- Обязаны ли органы местного самоуправления поселений создавать специализированную службу по вопросам похоронного дела и в какой организационно-правовой форме?
- Прокурор разъясняет — Прокуратура Пензенской области
- Прокурор разъясняет
- Прокуратура Пензенской области
- На кого законом возложена обязанность по созданию специализированной организации по вопросам похоронного дела?
- Что значит специализированная служба по вопросам похоронного дела
- 1. Общие положения
Обязаны ли органы местного самоуправления поселений создавать специализированную службу по вопросам похоронного дела и в какой организационно-правовой форме?
При этом федеральный закон не содержит ни определения понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела», ни характеристики правового статуса данной организации. Не вполне ясно также, является ли создание такой специализированной службы обязательным в каждом муниципальном образовании или осуществляется по мере необходимости, на усмотрение органов местного самоуправления.
Судебная и иная правоприменительная практика, к сожалению, также не дает однозначного ответа на эти вопросы.
Так, в Определении Московского областного суда от 6 декабря 2011 г. по делу № 33-24428 говорится: «несмотря на то, что в настоящий момент администрацией сельского поселения не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, из-за отсутствия финансирования создания такой службы, для возможности гражданам решать вопросы по организации ритуальных услуг назначен специалист, на которого возложены соответствующие обязанности»; «при этом в случае невозможности предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг в данном сельском поселении, данные услуги могут осуществляться ритуальной службой муниципального района, на территории которого находится сельский населенный пункт».
Однако в определении этого же суда от 25 августа 2011 г. по делу № 33-19254 содержится противоположная позиция: «отсутствие подобной службы в г. Реутов нарушает права жителей города на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами», в связи с чем «суд обязал администрацию г. Реутов создать до 1 ноября 2011 года специализированную службу по вопросам похоронного дела в городском округе Реутов в организационно-правовой форме по выбору ответчика, с учетом того, что порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления, который вправе самостоятельно финансировать деятельность этой службы и давать такой службе обязательные для исполнения указания; либо иным образом иметь возможность определять решения, принимаемые такой службой; контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность по бесплатному оказанию ритуальных услуг в установленном законодательством объеме».
Что касается организационно-правовой формы специализированной службы по вопросам похоронного дела, то в последнее время судебная практика склоняется к следующей позиции: «Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не наделяет органы местного самоуправления правом присвоения статуса специализированной службы коммерческой организации, учрежденной физическими и юридическими лицами. органы местного самоуправления вправе создавать только муниципальные учреждения и предприятия, присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации не является созданием муниципального учреждения или предприятия» (решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2007 г. № А41-К2-14008/07), «органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям и положения Федерального закона № 131-ФЗ не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе)» (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 2014 г. № ВАС-6680/14 по делу № А12-4365/2012).
В то же время в современной судебной практике имеется и противоположная правовая позиция, согласно которой возможно создание специализированной службы не только путем создания муниципального предприятия или учреждения, но и путем проведения открытого конкурса с последующим заключением муниципального контракта на выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела. Более того, некоторые суды полагают, что именно эта процедура способна наилучшим образом обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ) в части оказания населению услуг по погребению в пределах гарантированного перечня (см., например, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2012 г. по делу № А12-18556/2011).
В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2014 г. по делу № А10-3361/2013 суд исходил из того, что федеральным законодательством не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, следовательно, органы местного самоуправления не ограничены в правовой регламентации соответствующих вопросов. Создание специализированной службы в форме бюджетного учреждения, в частности, влечет за собой ограничения в работе, накладываемые спецификой правового регулирования деятельности данного юридического лица, и приводит к нарушению п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, поскольку данный хозяйствующий субъект монополизирует конкретный вид деятельности — оказание услуг в сфере похоронного дела — на территории соответствующего муниципального образования. Образование специализированной службы по вопросам похоронного дела посредством проведения конкурса на право получения соответствующего статуса как раз и направлено на соблюдение требований законодательства о защите конкуренции, поскольку предоставляет всем хозяйствующим субъектам, независимо от их организационно-правовой формы, возможность на конкурсной основе оказывать населению услуги по погребению. Все услуги по погребению, в том числе оказываемые в пределах гарантированного перечня, обладают свойствами товара, а соответствующая деятельность специализированных служб всегда является экономической деятельностью и должна осуществляться на конкурентном рынке, следовательно, предпочтительнее определять хозяйствующий субъект, наделяемый правом оказывать ритуальные услуги за счет бюджета, именно на конкурсной основе.
Более того, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № ВАС-7864/12 по делу № А69-1740/2011 признано незаконным бездействие органа местного самоуправления по организации проведения конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела и наделение этим статусом муниципального учреждения.
Для разрешения возникших коллизий представляется необходимым внести изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ, урегулировав организационно-правовую форму специализированной службы по вопросам похоронного дела, порядок ее создания и вопрос об обязательности ее создания в каждом поселении. При этом полагаем, что целесообразно предоставить органам местного самоуправления возможность реализовывать свои полномочия в сфере похоронного дела различными, не противоречащими гражданскому законодательству способами: путем создания специализированной службы в форме муниципальной организации, или наделения данным статусом иных хозяйствующих субъектов по результатам открытого конкурса, или вообще без создания специализированной службы путем размещения муниципального контракта на оказание населению муниципального образования гарантированного перечня услуг по погребению. Это выглядит тем более актуальным, если учесть, что не для всех муниципальных образований (особенно малочисленных) необходимо и возможно создание муниципальных предприятий или учреждений для оказания ритуальных услуг в пределах гарантированного перечня (см. подробнее Апелляционное определение Архангельского областного суда от 15 апреля 2013 г. № 33-2301). Такие услуги могли бы предоставляться на территории нескольких муниципальных образований одним и тем же предприятием или учреждением, созданным органами местного самоуправления муниципального района.
В существующих условиях органам местного самоуправления необходимо самостоятельно принимать решение о порядке реализации своих полномочий в сфере похоронного дела, с учетом изложенных соображений.
Источник
Прокурор разъясняет — Прокуратура Пензенской области
Прокурор разъясняет
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), а также погребение.
Орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом № 8-ФЗ.
Информация подготовлена по материалам, предоставленным прокуратурой Лопатинского района Пензенской области.
Прокуратура
Пензенской области
Прокуратура Пензенской области
27 мая 2021, 15:02
На кого законом возложена обязанность по созданию специализированной организации по вопросам похоронного дела?
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), а также погребение.
Орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом № 8-ФЗ.
Информация подготовлена по материалам, предоставленным прокуратурой Лопатинского района Пензенской области.
Источник
Что значит специализированная служба по вопросам похоронного дела
от 3 июня 2020 года N 1350
Об утверждении Положения о Специализированной службе по вопросам похоронного дела
1. Утвердить Положение о Специализированной службе по вопросам похоронного дела (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Одинцовского городского округа Московской области разместить на официальном сайте Одинцовского городского округа Московской области и в сети интернет.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Одинцовского городского округа Кондрацкого П.В.
Глава Одинцовского городского округа
А.Р.Иванов
Утверждено
постановлением администрации
Одинцовского городского округа
Московской области
от 3 июня 2020 года N 1350
ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛУЖБЕ ПО ВОПРОСАМ ПОХОРОННОГО ДЕЛА
1. Общие положения
1.1. Специализированная служба по вопросам похоронного дела — организация, создаваемая органами местного самоуправления Одинцовского городского округа Московской области в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.
Специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Одинцовского городского округа, на которую возлагаются полномочия по исполнению гарантий погребения умерших, с учетом их волеизъявления и обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, является Муниципальное унитарное специализированное предприятие «Одинцовская похоронная ритуальная служба» Одинцовского городского округа Московской области.
1.2. Специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее — Специализированная служба) в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законом Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, Одинцовского городского округа в сфере погребения и похоронного дела и Положением о Специализированной службе (далее — Положение).
1.3. Положение определяет порядок деятельности Специализированной службы на территории Одинцовского городского округа.
2. Полномочия Специализированной службы
2.1. На Специализированную службу возлагается:
1) оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, в том числе:
— оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение;
— предоставление на платной основе услуг сверх гарантированного перечня услуг по погребению, а также оказание за плату услуг из гарантированного перечня в случае, если лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, получило социальное пособие на погребение, либо имеет намерение его получить не позднее шести месяцев со дня смерти в порядке, установленном действующим законодательством;
2) гарантия погребения умерших с учетом их волеизъявления, выраженного лицом при жизни, либо с учетом пожелания родственников;
3) формирование и обеспечение сохранности документов по приему и исполнению заказов на ритуальные услуги (иные обрядовые, юридические и другие услуги, связанные с погребением);
4) заключение договоров на возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе, и по погребению отдельных категорий умерших, указанных в настоящем разделе.
3. Требования к организации деятельности Специализированной службы
3.1. Специализированная служба обязана соблюдать требования законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области и нормативных правовых актов Одинцовского городского округа в сфере погребения и похоронного дела, в том числе:
— государственные гарантии по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе;
— требования к качеству оказания услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению;
— установленные сроки исполнения заказов на оказание ритуальных услуг.
3.2. Специализированная служба не вправе обязывать (понуждать) приобретать у нее ритуальные услуги, в том числе на платной основе, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению.
4. Основные требования к порядку деятельности. Специализированной службы
4.1. Прием заказа на оказание ритуальных услуг осуществляется работником (агентом) Специализированной службы по месту расположения пункта приема заказов Специализированной службы.
4.2. Работник Специализированной службы оказывает консультативную помощь лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего:
1) по организации церемонии проводов покойного с учетом национальных традиций и религиозных обрядов;
2) по определению вида погребения (предание земле или огню);
3) в выборе места погребения;
4) в подборе предметов ритуала;
5) по иным видам ритуальных услуг;
6) по порядку оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной и платной основе;
7) по правилам работы кладбищ;
8) по порядку предоставления и размерам социального пособия на погребение и единовременной материальной помощи, выплачиваемой гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
4.3. Работник Специализированной службы оформляет счет-заказ на:
1) получение необходимых для организации похорон документов;
2) приобретение предметов похоронного назначения;
3) автокатафальные и транспортные перевозки;
4) осуществление захоронения или кремация;
5) выполнение прочих услуг, связанных с погребением.
4.4. Специализированная служба вправе заключать прижизненные договора на услуги, связанные с погребением умершего, а также по устройству и содержанию мест захоронений.
4.5. Специализированная служба должна иметь:
1) на праве хозяйственного ведения или аренды специально оборудованные помещения (похоронные бюро, пункты приема заказов и т.д.), обеспечивающие надлежащие условия приема заказов на оказание ритуальных услуг, а также возможность правильного выбора лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего, оказываемых ритуальных услуг;
2) вывеску со следующей обязательной информацией о наименовании, месте ее нахождения (юридический адрес), а также режиме работы.
4.6. В помещении Специализированной службы, где осуществляется прием заказов на оказание ритуальных услуг, должна находиться в доступном для обозрения месте следующая обязательная информация:
Источник