- Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат)
- Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр
- О специальности
- Сроки и формы обучения
- Социальная значимость профессии
- Примерная программа вузовского курса дефектологии
- Профессиональные и личные качества подготовленного дефектолога
- Место работы и возможности карьеры
- Дефектолог
- Кто такой дефектолог?
- Особенности профессии дефектолог
- ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат)
Специальное (дефектологическое) образование
Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Биология — профильный предмет, по выбору вуза
- Обществознание — по выбору вуза
Вступительные экзамены: русский язык и биология.
Это обязательные дисциплины. Третьим экзаменом могут быть математика или обществоведение (на усмотрение вуза). Информацию об экзаменационных предметах рекомендуется уточнять в приемной комиссии (ректорате) учебного заведения заблаговременно.
Специальность дефектология возникла на стыке медицины, психологии и педагогики. Накопление знаний о человеке и его способностях объективно подготовило появление этой сравнительно молодой дисциплины.
Значение дефектологии и ее роли в формировании человеческой личности в последнее время справедливо признается обществом, ведь дефектолог призван раскрыть уникальный потенциал детей с отклонениями в развитии и их максимальной социализации.
Содержание статьи:
О специальности
Наиболее распространенный путь получения этой профессии – учеба в педагогическом вузе на профильном факультете. Сегодня дефектология имеет ряд самостоятельных специализаций. Мир стремительно меняется, и если раньше эта специальность была своего рода ответвлением педагогики и психологии, то сегодня дефектология – вполне самодостаточная и солидная специальность. Тем более, что российские традиции в дефектологии давно нашли признание ученого сообщества на Западе.
Например, логопед работает с нарушениями речи детей и взрослых, сурдопедагог проводит обучение при недостатках (отсутствии) слуха, тифлопедагог занимается нарушениями зрения, олигофренопедагог проводит адаптационную работу с детьми, имеющими нарушения умственного развития и т.д.
Советуем также ознакомиться с наиболее популярными педагогическими профессиями.
Сроки и формы обучения
Обучение премудростям дефектологии в высшем учебном заведении может быть очным и заочным (4 и 5 лет соответственно). Возможен вариант ускоренного обучения, если абитуриент имеет высшее или среднее специализированное образование.
Социальная значимость профессии
Цель работы дефектолога – помочь ребенку с отклонениями интеллектуального или психофизического характера максимально социализироваться в обществе, раскрыть свои потенциальные способности, приобщится к окружающему миру и ценностям.
Дефектолог одновременно является врачом, психологом и педагогом. Сегодня эта профессия востребована и пользуется уважением.
Во время учебы в вузе студенты овладевают методиками диагностики различных заболеваний и отклонений, получают знания по профильным дисциплинам, но главное – учатся ответственности, доброжелательности и настойчивости. Основное качество хорошего дефектолога – эмпатия, то есть способность сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого.
Примерная программа вузовского курса дефектологии
В процессе учебы студенты получают знания по целому ряду узкоспециальных дисциплин, например:
- Психология (в т.ч. специальная);
- Педагогика (в т.ч. специальная);
- Правоведение;
- Основы семейного права и прав инвалидов;
- Психопатология;
- Невропатология;
- Логопедия;
- Возрастная анатомия, физиология и гигиена;
- Психология детей с нарушениями интеллектуального развития и многие другие.
Студенты также глубоко изучают общеуниверситетские дисциплины: философию, культурологию, историю, политологию, социологию, экономику, иностранные языки и т.д.
Профессиональные и личные качества подготовленного дефектолога
Используя современные методики диагностики, дефектолог должен уметь правильно определить характер отклонения или заболевания у ребенка. На основании множества данных выстраивается система занятий и процедур по коррекции имеющихся дефектов развития.
Очень важны моральные и мировоззренческие качества педагога-дефектолога. Кроме высокого интеллекта, развитой интуиции и наблюдательности, он должен быть коммуникабельным, отзывчивым, терпеливым и эмоционально устойчивым.
Без постоянного повышения квалификации и анализа результатов своей работы нельзя стать толковым специалистом в дефектологии. И, конечно, нужно иметь склонность к педагогике, к работе с детьми, тем более теми, кто требует повышенного к себе внимания.
Место работы и возможности карьеры
Профессиональные педагоги-дефектологи сегодня действительно востребованы в обществе. Прежде всего, они заняты воспитанием и образованием людей с нарушениями развития. Получивший высшее профильное образование выпускник вуза будет желанным сотрудником в различных заведениях социальной защиты, образования и здравоохранения. Особенно повысился статус педагога-дефектолога с повышением внимания государства к детям-инвалидам.
Работа с людьми, имеющими различные отклонения в личностном развитии, в современном обществе признана нужной и уважаемой. Реабилитационные центры и школы-интернаты для детей получают должный материальный и социальный статус. На услуги профессионального дефектолога существует стабильно высокий спрос в частных детских садах и школах, где оплата труда на порядок выше государственного сектора. Те, кто считает дефектологию лишь незначительным «придатком» серьезных дисциплин ошибаются по причине невежества.
Людей, хорошо освоивших теорию и практику дефектологии, достигающих в своей работе успешных результатов, вполне можно отнести к высокооплачиваемой категории специалистов. Опытный коррекционный педагог, как правило, имеет широкую частную практику. В этой профессии вполне можно реализоваться и в научном качестве. Занятие наукой постепенно возрождает свое общественное признание. Сфера для научно-исследовательской деятельности в этой отрасли достаточна широка.
Источник
Дефектолог
Дефектолог — специалист, помогающий детям, страдающим от психических и физических недостатков, адаптироваться в обществе. Дефектологов можно отнести к группе специальных педагогов, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Кто такой дефектолог?
Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:
- логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
- сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
- амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
- олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.
Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.
Особенности профессии дефектолог
Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.
- осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
- работа с медкартами пациентов;
- выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
- проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
- проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
- работа с педагогами, родителями детей;
- изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
- помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
- научная работа, ведение документации.
Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.
Источник
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
отрасль высш. пед. образования, система подготовки пед. кадров для уч.-воспитат. работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. обр. в пед. ин-тах (иногда в ун-тах). Даёт квалификацию олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, профилированную по группам соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений и возрасту учащихся.
В дорев. России подготовка кадров для дефектологич. учреждений осуществлялась на краткосрочных курсах при Петерб. уч-ще для глухонемых (руководитель А. Ф. Остроградский), Петерб. психоневрологич. ин-те (руководитель Л. Г. Оршанский), Моск. дет. саде для глухонемых (руководители Н. А. Рау и Ф. А. Рау) и др.
В первые годы сов. власти были организованы курсы дефектологов в Петрограде (1918, руководитель А. С. Грибоедов) и Москве (1919, руководитель В. П. Кащенко). В Петрограде в 1918 открыты ф-т дефектологии при Ин-те дошк. воспитания и Ин-т социального воспитания нормального и дефективного ребёнка (впоследствии объединён с ЛГПИ, где в 1924 создано дефектологич. отделение, в 1934 — ф-т).
На 1-м Всерос. съезде по борьбе с дет. дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) принято решение о расширении подготовки педагогов-де-фектологов, в соответствии с к-рым в Москве открыты 2 вуза: при Нарком-здраве — Гос. ин-т дефективного ребёнка (1920), при Наркомпросе — Пед. ин-т дет. дефективности (1921). В 1924 они объединены в один ин-т, к-рый в 1925 вошёл во 2-й МГУ как дефектологич. отделение пед. ф-та, к-рое с 1934 стало ф-том МГПИ. В 1938 ф-т переименован в ф-т спец. школ; на его базе основан Моск. гос. пед. дефектологич. ин-т (МГПДИ, организатор И. И. Данюшев-ский), в 1942 ин-т вновь стал ф-том МГПИ. С 1920 началась подготовка дефектологов на Украине: открыто меди-ко-пед. отделение при ф-те социального воспитания Киевского ин-та нар. образования. Видную роль в организации Д. о. в СССР сыграли Д. И. Азбукин, А. Н. Граборов, Ф. А. Рау, В. П. Кащенко, Л. В. Занков, Б. И. Коваленко, А. И. Дьячков, А. Р. Лурия.
В системе и содержании высш. Д. о. в РСФСР до 1929 сохранялась обще-дефектологич. направленность. Возрастающие требования к уровню подготовки учителей вызвали необходимость специализации по отд. отраслям дефектологии. В 1939 введён (впервые — в МГПДИ) двойной профиль обучения: выпускники помимо дефектологич. специальности получали право преподавать один из уч. предметов в массовой школе. В послевоен. годы было пересмотрено содержание спец. подготовки дефектологов. В кон. 50-х гг. в уч. планы ин-тов включены новые дисциплины дефектологич. цикла, увеличен срок пед. практики в спец. уч.-воспитат. учреждениях; углублялась психолого-пед. направленность обучения. В 70-е гг. расширена и специализирована подготовка педагогов-дефектологов для дошк. учреждений.
С учётом потребностей спец. учреждений в пед. кадрах Д. о. осуществляется по 4 специальностям (по осн. отраслям дефектологии). Доп. специализация проводится по уч. предметам (родной язык и лит-ра, труд), направлениям пед. работы с аномальными детьми (нач. обучение, дошк. воспитание) и по психологии. Срок обучения на дефектологич. ф-тах и отделениях 5—6 лет; разработана (1985) квалификац. характеристика учителя по специальности «дефектология».
Д. о. Рос. Федерации включает циклы медико-пед. (основы генетики; общая патология человека; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, зрения; психопатология дет. возраста; основы невропатологии; клиника умственной отсталости и др.) и психолого-пед. (в соответствии со специализацией наряду с общей педагогикой и психологией предусмотрены курсы спец. психологии — умственно отсталого ребёнка, детей с недостатками слуха, зрения, речи, а также спец. педагогики) дисциплин.
Студенты овладевают спец. методиками обучения родному языку, математике, естествознанию, географии, истории, ручному труду, изобразит, иск-ву. Особое место отводится филол. подготовке, поскольку родной язык имеет важное значение в общеобразоват. и коррекционно-развивающей работе с аномальными детьми, а также методике воспитат. работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях. В зависимости от профиля изучаются психолого-пед. диагностика умственной отсталости, методика работы с глубоко умственно отсталыми детьми; мимико-жесто-вая речь и дактилология, методика пред-метно-практич. обучения; техника формирования речи у глухих; сурдотехника; тифлография и тифлотехника; система устранения и предупреждения нарушений устной и письменной речи и др. Изучаются и смежные со специальностью отрасли знания. Студенты проходят практику в спец. учреждениях соответствующего профиля, к-рая спланирована как непрерывная с 1-го по 5-й курс с последоват. усложнением задач и содержания (с 1982 введена медико-пед. практика). С 1961 проводятся межвузовские студенч. науч. конференции по дефектологии.
В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации Д. о. осуществлялось в Российском (в ЛГПИ с 1924; здесь и далее год начала подготовки) и Московском (во 2-м МГУ с 1925) ун-тах и в пед. ин-тах: МГЗПИ (1951), Екатеринбургском (1962), Иркутском (1963), Мордовском (1983), Курском (1986), Хабаровском (1987), Самарском (1988), Саратовском (1989) и др. Дефектологич. специализации имелись в пед. ин-тах Украины (Киевском, 1939; Славянском, 1966; Одесском, 1988), Латвии (Лиепайском, 1969), Узбекистана (Ташкентском, 1967), Казахстана (Казахском в Алма-Ате, 1976; Карагандинском, 1984), Киргизии (Киргизском в Бишкеке, 1981), Армении (Ереванском, 1983), Молдовы (Кишинёвском, 1970). Подготовка дефектологов ведётся (с 1968) также в Тартуском ун-те в Эстонии. На дефектологич. ф-тах и отделениях обучалось ежегодно св. 14 тыс. студентов, в т. ч. на дневных отделениях — св. 6 тыс., на заочных и вечерних-св. 8 тыс.; на 1-й курс приём составлял св. 2,8 тыс. чел.; выпуск — св. 2,5 тыс. чел., в т. ч. с дневных отделений — св. 1 тыс. чел.
В Рос. пед. ун-те (Санкт-Петербург), МГЗПИ, Киевском, Минском, Кишинёвском, Екатеринбургском, Ташкентском и нек-рых др. пед. ин-тах ведётся подготовка дефектологов в сокращённые сроки (3—4 года); в 1966 при МГПИ (ныне МиТГУ им. Ленина) созданы с этой целью одногодичные заочные курсы (принимаются лица с высш. пед. образованием, имеющие стаж работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях). Повышение квалификации дефектологов осуществляется через систему ИУУ.
К нач. 90-х гг. результативность работы мн. дефектологич. ф-тов не отвечала реальным запросам практики спец. уч.-воспитат. учреждений, обеспеченность к-рых специалистами-дефектологами (включая педагогов, прошедших курсовую подготовку) не превышала 14%. Не получили развития специализации студентов для работы с детьми, страдающими задержкой психич. развития, последствиями полиомиелита и дет. церебрального паралича, комбинированными и множественными дефектами развития. Большинство дефектологич. ф-тов не располагало удовлетворит, базой для проф.-трудового обучения студентов. Недостаточно разработанными оставались методики вузовского преподавания отд. дисциплин Д. о., связанных, в частности, с ранней диагностикой аномалий развития, с дошк. воспитанием и обучением аномальных детей.
Дефектологич. ф-ты и кафедры работают в контакте с НИИ коррекционной педагогики РАО. Проводятся конференции преподавателей дефектологич. ф-тов пед. вузов и ун-тов, совещания-семинары зав. кафедрами. На нек-рых дефектологич. ф-тах имеется аспирантура.
Лит.: Развитие спец. обучения и воспитания аномальных детей, под ред. Т. А. Власовой и А. Т. Орлова, Ми973; Вопросы подготовки дефектологич. кадров, Шяуляй, 1975; Сов. дефектология за 60 лет. «Дефектология», 1977, № 5; 3 а м с к и и X. С., История олигофренопедагогики. M.; Формирование личности учителя в системе уч.-воспитат. процесса в пед. ин-те. Метод. рекомендации. Сб, МГПИ им. В. И. Ленина, Ми980, с. 182—204; Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми983; Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми984; Проблемы совершенствования подготовки дефектологов в свете Основных направлений реформы школы, Шяуляй, 1985. И. А. Грошенков.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .
Источник