться не только списание себестоимости продукции, но и некоторые другие операции. Пример: полученные изделия фирма использует для собственных нужд — Дт 10 Кт 20. По завершении отчетного периода обычно «незавершёнку» инвентаризируют, сверяя фактическое наличие в подразделениях с бухгалтерскими данными.

Отражаются на данном счете затраты: все материальные, зарплатные суммы, амортизационные отчисления по оборудованию в производстве и др.

К счету могут открываться субсчета по подразделениям, например, в сельском хозяйстве это «Растениеводство», «Животноводство», «Промышленные производства», «Прочие основные производства и виды деятельности». Аналитику ведут по видам затрат и продукции (работ, услуг). Может вестись учет по бригадам, цехам, участкам, группам номенклатуры либо использоваться иные группировки, необходимые для получения объективных данных.

Читайте также:  Деактивировать аккаунт инстаграм что это значит

Напоминаем! Согласно новому ФСБУ 5/2019 запрещено включать управленческие расходы и расходы на хранение в фактическую себестоимость запасов (за исключением случаев, когда те непосредственно связаны с производством). Затраты со счета 26 на счет 20 переносить нельзя. Они списываются на счет 90.

При закрытии счета 20 используется один из трех методов: по фактической себестоимости, по плановым (нормативным) затратам или прямой реализации продукции. Проводки формируются с участием счетов 40, 43 и 90 бухгалтерского учета. Способ списания издержек по счету 20 устанавливается учетной политикой фирмы.

По фактической себестоимости

Списание по фактически накопленным затратам делается проводкой Дт 43 Кт 20. Учет по фактической себестоимости означает, что реально исчисленная сумма себестоимости списывается со счета затрат на счет учета готовых изделий, продукции. Простота способа очевидна, однако практикующий бухгалтер сразу видит и его недостатки: фактическая себестоимость может быть выявлена не ранее конца отчетного периода, поэтому используется он ограниченно. Мелкотоварное производство, небольшие партии продукции – область применения данного метода.

При постоянной отгрузке метод фактической себестоимости не применяется.

По плановой себестоимости

Списание с использованием плановых значений себестоимости, иначе говоря, нормативных затрат, может проводиться через счет 43, как и в предыдущем случае, или с использованием дополнительно счета 40. Величина производства здесь играет меньшую роль, чем его особенности: многие относящиеся к средним и крупным фирмы счет 40 в проводках игнорируют. Рассмотрим, в чем разница.

Без использования счета 40, прямым методом, делают такие записи: Дт 43 Кт 20 – оприходование поступившей из производства готовой продукции по плановой себестоимости по складским документам на приход. Далее при отгрузке: Дт 90/2 Кт 43 – списана проданная готовая продукция по плановой себестоимости (отражают ту же сумму в той же оценке). По окончании отчетного периода фактическая стоимость готовых изделий уже известна и возникает разница сумм. Делаются уточняющие проводки.

  • Дт 43 Кт 20, если факт превышает плановые значения (увеличение). Эта ситуация возникает чаще всего;
  • Дт 43 Кт 20 — сторнировочная запись, если запланировали больше, чем сумма по факту (уменьшение).

С использованием счета 40 промежуточным методом также выявляются отклонения между фактической и плановой себестоимостью готовой продукции. Счет 40 показывает разницу: по кредиту плановую себестоимость, а по дебету – фактическую («экранный счет»).

Схема проводок здесь будет такой:

  • Дт 43 Кт 40 – отражение нормативной (плановой) себестоимости, оприходование готовой продукции;
  • Дт 40 Кт 20 – фактически образовавшаяся себестоимость выпущенной продукции.

Реализованная продукция отражается, как показано выше. Образовавшийся остаток по счету 40 затем корректируют проводками:

  • Дт 90/2 Кт 40, если факт больше планового значения;
  • Дт 90/2 Кт 40 «красным», если плановое значение больше фактического.

Счет 90 и списание услуг

Фирма, реализующая работы или услуги, может использовать способ прямой реализации. Услуга признается в день ее фактического оказания. Фактически продукция (работы, услуги) реализуется покупателям сразу, минуя склад, как только заказчик подписал акт.

Затраты по оказанным услугам также суммируются на счете 20 и сразу списываются на себестоимость продаж. Никаких проводок по другим названным счетам бухгалтер не делает. Дт 90/2 Кт 20 – оказанные услуги по фактической себестоимости списаны на себестоимость продаж.

Одновременно фиксируется выручка:

  • Дт 62 Кт 90/1;
  • Дт 90/3 НДС Кт 68.

Источник

Как списать расходы по максимуму?

Все организации мечтают занизить базу по налогу на прибыль, списав как можно больше расходов. Но нередко встречаются ситуации, когда вроде бы все расходы учтены законно, а налоговая инспекция отказывается принимать их к учету. Мы расскажем о распространенных видах таких «спорных» расходов и о том, как разрешить спор в свою пользу.

Расходы на консалтинг, маркетинг и т. д.

Начнем с расходов, «любимых» налоговыми органами: на консультационные, маркетинговые, юридические и иные аналогичные услуги. Казалось бы, списать их просто, так как о них говорится в специальной норме налогового законодательства (п. 14, 15 ст. 264 НК РФ). Главное, чтобы расходы были документально подтверждены и экономически обоснованы.

Вот с последним критерием и обстоят проблемы. Налоговые органы часто исключают указанные расходы из налоговой базы предприятия. Укажем аргументы, которые могут приводить налоговики, а также какие можно выдвинуть контрдоводы (см. Таблица «Аргументы сторон»):

Аргументы сторон

Фирма не нуждалась в данных услугах, так как в штате состоят работники, способные сами выполнить необходимые действия.

Штатные работники не обладают достаточной квалификацией, чтобы заменить специализированную фирму.

Действия, произведенные сторонними консультантами (маркетологами или иными специалистами), не входят в трудовые обязанности штатных сотрудников.

Услуги не дали положительного результата, поэтому они не являются экономически обоснованными.

Фирма предпринимала попытку получения экономической выгоды от предоставленных услуг. Расходы на услуги изначально предполагались для будущей выгоды, поэтому они экономически обоснованы. Однако успех никак не мог быть известен заранее.

Стоимость услуг необоснованно завышена.

Для спора с инспекторами необходимо, чтобы стоимость оказанных услуг была примерно равна средней рыночной стоимости аналогичных услуг в регионе. Можно привести расценки специализированной организации.

Конечно, мы не рассматриваем криминальные ситуации, когда никакие услуги не оказываются, а деньги уходят в пользу «фирмы-однодневки» и впоследствии обналичиваются. Однако даже самому добросовестному налогоплательщику стоит быть готовым к тому, что его обвинят в связях с «однодневкой». Так что обращаться желательно в проверенные консалтинговые, маркетинговые, рекрутинговые и иные организации, которые работают на рынке хотя бы несколько лет. Никому же не известного контрагента могут принять за недобросовестного, даже если он образец честности.

«Обосновывающие» документы

С документальным подтверждением рассматриваемых расходов проблем возникнуть не должно. Однако договоров, счетов-фактур, актов может быть недостаточно.

Желательно также завести на предприятии внутренние документы об обоснованности экономической выгоды. Ведь понятие «экономическая обоснованность» официально нигде не трактуется, и каждый налогоплательщик вправе сам себе устанавливать критерии обоснованности. Почему бы это не закрепить на бумаге и не заверить подписью руководителя предприятия? Тогда будет больше шансов в спорах с инспекторами доказать обоснованность каких-либо расходов.

Руководству фирмы не помешает составить специальный внутренний документ, в котором описаны критерии обоснованности расходов. Положения такого документа помогут признать спорные расходы или, наоборот, заставят фирму отказаться от споров с инспекторами.

Дадим условный пример выдержки из такого внутреннего документа (назовем его Положением об экономической обоснованности расходов).

Расход признается экономически обоснованным, если:

— он приносит экономическую выгоду, которую можно рассчитать в денежном эквиваленте;

— он направлен на экономическую выгоду, однако вероятность получения выгоды неизвестна;

— он не приносит экономическую выгоду, но необходим для осуществления деятельности предприятия.

Возможность использования внутренних документов указана в постановлении ФАС Московского округа от 31 декабря 2008 г. № КА-А40/12154-08. Суд указал, что налогоплательщики для оправдания затрат могут использовать любые внутренние документы, обосновывающие цель осуществления расходов.

Если действия оказались незаконными

Следующая ситуация еще сложнее. Представим, что фирма разместила чужую рекламу на уличном стенде. Заказчик оплатил рекламу, организация потратилась на ее размещение. И тут вдруг выясняется, что ФАС признал рекламу недобросовестной.

Или фирма разрабатывает для заказчика программное обеспечение для тестирования системы безопасности, а затем обнаруживается, что заказчик использовал программу не в мирных целях, а для совершения хакерских атак.

В обоих случаях организация совершает свою законную операционную деятельность, а затем выясняется, что контрагент воспользовался ее услугами в незаконных целях. Хуже всего, если фирму саму обвинят в сговоре с заказчиком, тогда отвечать придется не только по налоговым статьям. Но мы настолько пессимистическую перспективу рассматривать не будем, укажем лишь, что налоговые органы наверняка откажут в списании расходов на действия, которые оказались вне закона по вине контрагента.

Можно ли все-таки принять их к учету?

Необходимо проверять каждого контрагента на добросовестность. Желательно также письменно фиксировать результаты такой проверки. Если контрагент часто привлекался к налоговой или административной ответственности, то с ним лучше дела не вести.

Необходимо проявлять должную осмотрительность. Причем это не пустые рассуждения, а конкретные рекомендации Минфина России. Финансисты в письме от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340 советовали проверять следующую информацию о контрагенте:

— копии учредительных документов;

— копии свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ;

— копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

— копии лицензии (если деятельность контрагента подлежит лицензированию);

— копии доверенности или приказа, подтверждающего право руководителя подписывать документы;

— информацию о том, не привлекался ли руководитель организации к налоговой или административной ответственности.

Однако даже этой информации может быть недостаточно. Ведь «на бумаге» все в порядке, а намерения контрагента могут быть очень даже непорядочными. Поэтому здесь опять же мы порекомендуем фирме составить внутренние документы, на основании которых определяется добросовестность налогоплательщика. И каждый контрагент, прошедший проверку на добросовестность, должен быть занесен в специальный перечень. Тогда у организации будет больше шансов списать указанные расходы. Хотя без суда здесь вряд ли обойдется.

Непроизводственные премии — в производственные?

Дальше мы разберем схему списания расходов, стоящую на грани законности. Речь идет о переквалификации расходов, когда согласно документам они проходят под одним наименованием, а на самом деле предназначены для других целей.

Один из распространенных видов расходов, которые нельзя принять к учету, — это непроизводственные премии. Многие организации выдают такие премии своим сотрудникам к праздникам — Новому году, дню рождения и т. д. Налоговые органы практически всегда отказывают фирмам в списании расходов на выплату таких премий. Руководствуются они разъяснениями Минфина России, согласно которым выплаты, не связанные с производственным результатом работников, являются экономически не обоснованными и не подлежат налоговому учету (например, письмо от 21 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/602). С данным выводом не поспоришь.

Есть следующий выход: квалифицировать премии как производственные и внести возможность их выплаты в трудовой и коллективный договор. Налоговые органы никак не могут проверить квалификацию сотрудника, поэтому вполне можно сказать, что премия выдана ему по результатам труда.

Мы не рекомендуем занижать базу по налогу на прибыль простым переименованием расходов. Такие действия налоговые органы, скорее всего, раскроют и привлекут налогоплательщика к ответственности.

Однако без подозрений со стороны налоговиков все равно не обойтись Инспекторы явно почуют неладное, если узнают, что каждому сотруднику ровно в день его рождения выплачивается премия за успешный труд. Если премии выплачиваются определенному кругу сотрудников массово (например, на 23 февраля мужчинам и на 8 марта женщинам), то подозрения будут еще сильнее.

Чтобы избежать споров с инспекцией, желательно сформировать график начисления непроизводственных премий независимо от праздников. Но тогда дата начисления премий и предполагаемая дата их выдачи не будут совпадать, что нивелирует смысл непроизводственных премий. Налоговая выгода, впрочем, все же будет присутствовать.

Еще один выход мы не рекомендуем, так как он явно незаконный. Суть такова: одному или нескольким сотрудникам выплачиваются крупные премии якобы за результаты труда. Все деньги легально проходят через банк, а затем сотрудники, на имя которых выписали премии, перераспределяют их между теми, кому они реально полагаются, «черным налом».

Возможно, подозрения у инспекторов и не возникнут, однако мы все равно крайне советуем воздержаться от указанной схемы. При таком раскладе в махинации будут задействованы тем или иным образом все сотрудники предприятия. Так что высока вероятность утечки информации в контролирующие органы, и тогда уже недобросовестному работодателю не поздоровится.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Оцените статью