- Специальная педагогика
- Содержание
- Объект и предмет специальной педагогики
- Структура специальной педагогики
- Основные категории специальной педагогики
- Основные направления специальной педагогики
- Основные принципы специальной педагогики как науки
- Цели и задачи специальной педагогики
- Разделы специальной педагогики
- Специальная педагогика. Шпаргалка
- Оглавление
- Специальная педагогика: терминология и предметная область
- Терминология
- Объект, предмет, субъект специальной педагогики
- Цели и задачи специальной педагогики
- Предметные области социальной педагогики
Специальная педагогика
Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Содержание
Объект и предмет специальной педагогики
Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.
Структура специальной педагогики
- дошкольная;
- школьная;
- специальная педагогика взрослых.
Основные категории специальной педагогики
Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.
Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.
Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.
Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.
Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..
Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.
Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.
Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.
Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.
Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.
Основные направления специальной педагогики
- Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;
- Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;
- отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;
- Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;
- Совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.
Основные принципы специальной педагогики как науки
- Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.
- Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
- Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.
- Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
- Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
- Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.
Цели и задачи специальной педагогики
Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.
Задачи специальной педагогики:
- изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
- определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
- определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
- изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
- разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
- изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;
- исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.
Разделы специальной педагогики
- Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями СЛУХА (глухих, слабослышащих, оглохших).
- Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями ЗРЕНИЯ (слепых, частично и слабовидящих).
- Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями РЕЧИ при сохранном слухе.
- Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Связь с другими науками:
- Педагогика — наука о законах воспитания и образования детей и взрослых.
- Психология — наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете.
- Физиология — комплекс естественно-научных дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.
- Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.
- Специальная психология — отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от норм развития, вызванное врождёнными или приобретёнными дефектами.
- Социология — наука об обществе.
- Невропатология — наука об органических и функциональных болезнях нервной системы.
- Патологическая анатомия — наука, изучающая отклонения в строении организма.
- Патофизиология — наука о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов.
- Общая и Медицинская генетика — наука о законах наследственности и наследственных заболевания.
- Психопатология — наука, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.
- Детская психиатрия — наука, изучающая психопатологические проявления в детском возрасте.
- Отоларингология — наука о заболеваниях уха, носа, горла.
- Офтальмология — наука о заболеваниях органов зрения.
- Патопсихология — отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга.
Источник
Специальная педагогика. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а так же подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
- 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- 2 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- 3 СИСТЕМАТИКА И СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- 4 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- 5 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
- 6 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 7 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 8 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 9 КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Специальная (или коррекционная) педагогика — одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития. Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг. ХХ в. появился термин «коррекционная педагогика». Другими словами, «наука о дефектах» стала называться «наукой об исправлении дефектов». С точки зрения гуманности такой термин не совсем корректен, ведь каждая личность имеет свои особенности, и общество обязано предложить cвое содействие в помощи таким людям. Во всем мире принят термин «специальная педагогика».
Несмотря на то что специальная педагогика является ветвью общей педагогики и пользуется многими ее терминами и понятиями, она имеет и свой собственный круг понятий и терминов, заимствованный у смежных наук, таких как психология, медицина, социология, философия, культурология. Тем не менее единой терминологии у этой науки не существует, и говорят о так называемой параллельной терминологии, так как представители профессиональной среды предпочитают говорить на своем языке. Приведем некоторые определения терминов, используемых в специальном образовании.
Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) — лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности.
Специальное образование — уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия.
Специальные условия для получения образования — специальные образовательные программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.
Специальное образовательное (кор-рекционное) учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток развития (функционирования) органа человека или хроническое соматическое (или инфекционное) заболевание.
Психический недостаток — подтвержденный установленным образом психический недостаток развития.
Сложный недостаток — совокупность физических и психических недостатков.
Тяжелый недостаток — недостаток, при котором обучение сводится к получению элементарных представлений о мире и овладению навыками самообслуживания.
Источник
Специальная педагогика: терминология и предметная область
Специальной (коррекционной) педагогикой называют такую ее отрасль, где занимаются вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития. То есть коррекция в специальной педагогике – это полное или частичное исправление недостатков психофизического развития у аномальных детей, применяя специальную систему педагогических приемов и мероприятий.
Специальная педагогика зарождается, основываясь на дефектологии, а в начале 90-х годов прошлого века уже появилось понятие «коррекционная педагогика». То есть наука о дефектах становится наукой об их исправлении. Если рассматривать со стороны гуманности, то термин нельзя считать корректным, так как каждый человек индивидуален, а общество должно помогать «особенным» людям. Данный термин заменили на понятие «специальной педагогики».
Терминология
Социальная педагогика – это ветвь общей, которая использует часть ее терминов и понятий, причем, имея свои собственные, и заимствованные у смежных наук. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся из них.
Лицом с ограниченными возможностями называют человека с нарушения психического или физического развития, поэтому имеющего особые образовательные потребности.
Специальное образование – уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.
Специальными условиями получения образования считают конкретные методы обучения и образовательные программы, технические средства и различные услуги, помогающие людям с ограниченными возможностями изучать общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
К специальному образовательному учреждению относят такую организацию образовательного типа, которая была создана специально для людей с ограниченными возможностями.
Физические недостатки – это подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.
Психические недостатки – это заверенные установленным образом психические недостатки развития.
Тяжелые недостатки – это «несовершенства», при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.
Объект, предмет, субъект специальной педагогики
Субъект специального образования – это личность, обладающая отклонениями в развитии со специфическими потребностями в процессе преобразования.
Объект социальной педагогики – это образовательный процесс, удовлетворяющей потребности личности с ограниченными возможностями.
Предмет специальной педагогики – это сочетание практики и теории научных знаний специального образования.
Они исследуют особенности социализации и развития личности с нарушениями с поиском новых путей компенсации коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.
Цели и задачи специальной педагогики
Специальная педагогика предусматривает наличие системы целей, а именно:
- компенсация и коррекция нарушений развития, используя особые педагогические методы и приемы;
- личностная и социальная реабилитация или абилитация для новорожденных.
Предложенные цели достигаются путем самого хода к конкретным целям спецобучения, овладение средствами письма, чтения детьми с нарушениями зрительного аппарата; личностная реабилитация человека, заключающаяся в преодолении чувства ненужности, отчужденности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. Контекст специальной педагогики говорит о достижении этих целей посредством обретения самостоятельности в самой жизни.
Чтобы достичь цели, специальная педагогика предлагает решение задач:
- изучение основных законов, потребностей и специфики развития личности с недостатками;
- определение коррекционных, компенсаторных способностей, учитывая сложности нарушения определенного человека;
- создание педагогической классификации людей с ограниченными возможностями;
- анализирование педагогических методологий, систем, программ, технологий;
- разрабатывание новых реабилитационных, коррекционных, компенсационных программ для людей с нарушениями развития;
- разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию тех, кто имеют нарушения в развитии, помощь в профессиональной подготовке;
- исследование и внедрение программ, способных предупредить появление таких нарушений;
- первая помощь родителям, имеющих детей с нарушениями развития.
Предметные области социальной педагогики
Рассматривают такие предметные области педагогики, как:
- сурдопедагогика, занимающаяся с плохо слышащими, позднооглохшими и глухими;
- тифлопедагогика, рассматриваемая в качестве работы со слабовидящими и слепыми;
- тифлосурдопедагогика, работающая со слепоглухими;
- логопедия рассматривает детей с речевыми нарушениями;
- олигофренопедагогика, занимающаяся с детьми, у которых имеются нарушения интеллекта и образовательные затруднения;
- специальная педагогика для людей, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате и в эмоционально-волевой сфере.
Специальная педагогика связывает все предметные области вместе с теоретическим и методологическими основами. Использование коррекции позволяет применять необходимые меры предупреждения противоправного или нежелательного поведения индивида в обществе.
При гуманистическом воздействии на таких детей возможен синтез идей исправления отклоняющейся от нормы и адекватной адаптации личности к предложенным условиям жизни. Вследствие чего дети с ограниченными возможностями смогут почувствовать себя нужными и не проявлять недостойное поведение в обществе.
Источник