Что такое спасение души?
Спасти душу…От ЧЕГО. КЕМ. ДЛЯ ЧЕГО.
Тем, которые НЕ верят в наличие души и её «посмертного» существования, вряд ли будут нужны мои рассуждения…
Но советую таковым не бросать чтение, ибо, быть может, пришёл и ваш час – задуматься о Главном.
Думаю, мало в мире людей, кто ни разу не слышал и не думал о Боге и Его Сыне – Спасителе Христе….
ЧТО такое душа человеческая? – В Википедии сказано : «Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа человека —бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.»
Скажу своими словами : душа – это совокупность наших мыслей, воли, ощущений, понятий, знаний, воспоминаний опыта жизни, памяти о нашем прошлом (детстве, юности, жизни родителей, родных. ), знания о наших предках, желаний, устремлений….нашего отношения к миру,ко всем его атрибутам и принципам.
,которая (совокупность)
даёт человеку понимание и ощущение себя определённой личностью со своим неповторимым внутренним миром и своим пониманием окружающей действительности.
В понятие души входит и воля человека — то есть способность делать определённый выбор действия и поступков.
Опыт человеческих поисков Истины и знание Божьего Слова привели к тому, что люди находили и находят доказательства тому, что душа человека после смерти тела не умирает, но продолжает своё существование …
Душа человека образуется из «материала» наших предков и получив в ней же дух жизни, который Бог изначально вложил (вдунул) в Адама, начинает своё развитие в данном теле для того, чтобы обрести самостоятельное существование личности, а затем совершить свой личный духовный выбор между Раем и Адом……
По мере того, как она пребывает в мире,
в ней происходят определённые процессы, которые либо «утончают» душу — одухотворяют её…., либо отяжеляют и омертвляют ещё больше плотскостью чувств и устремлений….
Из-за того, что люди отступили от Бога и духовно растлились, их души находятся в духовной Тьме, которая закрыла от них Небеса и всё, что есть истинно и прекрасно.
Люди живут в обольщениях и пустых мечтаниях, не зная, что есть Настоящая Жизнь и Величественная Реальность, где их души могут обрести Блаженство, Покой, Гармонию и непостижимую(теперь) для них Любовь.
Так же люди, которые уже сейчас находятся в аде своей души, не верят, что если они не захотят изменить свою жизнь, то их души и после смерти наследуют Тьму вечную (безвременную), где будут пребывать в состоянии мрака, тоски, ожесточённости, безвыходности и неуспокоенности…..
Есть люди, которые верят в реинкарнацию, они говорят: «если Бог есть, то я после смерти буду отдыхать на Небесах, а потом перевоплощусь в нового человека и снова окажусь на Земле»….они не беспокоятся по поводу их теперешнего состояния души… Такие даже в Библии «находят» подтверждение своей неправедной «вере»…
например,
приводят слова об Иоанне Крестителе — Матфея, гл 17: « спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ:
правда, Илия должен придти прежде и устроить всё;
но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.»
—
То есть люди думали, что Христос имел в виду, что пророк Илия, который уже давно был на Небесах, теперь явился на Землю снова, воплотившись в Иоанна…..
НО ответ на это человеческое недоразумение находим в Библии же:
(Лк.,1:13,17) — «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; и предыдет пред Ним в ДУХЕ И СИЛЕ ИЛИИ чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» —
Из чего следует, что Иоанн – это НЕ Илия, а только имел помазание, подобное помазанию Илии, и силу, подобную силе Илии…..
А вот и сам Иоанн свидетельствует о себе: Иоана 1 гл. 19-23:
«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрёкся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ТЫ ИЛИЯ? Он сказал: НЕТ. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.» …
—
Как видите, Иоанн не признаёт себя Илией, даже пророком не признаёт…НО ГЛАСОМ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ…——
У Иоанна было помазание в силе духа подобное помазанию пророка Илии, — Бог послал Иоанна к народу, дабы через него возвестить людям о приходе на Землю Агнца (Сына Божьего) для искупления грешников и примирения (всех желающих) с Богом.. Иоанн был «Голосом Бога»….А Пустыня – это «пустыня» безбожного человеческого существования ….
Илия явился в телесном облике на горе Преображения рядом со Христом (Лк. 9:30-33) — Подумайте, — Илия не мог бы явиться там, если бы он был уже Иоанном.
Поэтому Христос говорил об Иоанне, как об Илии иносказательно, подчёркивая, что перед Началом исполнения Миссии Христа на Земле должен был прийти и уже пришёл Служитель Божий, имеющий дар от Бога к возвещению Божьего суда и провозглашению Имени Агнца Божьего к исполнению Воли Всевышнего…
Кармисты уверяют, что некоторые действия Христа, якобы, подтверждают законы реинкарнации, но в этом нет истины….одни басни…
————
———————- Евангелие от Иоанна (9:2-3) (Христос возвращает зрение слепорождённому) служит НЕ подтверждением «закона кармы», но, напротив, доказывает, что Христос в корне отрицал этот «закон».
«Закон кармы» гласит, что человек, рождённый слепым, согрешил в прошлой жизни и сейчас страдает за содеянное зло. Поэтому не следует пытаться облегчить его страдания, так как это может помешать исполнению кармического долга. Но Иисус явно отрицал, что слепота этого человека была связана с его грехами –
————
Евангелие от Иоанна 9 гл:
1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.»
Затем Христос исцелил его.
—————
По «закону» реинкарнации человеческая душа не создана, но вечна. Таким образом, не создаются никакие новые души для вхождения в циклы перерождений, а когда душа окончательно очищается, она погружается в Абсолют. Это состояние, однако, достигается очень немногими.—-
———
НО если новые души не создаются, а часть душ при этом погружается в Абсолют, население Земли должно медленно, но неуклонно уменьшаться.
Если рассуждать логически,
то
сейчас в циклах перевоплощения должно находиться меньше душ, чем их было тысячу лет назад. Очевидно, однако, что это не так. Население планеты сегодня превосходит по численности любое из предыдущих поколений. Более того, численность населения сегодня быстро растёт. Благодаря увеличению продолжительности жизни и низкому уровню детской смертности, люди чаще рождаются, чем умирают.
Далее по «логике реинкарнации»: Если души постепенно очищаются и освобождаются от зла посредством перерождений и кармических страданий, то мы должны видеть, как человечество в целом становится всё лучше и лучше. Если каждая душа индивидуально очищается от зла, то и весь род человеческий в целом должен проявлять хоть какие то свидетельства нравственного прогресса.
Но становится ли каждое последующее поколение все более нравственным? Очевидно, что это не так. Человечество в целом не проявляет какого-либо нравственного прогресса. Сегодня оно стоит на том же уровне безнравственности и озлобленности, как и сотни лет назад.
Ещё логическое несоответствие: так как большинство людей, как правило, ничего не помнят о своих «прошлых жизнях», они не знают, ЗА ЧТО терпят страдания в жизни нынешней. Если люди не знают, за что их наказывают, КАК они смогут избежать совершения того же зла, за которое они теперь терпят кармические страдания? Если они не знают того зла, которое привело их к страданиям, не обречены ли они на то, чтобы снова повторить это зло? Возможно ли человеку вырваться из этого замкнутого круга, если он не знает, какого зла следует избегать?
А так же представление о реинкарнации уничтожает индивидуальность, поскольку «ты» это «ты» только в этой жизни, а на самом деле существует череда людей, связанных законом кармы. Душа человека, растворяясь в этой череде перерождений, становится чем-то безличным.
Также «закон кармы» не оставляет места прощению. Он не дарует благодати, не проявляет милости, не выказывает любви. «Закон кармы» жесток. Он порождает отчаяние, фатализм и пессимизм.
Делая вывод из сказанного, подчеркну одну непреложную истину: —
Евреям 9: 27-28:
«И как человекам положено ОДНАЖДЫ умереть, а потом суд, так и Христос, ОДНАЖДЫ принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.»
—
Здесь слово = однажды= (умереть)употреблено в смысле = ОДИН РАЗ=. А если бы не так, то это слово НЕ было бы СОПОСТАВЛЕНО со словами: » так и Христос ОДНАЖДЫ принеся себя в жертву. «. — ведь, Христос сделал это ОДИН РАЗ. Христос не будет снова и снова рождаться в теле умалённого человека, чтобы снова проходить путь Голгофы, НО ЯВИТСЯ 2-ой раз уже в Славе и Могуществе Небес.
Итак, душа наша на земле у каждого человека ОДНА, неповторимая, единственная, полученная и сформированная во всём своём развитии (или оскудении) в течении жизни…Эта душа проходит свой путь на Земле однажды, чтобы затем отправится в Вечность на Небеса или в Ад….
Кто-то скажет, что несправедливо, если одни рождаются царями и красавцами, а другие нищими и калеками. —
на что я отвечу, что здесь, на земле ни о какой справедливости речи быть не может, ибо люди САМИ искривили свои пути, САМИ пожинают ТО, что посеяли за всю историю безбожия. Родители отвечают за своих детей, если вкладывают в них зло, рождают их нередко в состоянии опъянения, наркозависимости, проклятия.
Бог благ и милостив..иногда забирает души детские на Небеса, дабы не успели пойти путём греха и противления Богу. Бог видит сердце человеческое уже во чреве, знает, какое наследие получила данная душа от предков и родителей — проклятие или благословение, к чему будет склонна эта душа.
от самого рождения Бог рядом с человеком. касается его через природу, людей, совесть, мысли, чувства, события. побуждает человека искать Бога, стремиться к Нему. и когда душа откликается, Бог ещё сильнее начинает действовать.
НО есть души настолько ожесточённые, что КАК бы к ним не подходил Господь, они Его отвергают. В результате они САМИ выбирают Тьму вечную. ибо Царство Небесное их не привлекает, Оно их раздражает Чистотой и Святостью..им не хочется прославлять Бога и смиряться перед Ним, но хочется самим быть богами и властвовать над людьми и Создателем.
Здесь, на земле мы НЕ для того, чтобы искать своего, желать прославиться красотой или царским величием. успехами в искусстве и науках. здесь мы для единственной цели — ПОЗНАТЬ БОГА, СДЕЛАТЬ ВЫБОР, чтобы обрести Вечную жизнь в Господе, где уже не будет ни боли, ни зла, ни Несправедливости, ни гордыни, ни болезней. НО ТОЛЬКО ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО И ЛЮБОВЬ.
А тот, кто не захочет знать Бога и смирять перед ним свою гордыню, тот наследует Тьму и Смерть.
В каком ты теле здесь или на какой социальной лестнице, разве это важно. Важно только одно, любишь ли ты Бога. ибо жизнь на земле и у богатых и у бедных быстро проходит, все стареют, все страдают, все умирают. остаются же только ВЕЧНЫЕ СОКРОВИЩА ДУШИ.
Верующие в мире сем отбывали (и отбывают) за свою веру в тюрьмах . Калеки от рождения, обретшие Христа, изливают Любовь на «здоровых», которые ропщут и не имеют мира в сердце.
Те, кто были красавцами и богачами, когда-то теряют и то и другое, остаются один на один со своей душой. раньше они нравились людям и им завидовали. теперь они никому не нужны. Ежели они познают Бога, они поймут, что все их ценности — прах в глазах Господа, НО только Любовь истинная, истинная вера может дать Смысл, цель, жизнь.
Люди, верящие в реинкарнацию, безумны. сколько их в разных концах света уверяет в одно и то же время, что в прошлой жизни они были Наполеоном, Лениным, Цветаевой, Авраамом, Моисеем и пр. Повреждённое дьяволом сознание, внушение, образы снов и видений от лукавого привязывают их к фантазиям и вымыслам, устрашают, мучают, обольщают. вместо того, чтобы каждый из них понял раз и навсегда:
что он — один, такого больше не будет! . его душа уникальна!
Она одна и навечно. и он отвечаю только за тО, КАК он живёт сейчас, имеет ли общение с Богом, примирился ли с Ним через Христа, смирил ли себя, взял ли свой крест, собирает ли сокровища небесные, любит ли ближних, прощает ли обидчиков, послушен ли Богу и Его Заповедям.
———-
Только ЭТО угодно Богу. — Он желает очистить вашу душу от всех лжеучений и философий, от гнёта дьявольской лжи и заблуждений и привести вас к Истине.
А Истина записана в Слове Божьем:
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» ( Иоана 14;6)
Так ЧТО такое спасти душу? .—-
Спасти душу – это приготовить душу для Царства Божьего. освободить её от дьявольских пут безбожия и гордыни, ведущих во тьму кромешную. обрести мир с Богом, свободу от грехов в духе своём.. —— Через принятие и познание Христа, ведущего в Жизнь Вечную……..
Источник
Евангелие о кресте и спасении души
Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».
Велика целительность Истины, и нет в мире никакого страдания и никакой немощи, для коих Истина не была бы лекарством.
В своих страданиях и немощах болящие ищут врача, который даст им лекарство от страданий и немощей. Никто не ищет врача, что давал бы лекарства как можно более сладкие; но всякий ищет врача, знающего верное средство, и не придает значения тому, будет ли лекарство сие сладким, горьким или безвкусным. И чем более горькое лекарство врач прописывает больному, и чем труднее способ лечения, тем больше, как кажется, больные доверяют такому врачу.
Почему люди не переносят горького лекарства только из рук Божиих? Почему ищут и ожидают из рук Божиих только сладостей? Потому что не ощущают тяжести своей болезни греховной и таким образом мнят, будто могут исцелиться от одних сластей.
О, если бы люди спросили себя: – Почему все лекарства от телесных болезней так горьки?
Дух Святый ответил бы им:
– Чтобы быть метафорой и изображением горечи лекарств духовных.
Ибо как телесные болезни суть метафора и изображение болезней духовных, так и телесные лекарства суть метафора и изображение лекарств духовных.
Разве болезни духа, эти главные болезни, болезни-первопричины, не намного более тяжки, нежели болезни телесные? Как же тогда лекарствам для духа не быть горше лекарств для тела?
Люди попечительны и многопопечительны о своем теле; и когда тело заболит, они не жалеют ни трудов, ни времени, ни богатств – лишь бы возвратить телу здоровье. Тогда для них никакой врач не берет дорого, никакой курорт не далек, никакое лекарство не горько; особенно когда они еще и почувствуют близость телесной смерти. О, если бы люди были столь попечительны и многопопечительны о своей душе! Если бы они столь же ревностно искали для души своей лекарства и врача!
Тяжко ступать по терниям босыми ногами. Но если босоногий умирает от жажды, а за терниями находится источник воды – то не решится ли босоногий охотнее наступить на терния, окровавив и изранив стопы свои, дабы добраться до воды, – нежели умереть от жажды на мягкой траве, не преходя терний?
– Невозможно нам принимать столь горькое лекарство! – говорят многие, расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Врач людей сперва Сам принял лекарство горькое, горчайшее, хотя был здрав, – только бы показать болящим, что сие не невозможно. О, насколько труднее здоровому, чем больному вкусить и проглотить лекарство от болезни! Однако Он принял Его, дабы это лекарство приняли и смертельно больные.
– Невозможно нам босыми пройти по зарослям терний, как бы мы ни жаждали и какой обильный и чистый источник воды ни находился бы по ту сторону их! – снова говорят расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Господь Сам, босой, прешел тернистую ниву и ныне с той стороны вопиет, призывая жаждущих на источник воды живой.
– Возможно, – возглашает Он, – Я Сам прошел по терниям острейшим и Своими стопами примял их; итак, грядите!
– Если крест – лекарство, невозможно нам принять это лекарство! И если крест – путь, невозможно нам идти этим путем! – так говорят болящие грехом. Потому человеколюбивый Господь взял тягчайший крест на Себя, да покажет, что сие возможно.
В сегодняшнем евангельском чтении Господь предлагает крестоношение, это горькое лекарство, всякому, желающему спастись от смерти.
Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Господь не гонит людей на крест вперед Себя, но призывает их следовать за Собою, Крестоносцем. Ибо, прежде нежели произнести призыв сей, Он предсказал Свои страдания, а именно: И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк.8:31). Он и пришел для того, чтобы быть Путем. Он пришел для того, чтобы быть Первенцем в страданиях и Первенцем во славе. Он пришел, да покажет, что возможно – и да сделает возможным – все то, что люди считали невозможным.
Он не заставляет людей и не принуждает их, но предлагает и советует. Кто хочет. По своей свободной воле люди впали в болезнь греховную, и по своей свободной воле люди должны лечиться и выздороветь от греха. Он не скрывает: горько-прегорько лекарство; но Он облегчает людям принятие его тем, что Сам первым принимает его, хотя и здрав, и являет его блистательное действие.
Отвергнись себя. И первый человек, Адам, отвергся себя, когда впал в грех, но он отвергся себя настоящего и истинного. Требуя ныне от людей, чтобы они отверглись себя, Господь требует отвергнуться себя ложного. Проще говоря: Адам отвергся Истины и прилепился ко лжи; ныне Господь требует от потомков Адама, да отвергнутся лжи и снова да прилепятся к Истине, от коей отпали. Отсюда, отвергнуться себя означает: отвергнуться иллюзорного не-существа, навязавшегося тебе вместо твоего существа, кое от Бога. Отвергнуться плотяности, вытеснившей в тебе духовность, и страсти, вытеснившей в тебе добродетель; и рабского страха, помрачившего в тебе образ богосыновства; и богохульного ропота, умертвившего в тебе дух послушания Богу. Отвергнись злых мыслей, злых желаний и злых дел. Отвергнись языческого поклонения природе и своему телу. Одним словом, отвергнись всего, что, как ты считаешь, является тобой, на самом же деле это не ты, а диавол, и грех, и тлен, и обман, и смерть. О, отвергнись злых навыков, ставших для тебя вторым естеством; именно: отвернись этого второго естества; ибо сие не естество, сотворенное Богом, но нагроможденный и окаменевший в тебе обман и самообман – олицетворенная ложь, коя живет под твоим именем, как и ты – под ее именем.
Что значит и возьми крест свой? Значит – добровольно прими из рук Провидения всякую цельбоносную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы – будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва – принеси ее с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына. Пропадет ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдет ли лютая болезнь – все переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли тебя окружать одни враги – переноси все без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы. Поведут ли тебя на казнь за Христа – будь благодарен Богу за такую честь, подобно тысячам христианских мучеников и мучениц. От тебя не требуют делать то, что до тебя никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников. Следует также знать, что, требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный. Как и апостол говорит: ветхий наш человек распят с Ним, – и тут же объясняет, почему распят: – чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим.6:6). Крест тяжек для ветхого, плотского человека, тяжек для плоти со страстями и похотями (Гал.5:24), но не тяжек для человека духовного. Крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1Кор.1:18). Посему мы хвалимся Крестом Христовым; и хвалимся крестом своим ради Христа. Господь требует от нас не того, чтобы мы взяли Крест Его, но крест свой. Его Крест – тягчайший. Он распялся на Кресте не за Свои грехи, а за наши; потому Его Крест – тягчайший. Мы распинаемся за свои собственные грехи; потому крест наш легче. И когда мы наиболее страдаем, мы не должны говорить, что наши страдания слишком велики и чрезмерны. Жив Господь, и ведает Он меру страданий наших, и не попускает нам страдать свыше сил. Мера наших страданий определена и исчислена не в меньшей степени, нежели мера между днем и ночью и мера движения звезд. Усиливаются ли наши страдания, отягощается ли наш крест – растет и сила Божия, как и апостол говорит: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2Кор.1:5).
Прежде всего, великое наше утешение – в том, что Господь призывает нас следовать за Ним. И следуй за Мною, – глаголет Господь. Почему Он призывает к сему взявших на себя крест свой? Во-первых, для того, чтобы они не пали и не сломились под тяжестью креста. Такова достойная жалости слабость человеческого естества: и для самого сильного человека слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола! Как беспомощно гнутся из стороны в сторону, ища опоры и защиты в пустоте мира сего, хотя и считают весь мир одной отчаянной пустотой, не могущей дать им ни опоры, ни защиты! Потому Господь призывает нас идти за Ним. Ибо, только идя за Ним, мы сможем понести крест свой. В Нем найдем мы силы, храбрость и утешение. Он будет для нас светом на темном пути, здравием в болезни, другом в одиночестве, радостью в скорби и богатством в нищете. Болящему телесно оставляют горящий свет на всю ночь. И в ночи жизни сей нам необходим негасимый свет Христов, который будет умягчать нашу боль и поддерживать надежду на рассвет.
Другая причина, по коей Господь требует, чтобы мы шли за Ним, точно так же важна, как и первая, и касается цели добровольного отвержения себя и несения креста своего. И многие наружно отвергались себя, дабы еще более возвыситься в мире сем. Многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их. Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и все сие – из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение – никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола. Тот же, кто со крестом своим следует за Христом, свободен от всякой гордости, от всякого превозношения над другими людьми и от всякого стремления к мирской славе и выгоде. Как больной принимает горькое лекарство не с целью показать, что он может такое горькое лекарство проглотить, но да исцелится; так и истинный христианин отвергается себя, то есть гнушается своего больного естества, берет крест свой на себя как горькое, но спасительное лекарство и идет за Христом, своим Врачом и Спасителем, не ради человеческих похвал и славы, но да спасет душу свою от смертоносного безумия в мире сем и от червя и огня в мире ином.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Се, глаголы резкие и неумытные! Се, пламя, желающее попалить ветхого человека до самого корня, и с корнем! Господь Иисус Христос пришел не для того, чтобы только поправить мир, но для того, чтобы его претворить, переродить: старое железо бросить в огонь и отлить все новое. Он не ремонтник, а Сотворитель, Он не латает, а ткет. Кто хочет сберечь старое червивое дерево, тот потеряет его. Он может трудиться над этим деревом снаружи, сколько ему угодно: поливать его, полировать, огораживать, стеречь; черви источат дерево изнутри, и оно неминуемо сгниет и погибнет. Кто срубит червивое дерево и бросит в огонь вместе с червями, а затем перенесет свое внимание на молодые ростки и сохранит их от червей, тот сбережет дерево. Кто хочет сберечь свою ветхую, адамову душу, разъеденную грехом и сгнившую от него, тот потеряет ее; ибо такую душу Бог не допустит пред лице Свое, а создание, не представшее пред лице Божие, все равно что не существует. Потерявший же эту свою ветхую душу сбережет душу новую, душу, заново рожденную от Духа (Ин.3:6) и венчанную со Христом. Душа, собственно, и составляет нашу жизнь, потому в некоторых переводах Священного Писания говорится: «кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее»; и: «кто потеряет жизнь свою ради Меня и Евангелия тот сбережет ее». Толкование в обоих случаях одинаковое. Ибо кто хочет сберечь свою смертную жизнь во что бы то ни стало, тот потеряет обе жизни: и смертную, и бессмертную. Смертную – потому что, на сколько бы ни удалось ему продлить свою жизнь на земле, в конце концов со смертью он должен будет потерять ее. А бессмертную – потому что он не трудился и не старался получить ее. Тот же, кто трудится, дабы стяжать бессметную жизнь во Христе, получит и сбережет ее в вечности, хотя и бы и потерял сию временную смертную жизнь. Жизнь временную и смертную человек может потерять ради Христа и Евангелия или тогда, когда при необходимости принесет ее в жертву, приняв мученическую смерть за Христа и Его Святое Евангелие; или же тогда, когда, презрев сию жизнь свою, как грешную и недостойную, устремится всем сердцем, всею душою и всею крепостью своею ко Христу, всего себя отдаст Ему на служение, всем Ему пожертвует, во всем будет на Него уповать. Кто-нибудь может потерять душу свою, то есть жизнь свою, или покончив жизнь самоубийством, или принеся ее в жертву за некое дело неправедное, или же в ссоре и раздоре. Таковому не обещано, что он сбережет душу свою, то есть жизнь свою. Ибо сказано: кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Только Христос и Евангелие несравненно больше души нашей. Это – величайшее сокровище во времени и в вечности, и всякому человеку следует без колебаний пожертвовать всем ради некрадомого сего блага. Но почему Господь добавляет: и Евангелия? Не достаточно ли просто сказать: ради Меня? Не достаточно. Господь глаголет: ради Меня и Евангелия, – дабы тем расширить причины смерти для себя и жизни для Бога, а чрез то увеличить и число спасающихся. Итак, спасется тот, кто потеряет жизнь свою ради Христа живаго и бессмертного. Но спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради дела Христова в мире и Его святого учения. Наконец, спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради одной-единственной заповеди Христовой или одного-единственного слова Его. Господь – Законодатель жизни; кто пожертвовал собою ради Законодателя, тот пожертвовал собою и ради Его закона; и наоборот, кто пожертвовал собою ради Его закона, тот пожертвовал собою ради Него. Отождествляя Себя со Своим делом и Своим учением, Господь тем самым распространяет возможность спасения на многих.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Этими словами во многом разъясняются предыдущие. Из них видно, что Господь ценит душу человеческую выше всего мира. Из них видно также, какую душу человек должен потерять, чтобы душу сберечь: душу поврежденную, душу, погрязшую в мире сем, обремененную миром, порабощенную миру. Потеряет человек такую мнимую душу – спасет истинную душу свою; отвергнет ложную жизнь – приобретет истинную жизнь свою.
Что пользы, если человек приобретет весь мир, предопределенный к погибели, но повредит своей душе, предназначенной для бессмертия? Мир приближается к своему концу, и в конце будет отброшен как обветшавшая и пришедшая в негодность одежда. Истинные души, христолюбивые души, полетят тогда в Царствие бессмертной юности. Конец мира сего есть начало новой жизни душ. Так какая польза человеку от всего мира, если он скоро будет вынужден расстаться со всем миром и если и весь мир, в недалеком будущем, вынужден будет расстаться со своим бытием и исчезнуть, как сон после пробуждения? Чем поможет ему беспомощный мертвец? И какой выкуп даст он за душу свою? Се, даже если бы весь мир был собственностью человека, Бог не принял бы мира вместо души. Однако и мир принадлежит не человеку, а Богу; Бог сотворил его и дал человеку во временное пользование ради еще одного блага, высшего и драгоценнейшего, нежели мир. Главный дар Бога человеку – богообразная душа. И сей главный дар Бог в свое время потребует назад. Ничего человек не может возвратить Богу вместо души. Душа – царь, а все прочее – раб. Не примет Бог раба вместо царя, не взыщет временного вместо бессмертного. О, какой выкуп даст грешник за душу свою? Пока человек еще находится в теле и в мире сем, он увлекается многими ценностями мира; но, разлучившись от тела, он видит (увы, как бы не слишком поздно!), что не существует никаких других ценностей, кроме Бога и души. Тогда ему и помысл не сможет прийти о каком бы то ни было выкупе и замене за душу свою. О, как страшно положение грешной души, когда обрываются все нити, связывающие ее с миром и с Богом, и когда она, голая-преголая, бедная-пребедная, оказывается в мире духовном! Кого призовет она на помощь? Чье имя воспомянет? За край чьей ризы схватится, падая в бездонную пропасть – вечно падая в бездну? Блажен же тот, кто в этой жизни прилепился ко Христу, кто навык Его имя призывать деннонощно, нераздельно от дыхания и от биения сердца своего. Он над бездною будет знать, Кого призвать на помощь. Он будет знать, Чье имя воспомянуть. Он будет знать, за Чью ризу ухватиться. Воистину, он будет вне опасности под покровительством возлюбленного Господа.
Но се, главный ужас для всех тех, кто в этой жизни не боится греха. Господь говорит: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Услышьте то, все верные, и не рассчитывайте сверх меры на милосердие Божие. Воистину, на нераскаянных богохульников милость Божия будет изливаться только в этой жизни, а на Страшном Суде милость сменится правосудием. Услышьте сие, все с каждым днем приближающиеся к неизбежной смерти, услышьте и вострепещите душою и сердцем. Эти слова произнес не враг наш, но Величайший Друг. Те же самые уста, что и со Креста простили врагов, изрекли и сии страшные, но праведные слова. Кто постыдится Христа в этом мире, того и Христос постыдится при кончине этого мира. Кто постыдится Христа пред грешниками, того и Христос постыдится пред ангелами святыми. Чем будешь хвалиться ты, о человек, если будешь стыдиться Христа? Если ты постыдишься жизни, значит, будешь хвалиться смертью! Постыдишься истины? Значит, будешь хвалиться ложью! Милосердия? Значит, будешь хвалиться злобою! Правды? Значит, будешь хвалиться неправдою! Страданий на Кресте? Значит, будешь хвалиться идольскою мерзостью! Бессмертия? Значит, будешь хвалиться смертным тлением и могильным смрадом! И пред кем, наконец, станешь ты стыдиться Христа? Пред тем ли, кто лучше Христа? Нет; ибо нет никого лучше Христа. Значит, ты постыдишься Христа пред тем, кто хуже Христа. Стыдится ли сын отца своего пред медведем или дочь матери своей пред лисицею? Так к чему тебе стыдиться Преблагого пред злыми, Чистейшего пред нечистыми, Всемогущего пред ничтожными, Премудрого пред тупыми? К чему стыдиться величественного Господа пред родом прелюбодейным и грешным? Потому ли, что род сей постоянно мелькает у тебя пред глазами, а Господа не видно? Но еще совсем немного, и Господь явится во славе, на облаках, составленных множеством ангелов, и род сей исчезнет от ног Его, как прах от сильного ветра. Воистину, тогда ты будешь стыдиться не Господа славы, а самого себя, однако стыд твой уже не принесет пользы. Лучше стыдиться теперь, пока стыд еще помогает, стыдиться всего пред Христом, а не Христа пред всем. Почему Господь говорит: кто постыдится Меня и Моих слов? Кто постыдится Меня означает: «кто усомнится в Моем Божестве, и в Моем Божественном воплощении от Пречистой Девы, и в Моих муках на Кресте, и в Моем Воскресении; и кто устыдится Моей нищеты в мире, Моей любви ко грешникам». Кто постыдится. Моих слов означает: «кто усомнится в Евангелии или отречется от Моего учения; или извратит Мое учение и чрез ересь внесет смуту и распри в собрание верных; или гордо вознесется превыше Моего откровения и попытается заменить Его неким иным, своим, учением; или намеренно умолчит и скроет Мои слова пред сильными и могущественными мира сего, стыдясь Меня и страшась за себя». Слова Христовы суть животворящее завещание миру, так же как и Его страдания, Его тело и Его кровь. Господь не отделяет Своих слов от Себя и не придает им меньшего значения, чем Своей личности. Его слово неотделимо от Него. Его слово имеет силу, как и Его личность. Потому Он сказал Своим ученикам: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин.15:3). Он словом Своим очищал души, исцелял болящих, изгонял бесов, воскрешал умерших. Слово Его – творческое, очистительное, животворящее. Впрочем, что тут удивительного, если в Евангелии говорится: и Слово было Бог (Ин.1:1)?
Род сей Господь называет прелюбодейным в широком смысле этого слова, подобно древним пророкам, кои и поклонение другим богам называли прелюбодеянием (Иез.23:37). Прелюбодействует всякий, кто забывает свою жену и идет вслед чужой; но прелюбодействует и всякий, кто забывает Бога живаго и начинает поклоняться сотворенному миру. Кто оставляет веру в Господа и верует в людей, кто оставляет любовь к Богу и переносит ее на людей или вещи, тот совершает прелюбодейство. Короче говоря, все грехи, из-за которых твоя душа удаляется от Бога и сочетается с кем-либо или чем-либо вне Бога, могут быть названы одним общим именем – прелюбодеяние, ибо все они имеют особенности супружеской измены. Итак, кто постыдится Господа Иисуса Христа, Жениха души человеческой, пред таковым прелюбодейным родом, воистину, подобен невесте, постыдившейся своего жениха пред распутными людьми. Господь говорит не просто «в роде сем грешном», но прелюбодейном и грешном. Для чего? Дабы особым образом обличить прелюбодеяние. Под прелюбодеянием же здесь подразумеваются все самые тяжкие грехи, ядовитые и смертоносные, кои более всего отвращают человека от следования за Христом, от самоотвержения, от креста и перерождения.
Но посмотрите, сколь удивительно оканчивается сегодняшнее евангельское чтение: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Можно было бы сказать, что на первый взгляд эти слова не связаны с предыдущими речами. Между тем, связь сия ясна, и конец дивен. Господь не хочет оставить Своих верных без утешения. Призвав их взять свой крест, отвергнуться и самой души своей, грозно предупредив их о страшном наказании, ожидающем того, кто постыдится Его и Его слов, Господь ныне изводит на небо радугу после бури. Он спешит возвестить и о награде тем, кто послушает Его и последует за Ним со своим крестом. Эта награда достигнет некоторых и прежде кончины мира и Страшного Суда, и даже прежде конца их жизни, здесь на земле. Они не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Сколь премудр Господь в проповеди Своей! Он никогда не говорит об осуждении, не упомянув и о награде; не обличает, не хваля; не подводит людей к тернистому пути, не поминая и о радостях в конце пути; не произносит угроз, не давая утешения. Он не оставляет небо покрытым тучами, без того чтобы вскоре не показать сияние солнца и великолепие радуги.
Но кто суть те, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе? Господь, говоря пред скоплением народа и учеников Своих, изрекает: есть некоторые из стоящих здесь. Так кого же Он имеет в виду? Прежде всего, всех тех, кто исполнит заповедь Его о крестоношении и отвержении себя. Они еще в этой жизни почувствуют на себе силу Царствия Божия. На них сойдет Дух Божий, Который очистит их и просветит, и отверзет им врата тайн небесных, как позднее произошло с апостолами и с архидиаконом Стефаном. Не видели ли апостолы в день Пятидесятницы Царствия Божия в силе, когда облеклись силою свыше? Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян.7:55). И не видел ли евангелист Иоанн Царствия Божия прежде своей телесной смерти? И апостол Павел не был ли восхищен до третьего неба, не вкусив смерти? Но оставим апостолов. Кто знает, сколькие и сколькие из тех, кто присутствовал при сей проповеди Христовой, ощутили силу Духа Святаго и узрели Царствие Божие, пришедшее в силе, прежде расставания с этим миром?
Однако, кроме сего изъяснения, некоторые духоносные толкователи Евангелия дают приведенным выше словам Христовым и другое. А именно, они относят эти слова Спасителя к трем ученикам, Петру, Иакову и Иоанну, кои вскоре после проповеди сей увидели на Фаворе преобразившегося Господа, беседующего с Моисеем и Илией. Нет сомнения, что это толкование верно, но оно не исключает и первого объяснения. Трое апостолов воистину видели царствие Божие, пришедшее в силе, когда на горе Фаворской Господь показал Себя в небесном блистании Своем и когда из мира иного явились видимым образом Моисей и Илия, по обе стороны Господа славы. Но вовсе не следует думать, будто это единственный случай, когда смертные люди видели Царствие Божие, пришедшее в силе. Сей случай на Фаворе – воистину величественный и в своем роде уникальный; однако он не исключает и других бесчисленных случаев, когда смертные люди видели при своей жизни – хотя и иным образом – Царствие Божие в силе и славе.
Если мы захотим, то и мы можем, не вкусив смерти, узреть Царствие Божие, пришедшее в силе. При каких условиях оно отверзается, ясно глаголет сегодняшнее евангельское зачало. Возьмем добровольно крест свой и последуем за Господом. Постараемся потерять свою ветхую душу, свою греховную жизнь и усвоить то, что для человека спасти душу свою важнее, нежели приобрести весь мир. Так и мы удостоимся, по милости Божией, видеть Царствие Божие, великое в силе и несравненное в славе, где ангелы со святыми деннонощно славословят Бога живаго, Отца и Сына и Святаго Духа – Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.
Источник