Что значит социокультурная деятельность

Социально-культурная деятельность

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Социально-культурная деятельность» в других словарях:

Культурная Революция (группа) — Культурная Революция Жанр гаражный рок панк рок Годы c 1984 Страны … Википедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества. С… … Современный философский словарь

ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ — совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символич. функции, на основании к рых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие Ф.к. как … Энциклопедия культурологии

Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран — Московский государственный университет Год основания 1934 Место расположения 119992, Москва, ГСП 2, Ленинские горы, ГЗ МГУ (19 этаж, а … Википедия

РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ — состояние сознания, повернутое на переосмысление состоявшихся культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и собственного культурного роста. Р.к. охватывает все виды рефлекторной деятельности,… … Энциклопедия культурологии

ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ТЕХНОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА — (1974) книга Р. Уильямса . Была переиздана в 1992. Книга Уильямса представителя Бирмингемского центра культурных исследований касается взаимодействия общества и культурных технологий. Проблема взаимовлияния общества и культурных технологий,… … Социология: Энциклопедия

Историко-культурная типология педагогики — Поскольку процессы воспитания и обучения были присущи уже первобытному обществу, то и по отношению к периодам, предшествовавшим появлению пед. теорий, в лит ре нередко используются понятия «пед. деятельность», «пед. традиция», «пед. идеалы», «пед … Российская педагогическая энциклопедия

Читайте также:  Предупредительный диктант что это значит

Прикладная культурология — Прикладная культурология Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир… … Википедия

Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия

Хабаровский государственный институт искусств и культуры — Хабаровский государственный институт искусств и культуры … Википедия

Источник

Что такое социально-культурная деятельность

Содержание статьи

  • Что такое социально-культурная деятельность
  • Что такое воспитательное мероприятие
  • На чем строится социализация как социокультурный процесс

Понятие социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в сфере культуры и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

Источник

Тема 1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие «социально-культурная деятельность» складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность-это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.

Культурно-досуговая деятельность— составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).

Культурная деятельность— это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.

К культурным ценностям относятся:

-нравственные и эстетические идеалы;

-нормы и образцы поведения;

-языки, диалекты, говоры;

-национальные традиции, обычаи, обряды;

-художественные ремёсла и промыслы;

-произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие

Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность – создание культурных ценностей.

Сферы культурной деятельности:

-выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории

-эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая

деятельность в сфере культуры;

-научные исследования в сфере культуры;

-занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным

искусством, декоративно-прикладным творчеством.

Социально-культурная деятельность — это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия различными видами творчества и деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание

личности и группы в сфере досуга.

Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Социально-культурной деятельности присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.

В разные исторические периоды Социально-культурная деятельность

-внешкольное образование (до 1920 г.)

-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

-культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990)

-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)

-социально-культурная деятельность (с середины 90-х годов).

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение

и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.

Основным государственным документом, на котором базируется вся социально-культурная деятельность, является закон о культуре 1992 года или социально-культурная деятельность и деятельность культурно-досуговых учреждений организуется и регулируется в правовом отношении «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от 1992 года.

В законодательстве чётко определены понятия: «культурная деятельность»,

«культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность», «культурное достояние», «государственная культурная политика», основные сферы деятельности государства в области культуры и раскрыто содержание основных прав граждан в области культурной деятельности.

Особенности социально-культурной деятельности:

-осуществляется в свободное время;

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;

-характеризуется многообразием видов социально-культурной деятельности.

СКД признаёт право любого человека на включение в социально-культурную деятельность.

В рамках закона рассматриваются следующие направления:

— Экономическое — вложение средств в развитие отечественной Культуры,

развитие различных типов учреждений Культуры.

— Гуманитарное — определяет содержание деятельности, изучение и использование

передового опыта, учёт принципов и функций, методики социально-культурной

— Организационно-управленческое — решаются вопросы управления, руководства,

Отличительные черты социально-культурной деятельности:

Свободное время — часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для

различных нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению.

В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение средств

массовой информации и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), любительские занятия — личные хобби и занятия в различных объединениях.

Главной задачей организации досуга является — удовлетворение духовных

потребностей личности в сфере досуга.

Эта задача является главенствующей в деятельности различных культурно-досуговых организаций. Социальная деятельность изначально направлена на поддержание человека в обществе. Современные проблемы общества негативно сказываются на обществе в целом и на отдельных его представителях. Разрешение сложных жизненных проблем любой человек может найти в общественной деятельности (творчество, самовоспитание, самосовершенствование).

Главные задачи социальной деятельности:

1. Находить индивидуальный подход к людям, нуждающимся во внимании,

для их жизненного самоутверждения.

2. Оказать посильную посредническую помощь между нуждающимися людьми и учреждениями, которые могут им помочь.

Досуг — осуществляется в свободное время.

Досуг — эта та часть свободного времени, которую тратит человек на удовлетворение своих духовных потребностей.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, её расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

В рамках досуга человек занимается самореализацией, самосовершенствованием.

Результатом социально-культурной должно стать формирование всесторонней

гармонически развитой личности.

Характерные черты социально-культурной деятельности:

— свобода выбора, основывающаяся на добровольности и активности;

— многообразие видов социально-культурной деятельности на основе различных

интересов любых социальных групп;

— сущность социально-культурной деятельности определяется репродуктивным

— творческий характер — это когда сам создаю, сам исполняю;

-репродуктивно-творческий элемент социально-культурной деятельности (формы ориентированные на общение людей).

Важнейшей задачей наших дней является работа по социализации личности,

т.е. включение личности в социально-культурный процесс.

Основные виды социально-культурной деятельности:

— Активный и пассивный отдых.

— Отдых, ориентируемый на развлечения, опирается на эмоциональную сферу,

способствует снятию утомления, восстановлению физических сил, на основе эмоционального подключения.

— Просвещение в рамках досуга способствует развитию общей культуры, начиная с периодических изданий, литературы, посещения выставок, зрелищных учреждений, лекций, встречи с интересными людьми.

— Творчество как процесс создания чего-то нового (не возможен без прохождения

Теоретические возможности социально-культурной деятельности позволяют интересно и качественно организовать досуг на любом этапе.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что значит социокультурная деятельность

1. Основные термины СКД.

3. Эволюция культурно –просветительной работы

4. Особенности современной социокультурной ситуации.

5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­ циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность — это деятельность, направлен­ ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа — деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­ териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео­ рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­ пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­ альной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно мо­ жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­ дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­ шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­ говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­ но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­ шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­ тивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­ сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­ дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ ленных общественных движений и инициатив, средством ис­ пользования свободного времени различными группами населе­ ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода — социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гу­манитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .

Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъ­екта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетво­рить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профес­сии, социальных услуг, — это сфера компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятель­ность закономерно рассматривается как одно из важных направ­лений социальной работы.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

Сфера досуга, как известно, — сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют

основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

Источник

Оцените статью