Что значит социологический человек

Социологический словарь

— англ. «Homo soctologicus»; нем, «Homo soziologicus». По Р. Дарендорфу — исполнитель заранее определенной соц. роли, в к-рой совмещается индивидуальное и общественное.

Смотреть значение Социологический Человек в других словарях

Человек — м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка.
Толковый словарь Даля

Человек — человека, в знач. мн. Употр. люди (человеки — устар. и шутл., косв. пад. человек, человекам ит. д. — только в сочетании с колич. словами), м. 1. Живое существо, в отличие от животного.
Толковый словарь Ушакова

Социологический Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: социология, социолог, связанный с ними. 2. Свойственный социологии, социологу, характерный для них. 3. Принадлежащий социологии.
Толковый словарь Ефремовой

Человек М. — 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. // Носитель каких-л. качеств, свойств.
Толковый словарь Ефремовой

Человек-невидимка М. — 1. Тот, кто стал невидимым (в сказках, в фантастической литературе и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Социологический — социологическая, социологическое. Прил. к социология. метод. подход к явлениям литературы.
Толковый словарь Ушакова

Институционально-социологический Подход — — применяется в решении проблем хозяйственной жизни.
Понятие »
институт» трактуется предельно широко. Им может быть
корпорация,
монополия,
государство.
Экономический словарь

Рекламная Стоимость Из Расчета На Тысячу Человек (advertising Cost Per Thousand) — Метод измерения ценности спонсорской поддержки путем вычисления стоимости получения доступа к одной тысяче людей посредством печатной или иной рекламной продукции.
Экономический словарь

Социологический — , СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКИЙ см. Социология.
Толковый словарь Кузнецова

Человек-реклама — человек с плакатами-объявлениями на груди, на спине, в
руках.
Экономический словарь

Человек — Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение «верх», «высшее качество», а век.
Этимологический словарь Крылова

Человек — -а; лю́ди; (устар. и шутл.) челове́ки; м. (с колич. сл. только косв. мн.: челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках).
1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью.
Толковый словарь Кузнецова

Человек-реклама — — человек с плакатами-объявлениями на груди, на спине, в руках.
Юридический словарь

Человек Прямоходящий — (Homo erectus), разновидность первобытного человека датируемая примерно от 1,5 до 0,2 млн. лет назад. «Человекообразная обезьяна с острова Ява» была первым первобытным человеком.
Научно-технический энциклопедический словарь

Человек Умелый — (Homo habilis), вид первобытного человека, обнаруженный Луи Лики в 1964 г. в Олдовайском ущелье в восточной Африке. Его окаменевшие остатки датируются между 1,8 и 1,2 млн. лет назад.
Научно-технический энциклопедический словарь

Брокен-хиллский Человек — родезийский человек, череп и отдельные костискелета человека неандертальского типа (см. Неандертальцы), обнаруженные уг. Брокен-Хилл (Кабве) в Замбии (Сев. Родезии) в 1921.
Большой энциклопедический словарь

Гейдельбергский Человек — ископаемый человек, близкий к питекантропам. В1907 найдена нижняя челюсть гейдельбергского человека в Мауэре, близГейдельберга (Германия). Древность ок. 400 тыс. лет.
Большой энциклопедический словарь

Система Человек — машина — система управления, в которой человек (группа людей) управляет техническим устройством для достижения определенной цели (напр., производства материальных ценностей);.
Большой медицинский словарь

Человек — (Homo sapiens) высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом.
Большой медицинский словарь

Человек Гейдельбергский — (Homo heidelbergensis) ископаемый человек, относящийся к архантропам.
Большой медицинский словарь

Человек Из Брокен-хилла — ископаемый человек, относящийся к палеоантропам.
Большой медицинский словарь

человек Стандартный — совокупность средних величин антропометрических, анатомических и физиологических показателей, характеризующих человека, обычно конкретизированная для групп населения.
Большой медицинский словарь

Родезийский Человек — ископаемый примат (неандерталец), обнаруженный возлег. Кабве (Замбия).
Большой энциклопедический словарь

Система Человек Машина — сложная система, в которой человек-оператор(группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессепроизводства материальных ценностей, управления.
Большой энциклопедический словарь

Снежный Человек — (йети) — существо, которое, как утверждают, обитает вГималаях и др. высокогорных районах Центральной и Северо-Восточной Азии.Название снежный человек — перевод с тибетского.
Большой энциклопедический словарь

Социологический Метод — в искусствознании — истолкование искусства какотражения социально-идеологических интересов сословий, классов, партий.Абсолютизация социологического метода при анализе.
Большой энциклопедический словарь

Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры. возник на Землев ходе длительного и неравномерного.
Большой энциклопедический словарь

Человек И Биосфера — (англ. Man and Biosphere — МАВ) — долгосрочнаямежправительственная междисциплинарная программа научно-исследовательскихпроблем управления естественными ресурсами. Принята.
Большой энциклопедический словарь

Гейдельбергский Человек — мауэровский человек, ископаемый человек, представитель архант-ропов. Абс. возраст ок. 400 тыс. лет. В 1907 в раннеплейстоценовых отложениях в селении Мауэр, близ г. Гейдельберг.
Биологический энциклопедический словарь

Человек Как Агент Распространения Семян И Плодов — На протяжении большей части биологической истории зоологический вид человек разумный (Homo sapiens) был всего лишь одним из агентов зоохории. Но с началом развития.
Биологическая энциклопедия

Источник

Социологическая модель человека

Альтернативные модели экономического человека. Экономический и социологический человек.

Основное течение, ядром которого является неоклассический подход, господствует в современной западной экономической науке. Одной из основных причин господства неоклассического подхода является его всеохватность, готовность единообразно с помощью модели рационального, максимизационного поведения объяснить не только все явления, которые традиционно было принято относить к экономическим, но и процессы, протекающие далеко за пределами хозяйственной жизни.

В то же время наряду с неоклассическим существуют и альтернативные исследовательские подходы, пользующиеся большим или меньшим влиянием. Среди них принято выделять австрийскую теорию, посткейнсианство, институционализм, поведенческое направление, радикальную экономическую теорию, хотя четкую демаркационную линию между ними провести трудно и идеи некоторых экономистов укладываются не в одну, а в несколько школ. Данные подходы, естественно, различаются и по используемым в них моделям человеческого поведения.

Только с 1980-х гг. стало складываться нечто похожее на комплексный альтернативный подход. Он формируется на пересечении: посткейнсианской, поведенческой, неоавстрийской и институционалистской исследовательских программ.

Экономический человек

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

1) информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;

2) человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;

3) не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведёт к максимизации полезности);

4) желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи.

Homo economicus или экономический человек, руководствующийся в своем поведении аспектами рациональности и достижения максимально возможной выгоды в условиях ограниченных экономических ресурсов

I. Модель экономического человека – материалиста

II. Модель экономического человека — материалиста с ограниченной рациональностью

III. Модель экономического человека — коллективиста

IV. Модель экономического человека — идеалиста

Социологическая модель человека

Homo sociologicus или социальный человек, стремящийся к общению с другими людьми и утверждению своей роли в социуме

Главной чертой современной социальной модели человека является отказ от акцента на личном интересе индивида. Модель социологов приписывает главенствующую роль обществу. Она предполагает, что индивида следует рассматривать как субъект, подчиняющийся социальным организациям, которые оказывают влияние на его поведение, но сами находятся вне его влияния.

По мнению Линденберга, социологических моделей человека существует два вида. Первой является модель SRSM ((Socialised, Role-playng, Sanctioned Man) означает «человек социализированный, исполняющий роль, подвергаемый санкциям»). Согласно ей, человек, полностью контролируется обществом, т. е. человек с самого рождения полностью запрограммирован своим окружением. Целью общества является полная социализация человека. Данный процесс направляется обществом и подкрепляется возможностью применения санкций со стороны общества.

Вторая модель OSAM ((Optionated, Sensitive, Acting Man) означает «человек, имеющий собственное мнение, восприимчивый, действующий»). Согласно ей, человек имеет мнение относительно разных сторон окружающего его мира. Он восприимчив, но действует в соответствии со своим мнением. При этом он не имеет ничего общего с экономическим человеком, т.к. у него отсутствуют изобретательность и ограничения. Модель OSAM связана с эмпирической социологией, занимающейся социальными процессами, происходящими вокруг «мнений, позиций и ориентаций». Так, например, социологи склонны трактовать явления, наблюдаемые на рынке труда, в терминах трудовой этики или трудовой «ориентации».

Модель OSAM представляет собой попросту частный случай SRSM, акцентирующий внимание на некоторых конкретных процессах.

По мнению немецкого социолога и экономиста П. Вайзе, «homo economicus» и «homo sociologicus» – не более чем предельные, крайние случаи более общей модели человека, которую можно было бы назвать «homo socioeconomicus». Обе эти частные, специальные модели человека, которые автор называет «монстрами» общественных наук, применимы только к относительно равновесным состояниям, тогда как при нарушении равновесия необходимо включать оба механизма общественной координации: и рыночный, и нормативный. Основной его вывод заключается в том, что «homo socioeconomicus» является человеком, который совершает действия, направленные на удовлетворение собственных потребностей, координирует свое поведение с поведением других людей, а так же обладает способностью изменять свои предпочтения.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Социологический человек

Социологический человек ориентируется на господствующие ценности и нормы, ведет себя в соответствии с теми ролевыми ожиданиями, которые на него возлагает общество, зная, что за выполнение своих ролей он будет награжден, а за невыполнение наказан. Способы, которыми социологический человек добивается своих целей, продиктованы не только и не столько разумом, сколько эмоциями, ценностями и традициями. [1]

К содержательному рассмотрению качеств социологического человека мы будем возвращаться неоднократно. [2]

Как при таком подходе выглядит социологический человек . Его рассматривают как полного антипода homo economicus. Если последний, скажем, — это человек независимый, эгоистичный, рациональный и компетентный, то homo sociologicus оказывается человеком, который подчиняется общественным нормам и альтруистичен, ведет себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и не способен к калькуляции выгод и издержек. Посмотрим вариант подобного сопоставления двух моделей. Homo economicus представлен экономистами К. А социологический человек описывается моделью, предложенной С. [3]

В принципе можно предположить, что поведение социологического человека также описывается максимизацией целевой функции. Так, в краткосрочном плане он занимается минимизацией санкций Со стороны общества, а в долгосрочном — максимизацией своего социального статуса. Шмоллер основывает справедливость на принципе, согласно которому мера справедливого в отношении равенства и неравенства должна определяться тем, в какой степени люди или институты служат целям человеческого сообщества. [4]

Как видим, в рамках развернувшейся дискуссии экономический человек, свободно выбирающий наилучший способ реализации своих предпочтений, противостоит социологическому человеку , придерживающемуся установленных норм и правил. Первый выполняет общественные нормы лишь постольку, поскольку их выполнение дает результаты, совместимые с его системой предпочтений. [5]

Эти понятия употребляются в социологии, психологии и политологии ( как и в экономической теории) в двух аспектах: в качестве объекта исследований соответствующей науки и для выражения определенных характеристик человека. В частности, социологический человек ориентируется на ценности и нормы, ведет себя в соответствии с теми ролевыми ожиданиями, которые на него возлагает общество, зная, что за выполнение своих ролей он будет награжден, а за невыполнение — наказан [ Там же. [6]

Социологический человек ориентируется на господствующие ценности и нормы, ведет себя в соответствии с теми ролевыми ожиданиями, которые на него возлагает общество, зная, что за выполнение своих ролей он будет награжден, а за невыполнение наказан. Способы, которыми социологический человек добивается своих целей, продиктованы не только и не столько разумом, сколько эмоциями, ценностями и традициями. [7]

Как это близко к представлениям о справедливой цене в доиндустриальных обществах. Отметим также, что цели социологического человека заданы ему извне, продиктованы обществом. У экономического человека цели свои, а общество определяет законные средства их достижения. Не случайно в рамках данных представлений одной из главных функций государства становится разработка хозяйственного законодательства, тех правил игры, в которой каждый волен реализовать свою стратегию и свои цели. [8]

Человек в рамках воззрений немецкой исторической школы представляет собой существо, подверженное внешним влияниям и движимое одновременно и эгоистическими, и альтруистическими мотивами. На его поведение оказывают несомненное воздействие культурные ценности, и под их влиянием в области хозяйственной деятельности к собственному интересу добавляются еще два, гораздо более благородных мотива хозяйственного поведения: чувство общности и чувство справедливости. Существенной характеристикой социологического человека является иррациональность поведения. Наверно, следует согласиться, что человек часто действует иррационально под влиянием страха, плохо осознанных устремлений и давления со стороны общества. [9]

Первый раздел посвящен определению предмета экономической социологии. Мы подходим к этому определению через спецификацию методологических границ, разделяющих экономическую теорию и экономическую социологию. Первая и вторая лекции раскрывают особенности двух подходов, опирающихся, соответственно, на модели экономического и социологического человека , в них рассматривается историческая эволюция этих моделей, анализируются попытки экономического и социологического империализма. Третья лекция завершает исследование непростых взаимоотношений экономических и социологических подходов, а также анализирует методологические попытки их возможного синтеза. Наконец, раскрывается предмет экономической социологии. [10]

С пониманием того, что представляет собой экономическая социология, связано немало заблуждений. Поэтому сначала мы прочертим первоначальные границы, отделяющие ее от экономической теории. Далее мы сформулируем предмет экономической социологии, определим те принципы, на которые может опираться построение моделей социологического человека в экономике, проанализируем непростые взаимоотношения экономической теории и экономической социологии. [11]

И потому исходим из предположения, что homo sociologicus не стоит в крайней противостоящей точке, но плавает в континууме между двумя полюсами, один из которых уже назван человеком экономическим, а другой можно условно назвать человеком социальным. Но если социология ищет человека не в какой-то отдельной точке, а на протяжении всего континуума, то это означает, что социологический человек может быть представлен лишь в виде целой галереи фигур, через ряд типов действия. [12]

Научное сообщество экономистов, несмотря на проявившиеся тенденции к фрагментации экономической теории, продолжает оставаться более мощной и сплоченной корпорацией по сравнению с социологами. Наблюдаемое же интенсивное развитие экономико-социологических исследований во многом выступает как критическая реакция на предложенные экономистами схемы. Социологические подходы значительно расширяют и обогащают наше видение хозяйственных процессов. Однако это происходит ценою частичной потери точности и определенности. И сами модели поведения социологического человека в хозяйственной жизни формулируются пока весьма нечетко. [13]

Как при таком подходе выглядит социологический человек. Его рассматривают как полного антипода homo economicus. Если последний, скажем, — это человек независимый, эгоистичный, рациональный и компетентный, то homo sociologicus оказывается человеком, который подчиняется общественным нормам и альтруистичен, ведет себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и не способен к калькуляции выгод и издержек. Посмотрим вариант подобного сопоставления двух моделей. Homo economicus представлен экономистами К. А социологический человек описывается моделью, предложенной С. [14]

Источник

Читайте также:  Что значит смущать человека
Оцените статью