Социологический анализ, его уровни и методы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социологический анализ: что это?
Социологический анализ является неотъемлемой частою социологической науки. Именно благодаря анализу происходит интерпретация основных данных, анализируются актуальные проблемы в социуме, происходит поиск по их универсальному разрешению.
Социологический анализ происходит при глубинном исследовании основных социологических эмпирических данных.
Социологические эмпирические данные – это данные, которые характеризуют конкретные социологические факты; данные, в виде которых эти факты предстают перед исследователем, и после продолжительного анализа и обработки предстают и перед остальным обществом.
Социологические данные в анализе могут представать в нескольких основных видах:
- Во-первых, это может быть совокупность чисел, которые направлены на характеристику тех или иных объектов.
- Во-вторых, социологические данные – это все множество индикаторов, которые отражают определенные межличностные или межгрупповые отношения.
- В-третьих, результаты последовательного попарного сравнения респондентами каких-либо процессов или явлений (иными словами, это метод попарного сравнения и анализа социологических данных).
- В-четвертых, это могут быть совокупности определенных высказываний, тексты документов, так или иначе зафиксированные результаты наблюдений за вербальным или невербальным поведением индивида.
В процессе социологического анализа образуются три ключевые модели: априорная содержательная модель, концептуальная модель и формальная модель.
Априорная содержательная модель включает в себя выбор объекта и предмета исследования. В качестве объекта изучений априорная модель социологического анализа выбирает содержательную закономерность процессов и явлений современного мира.
Готовые работы на аналогичную тему
Концептуальная модель нацелена на вычисление изучаемых объектов, а также ключевую характеристику их показателей. Помимо этого, социологический анализ проводится при строгом выборе индикаторов и также принципе их интерпретации. Здесь очень важны два момента: причинно-следственные связи, а также статистические связи (выбор конкретного метода социологического анализа).
Формальная модель социологического анализа направлена на рассмотрение непосредственно результатов измерения. Также здесь главную роль играет величина коэффициента корреляции (статистическая модель изучаемого явления, а также некоторая формальная статистическая закономерность).
Уровни социологического анализа
Современная социология предполагает два ключевых уровня социологического анализа: макроуровень и микроуровень.
Макроуровень социологического анализа, как и макросоциология, нацелен на исследование крупных социальных образований (общностей, групп, систем и структур общества). В поле исследования и анализа также включаются функциональные особенности, процессы изменений и взаимодействий друг с другом крупных социальных образований. В качестве объекта социологического анализа представители макросоциологии рассматривают общество в целом, не затрагивая более узкие и локальные образования. Также представители данного уровня считают, что качественное своеобразие свойственно исключительно социальным явлениям и процессам большого масштаба, и что только они достойны быть объектами изучения, не опираясь на данные более мелких сообществ.
Микросоциология и социологический анализ на этом уровне направлены на рассмотрение множества закономерностей и совокупности механизмов, которые отражают поведение людей, способы их взаимодействия, а также общение на более узком, межличностном уровне. К данному направлению социологи относят следующие теории:
- Теория обмена.
- Теория символического интеракционизма.
Тем не менее, мы, как обычные люди, включены в оба уровня социологического анализа, так как мы одновременно функционируем и на микроуровне, и на макросоциальном уровне.
В последние несколько десятилетий сложилась еще одна модель, которая отражает уровни социологического анализа. Согласно ей, существует не два уровня, а четыре. Два из них – межличностный и групповой (относятся к области микросоциологии), а два остальных – социетальный и цивилизационный (имеют непосредственное отношение к макросоциологическому уровню социологического анализа).
Методы социологического анализа
При сборе социологических данных и для дальнейшего социологического анализа в современной социологии используется несколько ключевых методов. Все они различаются по своей направленности, структуре, сложности организации и распространения.
Первый метод социологического анализа – опрос. Он представлен в виде двух основных методик – анкетный опрос, а также опрос, который реализуется благодаря организации интервью. Интервью может быть личным, а может организовываться для группы людей (абитуриентов, студентов, преподавателей, работников одной сферы).
Второй метод социологического анализа – анализ документов. Данный метод может быть качественным или количественным. Анализируются архивные документы, текущие документы, тематика подбирается в соответствии с темой исследования, а также в соответствии с требованиями заказчика.
Третий метод социологического анализа – наблюдение. Оно может быть включенным и не включенным. При включенном наблюдении исполнитель исследования становится частью какой-либо ситуации, наблюдает за ее участниками, может оказывать влияние на ход событий. При не включенном на наблюдении исполнитель становится лишь наблюдателем со стороны, не может вмешиваться в ход событий и влиять на них в соответствии со своими желаниями.
Последний, четвертый метод социологического анализа – эксперимент. Он может быть как контролируемым, так и неконтролируемым. Разница опять же заключается в том, что в контролируемом эксперименте исполнитель может менять условия, что, в свою очередь, может поменять исход эксперимента.
Источник
Социологическое исследование и его виды
Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоянием морально-психологического климата.
Цели социологических исследований Каждое серьезное дело требует тщательной подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и организационных приемов социологического анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое овладение научными правилами, способными обеспечить высокий научный уровень анализа.
Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу.
Цель любого социологического исследования — анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям — потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты, представляют собой «молчание моря». Любое взаимодействие, скрытое от «внешнего глаза» («молчание моря»), может при определенных условиях выплеснуться бурно, яростно, перечеркивая все расчеты практиков социального управления.
Вместе с тем проведение социологического исследования — не самоцель. Как бы ни была значима его роль и широки возможности, оно выступает в качестве лишь одного из средств получения социальной информации. Признание за социологическим исследованием статуса «одного из. » не позволяет абсолютизировать его роль и рассматривать, как это иногда бывает, в качестве панацеи от всех бед.
Социологическое исследование, по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии.
В научной литературе понятие «методологии» имеет довольно много определений. Одно из наиболее авторитетных научных изданий «Энциклопедический социологический словарь» определяет методологию социологического исследования как составную часть и особую область социологического познания, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований. Существуют и другие определения понятия «методология». Одним из самых простых является расшифровка этого греческого слова: метод — способ, прием; логос — закон, главное условие, принцип. В данном случае — это способ получения нового знания. Если рассматриваем такой подход, то главная задача методолога — помазать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемыми социальными процессами, человеческим взаимодействием. Значит, создавая исследовательские программы, социолог-методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Делается это для того, чтобы повысить уровень надежности получаемых эмпирических данных, следить за тем, как они вписываются в теорию, если же реальная действительность противоречит теоретическим построениям, то и скорректировать теорию.
В научной литературе до сих пор не утихают споры, что считать теорией и что методологией. Между этими понятиями трудно провести разграничительную черту: так тесно они взаимодействуют. Надо запомнить главные их признаки: теория дает объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает как надо исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее изучения.
Социологическое исследование — это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социологическое исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д. Это первый его этап.
Второй этап — сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.
Третий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.
И наконец, заключительный, четвертый этап — анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.
Виды социологического исследования Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т.д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.
1. Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (методических документов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию.
2. Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.
3. Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д.
Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования.
Источник