Что значит социологическое направление

Словари

совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык прежде всего как социальное явление, как

средство общения людей, связанное с их общественным положением, сферой

занятий, образованием и т. п. В этом плане работы в области социолингвистики относятся к С. н. Однако термин

«С. н.» применяется преимущественно к зарубежной лингвистике — системе

взглядов на язык как социальное явление, возникших в виде реакции на

индивидуалистический психологизм младограмматизма, а также в противовес взглядам

представителей идеалистической неофилологии (К. Фосслер и другие; см. Эстетический идеализм в языкознании).

С. н. оформляется на рубеже 19 и 20 вв., хотя социальная природа

языка была отмечена ещё Дж. Локком, Дж. Вико, французскими

энциклопедистами, В. фон Гумбольдтом и создателями этнической

психологии (В. Вундт, Г. Штейнталь). Общественная сущность языка и

необходимость историко-материалистического подхода к языковым явлениям

подчёркивались в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. Маркс К., Энгельс Ф. о языке, Ленин В. И. о языке).

С. н. складывается во Франции (см. Французская социологическая школа), в Швейцарии

(У. Д. Уитни, Э. Сепир и другие); некоторые взгляды С. н. разделяли

учёные Норвегии (А. Соммерфельт), Великобритании (Дж. Р. Фёрс и лондонская школа), Чехословакии (см. Пражская лингвистическая школа) и других

стран. Представители С. н. определяют язык прежде всего как средство

общения, затем как орудие формирования мышления, а также способ

выявления эмоций. Основной, таким образом, считается коммуникативная

функция языка, признаётся системный характер языка (см. Система языковая) и знаковая природа его единиц

результаты исследований психологии и социологии, развивающихся

одновременно с С. н.

Однако, относя язык к социальным явлениям, зависящим от жизни

общества, в котором он используется, сторонники С. н. во Франции эти

социальные явления первоначально рассматривали в духе социологии Э.

Дюркгейма — как существующие над обществом и навязываемые отдельным его

членам. Причины языковых изменений объяснялись только как результат

изменений в обществе, пользующемся языком (А. Мейе), или воздействием

противоречий между усложняющимися формами общения и стремлением к

экономии языковых средств (Уитни и другие). В США язык трактовался как

историческое наследие коллектива, которое предшествовало становлению

материальной культуры, а с её возникновением и развитием продолжало

сопутствовать ей: «Культуру можно определить как то, что данное

общество делает и думает. Язык же есть то, как думают» (Сепир).

Впоследствии эти идеи легли в основу теории этнолингвистики (см. также Неогумбольдтианство) и так называемой

антропологической лингвистики в США, а также частично использованы

зарубежной социолингвистикой. Идеи С. н. соотносимы с некоторыми

положениями философии языка, развиваемыми английскими философами

Взгляды на язык как средство общения и его социальную природу

разделялись и русскими языковедами начиная с 18 в., вслед за

М. В. Ломоносовым. Некоторые положения С. н. были созвучны также

взглядам советских учёных, исследовавших с 20-30‑х гг. социальную

природу языка, определение языка как социального явления давалось ими с

позиций марксистской философии (труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина,

В. М. Жирмунского, Р. О. Шор и других; см. Язык и общество). Идеалистические основы

зарубежного С. н. подвергались советскими языковедами критике за

ошибочность определения языка с позиций дюркгеймианской социологии и

идеалистической эстетики Б. Кроче, за попытки объяснить причины языковых

изменений исключительно социальными причинами (например, трактовать

расширение значений слов только как переход от использования слова в

каком-либо из значений в узких сферах к общему употреблению) и

устанавливать общие формулы изменений (например, фонетических) на основе смены типов цивилизации,

за понимание нации как наличия у определённого коллектива «воли к

индейцев как антропологических курьёзов, а не с позиций изучения

процессов формирования языков у разных народов и др. Отдельные идеи

представителей С. н. были некритически восприняты так называемым «Новым учением о языке» (Н. Я. Марр) и

послужили основой для вульгаризации марксизма (идеи об изначальной

классовости языка, о смешении, т. е. скрещивании, языков как главном факторе языкового

Важное место в работах представителей зарубежного С. н. занимало

изучение диалектов: территориальных, как

свидетельства исторического развития языков, и социальных, как

отражения классового и профессионального расслоения общества.

Исследовалось взаимодействие этих двух типов диалектов с национальным

языком в процессе его становления и развития. Изучение территориальных

диалектов на рубеже веков легло в основу формирования диалектологии и лингвистической географии, а социальные диалекты

позже стали объектом социолингвистики.

Косвенно с С. н. связано становление структурной антропологии,

изучающей соотношение социальных и языковых структур в процессе

развития мышления на разных ступенях этногенеза (Л. Леви-Брюль,

Б. Малиновский, К. Леви-Строс). В ранних работах представителей С. н. в

центре внимания были проблемы истории языков и диалектов, соотношения

языка и культуры, языковых и социальных структур. С 50‑х гг. началось

изучение функционирования языка в разных ситуациях общения: в

предписанных обществом формах и нормах поведения, в общественных и

религиозных церемониях, при выражении радости, горя, дружбы и вражды во

взаимоотношениях людей разных рангов и т. п., стали исследоваться

речевые особенности средств массовой коммуникации и их воздействие на разные социальные

слои населения (стиль общественных выступлений, пропаганды, рекламы и

т. п.), а также процессы овладения языком детьми и отражение в речи

индивида условий его происхождения и воспитания и др. Эта

проблематика С. н. получила дальнейшее развитие в

Лафарг П., Язык и революция, пер. с франц., М.-Л.,

Сепир Э., Язык, пер. с англ., М.-Л., 1934;

Вандриес Ж., Язык. Лингвистическое введение в историю, пер.

Мейе А., Введение в сравнительное изучение индоевропейских

языков, пер. с франц., М.-Л., 1938;

Жирмунский В. М., Марксизм и социальная лингвистика, в кн.:

Вопросы социальной лингвистики, Л., 1969;

Соссюр Ф. де, Курс общей лингвистики, в его кн.: Труды по

языкознанию, пер. с франц., М., 1977;

Слюсарева Н. А., Проблемы социальной природы языка в трудах

французских лингвистов, в кн.: Теоретические проблемы социальной

Источник

Что значит социологическое направление

18 вопр. Социологическое направление в понимании человека

— экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. (наука об обществе называется социологией (от латинского слова социетас — общество). Нас конкретно интересует не социология, а ее философские основания. С чего начинается социология?

Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек — общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.

Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая ин-терпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).

Выяснилось, однако, что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений. Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны все время дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.

С точки зрения Эмиля Дюркгейма для понимания «социологизма» необходимо выделить и различить в нем два аспекта: онтологический и методологический.

1) Онтологическая сторона «социологизма», то есть концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому подчинена действию определенных законов.

2. Общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

Подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «Общество — не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами».

3. Онтологическая сторона «социологизма» не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности.

Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» — это социальный реализм. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам.

2) Методологическая сторона «социологизма» тесно связана с онтологической и симметрична ей.

1. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Основной принцип его методологии: «Социальные факты надо рассматривать как вещи».

Социальный факт — это «любой вид действия, зафиксированный или нет, способный оказывать внешнее сдерживание индивида и имеющий собственное существование, незави

Источник

Социологическое направление

В конце XIX — начале XX в. в уголовном праве Западной Европы оформилось социологическое направление, представителями которого являлись бельгийский профессор Адольф Принс (род. 1845), немецкий профессор Франц фон Лист (1851-1919), отчасти Э. Ферри, хотя его относили к антропологическому направлению. Согласно социологическому направлению преступность есть продукт преимущественно не биологических, а социальных факторов. Ф. Лист отмечал: «Преступление так же вечно, как смерть и болезнь, наказание никогда не исчезнет, меры предупреждения никогда не победят преступности, точно так же как величайшее развитие гигиены никогда не победит смерти и болезни».

Число преступлений и число осуждённых растёт ежегодно, обгоняя рост населения. Этот вывод сделан был социологической школой в XIX в., а XX век подтвердил его. Рядом с ростом преступности в количественном отношении намечается качественное изменение преступных деяний. Убийства, телесные повреждения, вообще насильственные преступления, уступают место имущественным преступлениям, среди которых опять-таки грабежи и разбои сменяются мошенничествами, подлогами.

Рассматривая причины, порождающие преступность, социологическая школа различала три основных фактора преступности: биологические, космические и социальные. Под именем биологических факторов понимались причины, кроющиеся в индивидуальной природе человека, обусловленные его наследственностью, возрастом, полом, образованием. Космические факторы заключаются в том влиянии, какое оказывает внешняя природа на предрасположенность человека к преступлению. Например, замечено, что весной возрастает число преступлений половых и против личности, осенью и зимой увеличиваются имущественные преступления. Социальные факторы — это причины, создаваемые общественными условиями. Например, бедность толкает к кражам, роскошь побуждает к подлогам.

Особенно росту преступности способствовал массовый исход крестьян из деревень в города, где нищенское существование устраняет страх перед тюрьмой и толкает обездоленных на преступления. У этих людей происходит разрыв со средой, уничтожение или ослабление сдерживающих представлений относительно жизненных соблазнов и испытаний. Эти сдерживающие представления только тогда сохраняют свою силу, когда мы живём в тесном, связанном одинаковыми взглядами и общностью интересов кругу. А. Принс приводит здесь слова А. Смита: «Пока человек, принадлежащий к низшему общественному слою, живёт в деревне, за ним можно наблюдать, и сам он должен следить за собой. Ему необходимо охранять свою репутацию. С переселением же в большой город, он попадает в полную безвестность, перестает следить за собой и предаётся пороку и разврату».

К причинам преступности А. Принс относил также огромные аппетиты, пробудившиеся в современном обществе: чувственность, жадность, склонность к спекуляциям, контраст между роскошью и богатством. Вечным генератором преступности, по словам А. Принса, является то, что «мир обладает огромными аппетитами, которых он не в состоянии удовлетворить». Ученый высказал идею самоограничения и умеренности, которую проповедовала христианская церковь.

Э. Гарофало видел главную причину роста преступности в упадке нравственных устоев общества, находящийся в связи, по мнению итальянца Э. Ферри, с подрывом устоев религии. По мнению Гарофало, бедность и нужда не причины преступления, потому что бедняк привыкает к своему положению. На преступный путь бедняка толкает недостаток чувства честности, лень, зависть к состоятельным. Гарофало отмечал, что не бедность и невежество рождают преступления, а несоответствие потребностей со средствами к их удовлетворению при упадке нравственности в обществе. В среде зажиточных классов процент преступников так же велик, как и среди бедняков. Преступления не исчезнут даже в том строе, где совершенно не будет бедных. Преступность растёт не вследствие экономических условий, а по причине упадка нравственных устоев в обществе при слабости уголовной репрессии.

Причины неуклонного роста преступности во второй половине XX в. стали находить в подрыве традиционных моральных устоев (религии, морали, семьи), идеи соблюдения законов; в желании обладать «удовольствиями», рекламируемыми телевидением, обычно не соизмеримыми с индивидуальными возможностями. Средства массовой информации формируют завышенные материальные потребности, которые общество объективно не может удовлетворить.

Во второй половине XX века в западных странах был обеспечен достаточно высокий жизненный уровень большинства населения, наблюдалась тенденция к росту доли людей, занятых нефизическим, умственным трудом. При этом считалось, что западные люди должны заниматься умственным трудом (работать головой в офисе), а физическим трудом (руками) должны работать иностранцы. Превращение большинства членов западного общества в обеспеченных людей привело к возникновению общества массового потребления, или консьюмеризма (от англ. consume — потреблять). В западном обществе возникло огромное число людей, имеющих свободное от работы время, досуг и желание использовать его для нерабочих занятий. Испанский философ Ортега-и-Гассет давно указал на особенность масс: «избалованные массы настолько наивны, что считают всю нашу материальную и социальную организацию, предоставленную в их пользование наподобие воздуха, такой же естественной, как воздух, ведь она всегда на месте и почти так же совершенна».

Рост современного досуга ознаменовался небывалым ростом притязаний, породил разрыв между притязаниями и реальными возможностями. Средства массовой информации пропагандируют достижения в сфере жизненных благ, формируют соблазны, но в реальности жизненные блага распределяются неравномерно, их не хватает на всех. «В результате многие миллионы людей чувствуют себя обделёнными и заражаются завистью к тем, кому доступны современные распропагандированные блага и кому они доступны в большей мере, чем им. Они заражаются жаждой иметь сразу и иметь как можно больше. Эта жажда лишь в ничтожной мере остается движущим мотивом производительной деятельности общества. Она в основном становится идейно — психологическим состоянием людей, влияющих на их поведение совсем в других направлениях, в том числе — в направлении карьеризма, преступлений, приспособленчества». 3

Эта неудовлетворенность может привести к социальному взрыву, разрушению конституционного государства, к росту преступности. Главной причиной небывалого роста преступности в западных странах является именно несоответствие завышенных материальных потребностей со средствами к их удовлетворению при упадке нравственности в обществе и относительной слабости власти. Упадок нравственных устоев общества в свою очередь вызывается подрывом устоев религии. У честного человека соблазн совершить преступление разбивается о твердые нравственные принципы, привитые религиозно-нравственным воспитанием. А для тех, кто не имеет такой прочной нравственной защиты от криминальных соблазнов, не исключено преступление.

Всех преступников Лист подразделял на две группы: случайных и постоянных. Случайный преступник в состоянии аффекта или под влиянием стеснённого материального положения совершает преступление, чуждое его обычным наклонностям. Он вскоре раскаивается и в большинстве случаев сознается, обещая никогда не совершать преступления, что чаще всего и выполняет, ибо те же самые внешние условия редко снова встречаются. Применительно к случайным преступникам главной целью наказания должно быть устрашение и исправление. К ним вместо вредного краткосрочного тюремного заключения допускалось применение условного осуждения, принудительных работ без лишения свободы, рекомендовалось чаще применять штраф, досрочное освобождение. «Краткосрочное лишение свободы, — отмечал Ф. Лист, — не исправляет, не устрашает и не обезвреживает, часто, напротив, толкает новичка на путь преступления». По его мнению, минимальный срок лишения свободы не должен быть ниже одного года.

У постоянных преступников глубоко укоренились преступные наклонности. Они в свою очередь делились на исправимых (особенно малолетние), неисправимых и прирождённых. К постоянным преступникам (неисправимым, прирождённым) главной целью наказания должна быть изоляция от общества и лишение возможности причинять вред обществу, обезвреживание социально опасных элементов. К ним должны применяться суровые меры: длительное лишение свободы, смертная казнь, ссылка, ибо они обнаружили своё «опасное состояние». Так как судьи не всегда могут точно установить степень опасности подсудимого, предлагалось ввести «неопределённые приговоры», то есть такие, в которых обозначался бы лишь минимум или максимум наказания. При этой системе фактически определение срока освобождения осуждённого передавалось бы в руки тюремной администрации.

Лист писал: «Обезвреживание этих неисправимых я представляю себе в следующем виде. Закон должен гласить: за третье осуждение в одном из следующих преступлений следует заключение на неопределённое время. Наказание должно быть отбываемо вместе с другими в особых учреждениях (смирительных и рабочих домах). Оно заключается в «уголовном рабстве» при строжайшем принуждении к труду и возможнейшем извлечении пользы из рабочей силы; в качестве дисциплинарного наказания вряд ли можно было бы обойтись без розги; резким и безусловным признаком наказания должна была быть обязательная и продолжительная потеря гражданских прав. Одиночное заключение с темным карцером и строжайшим постом может быть применимо лишь как дисциплинарное наказание».

В виду преобладающего влияния социальных факторов для достижения реальных сдвигов в уменьшении преступности необходимо улучшать социальную среду, проводить социальные реформы. Важна не столько кара, сколько, меры, которые могли бы удержать человека от преступления. Закон о жилищах рабочих гораздо более может уменьшить размеры преступности, чем чисто карательные меры. Преобразование современного социального строя может значительно уменьшить склонность к преступлениям. Однако, преступление вечно как смерть и болезнь. Его размеры можно ограничить, но устранить его совершенно не удастся никогда. А. Принс рассматривал преступность как явление вечное, как одну их форм проявления мирового зла: «Нельзя совершенно устранить преступность, как невозможно избежать войн, болезней, пауперизма (бедности) и других бедствий. Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле — одна из самых необъяснимых; все философские системы пытались проникнуть в неё, и все учения о божественной справедливости пытались примирить усовершенствование с существованием зла»). «Увеличение тюрем, школ, рабочих жилищ, улучшение странноприимных домов, больниц, приютов, расширение мер благотворительности и попечения — всё это принесло много добра, не понизив, однако, сколько-нибудь значительно преступности… В основе материальной нищеты лежит нищета физиологическая, умственная и нравственная».

С христианской точки зрения главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). О сложной природе человека выдающийся русский государственный деятель С. Ю. Витте писал: «Человек-существо крайне сложное… Нет такого негодяя, который когда-либо не помыслил и даже не сделал чего-либо хорошего. Нет также такого честнейшего и благороднейшего человека (конечно, не святого), который когда-либо не помыслил и даже при известном стечении обстоятельств не сделал гадости». 9 Профилактика преступности возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. При отсутствии в народе положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли. С христианской точки зрения причина зла в мире в злоупотреблении человека свободой. Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества.

Представители социологического направления утверждали, что существует категория людей, находящихся в «опасном состоянии», от которых общество должно защищаться до того, как они совершат преступление. Под влиянием социологической школы в Англии ещё в 1908 г. был принят закон «о предупреждении преступлений» (см. с…..).

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 597 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Читайте также:  Что значит проходит под эгидой
Оцените статью