- КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
- Полезное
- Смотреть что такое «КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ» в других словарях:
- Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
- Что такое социальная сущность человека?
- Отличия социальной сущности от биологической
- Становление социальной сущности человека
- Социальные качества личности
- Самосознание и самореализация
- Заключение
- Социальные качества людей: понятие, виды, механизмы формирования
- Социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников по Н.И. Монахову. Качества личности ученика по И.И. Понасенко. Социально-значимые качества юристов. Этапы возрастного развития индивида. Общественные условия социализации.
КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .
Полезное
Смотреть что такое «КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ» в других словарях:
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России . . 194 Социальное страхование в СССР. 196 Социальное страхование в капиталистических странах. 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия
Социальное жильё — Социальное жилье (social housing) способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету. В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости,… … Википедия
качество — 3.1.1 качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик (3.5.1) требованиям (3.1.2). Примечания 1 Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное. 2 Термин «присущий»… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Социальное животное — Не следует путать с животным компаньоном. Социальное животное организмы, способные к активному взаимодействию с другими особями своего вида. Сообщества Горилл и других высших приматов имеют сложно организованную социальную структуру Все… … Википедия
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ — взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.… … Социология: Энциклопедия
качество жизни — 2.1.35 качество жизни: Степень удовлетворения комплекса потребностей и интересов гражданина, семьи и общества в целом. Пункты 2.1.24 2.1.35 (Введены дополнительно. title= Изменение № 1 (ИУС № 04 2014) ). 2.2 Виды социальных услуг Источник: ГОСТ Р … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
качество социальной услуги — 2.1.21 качество социальной услуги: Совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Социальное благополучие — проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич.,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Качество социальной услуги — 2.1.21. #Качество социальной услуги#: совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию. … … Официальная терминология
Качество жизни — термин Р.Бауэра, обозначает позитивные аспекты жизни и функционирования человека. Н.М.Брэдбери первым представил данные об этом в виде показателя эмоционального баланса, то есть суммы позитивных эмоций за вычетом суммы негативных эмоций. Работы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Источник
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
- преодоление примитивных инстинктов и «первобытных чувств»;
- стремление менять мир в лучшую сторону;
- потребность в активной деятельности, полезной для общества;
- способность совершенствоваться, преодолевать свои слабости;
- способность и потребность ставить перед собой цели и достигать их;
- потребность в общении и иных формах взаимодействия;
- потребность в признании и уважении.
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
- Биологическая сущность проявляется в том, что человек является обычным животным со своими потребностями и инстинктами, направленными на их реализацию. Основные биологические потребности человека – это поддержание жизни, воспроизводство рода и защита потомства.
- Социальная сущность проявляется в том, что человек, являясь частью общества, способен управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила. Социальная сущность, как и личность, формируется в процессе социализации.
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
- Личность рассматривается как активный субъект, способный познавать и менять окружающий мир, влиять на общество, оценивать себя и своё место в социуме. В рамках этого подхода социальными качествами личности считаются те качества, которые определяют образ жизни человека, его самооценку и оценку его другими членами общества.
- Личность рассматривается как набор социальных функций и ролей. Человек выполняет одновременно несколько функций в разных сферах жизни. В рамках данного подхода социальными качествами личности называют качества, формирующиеся и развивающиеся в процессе взаимодействия с другими членами общества.
Основные социальные качества личности:
- самосознание – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;
- самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;
- социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой;
- активность – способность выполнять социально значимые действия, проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими;
- интересы – источник мотивации, необходимой для активных действий;
- убеждения – нравственные, идеологические, религиозные и прочие взгляды, определяющие восприятие личностью окружающего мира;
- цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение.
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
- материальные блага и комфорт;
- развитие и творческая деятельность;
- власть и уважение;
- духовное совершенствование.
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
Источник
Социальные качества людей: понятие, виды, механизмы формирования
Социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников по Н.И. Монахову. Качества личности ученика по И.И. Понасенко. Социально-значимые качества юристов. Этапы возрастного развития индивида. Общественные условия социализации.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.01.2012 |
СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Понятие социальных качеств человека
Виды социальных качеств человека
Механизмы формирования социальных качеств человека
Список использованной литературы
Не смотря на то, что социальные качества человека изучаются большим количеством научных дисциплин, как то: социология, педагогика, философия, лингвистика, психология и др., тема остается спорной и неразработанной в достаточной степени, потому и весьма актуальной.
Целью настоящего исследования является дефиниция социальных качеств человека, виды и механизмы формирования.
1. Анализ литературы по теме контрольной работы. Теоретическое изучение социально значимых качеств людей по материалам научной литературы.
2. Проведение эмпирического исследования социальных качеств людей.
3. Анализ полученных результатов.
Гипотеза: социальные качества людей не передаются по наследству и возникают исключительно в процессе социализации.
Объект исследования: социальные качества людей.
Предмет исследования: понятие, виды, механизмы формирования социальных качеств людей.
Методика исследования: анализ подобранной научно-практической литературы.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы.
Работа выполнена на 18 листах.
Понятие социальных качеств человека
Наиболее полное определение дает социология, объясняя социальное качество как понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Уже само понятие «личность» обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологическое единство (качество) индивида. Поэтому личность — это конкретное выражение общественной сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Термин «личность» образовался от латинских слов «persona» (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и «personare» (говорить через). Таким образом, раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в некотором смысле все люди носят «социальные маски». Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово «личность» и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед «аудиторией». Итак, личность — продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней — ее социальное качество.
Социальные качества не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности — это формы унаследованного биологического поведения, т. е. такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться «нормам» поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление «зоопсихологического индивидуализма» под давлением потребностей сообщества.
Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.
Таким образом, социальные качества людей — это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей[10].
Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества — это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества «оживают» и «живут» только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия [2].
Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие — социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.
Особенностью выражения качеств является наличие эталонного морфологического класса, предназначенного для их обозначения — прилагательного. Значение качества, однако, могут выражать существительные, глаголы и наречия, как отдельные лексемы, так и (у существительного и глагола) отдельные формы или частные парадигмы форм.
Качество может проявляться в разном количестве, что отражается в грамматике прилагательного (категория степени сравнения), в его деривационном потенциале (наличие регулярных дериватов со значением низкой и высокой интенсивности качества), а также в его семантических и синтаксических валентностях, а именно наличии зависимых наречий меры и степени. Существуют и другие грамматические, словообразовательные и лексические средства выражения градуальности качеств: существительное со значением лица, существительное со значением качества, прилагательное, краткое (предикативное) или полное (атрибутивное), глагол или глагольное словосочетание [3].
Кандидат педагогических наук Костюченко А.А. под социально-значимыми качествами людей понимает качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, эмпатия [5].
Психологи же сходятся на том, что при общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. И хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности — это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность [1].
Виды социальных качеств человека
Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.
Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе [4].
Монахов Н.И. выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников [6].
Товарищество — близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.
Уважение к старшим — почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Честность — искренность, прямота, добросовестность и безупречность.
Трудолюбие — любовь к труду. Труд — работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.
Бережливость — бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.
Дисциплинированность — подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
Любознательность — склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
Любовь к прекрасному — постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.
Стремление быть сильным, ловким — настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.
Учитель английского языка высшей категории Понасенко И.И. выделяет другие значимые качества личности ученика [7]:
самостоятельность и ответственность за результат собственных решений;
готовность и потребность работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности;
способность и готовность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире;
готовность к образованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
Педагоги томской общеобразовательной школы скомпилировали более полный список социальных качеств школьников в таблицу и выделили два типа личностных качеств [11]:
Мыслительные качества + психические процессы, влияющие на познавательную деятельность
Источник