Что значит спеть акапельно

Акапельно петь — как это?

Содержание статьи

Пение а капелла представляет собой исполнение музыкальных произведений голосом без сопровождения музыкальных инструментов.

Происхождение и история

Возникновение термина «а капелла» специалисты в области истории музыки чаще всего связывают с названием знаменитой Сикстинской капеллы — крупнейшей церкви, расположенной в колыбели католичества — Ватикане. Именно отсюда получила распространение церемония богослужения, в ходе которой молитвы и церковные песнопения исполнял хор без какого-либо музыкального сопровождения.

Позднее практика пения а капелла стала широко применяться в других религиозных течениях, включая православную церковь, в которой этот способ исполнения музыкальных произведений в результате стал доминирующим по сравнению с другими. В XIX веке эта практика прочно вошла в светскую музыку различных композиторов, которые использовали ее для того, чтобы подчеркнуть красоту мелодии. Активными сторонниками этого стиля были некоторые русские композиторы, включая Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова и других. В Европе практика пения «а капелла» получила широкое распространение в произведениях эпохи возрождения, а также в работах композиторов, принадлежавших к так называемой нидерландской или франко-фламандской школе.

А капелла сегодня

Первоначально такой способ исполнения музыкальных произведений применялся преимущественно хоровыми коллективами, поэтому термин «а капелла» ранее обозначал именно групповое пение. Тем не менее впоследствии значение этого термина было расширено, и сегодня словом «а капелло» называют любое исполнение произведения без сопровождения музыкальных инструментов. В разговорной речи людей, связанных с музыкальной сферой, нередко можно встретить употребление фразы «акапелльное исполнение», хотя она и не является верной с академической точки зрения.

Читайте также:  Что значит без потерь apple music

Сегодня пение а капелла распространено в нескольких основных сферах. Первая из них — народное творчество, где этот способ исполнения произведений достаточно часто реализуется в хоровом формате. Вторая — академическое исполнение, когда именно способ исполнения без сопровождения музыкальных инструментов позволяет оценить богатство диапазона исполнителя и его мастерство владения собственным голосом. Наконец, практика акапелльного пения не утратила своих позиции и в церковных богослужениях, где оно по-прежнему активно применяется, причем преимущественно в хоровом исполнении.

Источник

А капелла – это пение? Что такое a capella

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

А капелла – это пение без инструментального сопровождения. В современной музыке, в частности, в хип-хопе, так еще называют дорожку с записью голоса, которую можно скачать и использовать отдельно от всей песни.

Термин пришел к нам из XVII века. Изначально так назывался стиль пения в папском богослужении в Сикстинской капелле в Италии. Позже этот термин получил более широкое значение: так стали называть любое пение без инструментального аккомпанемента.

Практически вся музыка на просторах Европы берет свое начало из церкви. Хоровые и ансамблевые формы пения были там в приоритете, впрочем, как и сейчас. Если светская музыка претерпела значительные изменения за прошедшие столетия, то христианская музыка почти не изменилась.

Так, сегодня в православии хоровое церковное пение – это а капелла.

А капелла – что это такое в наше время?

В наше время а капелла – это не только хор, но и дуэт, трио и ансамбль.

Исполнение без сопровождения встречается очень часто в жанре народной песни. Иногда поражает до глубины души, как люди, не получившие музыкального образования, могут а капелла спеть народную песню с двумя-тремя партиями. Русские народные песни всегда звучат очень душевно и трогают за сердце.

Народный фольклор надо беречь, ведь популярная музыка постепенно вытесняет эти душевные песни. Будем надеяться, что в памяти людей – и особенно компьютеров! – народная музыка сохранится на следующую тысячу лет.

Главная сложность исполнения без сопровождения – удерживание заданной тональности от начала и до конца произведения. Особым шиком считается исполнение а капелла в хоровом жанре, когда голоса красиво переливаются и каждый держит свою партию.

Приведу некоторые примеры мастерского исполнения а капелла.

Примеры

Мужской хор а капелла всегда производит волшебное впечатление. Глубина, мощь и сила всегда были отличительными чертами мужского хора.

В этом примере мы видим, как хор Сретенского монастыря исполняет песню «Конь» группы «Любе».

Все привыкли к этой песне как к эстрадной, а хоровое исполнение смешивает жанры. К тому же сама песня давно стала народной.

Известный коллектив «Хор Турецкого» исполняет многие свои композиции а капелла. Солисты не боятся сложностей, каждый член хора держит свою партию абсолютно блистательно.

А капелла у женщин

А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.

Это смешанный хор с девушкой-солисткой. Очень проникновенная народная песня. Кубанский казачий хор – это что-то неповторимое: невероятная палитра звука и красивые индивидуальные голоса!

Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:

Сложности сольного исполнения

В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.

В сольном исполнении за все отвечает сам музыкант! Иногда и под музыку спеть чисто достаточно непросто, а без музыки эта задача становится и вовсе непосильной! Поэтому только опытные вокалисты могут себе позволить спеть а капелла.

В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:

Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.

А капелла коллектива Pentatonix

Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:

Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.

Группа Take 6 – это еще одни мастера имитации. Можно только представить, какой труд стоит за этой кажущейся легкостью исполнения. Сколько времени нужно для того, чтобы добиться такого ансамбля голосов и сливания тембров! Это действительно кропотливая и требующая времени работа!

Заключение

А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!

Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Пробный урок по скайпу
  • Протестируем ваш голос и слух
  • Определим цели и составим ваш личный план обучения!
  • Покажем упражнения и подберём нужный курс

Записаться

Пройдите стартовый курс
  • Раскроете силу, яркость и тембр своего голоса
  • Уберете зажимы, которые мешают петь и общаться
  • Избавитесь от страха выступать на публике и полюбите свой голос

Читайте также

Курсы вокала Пять бесплатных уроков!

Курс игры на гитаре Закажи уроки прямо сейчас!

Подпишитесь Вконтакте Будьте всегда в курсе

Следите на Instagram И делитесь с друзьями

Смотрите на YouTube Видео о вокале и гитаре

Онлайн-школа вокала «Петь легко»

«Петь Легко» — первая онлайн школа вокала в России. Мы ломаем стереотипы в обучении вокалу и доказываем — научиться петь может каждый, независимо от таланта и способностей. Наша цель — дать любому человеку возможность научиться петь красиво, без напряжения и получать удовольствие от своего голоса!

Источник

Шесть слов из аресенала классической музыки, смысл которых нужно знать

Это слово обозначает пение без инструментального сопровождения. Хоровое, сольное, ансамблевое — это не имеет значения. Чаще встречается выражение «хор а капелла». Обратите внимание: можно сказать «акапельное пение». В этом прилагательном «а» будет писаться слитно.

Без сопровождения — не значит, хуже, чем с сопровождением. Иногда даже лучше. Ничего нет красивее чистого и согласного пения. Акапельно раньше пели в католической церкви и до сих пор в православной. Ангелы тоже поют акапельно)

Сейчас много акапельных ансамблей и хоров, это модно. В Культшпаргалке есть маленькая подборка хорошей музыки на эту тему — здесь .

2. Камерный оркестр

Слово «камерный» означает небольшой. «Камера» с итальянского — «комната». Камерный оркестр — это такой «карманный», усечённый вариант симфонического оркестра. В нём только струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) и иногда парочка каких-нибудь ещё инструментов: клавесин или гобой с флейтой.

Если на афише написано » камерный оркестр», то скорее всего, в программе будет музыка барокко. Потому что вся оркестровая музыка 17-18 веков — Вивальди, Бах — писалась именно для таких оркестров. Собственно, тогда других и не было.

3. Мажор и минор

Перевод этих слов с латинского мало что проясняет: «больший» и «меньший» соответственно. Мажор и минор — это уровень молекулярного строения музыки, её основополагающие системные элементы, но мы не будем копать так глубоко. Обычно мажор ассоциируется с улыбающимся смайликом, а минор — с печальным. Это как свет и тень в музыке — два основных колорита.

По тому, насколько часто используется в национальной культуре мажор или минор, можно судить о психотипе нации. Например, для музыки западной Европы более характерен мажор. Попробуйте найти у немцев хоть одну минорную песню! Всё в мажоре. А русская стихия — минор. У нас даже «весёлые» песни звучат в миноре.

Припев задорной «Калинки-малинки», «Катюша», «Пусть бегут неуклюже» (где Гена «весёлый такой») — всё в миноре. «Не надо печалиться! — призывали Самоцветы в 70-е годы. — Вся жизнь впереди! Вся жизнь впереди, надейся и жди». Этот гимн сомнительного оптимизма тоже звучит в унылом миноре. Нас хлебом не корми, а дай попечалиться. Такая минорная нация.

Это слово обозначает произведение для одного инструмента с аккомпанементом или без. Например: соната для фортепиано, или соната для скрипки и фортепиано. Переводится это слово как «звучание».

Если в концерте объявили сонату, надо быть готовым к тому, что придётся выслушать не одну, а три части: сначала будет быстрая, потом медленная, потом опять быстрая. Таков закон этого жанра. Правда, иногда он нарушается: Бетховен начинает свою Лунную сонату медленной частью.

Все люди ставят в этом слове ударение на последнее «и» (полифонИя), а музыканты говорят по-своему: полифОния. Как моряки «компАс» и «МурмАнск».

Это слово буквально означает многоголосие. Полифония — это особая техника сочетания голосов в музыке, довольно сложная. Не просто мелодия и аккмпанемент, а такое хитрое переплетение отдельных мелодических линий, которое можно сравнить с техникой макраме — плетения из верёвочек. Пример: один певец затягивает мелодию «Во поле берёза стояла». Другой вступает с той же мелодией чуть позже, третий — ещё чуть позже, и каждый держит свою линию, не сбивается. Это будет полифония, только один из её видов.

Но это самый простой пример, а вообще, полифония — это целая наука и самые высокие технологии в композиторском ремесле, которыми прекрасно владели мастера 16-17 веков. Самый грандиозный полифонист — Бах. После него полифония вышла из моды. Люди захотели чего-то попроще.

Если вы слышите слова «фуга», «инвенция», «канон» — значит, речь идёт о полифонической музыке.

Прелюдия означает «вступление». Но эту функцию она давно утратила, и, начиная с 19 века, используется как маленькая пьеса в свободной форме с универсальным содержанием. Чаще всего это как бы такой лирический экспромт. Больше всего прелюдий написано для фортепиано.

Вот самая известная — очень грустная ми минорная прелюдия Шопена в исполнении победителя последнего конкурса Чайковского Даниила Трифонова.

Источник

Каким бывает и как применяется пение а капелла

Изначально сам термин возник в церковной среде и связан с практикой папского богослужения, соответственно был применим только по отношению к религиозным песнопениям. Однако позднее стал использоваться для обозначения любого пения без инструментального сопровождения.

Первично было хоровое исполнение произведений a капелла. А капелла сейчас исполняется как хором, так и соло, дуэтом, трио, квартетом или ансамблем.

Жанры и применение

Пение акапелла довольно широко распространено и встречается в самых разных жанрах: народные песни, церковное пение, джаз, фолк, рок и многие другие.

Особенности исполнения и звучания a капелла открывают широкий спектр применения этого стиля исполнения.

  • Мужские хоры акапелла отличаются глубиной и величием. Наиболее известным в России является «Хор Турецкого».
  • Женский вокал более мягкий и нежный, отчего женские хоровые ансамбли при пении a capella могут создавать мелодичные переливы, отдаленно напоминающие птичьи трели.
  • Некоторые вокальные коллективы используют пение a капелла для имитации музыкальных инструментов. К ним относятся: Pentatonix, Take 6, Van Canto и многие другие.
  • Наиболее сложной задачей считается спеть акапелла соло. Поэтому практикуется такое исполнение чаще всего опытными вокалистами. Однако получаемые при этом невероятные ощущения от прослушивания стоят затраченных сил певца.

Хор Турецкого

Сложности и требуемые навыки

Произведения для исполнения в стиле a capella требуют длительного разучивания, так как любые недочеты и фальшь, которые обычно незаметны благодаря аккомпанементу, при исполнении будут сразу слышны.

Для чистого пения a капелла, помимо отличного знания музыкального произведения, от исполнителя требуется хороший музыкальный слух, правильная дикция, владение своим голосом, умение оставаться в нужной тональности и держать ритм. Все эти навыки начинающий вокалист может освоить во время базового обучения вокалу. При коллективном исполнении также важно знать свою партию.

Дополнительная информация!

Необязательно сразу пытаться петь без помощи инструмента. Первые репетиции можно проводить с музыкальным сопровождением, чтобы лучше запомнить свою партию, и в дальнейшем было проще находиться в нужной тональности. Обычно новички пользуются метрономом для держания необходимого темпа.

Необходимым навыком для любого певца также является умение правильно дышать. Пение происходит на выдохе, поэтому основное внимание уделяется обеспечению незаметного вдоха. Его нужно делать только в конце слова или фразы, так он не разорвет собой мелодию. Вдохи должны быть короткими и энергичными. Для обеспечения максимального наполнения легких кислородом следует дышать животом и держать ровную осанку. При исполнении a capella правильное дыхание особенно важно, так как любой шумный вдох может испортить всё звучание песни. Поэтому еще на начальном этапе обучения стоит уделить особое внимание постановке голоса и дыхания.

Как записать a капелла самому?

Для записи вокала обычно прибегают к услугам звукозаписывающей студии, имеющей необходимое профессиональное оборудование. Однако можно попробовать сделать это самостоятельно.

В случае самостоятельной записи голоса, используются специальные программы (Audacity, Free Audio Recorder, Sound Forge и другие). Для начала нужно разогреть связи и провести распевки. На курсах обучения вокалу данному аспекту уделяется особое внимание. Далее стоит прорепетировать музыкальную композицию, отрабатывая трудные места. Дальше нужно постараться изолировать все источники шума и посторонних звуков. И только тогда можно приступать к записи.

Сначала делается запись вокала в режиме моно с определёнными параметрами (16 bit/44.1 kHz), полученный файл сохраняется в формате wav.

Для качественной записи необходимо заранее правильно расположить микрофон (диафрагма микрофона и рот вокалиста должны быть на одной линии, находиться на небольшом расстоянии в несколько сантиметров), подобрать диаграмму направленности и установить различные звукопоглощающие материалы, которые устранят нежелательные призвуки комнаты.

Затем идет обработка полученной записи

  • удаляют посторонние призвуки, шумы;
  • выравнивают громкость, уменьшают резкие пики, подавляют второстепенные частоты, обрабатывают эквалайзером для придания голосу естественности;
  • сводят вокальные партии с основным треком, исправляют фальшивые ноты;
  • совершают панорамирование;
  • делают «утепление» вокала;
  • завершающим этапом будут реверберация и накладка дилэй.

Интерфейс приложения Audacity

Для того, чтобы добиться максимально качественной и красивой акапеллы, необходимо сохранить несколько записей пения. В самом удачном варианте могут также присутствовать недочеты, которые можно заменить на фрагмент из другой записи, где он звучал лучше.

Однако нельзя делать много дублей подряд. Вокалист не должен работать до изнеможения, так как это негативно скажется как на качестве трека, так и на здоровье исполнителя. Чтобы избежать этого, нужно делать перерывы в записи, давать связкам певца отдохнуть.

Во время записи пения также не стоит забывать о положении головы. Правильные движения головой могут отрегулировать с помощью изменения угла и расстояния от микрофона громкость пения, спрятать вдохи, устранить посторонние шумы. Нервные суетливые движения наоборот — снижают качество записи и создают множество артефактов, затрудняя процесс дальнейшей обработки трека.

Однако переживания за конечный результат не должны отвлекать исполнителя. Ему нужно чувствовать то, о чём он поёт. Целью вокалиста является передача эмоций, настроения слушателю. Так что певец не должен выходить из образа, несмотря ни на что.

Источник

Оцените статью