Что значит современная культура

Теория современной культуры

Теория современной культуры рассматривает культуру как универсальное отношение человека к миру, через которое он создаёт мир и самого себя.

В настоящее время в понятие культуры понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории. Культура выражает степень познания и практического овладения людьми законами природы и общественной жизни, что составляет необходимое условие существования и развития общества.

Современная теория культуры, отвечая на вызовы глобализации, в число основных проблем современности выводит вопрос о соотношения общечеловеческого и национального в культуре. Процессы интеграции, культурного влияния и проникновение элементов одной культуры в другую осуществляется при созревании культурно-цивилизационных особенностей или культурно-исторических типов внутри себя. Формирование самостоятельных культурных целостностей, таким образом, является необходимым условием интеграционных процессов в культуре. Интеграционные процессы в культуре описываются некоторым набором понятий, в которых преобладает черта универсализма.

Принцип универсальности находит отражение в таких понятиях как мировая культура, общечеловеческое в культуре, достижения конкретных культур, глобальная культура. Мировые достижения отдельных культур интересны миру как конкретно-национальное явление (это относится к русской литературе ХIХ века, обнаружением общечеловеческого в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Читайте также:  Что значат белые пятна у основания ногтя

На сегодня уже сформировались универсальные единицы культуры — мода, образование, туризм, газеты, телевидение, сеть Интернет.

Личность человека формируется в процессе повседневного общения с окружающими. Культура определенного общества принимается человеком не как нечто внешнее, извне навязанное, но как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

Практически любая традиция, любой культурный стандарт имеет в своей основе исторически обусловленную необходимость, связь с которой уже потеряна, но, тем не менее, благодаря которой в качестве стереотипов социальное знание живет и передается от поколения к поколению.

Общественное сознание поставляет информацию в виде цельных, внутренне не дифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, чем осуществляется стабилизирующая функция социального контроля, функция преемственности культуры. Переход определенных «фактов» из информационного поля общественного сознания на личностный уровень мышления конкретного человека происходит благодаря следующим процессам, которые на уровне индивидуального сознания порождают способность к повторению, воспроизведению и констатации того, что общественное сознание «передает» индивиду как некие нормы, правила, не только не требующие теоретического осмысления, но и исключающие его:
Осваивая речь и развиваясь, ребенок усваивает то, что составляет особенности культуры, человеческого способа действия и образа жизни. Многое из этого уходит в подсознание. Ребенок учится быть собственно «социальным существом». Наряду с общими для человека как такового признаками социальной деятельности, ребенок овладевает и данностями определенной культуры.

Существуют различные общественные условности, традиции, которые фиксируются в общественном сознании и закрепляются в индивидуальном подсознании. Это нравы и традиции данного общества, отличающиеся от нравов и традиций другого общества (эстетическая культура, уклад семьи, взаимоотношения поколений и т.д.). Человек как член данного общества усваивает их, не осознавая, и использует на практике, принимая как данность.

Частью содержания общественного сознания является также информация, содержащая сообщения, что, где, когда происходит (например, общественно значимые праздники). Знание этой информации необходимо для ориентации в общественной жизни.

Благодаря этим процессам, человек оказывается «захваченным» определенными данностями, в том числе и стереотипизированными представлениями, являющимися характерными для данной культуры.

Точно так же, посредством копирования поведения взрослых, усвоения их объяснений своих поступков, ребенок приобретает определенное нравственное знание, которое в своей основе представляется данностью, обладает чертами «аксиоматичности», цельности и т.д.

Нравственное знание можно охарактеризовать как начальную ступень освоения индивидом морали, информирующей человека о всей системе требований должного (простых правилах нравственности, стереотипах, моральных нормах, принципах, категориях, идеалах) и об оценочной стороне морали (о специфике нравственной оценки и установившихся в данной среде ее критериях).
Нравственное знание является только «внешним» материалом для выработки личностных элементов морального сознания, одним из которых являются моральные взгляды личности.

Моральные взгляды есть осмысление, понимание личностью нравственных норм, требований, собственная характеристика каких-либо явлений, т.е. есть взаимопересечение нравственного знания и личных моральных оценок. Характеристиками моральных взглядов являются: подвижность, способность опосредовать влияние императивного содержания общественной морали, участие в программировании нравственных отношений личности.

Культуру как явление, изучает специальная наука – культурология. Культурология использует знания философии культуры, социологии, антропологии, этнологии, этнографии.

Теория современной культуры состоит из двух уровней:
1)эмпирический уровень, цель которого – обобщение и систематизация знаний о культуре,

2)теоретический уровень – создание законов.

Характер функционирования и развития культуры реализуется в тех функциях, которые она выполняет в процессе развития человека и общества.

1. Воспитательная функция – воспитание каждого нового поколения осуществляется на основе тех культурных традиций, которые заложены предшествующими поколениями.

2. Творческая функция – выступает в качестве необходимого фактора развития человека и общества, как совокупность преобразований к творчеству.

3. Функция социальной наследственности.

4. Регулятивная функция – культура выступает как система норм и требований общества ко всем сторонам деятельности людей. Она поддерживается общественным мнением, моралью, правом.

5. Познавательная функция – культура всегда является критерием степени власти человека над стихийными силами природы и общества. С этой точки зрения любопытно следующее наблюдение — XXI век начался на Земле почти так же, как начинался век ХХ: среди бурного прогресса науки, на фоне хрупкого политического мира и неуклонного экологического кризиса техногенной земной цивилизации.

В 20-х годах ХХ века Лев Гумилёв говорил с физиками и математиками об истории как о физике социума! Его физическая гипотеза о пассионарности как о главном движителе эволюции человечества в современном мире может быть объяснена на математическом языке топологии многообразий и представлений групп. Если изобразить биографии пассионариев траекториями экстремального действия, то их культурный эффект легко понятен для современных математиков. Бурный ХХ век был щедр на природные экстремальные флюктуации, вот и выросло среди землян замечательное учёное сообщество; оно теперь начинает понимать, как и почему оно выросло. И что делать дальше, чтобы интеллектуальный пир людей не прервался, но и человечество не вымерло бы от самоистребления…

Тогда вечный вопрос о возможном и невозможном в обществе или биосфере станет таким же понятным и увлекательным, как игра в шахматы и в геометрию.

Источник

Что такое современная культура?

современная культура набор повседневных проявлений, мыслей, идеалов и обычаев, разделяемых группой людей.

Это передается через общение, которое в то же время формирует общество, в котором эти проявления расширяются, а также становятся традициями, действиями и целями, которые сохраняются из поколения в поколение..

Эти обычаи, перенятые из других поколений, порождают смесь типичных и типичных проявлений того времени, формируя современную культуру..

Это не более, чем контекст, в котором общество развивается в своей реальности, применяя новые руководящие принципы и образ жизни, благодаря приобретенным ранее знаниям..

Эти руководящие принципы и образ жизни известны как культурные течения и социальные стереотипы, которые варьируются в зависимости от влияния группы людей, которые их составляют..

Может быть, вам интересно Какие культурные элементы и какие из них наиболее важны?

Современная культура и ее влияние

С самой первой эры человека комбинация и сумма индивидуальных обычаев в конечном итоге стали влияниями, которые позже с ростом человечества также расширились, на что указывает связь.

По мере эволюции человека и его образа жизни они развивали свои механизмы взаимодействия, пока не стали средством общения. Основное влияние на проявление и расширение массовой культуры.

Средства массовой информации порождают необычайное распространение по всему миру культурных потоков и социальных стереотипов, формирующих определенную конкретную культуру..

Каждый человек в конечном итоге принимает, даже если он исходит из крошечной среды, но достигает цели расширения через фундаментальные платформы, такие как телевидение, кино или радио.

В настоящее время следует отметить, что Интернет является частью этих культурных влияний, поскольку все больше и больше людей имеют к нему доступ, будь то для потребления информации или общения через веб-сайты, или даже явление сетей социального.

Интернет как часть культуры

То, что раньше служило средством общения, было установлено в качестве модели образа жизни для масс.

Именно через социальные сети на людей могут влиять другие, какими бы отдаленными они ни были или могут иметь совсем другую повседневную жизнь, которая называется англосаксонским образом жизни..

Они принимаются без ущерба для групп посредством обмена музыкой, искусством, литературой и модой во всем своем максимальном выражении, обозначены как контркультурные течения и делают культуру уникальной моделью для подражания во всем мире, уступая место глобализации..

Интернет стал предпочтительным и наиболее используемым механизмом передачи культуры широкому человечеству, потому что он не только идет дальше, но и быстрее.

Это позволяет быстро возобновить эти проявления для поколений рельефа, которые являются частью популярной культуры, их даже называют псевдонимами, такими как Бэби-бум, Поколение X, Поколение Y или Миллениалы и Поколение Z.

глобализация

Говорить о культурном проявлении и его экспансии — это говорить о глобализации, основой которой является современная культура.

Говорят, что через Интернет были сформированы социальные группы, сообщества и институты, которые ждут связей, чтобы продолжить культурные преобразования..

Это было сделано с самого начала человечества, только теперь с большей осознанностью и в пользу его сохранения.

Это также является частью процессов, которые включают в себя ИКТ (информационные и коммуникационные технологии), которые являются механизмами, которые вмешиваются в культурные преобразования посредством общения и интерактивности в глобальных сетях, будь то правительственные, образовательные или семейные.

Цель глобализации — открыть новые способы понимания социальной жизни и новые ориентиры, связанные с гуманизмом..

Бэби-бум

Так называемое поколение Бэби-бум является наиболее популярным из последних четырех культурных течений, с которыми человечество разделено с точки зрения образа жизни, моды, обычаев и способов глобализации.

Это люди, родившиеся между 1945 и 1964 годами после Второй мировой войны. Их так называли из-за высокой рождаемости, зарегистрированной в то время.

К тому времени приоритетами были работа, производительность, экономическое и финансовое положение, в то время как досуг не был частью их обычаев..

Фактически, популярная культура была основана на установлении традиционной модели семьи.

Кроме того, в это время была отмечена важная веха в жизни общества, а именно включение женщин в сферу труда, начиная с признания их прав или гендерного равенства..

Поколение X

Следующее поколение популярной культуры X, образованный людьми, родившимися между 1965 и 1981 годами, уже непосредственно находящимися под влиянием Интернета как части их повседневной жизни. Это были те, кто в молодости ценил изменение аналогичной жизни с цифровым веком.

Однако организационная культура оставалась частью этого поколения, в котором работа по-прежнему являлась неотъемлемой частью общества, несмотря на то, что она идеально адаптировалась к правилам, установленным технологией и массовой связью. То есть досуг все еще был на заднем плане.

Не вызывает сомнений то, что рост массовой культуры стал более заметным с точки зрения музыки, моды и стиля, что позволило установить более тесную связь со следующей социальной группой, возникшей в новом тысячелетии, в 2000 году..

Поколение Y или Millennials

Это поколение более современное, состоящее из тех, кто родился между 1982 и 1994 годами и известен как Millennials потому что это массы, которые не представляют мир без технологий. Приоритетом является качество жизни и развлечений.

Его культура основана на общении через Интернет, сообщениях, социальных сетях, а также музыке, через проигрыватели компакт-дисков, MP3, MP4, DVD или полностью цифровые форматы..

Это те, кто позволил росту глобализации через цифровые медиа.

Поколение Z

Это набор людей, которые родились с 1995 года по настоящее время. Они имеют большее влияние Поколение Y или Millennials и его современность исключительно цифровой век, так как они являются родными для него. То есть их называют «цифровыми аборигенами».

Но также верно и то, что они еще не взрослые, они не являются частью мира труда и финансов, но они были генераторами потребления.

Сотовые телефоны, планшеты и Интернет являются частью их повседневной жизни, потому что технологии необходимы в их повседневной жизни.

Наиболее используемые медиа — это социальные сети, которые углубляют виртуальные среды, благодаря чему они ведут к глобализации, порождая новые направления гуманизма и общества..

Источник

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура

1. Особенности современной культуры

Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же огромная доля населения является приверженцами современной культуры. Заметным образом на структуру современной культуры повлияло развитие средств информации и массовой коммуникации. Жизнь современного человека не видится без таких научных изобретений, как телефон, компьютер, Интернет, телевидение и др. Наука идет вперед огромными шагами, тем самым давая человеку возможность к овладению все большим и большим запасом знаний. Культура вследствие этого становится общедоступной. С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура, предназначенная для большой аудитории. Она постоянно изменяется, для того чтобы удовлетворить запросы большинства людей, т. е. массовая культура напрямую зависит от рынка, моды и актуальности на данный момент.

Рассмотрим некоторые виды искусств и проследим, как они преображались в современном мире.

Огромную роль в жизни современного человека занимает музыкальное искусство. Сейчас это не только классическая музыка. Появилось огромное число жанров и направлений, уследить за изменениями которых очень сложно. Новая поп-музыка появилась, отделившись от традиционной музыки, с появлением рок-н-ролла в 50-х гг. XX в. Крупнейшие исполнители рок-н-ролла, благодаря которым он получил свою известность, – Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Билл Хейли, Дэвид Боуи, Чарльз Бери и др. Одной из известнейших рок-групп 50-60-х гг. XX в. стали «Beatles». Эта ливерпульская четверка (Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Стар, Джордж Харрисон) оказала огромное влияние не только на свое поколение, но и на последующие. Они стали законодателями новой моды и образа жизни. Важным этапом в развитии современного музыкального искусства является появление течения «новая волна», в которое входили поп– и рок-музыка. В основе «новой волны» был панк-рок, отличающийся звучанием, бесцензурным текстом, вызывающим видом исполнителей. Наиболее известные и значимые представители этого течения – Иг-ги Поп, группы Sex Pistols, Exploited, The Clash и др. Из панк-рока вышел хардкор и др. На поколение 90-х г. XX в. огромное влияние оказала рок-группа «Нирвана». Основатель группы Курт Кобэйн с его анархическими идеями разрушения всех устоев стал кумиром целого поколения.

Современная музыка в основном построена на электронном звучании, танцевальной динамичности. Важной чертой современной музыкальной культуры является тот факт, что большое значение имеет не только сама музыка, но и образ ее исполнителя, его имидж. Как следствие – появление в 80-х г. XX в. видеоклипов как видеоинтерпретации песни. Очень часто именно видеоклип определяет популярность музыкальной композиции. Вместе с тем создается новый вид танца – эстрадный танец. Он может выступать и как оформление к исполнению песни на сцене, и как самостоятельное произведение.

Изобразительное искусство, как и музыка, не стояло на месте. В современном мире культура носит массовый индустриально-коммерческий характер, поэтому огромная роль отводится рекламе как средству популяризации произведений искусства и повышения спроса на них. Реакцией живописи на это стало появление нового художественного направления – поп-арт. Поп-арт зародился в 50-х г. XX в. в США и Великобритании. Одной из основных тем этого течения является изображение бытовых предметов в различных сочетаниях. Одним из лидеров поп-арта по праву считается американский художник Энди Уорхол (1928–1987). К тому же Э. Уорхол известен как мастер экспериментального кино. В своем искусстве он мастерски смешивает принципы массового искусства с элитарным и авангардным искусством.

Заметным образом расширился и диапазон кинематографа, во многом благодаря научно-техническому прогрессу, поскольку у режиссеров появляются все новые и новые методы создания кино. Новое направление – сериал – многосерийный фильм. В частности, в XX в. в США зародилась мыльная опера – сентиментальный сериал (реже – фильм) о любви, проблемах в семейных отношениях и т. д. Первоначально мыльная опера предназначалась для домохозяек, чьи мужья служат в армии, чтобы скрасить им будни.

С развитием технологий и средств массовой информации выделился новый вид культуры – информационная культура. Информационная культура заключается в умении человека работать с большим объемом информации, используя для этого компьютерную информационную технологию и другие современные средства получения и обработки информации. В плане развития информационной культуры лидирующее положение занимают такие страны, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Лекция 14. Культура и социум

Лекция 14. Культура и социум 1. Культура и природаК культуре относят все рукотворное, все созданное руками человека, однако в таком представлении существуют противоречия. Такая культура как нечто надстраивающееся над природой создает эффект взаимного отчуждения этих

Лекция 16. Культура античности

Лекция 16. Культура античности 1. Культура античностиКультуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть античной культурой. Культура Древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаический, классический,

Лекция 18. Культура Европы

Лекция 18. Культура Европы 1. Культура ВизантииКультура Византии – уникальное явление в истории европейской культуры. Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину XV в. со столицей Константинополем после раздела Римской империи

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв 1. Культура Древней РусиНаиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей.Еще

Лекция 20. Культура советского государства

Лекция 20. Культура советского государства 1. Специфика культуры в России послереволюционного периодаОдин из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:1) разрушение и

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и осмыслить явления культуры. Этот процесс и есть становление культурологии.Современная культурология не просто сводит в

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа Различие между природой и культурой – это различие между плодами материального мира и продуктами человеческой деятельности. Одностороннее подчеркивание этого различия приводит к дуалистическому взгляду на мир. В свою очередь, это

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество 1. Психологические основы творческой деятельности В качестве внутренней группы факторов, определяющей творческую активность, выступает личностно-психическая культура человека: установки, мотивы, запросы, интересы, т. е. то, что

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение

13.1.1. Ц. ивилизационные сдвиги и современная культура

13.1.1. Ц. ивилизационные сдвиги и современная культура Цивилизационные сдвиги, произошедшие в ХХ в., несравнимы с теми, что бывали в других эпохах, ни по масштабам, ни по темпам, ни по результатам, ни по значению. В ХХ в. совершались не просто отдельные великие научные

Современная систематика цвета

Современная систематика цвета Как известно, цвет — величина трехмерная и характеризуется цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Особо следует подчеркнуть, что если взять несколько разных по своему цветовому тону цветов, но максимальной насыщенности, то светлота их

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен 1. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России 1. Культура древних славян Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура 1. Язычество как феномен истории культуры Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язычество» имеет очень неопределенное значение. Термин имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху

Источник

Оцените статью