Что значит специальный предмет

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Расстановка ударений: СПЕЦИА`ЛЬНЫЕ ПРЕДМЕ`ТЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. В отличие от общетехнич. дисциплин, к-рые дают знания об общих основах техники, технологии, экономики и организации производства, С. п. содержат сведения об устройстве и применении различного оборудования, станков, транспортных и др. рабочих машин и машин- двигателей, аппаратов, механизмов, приспособлений, инструментов, приборов и т. п., характерных для определённых разновидностей производства и выполняемых работ. В С. п. излагаются также сведения о конкретных технологич. процессах и операциях, методах технич. обслуживания и эксплуатации оборудования, об особенностях планирования и организации производства, рабочего места, труда по отдельным профессиям и специальностям и др. С. п. преподаются в проф. уч. заведениях (профессионально-технических училищах, проф. школах, курсах повышения квалификации, техникумах и др. средних специальных учебных заведениях и т. п.), а также в нек-рых ср. общеобразовательных школах, имеющих условия для более углублённой трудовой подготовки уч-ся.

Теоретич. сведения по С. п. базируются на общеобразовательных знаниях и являются основой практич. подготовки работников по определённой специальности или профессии. Кроме теоретич. сведений, разделы п темы программ С. п. содержат перечни лабораторно-практич. работ и упражнений, тематику экскурсии на предприятия и др. учреждения, демонстрации объектов и пособий, диафильмов и кинофильмов.

Объём и глубина знаний зависят от уровня квалификации, на к-рый рассчитана подготовка (квалифицированные рабочие различных разрядов, техники и др.). Программы С. п. строятся в соответствии с требованиями, отражёнными в профессионально-квалификационных характеристиках и периодически пересматриваются в свете достижений научно-технич. прогресса, научной организации труда и производства.

Материал в программах С. п. нередко располагается концентрически и изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более систематически и углублённо. Так, напр., в программе спец. технологии для подготовки станочников по металлу (токарей, фрезеровщиков, сверловщиков, шлифовщиков и т. д.) в начале курса изучаются общие сведения о токарном (фрезерном, сверлильном, шлифовальном и т. д.) деле и о технологич. процессах механической обработки, включая краткие сведения о процессе резания, режущих инструментах (резцах, свёрлах, фрезах и т. п.) и материалах, применяемых для их изготовления, об общем устройстве и основных принципах работы соответствующих станков, основные требования к организации труда и рабочего места, техники безопасности рабочих. Овладение такими первоначальными знаниями первого концентра позволяет уч-ся выполнять практич. упражнения и основные технологич. операции, к изучению к-рых они приступают уже с первых дней производственного обучения. Более основательно названные выше вопросы С. п. изучаются в дальнейшем в виде относительно законченных разделов программы (например, для станочных специальностей темы «Основы процесса резания и режущие инструменты», «Металлорежущие станки», «Основные технологические процессы и виды работ»).

Читайте также:  Элегантен как рояль что значит

В зависимости от дидактич. задачи, стоящей перед преподавателем, характера изучаемого материала, периода обучения и др. условий, занятия по С. п. могут подразделяться на такие виды, как уроки (лекции) сообщения новых знаний (по твердому расписанию с определённым составом группы уч-ся), самостоятельная работа, консультационные и контрольно-проверочные занятия, уроки-экскурсии и т. д. Особенности содержания С. п. и организации учебных занятий по этим предметам вызывают необходимость нек-рого видоизменения школьных методов. В связи с этим при изучении С. п. широко применяется демонстрация изучаемых объектов, приёмов работы и учебно-наглядных пособий; самостоятельные наблюдения уч-ся за процессом производства; работа с производственно-технич. документацией и технич. литературой и др.

С. и. более успешно изучаются в технич. кабинетах, общие требования к к-рым аналогичны требованиям к школьным кабинетам физики, химии, биологии, черчения и др. предметов. Отдельные занятия экскурсионно-практического характера могут проводиться в уч. мастерских и цехах производственных предприятий.

Оборудование технич. кабинета должно соответствовать программам С. п. и задачам производственного обучения по специальности и содержать необходимые объекты и материалы по технике и технологии, характерные для современного производства. Сложные механизмы, машины, аппараты и др. устройства необходимо схематизировать с тем, чтобы сделать их доступными для уч-ся и наглядно показать принципы действия, детали конструкции, характер протекания процессов. В практике оборудования технич. кабинетов для С. п. используются также различные экранизированные пособия, позволяющие с помощью эпидиаскопа, фильмоскопа, кинопроектора показать явления и процессы, недоступные для непосредственного наблюдения. Всё большее применение получают новые технич. средства программированного обучения и контроля за ходом усвоения уч-ся знаний и навыков.

С. п. в школах, осуществляющих более углублённую трудовую подготовку уч-ся, могут преподаваться в школьных кабинетах машиноведения и электротехники, в автомобильных классах, а в отд. случаях и в кабинетах физики И химии.

М. А. Жиделев. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 4. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 912 с. с илл.

Источник

Что значит специальный предмет

Глава 11.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

11.1. Содержание, роль и место специальных предметов в системе профессиональной подготовки учащихся в учебном заведении

В соответствии с Государственным стандартом профессионального образования основу теоретического обучения, обеспечивающего профессиональную подготовку учащихся по профессии (группе профессий), составляет изучение общетехнических и специальных предметов.

Общетехнический цикл профессионального обучения — это совокупность предметов учебного плана, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера. Этот цикл проектируется целиком на федеральном уровне и призван прежде всего решать задачи политехнического образования в рамках профессии производственной сферы. Учебные программы предметов общетехнического цикла для профессий, включающих ряд специальностей, содержат два блока учебного материала: отраслевой и общепрофессиональный.

Отраслевой блок
содержит учебный материал, раскрывающий место и роль данной отрасли (подотрасли, вида производства) в системе экономики страны, общетехнические основы производства, место профессии в системе разделения труда, сложившегося в отрасли, краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли, перспективы развития отрасли и профессии, включая возможные направления переквалификации, профессионального и служебного роста и другие сведения, необходимые для четкого осознания учащимися своего места в будущей профессиональной деятельности.

Общепрофессиональный блок включает учебный материал, являющийся теоретической и практической основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (или на межотраслевом уровне). Этот блок содержит также общие технико-технологические или деятельностные основы профессий, входящих в группу.

Применительно, например, к профессии широкого профиля «станочник» общетехнический цикл включает такие предметы: «Техническое черчение», «Допуски и технические измерения», «Основы информатики и автоматизации производства», «Материаловедение», «Экономика отрасли и предприятия», «Основы резания металлов и инструмент», «Оборудование и технология обработки».

Задача изучения специальных предметов (или одного интегрированного, синтетического предмета — «специальной технологии»), являющихся основой профессионального блока теоретического обучения, — приобретение учащимися знаний о системе машин, механизмов, аппаратов, приборов и т. п., о технологии, организации и экономике производственного процесса, организации труда, о сырье и материалах применительно к определенной профессии или специальности. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий или специальностей.

Проектируя и осуществляя учебный процесс, необходимо учитывать, что организация и методика изучения специальных предметов во многом определяется спецификой их содержания по сравнению с другими предметами учебного плана. Специальным предметам свойственны:
многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов;
значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять полученные знания в разнообразных условиях;
взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с производственным (практическим) обучением учащихся;
органическое сочетание теоретического и фактического (прикладного) материала;
значительный объем материала, имеющего «естественную» проблемность;
значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулировки и т. п. оборудования;
необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией, отражения «местного» материала.

Учебный материал специальных предметов может изучаться на четырех уровнях усвоения, что в значительной степени влияет на выбор и применение их форм, методов и средств:
на ознакомительном уровне — у учащихся образуются общие представления об изученном материале. На этом уровне обычно изучаются: задачи предмета, классификация и описание общего устройства, назначения и применения машин, механизмов, приборов и т.п.; сведения об общей структуре трудового процесса и т. п.;
на репродуктивном уровне — учащиеся осознанно и прочно усваивают учебный материал, способны четко его воспроизвести. На репродуктивном уровне изучается: общая характеристика технологии производства; свойства и способы получения материалов; обоснования конструкций, процессов, функций и т.п.; технико-экономические показатели и обоснования действий и процессов и т. п.;
на уровне умений — у учащихся формируются умения применять полученные знания в типичных учебных и учебно-производственных ситуациях. На этом уровне изучаются: способы разборки, сборки, ремонта, наладки, испытаний оборудования; правила управления и обслуживания его; способы выполнения элементов типовых технологических процессов и т. п.;
на творческом уровне — учащиеся свободно самостоятельно применяют полученные знания в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях; деятельность их носит поисковый характер. Творческого уровня усвоения требует изучение теоретических основ производственных явлений, процессов, принципов устройства и действия орудий и средств производства, правил управления ими, принципов построения и осуществления процессов выполнения работ, характерных для профессии и специальности, и т. п.

Источник

специальный предмет

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «специальный предмет» в других словарях:

специальный — ая, ое; лен, льна 1) полн. ф. Особый, предназначенный для определенной цели. Специальный инструмент. Отряд специального назначения. Специальный корреспондент. Деньги, продолжал артист, должны храниться в госбанке, в специльных сухих и хорошо… … Популярный словарь русского языка

Предмет преступления — это вещь, элемент материального мира, на который осуществляется воздействие в ходе совершения преступления. Например, предметом хищения является само похищенное имущество, предметом взяточничества полученные должностным лицом деньги, предметом… … Википедия

специальный — ая, ое. spécial, e adj., нем. spezial <лат. specialis особый, особенный, своеобразный. 1. Отн. к какой л. отдельной отрасли науки, техники, искусства; предназначенный для специалистов этой отрасли. БАС 1. Двояка же есть География, едина… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Специальный субъект преступления — Специальный субъект преступления это лицо, которое, помимо общих признаков субъекта преступления, обладает также дополнительными признаками, необходимыми для привлечения его к уголовной ответственности за конкретное совершённое преступление … Википедия

Предмет — Имена существительные БАГА/Ж, груз, кладь, покла/жа. Совокупность предметов, предназначенных для транспортировки, переноски (в руках, на плечах, спине и т.п.) или перевозки на транспортном средстве. ПРИЧА/Л, шварто/в, спец. чал, спец … Словарь синонимов русского языка

ПОГРАНИЧНЫЙ ЗНАК — специальный предмет для обозначения государственной границы на местности. Описание и порядок установки П.з. определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ. Ст. 323 УК РФ устанавливает ответственность за изъятие, перемещение … Энциклопедический словарь экономики и права

пограничный знак — специальный предмет для обозначения Государственной границы РФ на местности. Описание и порядок установки П.з. определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ (Закон РФ О Государственной границе Российской Федерации от 1… … Большой юридический словарь

Восхождение от абстрактного к конкретному — Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия

Закон единства и борьбы противоположностей — Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия

Закон отрицания отрицания — Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия

Mabinogi (игра) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Источник

Словари

1. Имеющий особое назначение, предназначенный исключительно для чего-либо.

2. Присущий какой-либо отрасли, предназначенный для специалистов какой-либо области знаний.

СПЕЦИА́ЛЬНЫЙ — прил., употр. часто

Морфология: специа́лен, специа́льна, специа́льно, специа́льны; специа́льнее; нар. специа́льно

1. Специальным называют то, что предназначено исключительно для какой-либо цели, то, что имеет особое назначение.

Специальное оборудование. | Забронировать специальный поезд. | Специальные команды, сигналы. | Приготовить, сделать что-либо по специальному заказу. | Специальные средства защиты. | Применять специальные методы. | Специальные системы для работы в особо холодных условиях. | При лечении отравлении нужны специальные диагностические лаборатории.

2. Специальным называют то, что имеет особый профиль, режим специализации и т. п.

Специальное учреждение. | Специальный отдел. | Специальные психиатрические больницы стали расти как на дрожжах.

3. Если кто-либо получил специальное задание, то это означает, что этому человеку дали исключительное по своей важности поручение.

4. Специальным выпуском называют внеочередной тираж печатного издания, программы телевидения, радиовещания, который посвящён какому-либо важному событию, какой-либо проблеме и т. д.

5. Специальный корреспондент — это сотрудник газеты, журнала и т. д., который получает особое задание редакции.

6. Специальным называют то, что связано с какой-либо отдельной отраслью науки, техники, искусства и т. д., а также предназначено для специалистов этой отрасли.

Узко специальный. | Специальное учебное заведение. | Специальное образование. | Специальная литература. | Специальный журнал. | Специальные термины. | Специальные автомобили. | Специальные научные станции службы широты регулярно определяют географическую широту мест своего нахождения.

СПЕЦИА́ЛЬНЫЙ, специальная, специальное; специален, специальна, специально (лат. specialis).

1. только полн. Особый, отдельный, не общий, исключительно для чего-нибудь предназначенный. Специальный прибор. Специальные инструменты. Поезд специального назначения. Специальный корреспондент газеты. Нужно уделить этому специальное внимание. Специальная одежда.

2. Связанный с отдельной, обособленной отраслью общественной жизни (науки, техники и т.п.), присущий той или иной специальности. Специальная терминология. Специальная научная работа. Специальное образование (отличие от общего).

3. Особенный, отличающийся чем-нибудь (прост. фам.). «Человек специальный и может разговаривать.» Чехов.

СПЕЦИА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна.

1. полн. Особый, исключительно для чего-н. предназначенный. Специальное оборудование. Специальное задание (особо важное). С. корреспондент.

2. Относящийся к отдельной отрасли чего-н., присущий той или иной специальности. Специальное образование. С. термин.

1) полн. ф. Особый, предназначенный для определенной цели.

Отряд специального назначения.

— Деньги, — продолжал артист, — должны храниться в госбанке, в специльных сухих и хорошо охраняемых помещениях, а отнюдь не в теткином погребе, где их могут, в частности, попортить крысы! (Булгаков).

2) Относящийся к отдельной отрасли науки, техники, области искусства.

В специальных журналах рассеяны сотни его статей. (Набоков).

специа́льно, специа́льность, специали́ст, спецее́д устар., неодобр., специализа́ция

Из западноевропейских языков (фр. spécial, нем. spezial ← лат. specialis ‘особый’, ‘особенный’, ‘своеобразный’).

СПЕЦИА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [от лат. specialis]

1. только полн. Предназначенный исключительно для чего-л.; имеющий особое назначение. С-ое оборудование. С-ые станки. С. выпуск газеты. С. поезд. Приготовить, сделать что-л. по специальному заказу. С-ое задание (особо важное задание, поручение). С. костюм для кого-, чего-л. С. корреспондент (сотрудник газеты, журнала и т.п., который посылается куда-л. с заданием редакции).

2. Связанный с какой-л. отдельной отраслью науки, техники, искусства и т.п.; предназначенный для специалистов этой отрасли. С-ое учебное заведение. С-ое образование. С-ая литература. С-ое издание. С. журнал. С-ые термины. Очень, слишком, узко с.

-ая, -ое; -лен, -льна, -льно.

1. только полн. ф.

исключительно для кого-, чего-л., имеющий особое назначение, особый.

Специальное помещение. Специальный костюм для подводников. Специальный выпуск стенгазеты. Специальный корреспондент. Специальные и универсальные станки.

Меня командировали в Пеньковский завод со специальной целью собрать некоторые материалы по статистике. Мамин-Сибиряк, Сестры.

9 августа Корнилов, под охраной эскадрона текинцев, специальным поездом выехал в Петроград. Шолохов, Тихий Дон.

2. Относящийся к какой-л. отдельной отрасли науки, техники, искусства; предназначенный для специалистов этой отрасли.

Специальные термины. Специальные учебные заведения.

[Маркелов] пробовал писать специальные статьи о недостатках нашей артиллерии, но у него не было никакого таланта изложения. Тургенев, Новь.

[Миша] пытался поступить в художественное училище. Держал экзамен и провалился на специальном предмете — на композиции. Катерли, Бронзовая прялка.

[От лат. specialis]

Специфический, особенный, выдающийся.

Это мужик специальный.

специа́льный; кратк. форма -лен, -льна

специа́льный, специа́льная, специа́льное, специа́льные, специа́льного, специа́льной, специа́льных, специа́льному, специа́льным, специа́льную, специа́льною, специа́льными, специа́льном, специа́лен, специа́льна, специа́льно, специа́льны, специа́льнее, поспециа́льнее, специа́льней, поспециа́льней

прил., кол-во синонимов: 19

1. особый, особого (или специального) назначения, специально предназначенный для кого, для чего; особенный (устар.)

Syn: особый, частный, особенный, специфический

заслуживать специального рассмотрения => необходимость, модальность

провести специальные исследования => действие

разработать специальную программу => существование / создание

создать специальное подразделение => существование / создание

требовать специального исследования => необходимость, модальность

требовать специальных познаний => необходимость, модальность

впервые специал, 1663 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 367. Из польск. sресjаlnу от лат. speciālis : sресiēs «род, вид»; см. Смирнов 280; Брюкнер 508.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ая, ое. spécial,-e adj., нем. spezial <лат. specialis особый, особенный, своеобразный.

1. Отн. к какой-л. отдельной отрасли науки, техники, искусства; предназначенный для специалистов этой отрасли. БАС-1. Двояка же есть География, едина генеральная, другая Специалная. Геогр. ген. // Сл. 18 7 70. Потребно множество специальных правил. 1783-1784. Новиков Приб. МВ. // Н. 1983 346. По Вторникам, витрины и шкафы <Императорской библиотеки> не отпираются, но специальные ученые, или художники, желающие ближе осмотреть тот или иной предмет, могут быть допускаемы к сему, по особым разрешениям Директора. 1851. ПСЗ-2 26 (2 147). Тасовал специяльные планы, как карты игрецкия; младший член их здавал, средний сбирал фиши, старший делил лабеты; секретарю оставалось получать за карты. Долг. Повесть о рождении моем 227. Он пробовал писать специальные статьи о недостатках нашей артиллерии — но у не было никакого таланта изложения. Тург. Новь. У него специальные сведения по этой части. Даль. За женщиной признано право на специальный труд. Запишись в цех, и промышляй. В этом можно бы видеть успех женского вопроса, как начало дифференцирования вообще труда в пользу того или другого пола. Восп. врача. // РА 1896 1 1 81.

2. устар. Своеобразный, особенный. БАС-1. Ученая женщина, вообще всякая специалистка, удвоивает <так> свою силу, не разбрасываясь в разные стороны, потому что наука требует большого сосредоточения ума на одном предмете, и это есть специальный дар. Смирнова Зап. 27. Когда Александр Петрович входил в нашу детскую, то с ним вместе появлялась какая-то специальная атмосфера, пропитанная анисовым маслом и еще какими-то мудреными аптекарскими специями. Мамин-Сиб. Из далек. прошл. || жарг., ирон. Специфический, особенный, выдающийся. Это мужик специальный. Елистратов 2000.

3. Предназначенный исключительно для чего-л.; имеющий особое назначение, особый. Специальные станки. Специальный выпуск газеты. БАС-1. Вследствие такого положения сделали мы специальное расписание каждому из детей наших достающихся деревень. 1767. гр. П. Б. Шереметев — Ек. II. // Отголоски 18 в. 5 36. Перед полуднем в середу и субботу можно специальнее географиею .. упражняться. Инструкция канцлера Бестужева. // РВ 1883 2 720. Специальные смотры каждому корпусу и генеральный всей под ее командой его состоящей армии. Союз 186. — Тогда можно путешествия.. Позвольте <приказчик — купцу>, ваш сын к какой специальности склонность чувствует? — К специальности склонность чувствует! — передразнил купец приказчика. — Да за специальную-то я ему душу бы вышиб, коли он к ней склонность чувствовал! Я уж в летах постоянных, а и сам больше стаканчика перед щами специальной-то не пью. Приказчик расхохотался. — Да я не про специальную водку вас спрашиваю, а про то, какому занятию он <сын> больше стремится? Лейкин В кн. магазине. // Л. Шуты 213. Народная публика не может поддержать существования специального народного театра по той простой причине, что это публика исключительно воскресная и праздничная, масляничная, святочная, периодическая, а не постоянная. РО 1891 10 799. Специально, нареч. 1. Как специалист, профессионально. БАС-1. Никто из тогдашних дипломатов не был специально приготовлен к своему делу; все они поступали на свои места или по праву рождения, или по придворным заслугам. Писарев Меттерних. 2. Только, исключительно. БАС-1. Теперь укажем только на некоторые черты, относящиеся специально к чиновникам. Добролюбов Темн. царство. 3. Намеренно, с определенной целью. БАС-1. Иногда он как бы нечаянно задевал помощника капитана локтем. Специально, чтобы обратить на себя внимание. Катаев Белеет парус одинокий. — Норм. Удесятерено употребление прежних (слов>: интересы, продукт, операция, специальный.. сурьезный, кондиция. 1846. Лукашевич 17. — Лекс. Ян. 1806: специальный; САН 1847: специа/льный, специа/льно.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ (лат. specialis, от species — вид, род). Относящийся к отдельному предмету, к одной науке или к одной ветви её; противоположный общему.

Источник

Оцените статью