Что значит спектакль по мотивам

Авторское право на спектакль по мотивам

Я хочу поставить поставить детский спектакль по мотивам книги (советская литература). Куда я должна обратится по данному вопросу в РАО? И каков ход моих действий?

Добрый день, Наталья.

Если вы знаете, что произведение находится в настоящий момент в ведении РАО, то вам необходимо обратиться туда непосредственно, заключить лицензионный договор в котором оговорить условия использования произведения и выплатить полагающееся вознаграждение.

Если текущий правообладатель — сам автор, его наследники, либо издатель. Вам необходимо будет связаться с этим правообладателем, получить предварительное разрешение, можно устное, на использование произведения (такое разрешение не закреплено законодательно, но оно необходимо, например, юристу для подготовки лицензионного договора). Далее вам необходимо будет заключить лицензионный договор совместно с правообладателем. Такой договор с правообладателем может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Скорее всего, в обоих случаях вам необходимо будет согласовать с автором степень и рамки перерабоки произведения.

Также возможна ситуация, когда произведение уже перешло в общественное достояние, или вы хотите использовать выдержки из него (цитаты, изображения) в образовательных целях. В таком случае, разрешение правообладателя или автора вам не понадобится.

Я готов оказать вам всю юридическую помощь: от более подробных консультаций, до подготовки лицензионного договора и переговоров с правообладателем произведения. Если вам понадобятся услуги такого рода, обращайтесь ко мне в личные сообщения — обсудим все аспекты более подробно.

Источник

Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр

В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.

До начала спектакля

Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.

Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:

  • на первой внутренней странице — название пьесы и ее автор, жанр спектакля, постановочная группа, в которую входят режиссер, художник, художник по свету, балетмейстер,
  • на второй внутренней странице — список персонажей и их исполнители,
  • на третьей, уже внешней, странице — большой список людей, работавших над созданием спектакля: сотрудники литературной части театра, установщики декораций, декораторы, бутафоры, реквизиторы, костюмеры, гримеры.

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.

Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой

В зрительном зале

Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.

ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.

АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.

БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.

БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.

ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.

БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».

ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.

В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.

Устройство сцены

Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.

ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.

В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.

К одежде сцены относятся:

ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.

Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.

АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.

КУЛИСЫ — ровно висящие и натянутые большие отрезы плотной ткани черного цвета , закрывающие пространство сцены по ее бокам, так называемое «закулисье». Кулисы создают на сцене планы, то есть, делят пространство сцены. В зависимости от размеров планшета сцены таких планов может быть от трех до пяти.

ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.

ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».

ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.

Сценическое пространство делится на такие части:

АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».

АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.

Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.

Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.

ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.

КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.

Прогулка по театральным местам Москвы: Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, Мейерхольд, Чехов

КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.

СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.

РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.

Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой

Спектакль начался

Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.

ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.

ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.

ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.

АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».

РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».

Спектакль закончился

Спектакль заканчивается поклонами артистов.

АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.

А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.

Источник

Иммерсивный спектакль: что знать и где посмотреть

Два года назад в Москве случился настоящий бум иммерсивных спектаклей. Однако некоторых даже сейчас может смутить это слово на афише. «Бродилки», «променады» и другие шоу всех мастей до сих пор пользуются спросом у зрителей. Разберем, что к чему.

Впервые этим термином воспользовались британцы из группы «Punchdrunk» в 2011 году, когда поставили спектакль «Sleep no more» . Сейчас именно эта работа по мотивам произведения «Макбет» Уильяма Шекспира считается родоначальником жанра.

Immersive переводится, как «создающий эффект присутствия, погружения». Этот жанр завоевал особое внимание молодых людей, которым раньше до театра не было дела. Одно – сидеть в зале и смотреть спектакль, а совсем другое – стать частью этого спектакля, полноправным участником происходящего.

Что значит «участником»?

Нужно всегда быть готовым к тому, что с тобой начнут взаимодействовать актеры. Здесь нет четвертой стены, отделяющей зрителей от сцены. Действие происходит, как правило, в нетеатральных локациях, а зритель получает свободу действий – он может сам выбирать, куда ему идти. Можно следовать за определенным героем или сюжетной линией, можно ходить по случайным комнатам, вдруг там будет что-то неожиданное.

Именно этот фактор зачастую становится самым некомфортным с психологической точки зрения – ведь нужно действовать самому. Пугает неизвестность: что произойдет в той или иной точке?

Для многих людей иммерсивные спектакли становятся своеобразным сеансом психотерапии , ведь своя же реакция на происходящее может стать откровением. К примеру, в одном из самых популярных спектаклей в Москве «Вернувшиеся» по Ибсену есть эротическая массовая сцена в прачечной (прекрасная хореографическая постановка), ради которой, по мнению многих зрителей, уже стоит сходить на это представление. Иногда самые спокойные с вида люди могут совершать самые неожиданные действия. Например, пытаться обнять актеров или незнакомцев-зрителей прямо во время действия, начать громко плакать или же вообще разыгрывать свой спектакль – такие прецеденты случались на «Вернувшихся».

В Москве история иммерсивных спектаклей развивалась примерно так. В 2014 году в ЦИМе был поставлен « Норманск », который задействовал все 7 этажей театра, и был невероятно зрелищным, хотя шел всего 13 раз из-за огромных финансовых затрат.

В 2015 вышли « Русские сказки » Серебренникова, позже — « Черный русский ». На « Вернувшихся » билеты до сих пор разлетаются и стоят совсем не дешево – цены достигают 30 000 рублей. Такие цены вполне сопоставимы с теми ощущениями, которые вы получаете на выходе. Кстати, почти всегда иммерсивные спектакли проводятся в очень интересных локациях, например, в старинных особняках или же в заброшенных промышленных пространствах.

Век иммерсивных шоу не долог , все-таки это нетипичные спектакли, и они не могут существовать по 5-10 сезонов, поэтому афиша постоянно пополняется новинками, а хиты уходят в прошлое. Мы составили список спектаклей на которые вы можете попасть в ближайшие несколько месяцев.

  • «Вернувшиеся»
    Билеты от 3000р. до 30000р.
    Место — Дашков пер., 5, метро Парк культуры
  • QUESTIONING / КТО ТЫ?
    Билеты – 1000-2100р
    Место — Гоголь-центр
  • Москва 2048
    Билеты – от 2500
    Место — Самокатная ул., 4, стр. 9 метро Площадь Ильича
  • Пиковая дама
    Билеты от 7000 до 33000
    Место — TROYKA Multispace, Яузская улица, 1/15, строение 3
  • Морфеус – спектакль расчитан всего на 5 зрителей и идет всего 2 раза в неделю
    Билеты – 1700р
    Место — м.Арбатская, Хлебный пер., д. 2/3, стр. 2

Автор: Ангелина Кравченко

Если вам понравился материал, мы будем очень рады, если вы поделитесь им с друзьями. Подписывайтесь на «Околотеатр» в социальных сетях:

Источник

Читайте также:  Что значить тату скорпион
Оцените статью