Что значит современное государство

Сущность современного государства и его признаки

Важно также разобраться не только в том, что раньше представляло из себя государство, но и что из себя представляет его сущность в современных условиях.

Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом[9]. Оно представляет собой особый институт общества, организующий совместную жизнь людей и обеспечивающий поддержание необходимого социального порядка в пределах собственных границ и «в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития».

Современное государство характеризуется следующими признаками:

· Государство есть универсальная организация общества[10]. Эта универсальность проявляется в двух аспектах: в пространстве и во времени.

· Органы государства действуют постоянно и на любой территории;

· Государственным воздействием затрагиваются все важнейшие сферы жизни общества;

· Государственная власть распространяется на все регионы страны

· Универсальный характер государства заключен в его управляющих возможностях. Оно является всеобъемлющей организацией общество, в которую входят как все физические лица и их объединения в пределах его территории, так и иные организации, находящиеся в юридической зависимости от государства[11].

Универсальность государства проявляется в умении и способности консолидировать общество, регулировать активную деятельность больших групп населения, подчинять их своему влиянию без применения насилия.

· Государство есть публичная организация власти[12]. Под этим подразумевается «прозрачность» деятельности всего государственного механизма, то есть открытость и понятность действий государственных структур и служащих для граждан, а также общесоциальная их направленность.

· Государство есть правовая организация власти[13]. Это означает, что властные структуры в своих решениях и действиях «связаны правом и законом и реализуют предоставленные им полномочия в соответствии с общеразрешительным принципом правового регулирования»[14], предоставляя своим граждан свободу совершать действия, руководствуясь общедозволительным принципом.

В современном понимании государство не может представлять не что иное, как публично-правовую организацию, то есть правовое государство.

· Государство есть суверенная организация власти[15]. Понятие «суверенитета» претерпело множество изменений и в современном понимании оно включает в себя такие элементы, как: «территориальное верховенство, наличие универсальной международной правосубъектности, государственной символики, официального языка общения, единой кредитно-денежной системы, единого гражданства (подданства), единых вооруженных сил и др.[16]» В современных условиях на суверенитет государства оказывает влияние многие факторы: права и свободы человека и гражданина, существование экологических, экономических, гуманитарных и других общепланетарных проблем.

· Государство выступает в общественной системе как организованная социальная сила, обладающая монополией на легитимное применение принуждения[17]. Использование государством легитимного принуждение несёт в себе два значение. Во-первых, государство использует силу принуждение ради достижения и поддержание необходимого правопорядка в обществе. Во-вторых, государство стремится к закреплению за собой монопольного права на применение принуждения.

· Сущность государства выявляется в его противоречии между классовым и общечеловеческим[18]. Государство является официальным представителем всего общества, выражая не только узкоклассовые интересы определенных групп населения, но и общие интересы всего общества в целом. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.

Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с тем – и к его сущности, несомненно, крайностью. Однако другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению его понятия[19].

· Сущность государства проявляется в том, что оно с самого своего возникновения призвано выполнять функции общественного «посредника». Государство играет роль социального арбитра, умеряя столкновения различных интересов и обеспечивая их удовлетворение цивилизованными способами. В современном обществе сосредоточены интересы совершенно разных общественных групп, поэтому для обеспечения нормального взаимодействия различных социальных сил, государство вынужденно выступать в роли социального арбитра.

Итак, современное понимание сущности государство не сводится только к определению государства в узком смысле слова, то есть как государственную организацию, систему учреждений, обладающих верховной, господствующей в обществе властью на определенной территории.

Но государство мыслится не только как организация общества, но и как само это общество[20]. Понимание государства как публичного и политического союза людей очерчено во многих современных конституциях, через закрепление партнерских отношений государства с населением. В этом и заключается широкое понимание сущности государства как политического сообщества.

Таким образом, государство одновременно есть и политическое сообщество людей, объединенных правом и общими интересами, и публично-правовая, суверенная организация власти общества, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина[21].

В наши дни глобализация оказывает существенное влияние на все сферы человеческой жизни – экономику, политику, язык, культуру, духовно-нравственное развитие, образование, межэтнические и межконфессиональные отношения, в том числе это касается таких важнейших институтов цивилизации как государство и право.

Глобализация, являясь доминирующим цивилизационным процессом современности, вместе с тем, вбирает в себя многие свойства иных общемировых процессов, представляя собой явление принципиально новое в истории человечества, не являясь простым продолжением существовавших прежде интеграционных общемировых тенденций[22].

Экономический фактор является определяющим при раскрытии сущности глобализации. В этом смысле глобализация представляет такое состояние мировой экономики, когда хозяйственное развитие большинства стран и регионов планеты тесно связаны между собой, производственная кооперация и специализация достигают всемирных масштабов, транснациональные корпорации становятся преобладающей формой собственности в мире, международный трансферт капитала превосходит по объему мировой товарооборот[23].

В связи с тем, что глобализация оказывает значительное влияние на все стороны социальной жизни, возникает необходимость в переосмыслении роли государства и права в современном мире. Это влечет необходимость переоценки устоявшихся точек зрения в области государства и права.

Влиянию глобализации подвержена вся политическая структура общества.

Глобализация непосредственно влияет на положение и роль государства в современной политической структуре общества. С точки зрения глобалистов, государство в новой реальности не будет более доминирующей силой на мировой арене, государства теряют свою национальную идентичность[24]. Наблюдается разрушение внутреннего государственного суверенитета. Серьёзное влияние на это оказывают транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы, воздействующие на финансовую систему – основу национального суверенитета государства. Но не только это способно подорвать суверенитет государства, военно-техническая и политическая мощь сверхдержавы является главным фактором эрозии, вплоть до полной утери суверенитета отдельного государства и даже групп государств.

Глобализация самым непосредственным образом влияет на состояние демократии и политической стабильности как внутри отдельной страны, так и в определенном регионе мира[25]. Следует согласиться с проф. И.И. Лукашуком в том, что «в наше время происходит глобализация демократических ценностей. Демократия признается принципом всеобщего значения. Право на нее становится глобальным правом, которое в растущей мере будет поддерживаться международным сообществом в целом»[26].

Под влиянием глобализации происходит изменение характера и содержания государственной деятельности. На первый план выдвигаются проблемы, имеющие важное значение для всего мирового сообщества, которые не могут быть решены отдельными государствами. К ним относятся проблемы общественной безопасности, терроризма, экологии, изменений в климате, защиты общечеловеческих ценностей и др. Иными словами, происходит интернационализация функций государства, т.е. придание внутренним функциям значительного международного аспекта.

В целом, несмотря на то, что процессы глобализации открыли новые возможности для сотрудничества и взаимодействия государств в различных сферах, нельзя отрицать существования противоположных взаимоисключающих интересов, наличия множества барьеров на пути прогрессивного движения.

Источник

Современное государство: место, роль в политической системе, перспективы развития

Государство — форма политико-правового руководства обществом.

Оно обладает особыми свойствами, характеристики которых четко закреплены в Конституции РФ и множественных важных законах. Современное государство имеет особое место и роль в политической системе.

Государство, как опора системы

Являясь фундаментом политической организации общества, государство имеет следующие особенности:

  • концентрация полноты власти;
  • влияние на другие ячейки политической системы;
  • отражает политику общественного строя.

Определение 2

Государство — властная структура, закрепившая за собой организацию:

  1. Публичной власти.
  2. Единой власти.
  3. Универсальной власти.
  4. Верховной власти.
  5. Независимой власти.
  6. Официальной власти.
  7. Централизованной власти.

Специфика взаимодействия государства и политической системы учитывает два фактора:

  • Политическую определяемость правовых норм, регламентирующих отношения.
  • Фактическое участие в политической жизни общества.

Замечание 1

Самостоятельность государства в отношении политической системы и политики предопределена исторически.

Влияние государства может быть прогрессирующим или регрессирующим.

Основа взаимоотношений

Современное государство оказывает влияние на политическую систему и элементы политической системы по принципу сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки. Это позволяет эффективнее решать задачи развития общества и других элементов. Таким образом, конкретные задачи каждого звена раскрываются в полной мере без подмены друг друга.

Обеспечение нормального функционирования, содействие развитию и совершенствованию выражается в:

  • Конституционном праве создавать общественные организации.
  • Создании благоприятных условий их деятельности.
  • Предоставлении политических свобод.
  • Оказании материальной, юридической помощи.
  • Определении правового положения (ограничивается принятием устава).
  • Возложении функций охраны государства на общественные организации посредством суда, прокуратуры.
  • Контроле исполнения ими законодательства РФ.

Господдержка может осуществляться в виде целевого финансирования государственных грантов, при заключении договоров на выполнение работ и услуг для социально значимых заказов.

Сотрудничество подобного рода между государством, общественными организациями, крупным бизнесом, малым предпринимательством и другими составляющими способствует стабилизации жизни, характеризует демократический режим страны.

Роль государства

Главенствующая роль государства в политической системе неоспорима. Юридическая основа регулирования обществом затрагивает все стороны его функционирования. Общепринятые правовые нормы, на которые опирается государство, призваны не только управлять общественными организациями, но способны дать защиту прав человека, как единицы общества. Разрешение социальных конфликтов — также прерогатива современного государства.

Государственная поддержка распространяется на все сферы жизни: правовую, социальную, экономическую, культурную, что способствует проведению необходимой политики, корректирующей развития страны в целом.

Источник

Государство в современном мире: особенности содержания и тенденции развития

Изучив материалы данной главы, студент должен: знать: современные факторы и проблемы развития общества и государства, особенности развития функций государства на современном этапе; уметь: различать общества в современном мировом сообществе и определять различие их интересов, формулировать основные задачи развития данного конкретного государства в современный период; владеть: навыками распознавания угроз для общества и государства на современном этапе исторического развития и определения мер и способов их предотвращения и устранения.

На сегодняшний день существует множество информационных источников, посвященных проблемам и задачам развития общества и государства на современном этапе: от фундаментальных монографий известных ученых до сомнительных мнений интернет-блогеров, не обладающих даже журналистским образованием. Однако большинство этих источников носят политологический характер, формируют ту или иную политическую точку зрения, не касаясь основных теоретических проблем развития государства и права в современном мире, на данном этапе исторического развития.

Особого внимания в плане глубокого теоретического исследования данной проблемы заслуживают труды М.Н. Марченко.

Время сегодня развивается стремительно, и формирование глобального информационного пространства, виртуальной реальности, введение государствами политических внерыночных экономических санкций, падение авторитета ООН и новые войны — захватнические, террористические, «холодные» — формируют и новую государственно-правовую реальность, осознать которую должным образом можно только поняв глубинные проблемы развития современного общества, задачи и функции современного государства и права.

Условия и задачи развития современного общества и государства

Как известно, общество — это исторически сложившаяся на определенной территории организованная совокупность людей, объединенных глубокими экономическими, политическими и культурно-духовными связями, самостоятельно обеспечивающая собственное выживание и развитие от индивидуума до социума. В социально-культурном смысле мы отождествляем общество с понятием «народ», в социально-территориальном смысле — с понятием «страна», в социально-политическом — с понятием «государство», в социально-экономическом — с понятием «самостоятельная система хозяйствования». Соответственно, совокупность обществ, обитающих на планете Земля, а также политические, культурные, экономические и другие связи между ними образуют современное мировое сообщество.

Современное мировое сообщество, как и общества конкретных государств, из которых оно состоит, является сложноорганизованным, максимально структурированным образованием, сочетающим в себе многочисленность и противоречивость интересов различных социальных слоев и групп, коммерческих и политических организаций, государств и их объединений.

При этом сегодня происходит столкновение двух разных тенденций, направлений развития общества, противоречащих друг другу и влекущих большое количество проблем и вызовов, стоящих перед государством и личностью. С одной стороны, в мире наблюдаются процессы глобализации, представляющей собой взаимодействие и взаимопроникновение экономических, культурных, политических сфер жизни разных стран, выработку общих стандартов, взаимное восприятие ценностей. С другой стороны, речь идет о сегментации (локализации) — явлении, которое предполагает дробление, разобщение, противоречие многочисленных интересов и сфер деятельности субъектов политической, экономической, религиозно-культурной сфер.

Примером глобализации может послужить выработка общих требований для различных стран к продуктам питания, безопасности автомобильного транспорта, протоколам функционирования электронных компьютерных сетей. Примером сегментации является диверсификация бизнеса, вывод новых товаров и услуг на рынок, разобщение политических интересов на территории вновь образованных стран после распада Советского Союза, образование новых партий и коалиций, запрещение или легализация однополых браков и т.д.

Отдельным проявлением глобализации (по мысли некоторых ученых — самостоятельным важнейшим фактором развития современного общества) выступает информатизация, которая обусловлена развитием Интернета — глобальной информационной сети, формирующей виртуальную реальность или, выражаясь более научным языком, кибернетическое пространство, не имеющее государственных границ, но вовлекающее в свое функционирование все больше людей и компаний, их личные, коммерческие, коммуникативные и иные интересы. Кибернетическое пространство охватывает не только Интернет, но и иные компьютерные сети, которые в совокупности, во взаимодействии создают не только благо виртуального общения и взаимодействия, но и угрозы, такие как кибернетическая преступность или психологическая зависимость от социальных сетей и т.д.

Три этих ключевых фактора развития современного общества в своей взаимосвязи сопутствуют следующим трем крупным задачам, стоящим перед государством и обществом, решающим многочисленные проблемы его развития.

1. Безопасность личности, общества и государства. Эта всеобъемлющая задача сохранения человечества как вида для мирового сообщества и сохранения общества конкретной страны, конкретного государства, включая исторические, социокультурные и духовные основы его существования, складывается из следующих основных компонентов: физическая безопасность общества. Гарантированность от его уничтожения, прежде всего вооруженными силами других государств. О мотивах возможных внешних агрессий говорить можно много, хотя главной, ключевой причиной большинства из них в современном мире является конкуренция обществ (народов) между собой в условиях увеличивающейся численности населения Земли и уменьшения энергетических, продовольственных и других ресурсов. Эту безопасность обеспечивает обороноспособность государства, которое является основным средством, гарантирующим внешний государственный суверенитет.

Функция государства, которая выполняется при решении этой задачи, — защита страны от нападения извне, ведения войны, способность эффективно осуществлять боевые действия, включаю крупномасштабные. Физическая безопасность общества обеспечивается и путем борьбы с преступностью — внутренним врагом общества, но есть такие международные преступные группировки, бороться с которыми государство в состоянии, только объединяясь с другими государствами. В первую очередь речь идет о международном терроризме как о самой опасной, крайне жестокой и крайне безнравственной форме уничтожения людей; продовольственная, энергетическая и иная ресурсная безопасность общества.

Отдельно взятое общество должно ради своего выживания обладать необходимым уровнем производственных мощностей, обеспечивающих внутри страны достойную жизнь ее граждан, достаточный минимум экономических потребностей общества.

Речь идет и о сельскохозяйственном, и о промышленном, и об иных видах производства. Другими словами, в ресурсном плане общество на каких-то минимальных пределах не должно зависеть от других государств. В случае каких-либо санкций, ограничений, локальных и глобальных конфликтов народ в целом и каждая личность в частности должны быть обеспечены самим необходимым внутри страны; экологическая безопасность общества. Современные экологические проблемы известны: рост загрязнения окружающей среды в связи с ростом производственных мощностей, парниковый эффект, уменьшение пресной воды и лесных площадей, техногенные катастрофы и т.д. Огромная роль здесь принадлежит именно государству, которое контролирует бизнес и устанавливает экологические стандарты, поскольку сущность коммерческой деятельности — прибыль, не предполагающая заботу об окружающей среде. Причем отдельно взятая страна не всегда способна решать такие глобальные проблемы, это задача всего мирового сообщества. Роль международного права здесь особенно велика. Самое сложное, что в погоне за прибылью не только отдельные крупные компании, имеющие транснациональный характер, но и правительства отдельных государств не готовы участвовать в решении мировых экологических проблем. Поэтому зачастую отдельному государству приходится решать указанные проблемы в пределах своих границ, призывая другие государства к диалогу и сотрудничеству; информационная безопасность общества. Она предполагает, во-первых, защищенность от посягательств на охраняемую информацию (хакерских взломов сайтов и систем, доступа к личной информации, персональным данным, государственной, профессиональной, другим видам тайн) любого субъекта в информационной сфере, каким бы видом деятельности он ни занимался: коммуникациями, бизнесом, личными счетами и т.д. Во-вторых, обеспечение отдельным гражданам и всему обществу доступа к информационным ресурсам, которые должны быть во всеобщем доступе, включая информацию о деятельности государства, состоянии окружающей среды и т.д., свободу средств массовой информации. В-третьих, защищенность от вредоносной информации как граждан в целом, так и отдельных категорий (спам, информация о религиозной и национальной розни, информация порнографического характера и т.д.). В-четвертых, противостояние в информационных войнах, навязываемых другими государствами в целях подрыва идеологической составляющей жизни общества. Не секрет, что информационные войны — это новейшее оружие стран Североатлантического альянса (НАТО), основная цель которых — дискредитировать определенных государственных служащих или государство в целом, пользуясь общей информационной доступностью электронных сетей, путем формирования определенных информационных посылок, психологически ориентированных и, как правило, не соответствующих действительности, чтобы дестабилизировать обстановку в обществе, создать слои оппозиционной радикально-настроенной части населения.

2. Трансляция (передача) накопленного опыта во всех сферах человеческой жизнедеятельности и социально-культурной самоидентификации данного общества от поколения к поколению. Это также многоплановая задача, в основе которой, прежде всего, стоит сохранение культурных, нравственных и духовных ценностей, присущих данному обществу, не исключая накопленного опыта в сфере экономики, политического управления, правового регулирования.

Если говорить о Российской Федерации, то к наиболее значимым ценностям сегодня следует отнести уважение и свободу личности, равенство индивидуумов, национальностей и религиозных конфессий, дружбу народов, уважение коллективных объединений и установлений, патриотизм, семейственность, нравственность и т.д. Для нашего народа чужды ценности чисто потребительского и эгоистичного характера, стремление к крупным капиталам, однополым бракам и т.д.

Поэтому несвойственная нашим ценностям существующая сегодня олигархия в стране, а также недостаточно высокий уровень правосознания, граничащий у некоторых слоев населения с правовым нигилизмом, влекут за собой высокий уровень коррупции в государственном аппарате.

Национальная социально-культурная самоидентификация — это отождествление человеком, личностью, социальными группами себя с народом, нацией, государством, страной, основанная на языковой и иных видах коммуникаций, знаниях об истории и культуре своего народа, включая его известных представителей (писателей, композиторов, художников, полководцев, политических деятелей и т.д.).

Ключевое значение здесь играют язык, история и культура.

Трансляция опыта и социально-культурной самоидентификации осуществляется в обществе через процессы воспитания и обучения. В семье, школе, вузе, во всех видах практической жизнедеятельности. К сожалению, большое негативное влияние на систему государственного воспитания оказывают недобросовестные средства массовой информации и различные сомнительные интернет-ресурсы, насаждающие «виртуализированный» английский язык, нигилистические настроения, вбрасывающие непроверенную ангажированную информацию, которая вредит нормальному патриотическому и нравственному воспитанию. Поэтому одна из ключевых задач государства — противодействие вредоносной информации в процессе воспитания подрастающего поколения, включая кибернетическую защиту личности и населения.

3. Развитие науки и технического прогресса, формирование инновационных систем во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Каждый человек, личность и общество в целом должны постоянно находиться в состоянии развития.

Это обеспечивает не только сохранение накопленного опыта, но и приращение новых знаний, с которыми общество становится более мобильным, более защищенным, у личности появляется больше возможностей для самореализации, а уровень жизни и благосостояния населения повышается. Под новыми знаниями здесь понимается их широкий спектр в производстве, торговле, информационном пространстве, быту, образовании и т.д. в виде новых решений, способов, товаров и услуг, способных к широкому внедрению.

Для этого существуют специальные механизмы, разработанные обществом: наука, технический прогресс, инновационные системы.

Инновационное развитие общества с учетом юридического аспекта этого понятия определяется как система общественных отношений, институтов и норм, связанных с созданием условий, разработкой и комплексной практической реализацией в различных сферах человеческой жизнедеятельности новых знаний, способствующая повышению уровня жизни человека и социума, решению социальных проблем, обеспечивающая конкурентоспособность на рынке и в межгосударственных отношениях, повышающая эффективность реформ и преобразований. Инновационное развитие в этом понимании подразделяется на инновационные системы нескольких уровней: международного, национального, регионального и локального. На уровне отдельно взятого государства формируется национальная инновационная система. Это ее формирование коррелирует с формированием гражданского общества и правового государства.

Трансформация сущности и функций государства в современном мире

Традиционно в юридической науке базовая сущность государства воспринимается как институт управления обществом, институт социальной власти, обладающий свойством универсальности. То есть в отличие от других видов социальной власти (власть родителей в семье, начальника в трудовом коллективе, руководителя политической партии и т.д.), которые могут распространяться на отдельных индивидов или социальные группы, государственная власть осуществляется на уровне всего общества, является универсальной и потому называется политической, или публичной. Она также отражается в понятии государственного суверенитета, то есть в некотором смысле является высшей властью общества, обеспеченной мощным аппаратом принуждения.

Традиционно в сущностный аспект государственной власти включается ее оценочный характер, то есть классовый и общесоциальный аспекты, которые присутствуют одновременно, но в разных объемах. Первый касается использования государственной власти в интересах определенных классов или социальных групп, второй — в интересах всего народа на основании всеобщей законности. История государств всего мира показывает, что развитие государства, которое осуществляется параллельно с развитием общества и на каждом историческом этапе соответствует уровню общественного развития, осуществляется от превалирования классового аспекта к превалированию общесоциального, от рабовладельческого общества к демократическому.

Но система несовершенна, и классовый аспект тем не менее остается. В нашу эпоху это видно по уровню сверхбогатых людей, олигархов, сосредоточивших в своих руках гигантские финансовые, промышленные и иные ресурсы. Эти люди есть в любой стране, их деятельность осуществляется через крупные финансово-промышленные объединения, транснациональные корпорации, а их участие в политической жизни страны обозначается через понятие лоббирования. И чем выше коррупция в государственном аппарате, тем большее влияния они могут оказывать на деятельность государства. Наибольшую угрозу представляет слияние олигархии и государственного аппарата, когда олигархи или их представители занимают государственные должности. Классовая сущность государства сегодня, в отличие от рабовладельческих, феодальных и капиталистических режимов, когда превосходство одних классов над другими было закреплено на законодательном уровне, в условиях строительства правового государства, в большей степени обусловлена коррупциогенными факторами.

Поэтому очевидно, что благодаря комплексным средствам борьбы с коррупцией, соблюдению режима законности и правопорядка, повышению уровня правосознания населения, а также повышению уровня правоприменительной и правотворческой деятельности классовая сущность государства может быть сведена до минимума, а права и свободы каждого человека, вне зависимости от любых цензов и ограничений, стать высшей ценностью и приоритетом.

Примером таких эффективных действий в Российской Федерации может служить общенародный мониторинг законопроектов, представленных к рассмотрению Государственной Думой Российской Федерации, организованный в информационном пространстве, где каждый может высказать свое мнение о необходимости той или иной нормы. Кроме того, такие законопроекты проходят сегодня антикоррупционные экспертизы в специальных независимых комиссиях, сформированных из представителей науки и общественности.

В то же время важно понимать, что, даже если победить коррупцию, для общества и государства по-прежнему будут представлять угрозу крупные монопольные компании, которые могут влиять на государственные решения путем манипуляций с принадлежащими им ресурсами. Так, для Российской Федерации примером служат компании в нефтегазовой отрасли, устанавливающие неприемлемо высокие цены на бензин и другие энергоресурсы на внутреннем рынке, как бы забывая, что изначально недра принадлежат народу и государству, и апеллируя к международным ценам. Решать проблемы такого рода должна эффективно организованная антимонопольная политика государства.

Сущность государства всегда определялась и через систему функций, которые оно выполняло в тот или иной исторический период времени. Функции — основные направления деятельности государства, отражающие его назначение в обществе.

Рассмотрим тенденции трансформации некоторых функций государства в современном обществе.

1. Стирание четкой границы между внутренними и внешними функциями современного государства. Правоохранительная функция (охрана правопорядка, борьба с преступностью) все чаще предполагает взаимодействие с другими государствами по выявлению, пресечению, расследованию правонарушений (терроризм, транзит наркотических средств, киберпреступления). Экономическая функция, и так изначально предполагающая в том числе валютное регулирование, тарифы и особенности импортного и экспортного оборотов, внутреннюю и внешнюю логистику, таможенный контроль и т.д., в условиях глобального рынка и непростой геополитической ситуации трансформируется в единую внутреннюю и внешнюю экономическую функцию государства, осложненную еще и разного рода экономическими санкциями, имеющими политические нерыночные причины, но оказывающими огромное влияние на экономику. Экологическая функция также не может делиться на внутреннюю и внешнюю, так как любые крупные экологические проблемы неминуемо сказываются на природно-климатических условиях существования и выживания Земли. Например, сильные пожары в Сибири и на Урале влияют на количество кислорода в атмосфере всей планеты.

2. Экономическая функция государства усиливается в связи с кризисными явлениями экономики и несовершенством банковской сферы. События последних десятилетий, включая кризис 2008 г., показали, что глобальный рынок не в состоянии развиваться самостоятельно, а банковская система многих стран может рухнуть в связи с экономическими проблемами одной страны. В 2008 и последующих годах разные государства собственными вливаниями денежных средств (в том числе за счет бюджета) в банковскую систему спасали страны от экономического кризиса. Центральный банк Российской Федерации (далее — Банк России) как государственная структура теперь активно следит за курсом национальной валюты и регулирует его, контролируя процесс инфляции, ужесточает требования для получения банковской лицензии. Кроме того, уже упомянутые политические санкции заставляют именно государство защищать экономику от потерь, активно стимулировать отдельные виды бизнеса.

3. В отдельную функцию складываются охрана ресурсов и регулирование численности населения в государстве. Ресурсы продовольственные, природные, энергетические находятся в прямой корреляции с численностью населения, и именно на государство ложится ответственность за их сохранность и разумное использование как основы для продолжения жизни будущих поколений нации. Так, Китай ограничивает численность населения, а Россия, наоборот, с учетом территорий стимулирует прирост населения (материнский капитал и т.д.).

4. Возрастание роли экологической функции. Еще полвека назад эту функцию только начали выделять как отдельную функцию государства, а теперь это его важнейшая функция. Всего за сто последних лет деятельности человечества достигнут предел нагрузки на экосистему планеты. В России 2017 г. был объявлен Указом Президента РФ Годом экологии. Еще раз подчеркнем, что только силой государства можно эффективно защищать окружающую природную среду.

5. Технологизация и информатизация функции охраны правопорядка. Введение и постоянное увеличение камер видеонаблюдения и работы с ними, экспертиза ДНК, борьба с разрастающейся кибернетической преступностью. Даже документооборот государственных органов (прокуратуры, суда, полиции) постепенно становится электронным, компьютерные файлы заменяют бумажные папки с делами, правовая статистика обрабатывается специальными программами, электронный доступ к любому незасекреченному решению (приговору) суда осуществляется через специальные правовые электронные порталы.

6. Возрастание роли инновационной функции государства. О необходимости развития инновационной деятельности, внедрения инноваций и формирования национальной инновационной системы было сказано в прошлом параграфе настоящей главы. Важно понимать, что это ключевая задача каждого государства, главнейшая с точки зрения конкуренции обществ. Наиболее инновационно развитое общество будет наиболее конкурентоспособным. Например, то общество, которое первым создаст и повсеместно начнет внедрять искусственный интеллект. Для Российской Федерации в этом плане, как говорят исследователи в этой сфере, нужно «слезть с нефтегазовой иглы», то есть построить экономическое и правовое развитие таким образом, чтобы сверхприбыли нам приносили не только и не столько нефть и газ, сколько инновации. На сегодняшний день российские компании достигли прорыва в сфере военно-промышленного комплекса и в некоторых сферах информационных технологий.

7. Расширение и увеличение значения информационной и идеологической функций государства. Если в прошлом веке государства осуществляли информационный контакт с населением в основном в школе, вузе, через рабочие собрания и совещания, а также путем печатных средств массовой информации, радио и телевидения, то сегодня, с развитием Интернета и многочисленных электронных устройств связи (гаджетов), большая часть информационного обмена населения перешла в реальность виртуальную, где информационные потоки не только сверхмногочисленны, но и малоконтролируемы по своим источникам. Деятельность практически всех СМИ осуществляется в виртуальной информационной среде как наряду с традиционными формами, так и помимо них. Поэтому информационная функция государства, призванная обеспечить всем равный доступ ко всем видам информации, а также защитить население от вредоносной информации, сегодня тесно переплетается с идеологической функцией государства, назначение которой — формирование у граждан идей гуманизма, патриотизма и нравственности.

Сегодня очень сложно нейтральную информацию отделить от эмоционально окрашенной, простые новости отделить от пропагандистских идей, провести четкую границу между свободой слова и призывом к сепаратизму. Глобальные информационные потоки не только и не столько дают фактологический материал, сколько формируют определенные представления о жизни и окружающей действительности. Государство вынуждено участвовать в фильтрации этих потоков, чтобы защитить идеи свободы личности, ценности семьи, патриотического воспитания. Государство обязано вести информационную войну с другими государствами, посягающими на эти идеи. Но главной защитой этих идей, очевидно, по-прежнему будут оставаться семья, школа, вуз, и на их поддержку должно быть направлено основное внимание государства.

8. Борьба с коррупцией становится самостоятельной функцией государства.

Речь идет не только о Российской Федерации. Коррупция неотделима от деятельности государственного аппарата и присутствует в любом государстве на любом историческом этапе его существования.

Однако коррупция не является органической частью системы, а представляет собой свойство несовершенства системы в реальных жизненных (политических, экономических, социальных, личностных) обстоятельствах. Это означает, что коррупция в деятельности государства как хроническая болезнь у человека: ее нельзя вылечить, но с ней можно и нужно бороться, чтобы свести к минимуму ее негативное влияние на государственный и общественный организм. Если понимать коррупцию в максимально широком смысле слова, то помимо уголовных преступлений, связанных со взяточничеством, сюда включают превышение должностных полномочий, другие должностные преступления, коммерческий подкуп в хозяйственных компаниях, полулегальные торговые сделки и монополистические сговоры. Как человек лечит свою болезнь, так государство должно бороться с коррупцией.

Противодействие коррупции традиционно осуществляется по двум направлениям: борьба с проявлениями коррупции путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе с помощью правового принуждения, и предупреждение коррупции, формирование и проведение антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства. Это целая система, комплекс мер, которые осуществляются самыми разными субъектами, но в первую очередь государством и под контролем государства.

9. Актуализация функции защиты страны от нападения извне. История последних десятилетий, связанная с вторжением вооруженных сил стран НАТО в Ирак, Гаити, Афганистан, Югославию, Ливию, Сирию, а также с резкими диалогами с Северной Кореей, Ираном, Россией, заставляет многие государства мира задуматься об укреплении своей обороны. Особенно актуально это для государств, обладающих большими запасами природных ресурсов. Но если в данном контексте речь идет прежде всего о сдерживании агрессии, то когда мы говорим о мировом терроризме, мы говорим не просто об отдельных военных операциях, а о необходимости государства осуществлять полномасштабные военные действия.

Ярким примером тому была война в 2017 г. с международной террористической организацией «Исламское государство» (ИГИЛ) на территории Сирии.

10. Усиление функции международного сотрудничества и создания международных организаций. Несмотря на определенные противоречия в международном сообществе и санкционные режимы, которые стали, на наш взгляд, неадекватным способом решения политических проблем путем вмешательства в рыночные отношения, глобальная экономика развивается и ищет новые пути развития и стабилизации международных отношений. Например, созданы такие достаточно молодые и эффективные организации, как ШОС, БРИКС, Таможенный Союз ЕАЭС. Правовая составляющая деятельности этих организаций активно обсуждается на Евразийском правовом конгрессе и в Институте права БРИКС, созданном на базе Уральского государственного юридического университета.

Что касается типологии современных государств, или классификации систем государственности современного общества, то наиболее актуальная из них изложена в учебнике В.Д. Перевалова «Теория государства и права» и представляет собой деление государств по их позиционированию в глобализированном мировом сообществе («роли на политической арене») на государства-доминанты, государства-детерминанты и государства-партнеры.

Государства-доминанты в силу своего экономического, военного, иного превосходства и основываясь на колониальной идеологии (идеологии расширения своего влияния) осуществляют воздействие на иные государства (прежде всего, государства-детерминанты) с целью навязать свою волю. Такое вмешательство в дела других государств может осуществляться скрытно (так называемые «тюльпановые» революции) или путем прямого военного нападения. «Холодные» и «информационные» войны также порождения такой политики.

Государства-партнеры сосредотачивают свою деятельность, прежде всего, на внутреннем экономическом развитии, защите своих границ, а во внешней политике придерживаются принципов невмешательства во внутренние дела других государств, строят отношения на основе согласования и партнерства с другими государствами.

Наиболее эффективный механизм взаимодействия государств-партнеров — создание международных экономических и других (невоенных) организаций, заключение международных соглашений.

Государства-детерминанты в силу определенного порока своего государственного суверенитета (недостаточное экономическое развитие, слабые вооруженные силы и т.д.) позволяют государствам-доминантам вмешиваться в свои политические и экономические дела, подчиняются в меньшей или большей степени воле государств-доминантов.

Глобализация, сегментация и информатизация (формирование кибернетического пространства) являются тремя важнейшими условиями, факторами развития современного мирового сообщества и каждого общества в отдельности.

Современное общество и государство сталкиваются с многочисленными угрозами и вызовами, для преодоления которых необходимо решать следующие приоритетные глобальные задачи: безопасность личности, общества и государства; трансляция (передача) накопленного опыта во всех сферах человеческой жизнедеятельности и социально-культурной самоидентификации данного общества от поколения к поколению; развитие науки и технического прогресса, формирование инновационных систем во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Соотношение общесоциального и классового аспекта в сущности современного государства по-прежнему актуально, и сегодня оно отягощено проблемами олигархии и коррупции в государственном аппарате.

Практически все функции государства на данном историческом этапе, сохраняя свое изначальное значение, приобретают новое, то есть трансформируются прежде всего под влиянием глобальных информационных процессов, экологических и демографических изменений, острой инновационной конкуренции и возросших военных и идеологических угроз.

Источник

Читайте также:  Что значит акцентное освещение
Оцените статью