43. Понятие специфических методов исследования.
Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи. Наиболее важными из них являются методы исследования документов, проведения модельного эксперимента, социологических исследований, а также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования и др. Один из критериев выбора методов исследования – степень определенности ситуации или проблемы. При этом определенность проблемы характеризуют ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зрелость, возможность относительного отграничения от других проблем (признаки целостности). Существуют минимальная, частичная и максимальная определенность проблемы. Каждая из них предполагает свой набор методов исследования.
Методы изучения документов Проблемы управления можно исследовать посредством изучения документов. Всякое управление связано с движением информации, которая фиксируется в документах. Эффективность исследования по документам зависит от состава документов, их содержания, формы и информационной классификации. К сожалению, очень часто бывает, что для получения наиболее ценных, или даже просто надежных результатов не хватает информации, потому, что система документации не предусматривает использование ее в целях исследования
Метод экспериментирования Одним из эффективных методов исследования управления является также метод экспериментирования. Он заключается в создании необходимых для исследования условий деятельности и установлении на этой основе факторов, причин, свойств тех или иных явлений, в учете их в последующей деятельности.
Особым методом исследования управления, наиболее популярным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффективным является метод тестирования. Тест — это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления (данное определение наиболее полно подходит для исследований систем управления). Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста. Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенные или шкалированные. Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия.
В заключении, можно сделать вывод, что цель специфического метода – это выявление «проблемных» участков в деятельности системы управления. 44. Фактологическое обеспечение исследований: методы получения фактологического материала. Факт- это случившееся, происшедшее явление, произошло на самом деле и его невозможно отрицать, но исследование не может обойтись без фактов. Теоретическое и практическое значение фактологического материала определяется методологией исследования. Методология помогает устанавливать взаимосвязь фактов и направляет ход дальнейшего исследования. Она выступает в качестве основания отбора фактов по степени их значимости, важности анализа и упорядочения. В то же время и сами факты, их состав, достоверность, форма, тип оказывают влияние на формирование методологической схемы исследования. Поэтому фактологический материал содержит две стороны: теоретико-методологическую, обусловленную методологией, составляющей основу исследования, и эмпирическую. Фактологическое обеспечение исследования представляет собой работу с фактами. Можно сформулировать следующие принципы и методы работы с фактами:
• проверка на объективность.Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования; •отношение к сущности.Факты должны быть существенными, что надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов; •соответствие предмету исследования.В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования; •принцип оценки источника факта.Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения; •принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов.Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно способствует формулированию какого-либо вывода, но соединение фактов демонстрирует тенденции, характерные черты и особенности явления; •принцип научной интерпретации факта,т.е. объяснение факта с позиций истинности, объективности.
45. Формы и методы проведения социологических исследований. Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.
Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.
Социологические методы позволяют более полно представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы.
Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем.
Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности.
Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.
Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются:
1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определённым образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.
2. Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований.
3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам.
4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.
5. Выявление ценностных ориентаций личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, — деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентаций людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.
6. Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентаций.
7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.
8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем.
Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.
Основными разделами социологической программы являются теоретический (плановый) и процедурный (эмпирический).
Источник
66. Специфические методы
Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи (рис. 3.3).
Наиболее важными из них являются методы исследования документов, проведение социологического исследования, методика экспертных оценок. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования. Это общая схема системы методов исследований. Но некоторые из них требуют дополнительного объяснения и конкретизации, особенно те, которые играют наиболее существенную роль в исследовании социально-экономических и политических систем управления.
67. Системный анализ в исследовании управления.
Понятие «система» чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойствам составляющих его элементов. Главными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.
В практическом использовании понятия «система» есть некоторая двойственность. С одной стороны, оно используется для обозначения некоторого реально существующего явления (технического устройства, биологического организма, предприятия, общества и т.д.). С другой стороны, оно используется как метод изучения и представления этого явления.
Раньше в науке и практике господствовал редукционистский подход, который был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов. В лучшем случае отличие свойств целого видели только в количественных характеристиках (сумма элементов и их свойств). Эта методология характеризует не столько недостатки, сколько этап развития науки, который предопределял возникновение новой методологии — системного подхода.
Системный подход возник как противоположность редукционистскому и обогатил научные исследования новыми принципами. При этом редукционистский подход не исчез. Для исследования многих явлений он может быть полезным и сегодня. Нередко он используется в моделировании явлений определенного класса.
Большинство исследователей считают, что сложной системой является та, что обладает определенным набором свойств. Представляется возможным назвать следующие свойства.
1. Эффективность системы — способность к достижению поставленных целей за оговоренный период времени при расходе определенного количества ресурсов и возможном наличии некоторых специфических ограничений.
2. Физическая неоднородность и большое число элементов. Например, СЭС включает хозяйственно-экономические и социальные элементы, а также правила и алгоритмы их взаимодействия в различных ситуациях.
3. Связи между элементами системы сильнее связей между элементами системы и среды. В организации интенсивность связей должна мотивироваться (в противном случае получает опасное развитие сепаратизм). Связи элементов в системе, власть в системе могут быть формальными (основанными на законодательстве, договорных отношениях, гарантиях и пр.) и неформальными (основанными на личной власти, моральной ответственности и доверии).
4. Эмергентность — несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом. Только совместно эти элементы образуют некоторое системное единство — сложную систему, т.к. вклад каждого элемента в формирование свойств целого определяется не только свойствами данного элемента, но (помимо влияния внешней среды) зависит от характера его взаимодействия с другими элементами системы. Поэтому изолированное изучение свойств элементов не может дать точного и полного представления о свойствах системы. Со свойством эмергентности тесно связаны исследовательские процедуры агрегирования и декомпозиции.
5. Иерархия — наличие нескольких уровней, их целей и способов достижения целей соответствующих уровней. Существование различных уровней порождает внутриуровневые и межуровневые конфликты власти, элементов в системе.
6. Многофункциональность — это способность большой системы к реализации некоторого множества функций (производственно-коммерческих, научно-технических, социальных и пр.) на заданной структуре. Она проявляется в свойствах гибкости, адаптации, живучести.
7. Гибкость — это свойство системы изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования (адаптация) или состояния подсистем (живучесть). Гибкость обеспечивается избыточностью элементов и управлением с обратной связью. Гибкое управление обеспечивает возможность изменения функций и структуры системы (реконфигурации) и(или) ее параметров.
8. Адаптация — это способность изменения целей и параметров функционирования при изменении условий функционирования.
9. Живучесть — это способность изменять цели и параметры функционирования при отказе и(или) повреждении элементов системы.
10. Надежность системы — это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества.
11. Безопасность системы — это способность не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании. Долговременная (экологическая) безопасность характеризуется тем, что недопустимые воздействия не возникают за время, сравнимое с периодом жизни человека, при нормальном функционировании системы. Безопасность чрезвычайных ситуаций обеспечивается возможностью избежать при наступлении природных или техногенных (в результате отказов) катастроф поражающего воздействия и недопустимого ущерба объектам, находящимся в зоне действия поражающих факторов, за короткий промежуток времени.
12. Стойкость — это свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров внешних условий системы за определенные ограничения или допуски. В отношении механических систем говорят о запасе прочности.
13. Уязвимость — способность получать повреждения при воздействии внешних и(или) внутренних поражающих факторов.
14. Устойчивость — способность возвращаться в исходное состояние после некоторых возмущающих воздействий, например, острых внешних, экономических или социальных конфликтов
Системный подход в исследовании управления можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и его особенности.
1. Принцип целостности
2. Принцип совместимости элементов целого
3. Принцип функционально-структурного строения целого
4. Принцип развития
5. Принцип лабилизации функций
6. Принцип полифункциональности
7. Принцип итеративности
8. Принцип вероятностных оценок
9. Принцип вариантности
Под системой управления понимают совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей. Эта совокупность должна обладать всеми вышеперечисленными свойствами системы. И в реальной действительности она ими обладает. Но в исследованиях мы не всегда это видим и учитываем.
система управления — это:
совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации);
система действий менеджера по реализации воздействия;
совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе управления.
Среди основных задач системного подхода следует выделить следующие:
– редукция феномена сложности объекта;
– оптимизация и субоптимизация объекта или цели исследования;
– преодоление противоречия между централизацией и децентрализацией в управлении;
– количественное определение и измерение связей;
– обобщение и формирование рациональных методов исследования;
– исследование связи жестких и мягких систем;
– обоснование этических и социально-политических аспектов в проектировании систем различных уровней;
– разработка алгоритма построения систем;
– выработка организационных методов в проектировании и построении систем;
– исследование механизмов экономической оценки систем;
– исследование алгоритмов прогнозирования социальных структур;
– анализ инновационных процессов;
– организация сбора, обработки и управления информацией;
– регулирование режима оптимального управления организационными структурами;
– планирование деятельности и распределение полномочий;
– выбор путей к заданному результату.
Одним из направлений исследования социально-экономических процессов и систем управления является системный анализ.
Системный анализ – это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации, и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации. Системный анализ позволяет выявлять целесообразность создания, либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда.
Системный анализ в управлении обеспечивает всестороннюю оценку целесообразности новых вложений, комплексный учет факторов, совершенствование информационных потоков и гарантирует большую устойчивость системы, оптимизацию принятых решений. Важнейшей задачей системного анализа является выработка структуры (структурирование) процесса принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, в том числе и интуитивных, которые воздействуют на ситуацию.
Конечной целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.
В полном виде последовательность процесса системного анализа проблем предприятия включает в себя ряд этапов, содержание которых сводится к следующему:
1. Формулировка проблемы. Цели, задачи и проблемы деятельности предприятия являются основополагающими понятиями любого системного исследования.
2. Структуризация исследования (построение «типового дерева целей»). Для решения сформулированной проблемы, стоящей перед организационно-производственной системой (предприятием), необходимо комплексное исследование многих вопросов, соприкасающихся с проблемным.
3. Составление модели объекта управления и прогнозирование его будущего состояния. Оценка риска. Прогнозно-аналитическую модель можно рассматривать как некоторую производную от метода, используемого в прогнозном процессе.
4. Диагностирование системы, формирование альтернатив ее развития. Диагностирование состояния производства и управления – ответственный этап системного анализа проблемы повышения производительности труда. Диагноз позволяет выявить характер зависимостей между параметрами организационно-производственной системы и уточнить факторы достижения целей, оценить общую величину резервов в разных сферах деятельности предприятия.
5. Отбор альтернатив. Из совокупности мероприятий, сформированных в процессе диагноза, математическими и (или) графическими методами отбираются те, которые удовлетворяют внешним и внутренним ограничениям на ресурсы и критериям отбора оптимальной альтернативы.
6. Реализация программы мероприятий. Для рациональной организации работ на этапе внедрения необходимо:
– издание приказа руководства предприятия о составлении программы развития;
– формирование комплексных бригад для выполнения разделов программы;
– составление сетевого графика работ по реализации мероприятий программы;
– организация координационной группы;
– привлечение для решения наиболее сложных вопросов работников консультационных и научно-исследовательских организаций;
– включение в координационную группу одного из специалистов предприятия, наделенного большими полномочиями и ответственностью;
– определение оптимальной последовательности (очередности) освоения задач, которые необходимо решать для ликвидации проблем, стоящих перед предприятием.
Источник